Серия «Записки уставшего полиграфиста»

Цветовые профили печати

Уважаемые коллеги, прошу не сильно придираться за обобщения. Устройство гиппопотама на попугаях анатомически точным быть не может. И простите меня все, сокращала как могла, но все равно вышло длинно, потому как данный вопрос — это кроличья нора.

Первое и главное: CMYK и RGB не описывают цвет. Это всего лишь инструкции устройствам вывода как им выводить, не более.

Описывает цвет Lab. Сферический в вакууме, но вся борьба за цветопередачу сводиться к стремлению воспроизвести цвет с минимальными отклонениями именно от lab (молчите про cielab и xyz – это совсем другой уровень).

А цвет — это свет. Свет же — это электромагнитное излучение. В зависимости от длины волн видимого спектра, которые попадают на сетчатку человеческого глаза, мозг выдает картинку того или иного цвета. И если человеки воспринимают цвета субъективно и индивидуально, то вот спектрофотометр измеряет их в конкретных циферках. Опущу вопрос заполучения правильного цвета, устройства ввода (сканер или камера, например) тоже работают с профилями, но это отдельная тема.

Допустим, правильный цвет получен, теперь его надо воспроизвести с минимальными потерями. Воспроизведение цвета возможно исключительно чем-то и на чём-то, и эти чего-то определяют условия вывода, в данном случае — печати. Материалов много, красок тоже, особенно в разных частях света, а условный фотошоп у всех один. В разных же условиях печати одно и тоже соотношение cmyk будет разного цвета. На этой почве часто растут люди-помидорки или трупы, грустная еда, паразитные краски в чистых цветах, потери деталей в тенях и светах. Даже если изначально цветокоррекция была сделана красиво и правильно. Или хотя бы вообще сделана.

Следовательно, нужна поправка на ветер при цветоделении для разных условий печати. Чем и является профиль, и почему их не один, не два, а гораздо больше.

Профиль — это набор данных о параметрах цветопередачи в определенных условиях печати.

Цветовые профили печати Полезное, Профессия, Личный опыт, Опыт, Длиннопост

Для зануд — Lab специально вне охвата для наглядности отличий по цвету.

Общее для профилей cmyk описание материала:
Coated – материал с покрытием: мелованная бумага и картон;
Uncoated — соответственно без покрытия: не мелованные офсетная и каландрированная бумаги;
Newspaper — газетная бумага.

Исходя из чего:

Coated Fogra39 ISO 12647:2004 – профиль цветового описания на мелованной бумаге красок евротриады. Почему евро чуть ниже.
Japan Color 2002 Newspaper – описание японских красок на газетной бумаге.
U.S. Sheetfed Coated v2 – тут про американские краски на меловке.
Ну и так далее. Жапан и ЮС надеюсь, объяснять не надо. Как правило, если нет географического уточнения в названии, то это для Европы, а пока мы живем по стандартам Европы. При этом не стоит использовать профили Euroscale, как и профили от Аdobe — как ни парадоксально, но к реальной печати они не имеют никакого отношения.
Лично от себя могу сказать, что для дележки в cmyk в наших реалиях лучше Fogra 39/29, а еще лучше скачать и использовать профили на ее основе, но от ECI: ISO Coated v2 300% и PSO Uncoated ISO12647. В большинстве случаев их достаточно, и с большой долей вероятности цвет будет +/- где надо. Кому интересно более затейливое цветоделение, велкам сюда, тут много вкусного (главное не встраивайте эти профили).

И вот тот самый камень преткновения, на который находит всевозможный сельхоз инвентарь. Цветоделение происходит с использованием какого-то профиля. Даже если никто об этом не подозревает. Даже если никто не знает с каким именно. Кроме программы разумеется. Рабочее пространство какой-то профиль да использует.

Цветовые профили печати Полезное, Профессия, Личный опыт, Опыт, Длиннопост

Можно сохранить макет, в котором не будет присутствовать информация о профиле, и соответственно о цвете. Но конвертировать цвета из Lab в cmyk или rgb и даже в градации серого без использования профилей не получится. При конвертировании из профиля в профиль одной цветовой модели, значения цвета возвращаются в lab используя параметры исходного профиля, и пересчитываются по данным конечного (есть и другие алгоритмы, но суть в этом).

В ситуациях, когда макет или исходник содержит профиль отличный от рабочего пространства или вовсе не содержит такой информации, в игру вступает стратегия управления цветом, и тут тоже несколько способов разрешения конфликтов.

Цветовые профили печати Полезное, Профессия, Личный опыт, Опыт, Длиннопост

Выкл — игнорирует информацию о цвете документа, и ничего никуда не преобразовывает. В этом случае использоваться будут только значения cmyk. Но интерпретироваться они будут профилем установленным в качестве рабочего, в котором эти значения могут соответствовать совсем другим цветам.

Сохранять встроенные профили — сохраняет данные о встроенном профиле, и в рабочее пространство цвета интерпретируется с использованием данных из него. Такой подход корректнее с точки зрения цветопередачи, так как сохраняются значения именно цвета.

По крайней мере в иллюстраторе и индизайне результат реализации стратегии сохранения значений такой же, как и при выключенном управлении цветом. Разница лишь в том, что последний еще и встраивает профиль рабочего пространства в документ. Преобразование же цветов в профиль рабочего пространства работает так же, как и сохранение профилей. Ну, или я чего-то не знаю. Реально конвертируются цвета в этом случае только в фотошопе. Но это редактор для работы с изображениями, а не версткой.

Цветовые профили печати Полезное, Профессия, Личный опыт, Опыт, Длиннопост

Порой имеет смысл включить предупреждения при открытии или вставке. Это даст возможность принимать решение по ситуации, не влезая в основные настройки.

Цветовые профили печати Полезное, Профессия, Личный опыт, Опыт, Длиннопост

Важны еще и параметры преобразования. Особенно в случае конвертирования из большего цветового охвата в меньший. Речь не только про разницу между RGB и CMYK. Профили ограничены не только рамками цветовой модели, но и условиями вывода. Технически CMYK позволяет использовать соотношение красок 100/100/100/100. Профили же имеют ограничения по сумме красок, в одном это может быть 350%, в другом 280%, что сужает охват еще больше.

