Серия «Занимательная математика»

Математика и драка за место. Рассказывает журнал «Лучик»

Есть такой детский анекдот. В кинотеатре человек опоздал на сеанс. Фильм уже идёт, а он спрашивает: "Это какой ряд?" – "Первый!" – "Ой извините, у меня восемнадцатый. А это какой ряд?" – "Второй". – "Ой, извините, у меня восемнадцатый..." Анекдот надо рассказывать долго, дети в этом знают толк, они прирождённые фольклористы. Наконец: "Это какой ряд? " – "Восемнадцатый!" – "Ой, спасибо, а какое место?" – "Первое". – "Ой, извините, у меня тридцать первое..."

Пожалуй, тот самый случай, о котором русская писательница Надежда Лохвицкая (Тэффи) сказала: "Слушать и рассказывать анекдоты весело, но жить в них – трагедия".

Во Франции XVII века любимым развлечением знати было посещение театра. В Париже было сразу несколько театров, в которых каждый месяц ставились новые спектакли. Главными тогдашними «звёздами» были драматурги и театральные актёры. Заядлыми театралами были юный король Франции Людовик XIV, и его брат герцог Орлеанский. Поэтому на спектаклях постоянно были аншлаги, причём публика была знатнее некуда – сплошные герцоги, графы и маркизы (с жёнами и детьми).

Однако была и проблема: в тогдашних билетах не указывалось ни место, ни ряд. Единственным креслом в зале, по поводу которого не возникало никаких споров, было место короля. А вот насчёт остальных кресел – постоянно происходили разногласия, споры и даже дуэли! Из-за разборок на тему «где кому сидеть» было убито множество знатных парижан.

Математика и драка за место. Рассказывает журнал «Лучик» Научпоп, Образование, Ученые, Воспитание детей, Детская литература, Длиннопост

"Вас там не сидело!"

В то время в Париже жил и работал великий математик и философ Рене Декарт. Именно он впервые предложил на каждом проданном билете писать номер ряда и номер места. Драки, ссоры и поединки на шпагах моментально исчезли. Благодарные маркизы и герцоги даже упрашивали короля наградить Декарта орденом за такое замечательное изобретение!

Математика и драка за место. Рассказывает журнал «Лучик» Научпоп, Образование, Ученые, Воспитание детей, Детская литература, Длиннопост

Рене Декарт (1596 - 1650)

А изобретение Декарт совершил ещё в 1637 году – когда понял, что если ввести на плоскости две нумерованные перпендикулярные оси, то каждую точку можно описать парой чисел – как координаты X и Y. Тогда любые геометрические фигуры – прямые и кривые линии, многоугольники и т. д. – можно будет описывать с помощью чисел и уравнений! Правда, за открытие системы координат орден для учёного почему-то никто не выпрашивал.

Математика и драка за место. Рассказывает журнал «Лучик» Научпоп, Образование, Ученые, Воспитание детей, Детская литература, Длиннопост

Декартова система координат

Говорят, что это просто красивая легенда – дескать, систему с номерами мест, ярусов и секторов придумали ещё для Колизея в древнем Риме. Тем не менее, декартова система координат произвела в математике настоящую революцию. Впервые учёные получили возможность соединить в единое целое алгебру и геометрию – то есть решать численные уравнения с помощью рисунков (графиков), или, наоборот, представлять геометрические фигуры в виде формул.

В наше время система координат постоянно и широко используется в математике, физике и даже в компьютерной графике и производстве видеоигр.

* * *
Сколько в лошади лошадиных сил, что было раньше – Бог или динозавры, зачем человеку совесть и, конечно, как из камня сделать пар – рассказывает журнал "Лучик"

Математика и драка за место. Рассказывает журнал «Лучик» Научпоп, Образование, Ученые, Воспитание детей, Детская литература, Длиннопост
Показать полностью 4

Загадочное число. Рассказывает журнал «Лучик»

Многие считают арифметику скучной. Однако знаете ли вы, сколько в арифметике загадочных, таинственных и совершенно необъяснимых вещей?

Вот, например, удивительная задача, сформулированная в 1949 году индийским математиком Даттарая Капрекаром. Возьмите любое четырёхзначное число, в котором не все цифры одинаковые. То есть 1111 – нельзя, а 1112 и так далее – можно.

Загадочное число. Рассказывает журнал «Лучик» Научпоп, Занимательная математика, Детская литература, Родители и дети, Развитие детей, Образование, Урок, Длиннопост

Пусть будет 2023 – как год, который закончился. Теперь внимание! Переставим местами цифры этого числа так, чтобы получить самое меньшее возможное число. Нетрудно догадаться, что это будет число 0223.

А теперь переставим цифры так, чтобы получить самое большое число. Понятно, что это будет 3220, так? Вычтем меньшее число из большего:

3220 – 0223 = 2997

Сделаем с числом 2997, которое у нас получилось, то же самое: переставим цифры, найдём наименьшее возможное число (2799) и наибольшее (9972). Снова вычтем:

9972 – 2799 = 7173

Продолжаем, повторяем всё то же самое:

7731 – 1377 = 6354

6543 – 3456 = 3087

8730 – 0378 = 8352

8532 – 2358 = 6174

А дальше (глубоко выдохнули) начинается то самое, удивительное!

