Почему киберспорт - это спорт. Геймерам и родителям - на личном примере с 2001 года. 3/3
Часть 3 из 3
Продолжение истории, первая часть которой здесь, а вторая вот здесь
Play online
Тренировок внутри клуба явно не хватало, чтобы прокачиваться, потому что играя с одними и теми же игроками, опыта ты почти не приобретал. Поэтому мы пошли в интернет. Наш клуб не был подключен к Сети, и мы играли из дома. Кто-то из крутых чуваков подсказал нам, что в чате IRC (не путать с icq), есть каналы (да, это 2005 год), где шведы, норвежцы, поляки ищут себе соперников.
Мы находили их и рубились. К слову сказать - Европа не очень-то любила российских игроков - у нас был медленный интернет с огромным пингом. Поэтому мне пришлось немного посидеть в шведском чатике и запомнить несколько слов, которые позволяли во время поиска соперника прикинуться шведом. Ну а когда все уже заходили на сервер и становилось понятно, что мы - глючные русские, соперники редко отменяли матч:)
Каждый матч обходился нам примерно в 14 мегабайт трафика. 1 мегабайт стоил тогда 5 рублей. Можете представить, какие большие деньги требовались школьнику, чтобы играть онлайн с Европой. Кроме того, Европа садилась играть на 3 часа позже Ижевска. Шведы садились играть в 10-11, мы начинали в 1-2 ночи и играли зачастую до 5 утра.
Чтобы все понимали масштаб проблемы ночных игр дома - отмечу, что командный киберспорт подразумевает активное общение между участниками команды - нужно быстро передавать информацию о координатах соперника, смене тактик и так далее. А ещё это очень эмоционально.
Поэтому как-то раз во время напряжённого матча я обнаружил у себя за спиной маму, папу и бабушку. Они думали, что я сошел с ума, потому что в то время и Скайп то был не очень популярен, а тут я, посреди ночи орущий во время игры что-то вроде "два по зигзагу, два с мидла, в длине авэпэ".
И - да, все на аббревиатурах, сленге и внутриигровых топонимах (названиях мест на игровых картах, которые присваивались по разным характеристикам, причем от региона к региону название одного и того же места на карте зачастую очень сильно отличалось - команда из Москвы называла "пожаркой" то, что команда из Тольятти звала "верх-низ")
Романтика выездных соревнований
В 2006 году у нашей команды был какой-то затяжной перерыв, мы поступали в университеты, кто-то начинал работать, кто-то готовился поступить в универ, поэтому я поехал свободным составом, так называемым "миксом" в Нижний Новгород, на отборочные матчи World Cyber Games. Выступали неплохо, но в итоге проиграли ребятам из Ижевска, с которыми вместе и приехали.
Ну и также вместе поехали назад. Надо сказать, что до Нижнего добирались через Казань, там все вместе шатались по городу в ожидании следующего поезда. Все как один - с рюкзаками, набитыми мышками, клавиатурами, ковриками для мышей, наушниками. Все как один - говорящие на непонятном языке на непонятные темы, связанные со стрельбой, бомбами, терроризмом. Сказать, что в поездах и на вокзалах на нас смотрели с опаской - ничего не сказать.
Один раз кто-то неудачно пошутил, намеренно высунув кусок провода от мышки из рюкзака перед досмотром. Была беседа с омоном. Больше мы так не шутили. В 2007 мы выиграли первый крупный турнир в Ижевске, и это было круто. Окрыленные победой, мы поехали в маленький город Можга, и выиграли и там. И это было незабываемо.
Играем финал в Можге, de_train, овертайм
Наши призовые Составили несчастные 750 рублей на пятерых, чего хватало на обратную электричку. Мы ехали стоя 4 часа в переполненном вагоне, но мы были чертовски рады этому!
В 2008 мы стали клубной командой и у нас появился "спонсор" в лице владельца компьютерного клуба - он делал нам большую скидку на игровое время, зато поиграть с нами хотели многие команды и мы делали клубу рекламу. Он же несколько раз спонсировал наши поездки на тренировки и соревнования в Воткинск - мы брали в аренду микроавтобус, у нас были фирменные футболки и мы ехали играть за 50 километров, потому что в Воткинске были крутые ребята.
Примерно по такой же схеме мы поехали в Пермь, это был октябрь 2008 года. До Воткинска мы доехали на машине с перегрузом, нас было 5 и водитель, брат у одного из нас. На посту не остановили и мы были рады.
В Воткинске мы встретились с двумя местными командами и одной из Чайковского. Нас набралось 20 человек играющих и 3 зеваки, которые ехали зрителями. Кто-то замолвил за нас словечко, и нам за бесценок представили в аренду ПАЗик какой то местной школы. На нем мы 5 часов добирались до Перми (200 км от Воткинска).