Цветовые профили печати Полезное, Профессия, Личный опыт, Опыт, Длиннопост

В большинстве случаев актуальны два варианта, если без отступлений про точку белого. Перцепционный (Perceptual) и Относительный (Relative Colorimetric). Первый смещает все цвета, не только те, что вне цветового охвата. Это позволяет сохранить детализацию и контраст. Второй, грубо говоря, втягивает в периметр охвата только те цвета, которые оказались за его пределами. Этот вариант актуален для конвертирования макетов графических, где важнее цвет, чем детали.

Цветовые профили печати Полезное, Профессия, Личный опыт, Опыт, Длиннопост

Проблемы начинаются когда дизайнер свято верит, что цвет на его экране и на печати будет одинаковым без танцев с бубном, когда исходники заказчика вставляются в макет не глядя. Сообщения с непонятными словами о несовпадении или отсутствии профилей бодро игнорируются ибо а) ничего не понятно, чушь какая-то написана, б) мало кто вообще считает нужным читать предупреждения от компьютера. Железобетонный аргумент: «Я использовал ваши исходники как есть и ничего в них не трогал». Открою секрет, трогать их не просто надо, а прям НАДО. И уж тем более не молча вставлять изображения png, которые в принципе не умеют быть cmyk в публикацию для печати. В документ CMYK запросто можно вверстать RGB, управление цветом и в этом случае сработает, только для RGB и им же он и останется.

Если же и в типографии не знают как работают с цветом: «Мы печатаем как есть, что прислали, то и получили», то получить можно нечто подобное:

Цветовые профили печати Полезное, Профессия, Личный опыт, Опыт, Длиннопост

Нифига типографии не печатают, как есть. Если в типографии говорят, что не используют профили, это значит только то, что типография понятия не имеет какие использует. Особенно часто это встречается в цифровых и широкофрматных предприятиях, где реально можно нажать ctrl+P, и печатающий девайс, что-то да напечатает. Только редкому заказчику нравится, что утверждал он живых розовых поросят, а ему их зачем-то запекли.

По уму должен быть задействован RIP (Raster Image Processor — процесс или устройство для преобразования макета в подходящий для печати формат, то есть в конкретную инструкцию какой краской, в каком количестве и в коком месте устройству плюнуть). В его настройках всегда имеется Color management. И там можно сотворить многое, и шоколадные конфетки, и… ну тоже что-то коричневое.
Но есть еще одна загвоздка. В RIPах есть input – входящий профиль, и есть output – выводящий профиль.
Входящий — это профиль стандартный, должен быть по крайне мере. Стандартный он не потому что есть по умолчанию в большинстве графических редакторов, а потому что построен он в соответствии со стандартами печати. И именно этот профиль является профилем типографии, который надо озвучивать.
Выводящий — это уже профиль непосредственно печатной машины. Он строиться по замерам тестовых оттисков конкретной машины, и делает финальную поправку, чтобы цвета, которые она напечатает соответствовали параметрам входящего профиля.
И в корне не верно, как советовали некоторые в комментариях к предыдущим постам, предоставлять дизайнеру профиль, построенный для оборудования типографии. На входе цвета пересчитаются снова и станут неправильными, далее же вся цепочка будет работать с неверными значениями.

Но это в идеальном мире.
На деле все печальнее. Если типография получает макет без профиля, то угадать с каким именно его делили, то есть для каких условий печати, она не в силах. Если профиль в макет встроен, но он отличается от используемого на входе типографии, угадать как с ним поступят, особенно там, где «не используют профили», уже не в силах дизайнер.

Как с этим жить?
Самый сложный вопрос, потому что на него нет однозначного ответа, как и нет универсальной инструкции. Сейчас же все еще сложнее, слишком много ctrl+c, ctrl+v и ctrl +p.
Однозначно одно — знать с каким профилем работаешь необходимо. В остальном могу дать только некоторые рекомендации.

Дизайнеру стоит все же постараться выпытать у типографии название профиля на входе. Навыки работы с паяльником или утюгом в помощь. Если это не возможно или эффекта не возымело, то использовать стандартный профиль наиболее соответствующий предполагаемым условиям печати.
Так же не надо разводить зоопарк профилей в одном макете. В этой ситуации получить суперпуперхрень весьма реально, и не факт, что это заметят с первых оттисков и остановят тираж. Это повод для претензии, но бабло уже в трубе, вопрос лишь чье.

Цветовые профили печати Полезное, Профессия, Личный опыт, Опыт, Длиннопост

Исходники надо конвертировать в рабочий профиль макета. Желательно руками. Крайне желательно еще и глазами.
По-хорошему встраивать профиль надо. По факту же, черт его знает как с ним поступят, и безопаснее этого не делать, а конвертировать в него, и сохранять голый cmyk. Но и тут возможны варианты. Важно не только не пролюбить цвета открывая, редактируя и импортируя исходники при верстке, но еще и не похерить их при сохранении макета. Но учитывая невозможность зачастую проследить дальнейшую судьбу макета, черт его знает как это делать. Сохранность цветов процесс обоюдный между дизайнером и типографией, следовательно надо договариваться.

Типографиям же стоит разобраться в настройках своего рипа. Калибровку многие освоили, а с профилированием уже грустнее. Возможно тоже понадобятся навыки работы с паяльником и утюгом, только в общении с поставщиками этого оборудования и/или краски/тонера. На вход тоже стоит поставить наиболее соответствующий условиям печати профиль, и транслировать его дизайнерам и заказчикам. В этом случае, если макет и не содержит встроенного профиля, но поделен в нужный, цвета останутся на месте.

Однако надо уточнить, что все стандартные профили cmyk описывают именно офсетную печать. Это ограничивает цветовой хват не только рамками CMYK, но и офсета. Профиль для газеты будет скуднее, чем для меловки. Широкоформатная печать же например технически имеет больший цветовой охват, чем любой офсет. Люди работающие в этой сфере правильно замечают, что при печати макета RGB результат много лучше, нежели когда макет в CMYK. Удивительного в этом ничего нет, подавляющее большинство струйников — это RGB-устройства, а не CMYK. То есть входящий профиль у них RGB, а значит и макет делать дизайнеру надо в нем. Цифровые печатные машины зачастую тоже так умеют, и также выдают результат лучше при RGB на входе.