7641 – 1467 = 6174

7641 – 1467 = 6174...

Всё, наши расчёты навсегда бесконечно «зациклились» на одном-единственном числе 6174!

Можно подумать, что это просто совпадение, случай. Однако нет, не случай. Возьмите совершенно любое четырёхзначное число с неповторяющимися цифрами – хоть 1234, хоть 9876, проделайте те же самые действия – и в итоге всё равно получите всё то же самое «непреодолимое» число 6174 – прямо камень преткновения какой-то! Или, как говорят математики, «неподвижная точка преобразования».

Загадочное число. Рассказывает журнал «Лучик» Научпоп, Занимательная математика, Детская литература, Родители и дети, Развитие детей, Образование, Урок, Длиннопост

Даттарая Капрекар

Дальше можете проверить сами: все трёхзначные числа с неповторяющимися цифрами точно также «натыкаются» на волшебное число 495. А вот с двухзначными или пятизначными числами у вас этот фокус, как ни бейтесь, не получится. В этом случае «неподвижной точки преобразования» нет!

Дальнейшие проверки на компьютере показали, что для шестизначных чисел таких вот «чисел преткновения» существует два: это 549 945 и 631 764 (если вы узник замка Иф, проверьте сами). А для семизначных чисел «неподвижных точек преобразования» снова не существует...

Ну как, вы всё ещё считаете, что в математике нет ничего загадочного, да?

Почему все четырёхзначные числа в преобразовании Капрекара упираются в число 6174? Что в нём такого особенного? Этого никто не может сказать…

Загадочное число. Рассказывает журнал «Лучик» Научпоп, Занимательная математика, Детская литература, Родители и дети, Развитие детей, Образование, Урок, Длиннопост

Это был фрагмент статьи из журнала «Лучик».

  • Зачем человеку совесть?

  • Что такое тавтология и экстраполяция?

  • Как видят животные и растения?

  • Как Рим стал империей и отчего распался?

  • Отчего случаются войны?

  • Как кроманьонцы одолели неандертальцев?

Познакомиться с журналом можно по ссылке.

Показать полностью 3

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик»

Начнём с анекдота. Приходит как-то Петька к Василий Иванычу весь грязный с ног до головы. Василий Иваныч спрашивает:
– Ты где был?
Петька отвечает:
– В школу ходил!
– А почему грязный такой?
– Велели квадратный корень отыскать. Весь огород перерыл, ни одного квадратного не попалось!

Анекдот, конечно детский, но давайте подумаем: а собственно говоря почему именно корень? Да ещё и квадратный?

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Может, это только по-русски так? А на другом языке как-нибудь иначе? Та нет же – и по-английски «square root» – «квадратный корень». И по-арабски «джызр тарбии» – снова квадратный и снова корень. Даже по-японски «хейхокон» – опять тот же «квадратный корень»...

А ещё у этого «квадратного корня» непонятный значок – то ли галочка, то ли птичка. Ни грамма не квадратная, и на корень тоже непохожая! Где же логика?

Начнём со значка. Эта странная «птичка» – на самом деле сильно «переделанная» латинская буква «r». Потому что по-латыни «корень» – «радикс», «radix». (Между прочим, от того же корня происходят наши слова «редиска» и «редька».)

В XVI веке математики для обозначения корня так и писали, буквами:

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Но это было сложно и долго. Математикам надоело, и они стали писать сокращённо:

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Ну а потом буква «r» превратилась в привычную школьникам «птичку с чёрточкой»:

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Осталось понять, почему же всё-таки «корень». И почему квадратный. Для этого из XVI века перенесёмся в совсем-совсем далёкое прошлое, примерно на две тысячи лет назад, во времена выдающегося древнегреческого математика Пифагора.

В те времена цифр – то есть специальных значков для записи чисел, как наши 1, 2, 3 и так далее – ещё не придумали. А для того, чтобы производить действия с числами – скажем, считать деньги, имущество или что-то ещё – использовали «счётные бобы» или «счётные камушки». Видишь у человека на поясе мешочек со счётными бобами? Сразу видно – математик идёт!

Отсчитывая числа с помощью бобов или камешков, люди очень быстро сообразили, что некоторые числа – особенные. Потому что из них можно выкладывать красивые фигурки. Скажем, число 4. Из четырёх камушков получается красивая фигурка – квадрат.

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Или число 9 – из них тоже можно выложить красивый правильный квадрат:

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Или число 16 – тоже получается очень красивый квадрат!

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Такие числа последователи Пифагора – пифагорейцы – стали называть «фигурными» или «квадратными».

Квадратных чисел было не так много, поэтому Пифагорейцы их очень почитали. Пифагор и его ученики вообще считали, что числа – это созданные богами «зёрна истины», и поклонялись числам, как богам.