Приехали мы поздно вечером, около 10 по местному, и нашу шумную компанию не рады были видеть ни в одном общежитии, чаще всего нам обещали вызвать милицию.Отчаявшись найти ночлег, мы уснули прямо в ПАЗике, навалившись друг на друга.
Вы спросите, не замёрзли ли мы, ведь был октябрь? Да мы чуть не охренели от холода, потому что водитель, нервы которого не выдержали 5 часов обсуждений на тарабарском языке, припарковался у компьютерного клуба, ушел и вернулся через 15 минут. Выпил залпом 100 граммовую бутылку водки, запил бутылкой пива и упал спать прямо на руль. Ключи он спрятал, поэтому завести двигатель и включить печку мы не могли.Мы проснулись в 8 утра и пошли в клуб.
Клуб Кислород в г. Пермь раньше был здесь. А справа на фото - место, где запарковался наш водитель ПАЗика :)
Таких клубов мы до того момента не видели - стояло около 60 компов с огромными 19-дюймовыми мониторами. Площадь помещения была, наверное, около 250 квадратов, внутри продавали кофе и сникерсы. Снаружи было около нуля градусов, мы очень радовались теплу внутри клуба, но нас стало жесточайше рубить спать. Всего на турнир заявилось около 40 команд.
Наши соперники из Перми и Березников пришли свеженькие и выспавшиеся. А мы были похожи на каких-то заморышей. Тем не менее, наша команда смогла победить трех соперников, в том числе - фаворитов турнира, но мы снова отправились домой от руки команды из Ижевска, проиграв им на жесточайших "ничьях". Овертайм был трижды или четырежды. Наши земляки приехали утром на комфортном Мерседес Спринтер из Ижевска. А мы уехали на этом Мерседес домой - просто поменялись по договоренности с ними. Вот такое комьюнити.
Полезные скиллы из киберспорта
Важно сказать, что именно кибеспорт заставил меня впервые разобраться в программировании, пусть и примитивном - используя текстовый редактор мы модифицировали то, что называется "config" - настройки конфигурации игр. В качестве "кода" использовались специальные текстовые команды, "зашитые" в игру. Можно сравнить это с чем-то вроде первых языков программирования типа basic.
Написание конфигов стало чем-то вроде соревнования, потому что различные скрипты позволяли не только улучшать игровые настройки (читай - давали преимущество перед ненастроенными компами), но и прикручивать всякие "понты" - например, при запуске некоторых скриптов в консоли появлялась примитивная анимация из символов - бегущие строки с пожеланием "Good luck and have fun!" и прочее.
Самые старые из вас вспомнят, что в версиях Counter-strike до 1.5 включительно текст в консоли мог менять цвет по команде con_color. Так вот у моего друга был конфиг с анимированным автоматом калашникова, который стрелял разноцветными патронами. Весил конфиг дофига :)
А еще любили тюнить scr_conmsg или что-то вроде того - это черная хреновина, которая при коннекте к серверу в cs 1.1 - 1.5 показывала сообщение "117 seconds left...". Помните, да? :))
Примера анимированного текста не нашел, но вот примитивное отображение ника при открытии конфига:
Компьютеры в основном были слабые - видеокарты редко превышали по объему памяти 256 мегабайт, а оперативная память 512.
Поэтому мы быстро освоили то, что называется оптимизацией - мы умели отключать ненужные системные службы в Windows, настраивать видеокарту, отрубать ненужные визуальные "плюшки" - анимацию окон, скругление, красивые шрифты.
Все подчинялось только одному - комп должен хорошо тянуть игрушку.Многие вещи устанавливались методом научного тыка - кто-то случайно заметил, что если на компьютере, который выступал выделенным сервером для игры (hlds), запустить любой видео-файл, то пинг (скорость отклика сети) снижался с 12 до 5 :)
Ну и само собой мы могли разобрать и собрать комп, подключали мышку, наушники и клавиатуру на ощупь. В общем, с компьютерной грамотностью у геймеров все в порядке.
В заключение
Тренировки, выезды, победы, поражения, команда, вовлечённость - это ли не символы спорта? Где физическое развитие? А я вам скажу - скорость реакции у киберспортсменов в среднем около 0.18 сек (от момента "увидел картинку" до момента "нажал кнопку") - и это поддается улучшению. А что касается влияния на здоровье и психику - не могу сказать, скольких компьютерные клубы удержали от зависания в подъездах за гораздо более вредными занятиями. И подавляющее большинство ребят, с кем я познакомился и стал общаться благодаря киберспорту, хорошо себя чувствуют, достигают результатов по жизни и вообще замечательные люди.
Игры не портят людей. Люди портятся сами и без игр. Игры не воспитывают в детях жестокость. Воспитание дают родители.
С другой стороны, всему свое время. "Сидеть" за игрушками после определенного возраста через чур много - явный признак инфантилизма. Они не должны и никогда не смогут быть заменой реальным достижениям.
Пусть у вас всего будет в меру :)