В общем, всем по паяльнику, и вырабатывать навыки задавать нужные вопросы + правильно интерпретировать глупые ответы.

Показать полностью 9

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3

50 оттенков черного

Если говорить про CMYK, то в нем нет нужды изобретать велосипед, что бы получить черный, ведь К — это черный. Но это, казалось бы, простое решение почему-то редко используется.

Вот макет. На первый взгляд с ним все хорошо.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Но отключив в просмотре наложения красок черную, наблюдаем это:

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Я теряюсь в догадках, как можно так сделать, кроме как специально, но многие умудряются. Как вариант, простое незнание, что при переводе из RGB в CMYK черный получается в 4 канала, порой разным составом в зависимости от настроек приложения. И для этого не обязательно даже нажимать какую-то специальную кнопку, банальное копирование из документа RGB в документ CMYK переведет одно в другое. Часто это происходит с превышением по сумме красок. Еще и может добавить образцов в палитру документа, в которые потом, не глядя же, тыкают.

Даже на скрине видно, что черный не просто содержит другие краски, но и везде разное ее количество, оттенки-то отличаются.

Плохо это все тем, что разница этих оттенков будет с высокой долей вероятности видна и на печати. И вот красивый макет приобретет весьма неряшливый и дешевый вид.

Еще это плохо тем, что совместить идеально 4 краски, которые наносятся последовательно, в тонких линиях не возможно. Даже у цифровой машины могут быть такие грешки, как не совмещение.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Погрешность, конечно, мала, и что бы добыть изображение выше, пришлось воспользоваться цельным микроскопом, но человеческий мозг замечает не размер погрешности, а ее относительность к размеру объекта.

Допустим, погрешность при совмещении — грубо 0,05 мм. При ширине линии в 1 мм, погрешность составит 5%, но при толщине в 0,1 мм — уже все 50%, дальше больше.

И это если речь про офсет. В шелкухе такая погрешность может быть значительно выше, про флексу, надеюсь, коллеги расскажут в комментариях. В итоге теряется четкость, и мелкий текст, например, будет выглядеть мутным.

Штрих- и QR-коды всегда оказываются в 4 краски. Даже если их генерить в вектор (svg), заливка все одно получается rgb. Зачем так, я не знаю, если учесть, что они нужны только на печати, а мутный код может не считаться. Смысл в такой генерации? Но как есть. Пожалуйста, перекрашивайте их в 100% К.

Следом прилетает проблема с пониманием толщины линии. Если речь про действительно линию, тут просто. Но когда речь заходит про текст или фигурный объект — ступор. Разгадка в том, что надо взять и померить физический размер наиболее тонких элементов.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Получив результаты измерений, понять, насколько все будет плохо, уже не так сложно.

Заодно и другие технические требования соблюсти поможет. Толщина линии в 1 краску, которую способен стабильно воспроизвести офсет, — 0,1 мм, а вот уф-лак, если говорить про традиционную шелкографию, — 0,3 мм, тиснение фольгой — 0,4-0,5 мм. Но сразу оговорюсь, что привожу среднюю температуру по больнице, +/- может быть и в технологии, и из-за используемого материала. Уточняйте у производства.

С большими же объектами черного цвета все с точностью до наоборот.

Краски в большинстве своем не обладают сильными кроющими свойствами, то есть просвечивают запечатываемый материал. Свойства эти зависят от количества красящих пигментов в ее составе. Чем их больше, тем сильнее краска перекрывает материал, и… тем она дороже. При печати на белом материале, как оно часто и случается, использование таких красок нецелесообразно, потому что и с обычными результат получается приемлемым. Так зачем платить больше? Но как только материал оказывается какого-то иного цвета или вообще бесцветным (прозрачные пленки и пластики), ситуация в корне меняется. Чтобы цвета на подобных материалах оставались такими, как их задумали в макете, в ход и идут эти специальные краски с высокой концентрацией пигментов. Но чаще всего под цветное изображение печатают белую подложку, а уже по белому печатают обычными красками, так дешевле. Металлики (серебро, золото и т. д.) — тоже кроющие краски, так как эти цвета, возможно получить исключительно за счет пигментов, тут без вариантов.

Поскольку обычная черная краска не является достаточно кроющей, при печати бумага будет просвечивать, и цвет получится ни разу не черный, а темно-серый. Пока площадь черных объектов невелика, данный эффект незначителен. Но печать больших плашек — совсем другое дело. Специальную краску использовать дорого, и не только потому, что сама краска дороже, а еще из-за того, что ее придется печатать 5-й или еще какой, но не в составе CMYK. Он на нее просто не рассчитан. Такая краска отличается от обычной, не только по кроющим свойствам, но и многими другими, что неизбежно повлияет на цветопередачу полноцветных изображений.

Тем не менее задача осталась прежней — повысить количество пигментов в черной краске, чтобы достаточно перекрыть белый цвет материала. Сделать это за счет увеличения красочного слоя возможно лишь до определенного предела, свыше которого краска перестанет закрепляться = брак. Повышение же его в допустимых значениях не даст нужного эффекта, лишь затемнит весь оттиск в целом. Так что одной черной краской задачу не решить.

Но в других красках тоже есть пигменты. Кроющей способности черной краски не хватает, что бы перекрыть материал, но ее вполне достаточно, что бы перекрыть цвета остальных красок. Количество же пигментов увеличится до достаточного, чтобы перекрыть материал. Черный состоящий из 4х красок, называют составным. Существует даже такое понятие как Rich Black.
Rich Black — насыщенный черный. Он состоит из всех четырех красок, но не 100/100/100/100 (чем это плохо говорилось в предыдущей части), а в соотношении 60/50/50/100 или 60/40/40/100. Такого решения, как правило, более чем достаточно, нечего переводить лишнюю краску. Бывают и другие варианты, но все где-то около того. Почему голубой краски используется больше? Что бы компенсировать теплоту мадженты и желтой (а также желтизну бумаги, ибо она не совсем такая уж и белая).

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Но кроме разноцветного черного, есть еще такое полиграфическое ругательство, как overprint. И идет оно с черным рука об руку.

Overprint

Примерно дословно это означает печать поверх. То есть печать одной краски поверх другой.

Даже приведя черный в порядок и покрасив черные объекты в 1 краску, а фон в rich black, типография все равно может ругается на черный в макете.

Пока он на белом фоне — проблем нет.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Но когда имеется какой-то фон, отключив черную краску, видно, что под ним этот фон исчез.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Эффект называется Knockout — вычитание. Не путать с вывороткой.

Если запустить такое на печать, то снова встанет проблема совмещения красок, и может получиться так:

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Вот тут коса на камень и находит. Многие не понимают, что от них хочет типография. Отключая у себя «проблемный» объект/текст/слой, дизайнер видит, что под ним фон остается. В чем же проблема? Да в том и есть, что смотрят в слоях. Выводящему же устройству, будь то принтер, монитор и даже типография, слои и объекты — по боку. В них не содержится информации, в куда какой и сколько краски ляпать. Ее содержат каналы. Сколько бы слоев и объектов в макете ни было, на количество каналов это не влияет. И смотреть надо в них, а не в слои.

А вот параметры, примененные к слоям и объектам, очень даже влияют на формирование каналов. Одним из таких параметров и является оверпринт. Применение его к объекту как бы говорит программе, что этот объект надо печатать поверх тех слоев, что находятся под ним, и каналы сформируются уже иначе.

Разница выглядит примерно так:

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Малейшее не совмещение красок при печати, и из-под верхней надписи будет торчать белый, нижняя же такую участь избежит.

Любителям фотошопа сложнее. В этом редакторе нет как такого оверпринта. Но если вникнуть в саму его суть и подумать, то решение оказывается на поверхности. Слоям с черными объектами и текстом надо задать способ наложения multiply (умножение), получится тот же оверпринт черного. Ну при условии, что документ в CMYK, и эти объекты действительно от одной черной краски.

Итого:
Черные фона, и прям большие (на полмакета) объекты лучше делать составным черным.
Мелкие черные элементы — однозначно делать в 1 канал и оверпринтом.

Теперь о подвохах.
При перекрашивании объектов в другой цвет, оверпринт или умножение с них никуда не денутся.

В обычном режиме просмотра все будет хорошо.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Но если включить просмотр наложения красок, то проблема налицо.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Если это такая идея дизайна, иногда и такое бывает, то предупредите типографию, могут по умолчанию исправить ))

Самое плохое происходит, когда объекты с оверпринтом оказываются белого цвета. На печати такие объекты пропадают вовсе. Белый цвет в CMYK — это отсутствие красок. Как можно напечатать красками их отсутствие? Правильно, не напечатав ими ничего, но вот логика оверпринта отработает, и находящееся под таким объектом спокойно себе будет напечатано. У программы паззл сойдется, а остальное — не ее проблемы)))

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Напрашивающийся вывод: в своем документе назначать оверпринты в последнюю очередь, когда цветовые решения уже окончательны, и проверять чужие файлы на наличие таких сюрпризов до копирования их или из них.

Но бывают неоднозначные ситуации.

Например, какой-то заголовок, он вроде и крупный, но и не так чтобы очень, и фон, сволочь такая имеет контрастные элементы.

С оверпринтом получится так:

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Без него полезет белый по краям черного… Делать составным тоже опасно, потому что на фоне не во всех участках присутствуют все краски, и, например на желтом, съехавший голубой даст зеленый ореол.

В этом случае спасает другое ругательство — треппинг.

Треппинг

Это тоже наложение одной краски на другую, но не полностью, а только на их границах. Именно красок, не цветов. Стык цветов, содержащих одну и более одинаковых красок, как правило, треппинга не требует, например зеленый и желтый, а вот голубой и желтый — будут.

При трепинге более светлая краска заводится под более темную на величину чуть больше величины не совмещения. По сути, оверпринт — это частный случай треппинга.

Выглядит треппинг так:

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

В случае с черным он однозначно темнее остальных красок, и достаточно задать объекту внутреннюю обводку черного же цвета и назначить оверпринт только ей. Вопрос толщины зависит от технологии печати. С другими же красками все не столь однозначно.

На границе трех и более цветов задачка усложняется. На стыке одинаковых по яркости тонов треппинг даст эффект обводки. У этих проблем тоже есть решение, например, никто не заставляет делать треппинг с тем же количеством краски.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Но и это не универсальное решение.

Так что лично как по мне, треппинг — это уже задача типографии и должен быть головной болью меня и моих коллег. У нас и инструментов больше, и понимания процесса. Создание же его вручную в графическом редакторе — это жесть. Где жесть, там и ошибки, а исправлять чужие всегда сложнее, чем не допускать своих. Более того, на двух аналогичных производствах предпочтения по этому треппингу могут быть весьма разными. Слишком много влияющих факторов, начиная от состояния оборудования, используемых красок и материалов и заканчивая левой пяткой печатника или технолога. Ситуации разные бывают.

Однако общее понимание дизайнеру нужно. Особенно при использовании пантонов.
И еще больше для понимания, что растровое изображение в реализации треппинга может выступать только как фон.

Любителям творить в фотошопе макеты целиком, рекомендую воспользоваться функцией trapping (треппинг) из меню Image (изображение) с настройками согласно способа печати, если для него треппинг обязателен.
Необходимость в основном возникает при последовательном нанесении красок, в струйной печати например он не нужен.

Серый цвет

С ним все и просто, и одновременно сложно, но придется чем-то жертвовать.

Была изначально мысль зацепить дебри баланса серого. Но буквально вчера пришел ко мне макет.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Про какой баланс рассказывать людям, которые делают так? Но надо отдать должное автору, состав цветного серого 40/32/25/0. Даже похоже на попытку соблюсти этот балванс, но по каким стандартам, с какими параметрами, осталось неизвестно. Забегая вперед скажу, что универсального рецепта нет.

Рассуждения про этот баланс неизбежно свернут в сторону разбирательств с профилями, а это даже в двух словах выйдет на пяти листах. Так что про баланс серого надо отдельно писать. Напишу. Но позже. Сразу все охватить я ниасилю.

С серым же в 1 канал (% от черного) важно понимать, что этот % говорит о соотношении черных точек и белого фона. При малых процентах черного серый развалится на черно-белую шашку. И чем больше размер точки в технологии, тем в большем диапазоне эта шашечка будет заметна.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Если в офсете даже 15–20% от черного — вполне себе серый, так как точка достаточно мала, то при других способах печати все может быть печальней. В этой ситуации варианта 2. Либо делать его составным, разбираться со стандартами, профилями и прочими тонкостями. Либо уходить в пантон, если способ печати его умеет. Но лучше уточнить у производства.

Широкофрматка и цифра, например, пантоны не умеют. Но они в собственных мозгах знают, как им печатать своими красками чтобы получить серый, вопрос — лишь использует ли типография эти мозги.

Если же душа требует плашек или фона с однородной серой заливкой большой площади, то надо очень крепко задуматься.

Делать его % от черного, снова в какой-то момент будет получатся шашечка, плюс черный самый контрастный к белому, и все огрехи печати будет видно даже на средних процентах. Составные же серые плашки очень трудно удержать на печати, слишком много звезд и планет должно не просто сойтись, а еще и замереть в таком положении в течении всего времени печати. Тираж на цифре в 100 листов это одно, а тираж в офсете в несколько десятков, а то и сотен тысяч листов совсем другое. Так что с серыми плашками порой тоже имеет смысл подумать над пантоном.

С ч/б изображениями еще сложнее. Тут все зависит от приемлемости результата. Можно просто перевести изображение в градации серого, подшаманить контраст и точку белого, и в принципе этого будет достаточно. Но будет не всегда, тут нет универсального решения, и без понимания чертова баланса серого на печати, вернее, на самом деле генерации черного, уже не справиться. Но об этом в следующий раз.

Бывают случаи же, когда выбора вообще нет. Например, светло-серые линии или текст, толщина которых на грани минимально воспроизводимых. Делать в 1 канал плохо из-за растра — получится пунктир. Составной делать — получится несколько разноцветных пунктиров, которые еще совместить как-то надо.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Чем же оттенок светлее, тем больше будет пробелов, и тем более рваной будет линия. И еще именно из-за совмещения требования к толщине линий в 1 краску всегда ниже, чем в 2 и более. Если же это не просто линия, а тонкий мелкий текст, то его может разорвать в натуральные клочья.

Так что в случаях светло-серых оттенков для тонких линий и текста единственный выход — пантон, им можно напечатать любую бледнятину в 100% краски. Над темно-серым стоит задуматься, если линии настолько тонки, будет ли видно оттенок? По опыту скажу — ни разу, так что не надо капризничать — 100% К, оверпинт, и все счастливы.

Исключением, наверное, будут только серые сетки блокнотов и им подобное. От них требуется не столько четкость, сколько неконтрастность с фоном, и их лучше делать от K не более 50%, но достаточной толщины, чтобы не порвать линию. Даже супер тонкая линия в 100% перебьет собой написанное от руки, и прочитать такую запись будет затруднительно.

Вообще, это касается любых тонких линий и вывороток. Из одной краски лучше их делать в 100%, а если не в одну или не в 100%, то толще.

Выворотка

Если простыми словами, то это белые элементы на каком либо напечатанном фоне. К ней применимы те же правила, что и к тонким линиям, но есть нюанс. Если не совмещенная линия останется линией, хоть и мутной, то тонкая выворотка рискует быть затянутой краской до нечитаемости. Чем она тоньше, тем риск выше.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 3 Полезное, Личный опыт, Профессия, Помощь, Дизайн, Длиннопост, Полиграфия

Иногда спасает тот же треппинг. А иногда не спасает уже ничего, кроме возврата макета дизайнеру на доработку (хотя и это не всегда). Особенно это не прикольно, когда требуется увеличивать толщину букв в маленьких текстовых блоках. Верстка расползается, приходится все делать заново, сроки сгорели еще вчера, и понеслось. Истерики, вопли, крики, шантаж, торг, смирение, одним словом стресс, а кому оно надо?

Всем добра и спасибо за внимание.

Далее планирую разборки с профилями, балансом серого и генерацией черного.

PS. Почему-то редактировать часть 2 мне больше не дают, в комментариях же мне прилетело по шапке. Ибо в стремлении упростить все для понимания тех, кто очень не в теме, меня занесло до введения в заблуждение. Признаю, вода в офсете есть, но редко в краске, и можно было выразиться иначе. Но суть верна, много краски — все одно плохо.

Показать полностью 19

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2

CMYK, страшный и ужасный

Самая непонятная цветовая модель из всех. 0 – белый, 100 – черный, и почему максимум только 100? Ларчик даже не заперт, но почему-то вызывает у многих недоумение.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Представленный черный носит исключительно ознакомительный характер. Никогда, НИКОГДА, ни при каких условиях, даже под дулом пистолета нельзя использовать такое сочетание красок для получения черного. Почему, станет понятно в конце.

Надеюсь у всех были уроки рисования в детстве. До начала урока на листе нет краски, то есть 0, и лист бумаги чистый, то есть белый. По аналогии с экраном, в состоянии покоя, когда на нем нет изображения он черный, и ноль черный. Бумага же в нуле, в аналогичном состоянии покоя, пока на ней нет изображения — белая. Как только бумага покрывается краской, цвет ее уже не белый, и краски на листе уже не 0. Максимальное же значение 100, потому что количество краски измеряется в процентах, а больше 100 их быть не может. Только в отличии от коробки с красками для рисования, в наборе полиграфии имеется только 4 цвета (ну почти).

Cyan (голубой) Magenta (пурпурный) Yellow (желтый), и... не стыковка… K, но ведь речь про черный, а черный это Black. На самом деле мнения тут разделяются, почему именно K. Или потому, что blacK, что бы не путать с B из RGB, или потому, что от английского Key, или от немецкого Kontur. Но по сути, как ни назови черную краску, она цвет не изменит, так что пусть будет К, какая разница. Многие до сих пор не знают, что краска, которой солнышко в детстве малевали, называется охра. И что, она перестала быть желтой от этого?

Набор из 4-х красок, конечно, скудноват, да и, что греха таить, возможности по цветопередаче у CMYK тоже уступают другим цветовым моделям, но увы, снова законы физики все портят. И пока не придумают материал для печати, который хотя бы будет отражать весь свет, или, как максимум, его излучать, придется довольствоваться тем, что есть. Меньше чем хотелось бы, но и не так уж мало.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Картинка честно стыренная просторов, но больно она наглядно показывает видимый спектр, что способен воспроизвести RGB, а что CMYK. И, как видно, некоторые цвета видимого спектра не доступны уже в RGB. А CMYK не доступны и некоторые цвета из RGB. При переводе из RGB в CMYK, цвета, не попадающие в охват последнего, становятся ближайшими доступными по координатам. И чем дальше исходный цвет отстоит от границы охвата CMYK, тем печальнее результат.

Photoshop в этом плане умный. Так как цветокорекция изображений осуществляется в других пространствах, и лишь в конце конвертируется в CMYK, он заботливо предупреждает пользователя, если цвет оказывается вне охвата для печати. Пользователь правда обычно игнорирует это предупреждение, но тут уж программа бессильна.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Но, если на значок предупреждения нажать, убежавший цвет вернут в периметр охвата, но уже немного погрустневшим. Никто не любит ограничение свободы, увы.

Остальные графические редакторы считают умным пользователя, который по, их мнению, сам создаст документ макета для печати сразу в правильной цветовой модели.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Оттенки в CMYK

Процесс получение разных оттенков путем смешивания имеющихся 4-х в CMYK, весьма схож с обычными красками на том же уроке рисования. Пурпурная с желтой даст красный, желтая с голубой – зеленый, а голубой с пурпурной – синий.

Подобную картинку наверняка все видели.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Получившийся RGB к тому самому RGB отношения не имеет. Вернее некоторое имеет, но это не имеет значения в данной теме.

Важно, что если смешать больше желтого и меньше пурпурного получится оранжевый, а больше пурпурного и меньше голубого даст фиолетовый и т. д.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Отдельно хочу остановиться на использовании образцов стандартных и не очень палитр. Они таят в себе коварное зло для ничего не подозревающих пользователей. При чем, как ни странно, но именно в продуктах adobe сидит зло очень лютое.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Мне часто попадаются макеты, по которым, я как старая гадалка вижу прошлое, как автор макета тыкал в квадратики приглянувшегося цвета. «О, красненький! Тык. Во! Зелененький. Тык!».

По умолчанию достаточно информативна только панель образцов в индизайне. В остальных случаях, тыкнув в понравившийся квадратик получаем лотерею. А самое веселое начинается, когда макет создается не с нуля, а на основе какого-то другого документа, да еще и чужого, или при добавлении каких-то элементов из других документов. Там в образцах может оказаться столько всего и всякого...

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Точка в углу образца, конечно, намекает на некоторый подвох, но цвета-то красивенькие )))
Вот еще наглядный пример. Как легко перепутать красный и другой красный.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Вспоминается старая шутка. Дословно не вспомню, но суть следующая:

Сидят два геймдизайнера, один другого спрашивает:
— Слушай, какого цвета у нас небо?
— Зеленого.
— Ты, бл***, нормально, в цифрах скажи!!!

Мораль такая — при работе с CMYK (да и не только), как в авиации, не верь глазам, иди по приборам.

Включив приборы, а именно отображение образцов с именами цветов, внезапно, красивые цвета с точкой в углу оказываются каким-то там пантонами. Корел, кстати тоже, точку в углу ставит на таких цветах.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

При наведении на образец, всплывает, конечно, подсказка с его именем и рецептом. Но уж больно долго она всплывает, чего никто не ждет. Я в иллюстраторе предпочитаю работать с включенными именами образцов. В кореле же оно жрет слишком много места, неудобно, но увы.

Выбор интерфейса дело, конечно, индивидуальное, но ребята, давайте жить дружно, смотрите в цифры и имена того, чем красите макеты. Иначе есть шанс, что цвет после перевода пантонов в cmyk, окажется совсем не тем, или, что какие-то важные элементы не будут напечатаны, потому что наличие пантона прошляпили, вывели только cmyk, и привет. Последнее случается редко, но очень метко.

Не устану повторять, что макет — это не только красивая картинка, но и набор параметров, которые должны быть записаны в нем правильно, для получения правильного результата. Любые ошибки — потенциальный риск на брак. И кто будет его оплачивать большой вопрос. Даже если дизайнера, который эту мину заложил, разборки «кто виноват» не коснутся, то заказчик может просто больше к нему не обратиться после такого. Справедливости ради, отмечу, что и типографию, пропустившую ошибку в макете, это тоже касается.

Советы:

  • Чем меньше красок в составе цвета, тем он чище и ярче на печати. Черный в составе делает цвет грязнее.

  • В темных оттенках используйте черный, тоже в последнюю очередь и в минимальном количестве. Больше 50% черного, при высоких процентах других красок, на печати, скорее всего, утянет их за собой, и сделает цвет черным.

  • С черным вообще надо быть осмотрительнее, про него будет отдельный разговор в следующем посте.

Печатная реальность

Сознаюсь в лукавстве. При печати никто на самом деле краски не смешивает. Они переносятся на бумагу последовательно, каждая со своей отдельной печатной секции. Смешивание цветов происходит через глаза в голове наблюдателя оттиска. То есть человека, что смотрит на лист, который выплюнула печатная машина.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Вот она.. печатная машина…здоровущя, надо сказать, дурында, высота печатных секций почти с меня, а высота меня 175 см.

Макет же, попадая в типографию, делится на каналы (сепарации, от анг. separation). Почти как в photoshop.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

В иллюстраторе и индизайне тоже можно открыть окно просмотра цветоделения. Что весьма рекомендую, для контроля и себя, и макета. В кореле, посмотреть цветоделение можно только в режиме предпросмотра печати, но корел вообще не лучший выбор для дизайна и верстки под печать.

После деления на сепарации, каждая из них растрируется в полутон, потому как физически на одной единице участка бумаги краска может или быть, или не быть, то есть 0 или 1. Наглядный пример — ч/б принтер с не самым высоким разрешением печати. Если распечатать квадрат с серой заливкой получится что-то такое:

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Растрирование каналов для печати происходит примерно по аналогичному принципу, за исключением того, что разрешающая способность выводящего агрегата, как правило значительно выше, чем у принтера. И точка на столько мала, что разглядеть ее невооруженным глазом практически не возможно. Это конечно грубое упрощение, но для общего понимания пойдет. Во флексе или шелкографии точку видно более чем, но тут уж издержки технологий.

Самое лютое зло же в палитрах образцов adobe — это образец под названием Регистрация или Совмещение. Тому, кто додумался его впихнуть в палитру по умолчанию, откусила бы голову.

Что такое эта регистрация — это технический цвет для полиграфических меток совмещения красок при печати. Цвет регистрации так написан, что будет содержать в себе по 100 % всех красок, использующихся в документе. Что логично для меток приводки, но совершенно лишнее в макете.

В общем, руки прочь от этого образца )))

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Мало повесить в каждую секцию форму с выведенным на ней каналом, ее еще надо немного подвигать, что бы совместить все 4 краски на печатном листе (фото с листа до приводки красок).

Кстати о метках вообще, при записи макета в pdf, не надо сохранять в него типографские метки. Это не сделает макет более пригодным для печати, а может даже навредить. Правильно выставленного обрезного формата, наличия вылетов и отсутствия лишних красок более чем достаточно. А метки типография сама себе поставит какие нужно и куда надо.

Что же делать, если возможности цветопередачи CMYK не хватает, а очень надо. Тут в игру вступают смесевые краски, они же плашечные цвета, они же spot colors. Вот их как раз реально смешивают на специальных станциях, и это как раз те самые непонятные пантоны (но не только).

PANTONE

Корпорация PANTONE не только съела миллионы собак на создании рецептур, но и заработала дохренилиарды денег на систематизации данных процессов, и их каталоги цветов являются международными стандартами. В графических редакторах уже вшиты такие каталоги.

Если вооружить глаз микроскопом или хотя бы лупой х10, то сразу понятна разница между CMYK и пантоном.

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Пантон печатают тоже с отдельной секции, если есть 5я на машине, если нет, то какую-то секцию из-под CMYK перемывают под пантон. Не дешевое удовольствие, надо сказать.

Проблема же с макетом из-за пантонов возникает в тот момент, когда в них бездумно тыкают в палитре образцов.

В итоге получаем примерно такой макет:

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

13 красок? Серьезно? Самое большое количество красочных секций в офсетной печатной машине, которое я за всю свою профессиональную жизнь видела — это 8. И предназначены они для печати cmyk+cmyk, где в + происходит автоматический переворот листа. В большинстве же своем, печатных секций 4 или 5. Не говорю уже, что добавление каждой дополнительной краски стоит денег. В шелкухе на карусели 10 голов. Во флексе, честно, не знаю, но подозреваю, что тоже есть лимит по количеству красок. Получается, что такое их количество никто реально печатать не будет. А если вспомнить назначение пантонов, приходит понимание, что при переводе их в CMYK или во что-то еще гарантированно будет потеря в цвете.

Есть варианты, когда печать происходит только пантонами, или комбинацией CMYK и пантона, но это должно быть продиктовано осознанным выбором с пониманием зачем, а не результатом спонтанного тыканья в разноцветные квадратики.

Еще сложность вызывает выбор нужного каталога, так как их очень много. В графических редакторах не на столько, но все равно много. Есть для бумаги, есть для ткани, для пластика, но в них речь про окрашивание самих материалов. В случае же печати по ним, нужные каталоги Solid coated и uncoated. В основном используется первый, второй — для печати на материалах без покрытия, на практике это или офсетная, или каландрированная бумага, с другими случаями не сталкивалась. Если кто расскажет — я всегда за новые знания.

Понять, что пантон из нужного каталога можно по его суффиксу. С (coated) или U (uncoated). Если стоят какие-то другие буквы — каталог не тот.

Сумма красок

Возвращаясь к началу поста, почему никогда нельзя использовать сочетание 100/100/100/100. Да опять же чертова физика))). Любой материал при любом способе печати способен удержать определенное количество краски. Будь то глубокая, высокая или плоская печать. Разница лишь в пороге количества. В противном случае краска или отвалится, или размажется, или не впитается. В офсете последнее.

Краска жидкая, то есть в составе есть вода. Бумага промокает, значит имеет свойство впитывать. За счет чего печать и происходит. Но проблема в том, что есть предел количества краски, которое бумага может впитать. Если его превысить, то оставшаяся краска начнет искать место, куда бы ей впитаться, а тут как раз следующий лист прилетает. Если площадь с превышением большая, то эта лишняя краска не просто испачкает оборот другого листа, а прям пропитает его, и тираж слипнется еще в стопе, до состояния кирпича, которые от приемки поедет сразу в макулатуру. В общем брак неминуем. Типография такое не должна пропускать, но всякое случается. Я вот например скоро в отпуск пойду (и хрен меня кто в нем достанет), а напарник мой 1,5 месяца всего работает, задач много, в глазах паника, и вот он ходячий человеческий фактор. Зачем рисковать?

Как считать эту сумму? Да элементарно:

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Но если с вектором, где заливка — это задаваемый параметр, все относительно просто, то с изображениями несколько сложнее. Потому что изменение способа генерации черного неизменно меняет генерацию всех остальных красок, и, например, красивый шоколадный становится отвратительно-серым.

Можно отдать решение этой проблемы на откуп типографии, но возможны сюрпризы, и не очень приятные. Когда речь идет о фотографиях кирпичей или тряпок для мытья полов, наверное, и правда не сильно важно, если цветоделение несколько сместится. Но в случаях, когда изображение продает продукт (еда, косметика, и пр.), такой подход может убить весь дизайн, и даже свести на нет продажи продукта.

Если соглашаетесь на автоматическое понижения суммы красок силами типографии, будьте готовы к такому результату:

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 2 Полезное, Профессия, Помощь, Личный опыт, Длиннопост, Полиграфия, Дизайн

Никто не будет особо церемониться. Ладно еще если такое изображение одно, а если их 100500 в каталоге, который верстался 3 месяца, из которых 1 ушел на обработку фотографий. Никакая типография не будет тратить еще месяц, на цветокоррекцию каждого изображения. Да и у заказчика уже нет на это времени, как правило. Скрипт запустили, и погнали.

Вопреки распространенному мнению, в типографиях нет волшебной кнопки «Сделать заипись». Я очень-очень хочу, что бы она была, возможно больше всех, но увы.

Типография — это по сути большой принтер. Что запустили на печать, то и получите на выходе исходя из возможностей аппарата. Никто же не ждет цветную распечатку на ч/б принтере? Не возмущается, как это так, он перевел все цвета в градации серого, и напечатал картинку набором черных точек разного размера. Вот и с типографиями примерно так же.

Предупреждения от типографии об ошибках в макете, это не обвинение в профнепригодности дизайнера, как многие болезненно воспринимают, а предостережения о том, что на выходе скорее всего будет кака.

Что до самих ограничений по сумме красок, то лучше уточнять непосредственно в конкретной типографии, но в среднем по больнице где-то так:

  • газетная бумага — 180-200%

  • не мелованная — бумага 280%

  • мелованная — 300-320%

  • картон — 280-300%

Соответственно, 100/100/100/100 делать нельзя, потому что это все 400%.

Спасибо за внимание, кто дочитал до конца.

В следующей серии расскажу про черный и серый цвета, так же про оверпринт. Эта тема требует отдельной главы, да и этот пост уже длинный получился.

Показать полностью 17

Ошибки верстки для полиграфии. Часть 1

Предисловие.

Дизайнер, вставший на профессиональный путь, неизбежно сталкивается с жестокой реальностью, что мало продать красивую картинку. Ее должно быть возможно реализовать на практике, потому как у любой технологии есть свои правила и ограничения. Законы физики никто не отменял. Если же ими пренебречь, результат, скорее всего, сильно разочарует. И хорошо если только автора. Куда печальней, если заказчика, который потратил деньги не только на дизайн, но и на изготовление чего-либо.

В век цифровых технологий особо грустно все с дизайном полиграфии. Но полиграфия пока еще не умерла, а значит услуги по верстке для нее будут востребованы.

В сети много инструкций, как сверстать макет для печати, но нигде толком не дано обоснование зачем и почему. В итоге получаем бездумно сверстанные макеты, технически верные, а по факту нет. Этот пробел я и хочу заполнить. Так что подробных инструкций в какие кнопки жмакать тут не будет. Разве что в комментариях.

Начну с простого, но важного.

Обрезной формат и вылеты.

Одна из самых частых проблем.

Разберем на примере листовки формата А5 (148*210 мм).
Порой складывается впечатление, что при создании документа в какой-либо программе игнорируются настройки этого самого документа, и используют те, что стоят по умолчанию.

Результат будет выглядеть примерно так:

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

Проблема заключается в том, что никакие нарисованные прямоугольники или выставленные направляющие в документе не изменят обрезной формат, как параметр.

Обрезной формат он же Trim box не просто строчка в ТЗ на дизайн и верстку, это параметр программно описывающий документ (в иллюстраторе он задается как artboard/монтажная область, в кореле - размер страницы). И считывают этот параметр именно программы, которым совершенно до фонаря, где и какие объекты расположены внутри документа. Соответственно если он указан не верно, то и результаты обработки такого документа будет не верными.

Так вот будет будет выглядеть печатный лист с макетом листовки А5, но с фактическим образным как А4.

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

Слева указаны параметры того, что печатается, в том числе размер кусочков бумаги, за которые заказчик заплатил типографии, и если они не совпадут с параметрами макета - будет жопь:

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

Понятно, что ни одна уважающая себя типография такого не пропустит, но малейшее нелепое стечение обстоятельств + человеческий фактор, и подобный результат более чем реален.

Так что делать правильно - это правильно. А именно задавать обрезной формат нужного размера еще на этапе создания документа.

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

Следующий важный момент - Вылеты или Bleed

По сути поправка на ветер. Задача вылетов нивелировать погрешности при производстве.

При печати материал под воздействием температуры или увлажнения меняет свою геометрию. Наброс при подаче листов в печатную машину, ламинация, уф лак и т. д. - все эти манипуляции меняют положение элементов на печатном листе. Не сильно, но меняют. Резка и вырубка тоже имеют погрешность. И это норма. В международных стандартах печати, и даже в отечественных ГОСТах прописаны допуски, в пределах которых эти погрешности могут колебаться, и не считаться браком. Средняя температура по больнице +/- 0,5-1 мм. Но 1мм влево и 1 мм вправо в сумме уже 2 мм.

Кстати, по тем же причинам не стоит располагать важные элементы дизайна близко к краю обрезного формата, текст, рамки всякие - текст может зарезаться, а рамка оказаться не по центру. Чем меньше расстояние до обрезного, тем сильнее будет видно несовершенство этого мира.

Посмотрите на агрегат, для резки бумаги. Длина ножа метр с кепкой. О какой точности в сотые доли миллиметра может идти речь?

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

Чертовы законы физики, да, но их изменить нельзя.

А макет можно.

На примере той же листовки А5, что бы получить вылеты, необходимо с каждой стороны продлить изображения и иллюстрации минимум на 2 мм. А лучше 5, что бы наверняка. Здесь часто допускают ошибку, увеличивая именно trimbox. Почему это ошибка, надеюсь уже понятно. Как исключение могу выделить только photoshop, но это и не программа для верстки. Вторая ошибка в том, что недостаточно просто поставить галочку, и сохранить макет.

Надо продлевать именно сюжет.

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

Слева вылеты как бы есть, но их нет. Справа вылеты есть на самом деле.

В русском варианте иллюстратора этот параметр обозвали "В обрез", в кореле отличились, и вылеты у них где-то "растекание", а где-то "выход за обрез". В английском же варианте это везде зовется Bleed.

Если вернуться к печатному листу, то на нем видно, что листовки не стоят вплотную друг к другу. Между ними есть некий зазор, он как раз для вылетов.

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

Без них, после резки по краям листовки 100% будут белые полосы разной ширины и косины. Еще и разные по тиражу.

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

Оба изображения смещены одинаково относительно обрезного формата. Справа без вылетов, слева с ними. На правом сразу видно, что что-то пошло не так, а на левом - ни в одном глазу.

Но есть еще страшный зверь - вырубка. Она ставит в тупик и тех, кто знает о чем речь шла выше. Но разница лишь в том, что предмет печати имеет форму, которую невозможно вырезать с помощью прямого ножа.

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

На изображении выше красным обозначен контур вырубки, и да он круглый )))

Но для документа это не важно. Важны габариты готового изделия, которые и обозначены контуром вырубного ножа. То есть выставить обрезной формат документа надо по габаритам этого ножа. Ну и не забыть про вылеты)))))

Ошибки верстки для полиграфии.  Часть 1 Профессия, Полезное, Инструкция, Длиннопост

Спасибо за внимание.

В следующей части будет про cmyk, pantone, оверпринт и сумму красок.

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!