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Ф.А. Бронников. "Пифагорейцы поют гимн восходящему солнцу"

Наблюдая за фигурными числами, пифагорейцы выяснили, что у каждого квадратного числа есть «корень» – то есть ряд камешков, расположенный в самом низу. У квадратного числа 4 «корнем» будет 2. У квадратного числа 9 корнем будет 3. У числа 16 корнем будет 4:

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Вот отсюда-то и возникло название «корень квадрата», «квадратный корень» – по преданию, его придумал сам Пифагор. Квадратные числа пифагорейцы связывали со стихией земли.

А бывают ли другие фигурные числа, не квадратные? Конечно же бывают. Например, число 12 пифагорейцы называли «прямоугольным». Почему? Потому что из 12 камешков не получится сложить правильный квадрат, а вот прямоугольник – можно!

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Причём аж целых четыре разных варианта – прямоугольник 6 на 2, прямоугольник 4 на 3, прямоугольник 3 на 4 и прямоугольник 2 на 6. В причудливой «математической религии» Пифагора прямоугольные числа «заведовали» стихией воды.

Стихией огня в этой системе управляли – уже догадались? – правильно, треугольные числа. Скажем, мы можем сложить правильный треугольник из 3 камушков. А ещё – из 6 камушков. А ещё – из 10 камушков. И так далее.

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

«Десятка» была самым священным, самым почитаемым числом среди учеников Пифагора, а сложенный из 10 камушков треугольник («тетраксис») был одним из «тайных знаков» пифагорейцев, ему приписывались самые разные магические свойства. С древних времён но нас дошла даже молитва Пифагорейцев:

Благослови нас, о божественная Тетраксис,
Та, от которой рождены боги и люди,
Начинающаяся с пречистой монады [единицы]
Завершающаяся священной четвёркой
Рождающая матерь всего живущего
Всеохватывающая, изначальная, безупречная
Священная десятка, предводительница всего!

Вам это может показаться редкостным бредом, но пифагорейцы относились к этому очень даже всерьёз. Эту молитву нужно было читать каждый день, а сам Пифагор для учеников был полубогом, великим пророком, «Прометеем математики», «принёсшим Тетраксис людям».

Но вернёмся от молитв к числам. Всё те же самые неутомимые ученики Пифагора тонко подметили, что все треугольные числа можно получить, если складывать все натуральные числа, идущие друг за другом, смотрите:

Первое треугольное число 3 равно сумме чисел 1 + 2

Второе треугольное число 6 равно сумме чисел 1 + 2 + 3

Третье треугольное число 10 равно сумме чисел 1 + 2 + 3 + 4

Четвёртое треугольное число 15 равно сумме чисел 1 + 2 + 3 + 4 + 5...

и так далее!

Наконец, были и четвёртые фигурные числа, которым соответствовала стихия воздуха. Это были удивительные числа, из которых нельзя сложить никакую фигуру, кроме «палочки». Скажем, число 11 или число 13. Попробуйте сложить из такого количества счётных камешков квадрат. Или треугольник. Или прямоугольник. Ничегошеньки не выйдет! Только «палочка».

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

В современной математике такие числа называют «простыми», или «неразложимыми на простые сомножители».

Вы, вероятно, знаете, что в магической системе обязательно должен быть загадочный «пятый элемент», «квинтэссенция», «божественный эфир». Есть огонь, воздух, земля, вода – а что насчёт пятого элемента?

«Пятым элементом» стали (неудивительно, правда?) пятиугольные числа. Первое пятиугольное число («пентаграмма») – это, само собой, 5. Второе пятиугольное число – 12. Третье пятиугольное число – 22.

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Древнегреческие математики даже смогли открыть, что каждое следующее пятиугольное число состоит из «корня» и трёх треугольных чисел! Скажем, четвёртое пятиугольное число «конструируется» состоит из числа 5 («корня») и трёх треугольных чисел предыдущего порядка (то есть 4 – 1 = 3, а «третье треугольное число» у нас, как мы помним, 10). Получаем 3 х 10 + 5 = 35.

Для современного человека такие свойства – упражнение ума, развитие воображения, школьная задачка. Но Пифагорейцам всё это казалось наполненным страшно глубоким смыслом и магическими свойствами. А что делать? Всё-таки две с половиной тысячи лет назад дело было. Магия исчезла, а вот «квадратный корень» остался...

Почему корень – квадратный? Рассказывает журнал «Лучик» Занимательная математика, Математика, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Учеба, Развитие, Обучение, Урок, Длиннопост

Это была статья из журнала «Лучик». Познакомиться с журналом можно по ссылке. В мартовском номере:

  • Зачем человеку подвиг? О Сикстинской Мадонне и Александре Матросове

  • Мойдодыр, или Почему мальчиков одевали в платья

  • Русские дети. Читаем стихотворение Некрасова и думаем

  • Почему над мудрецами, ощупывающими слона, смеются глупцы?

Подписаться на мартовский номер «Лучика» можно до 20 февраля

Показать полностью 14

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик»

Утром, прежде допить чай, загляните в свою чашку. Если за окном солнечно, и свет в помещении достаточно яркий, вы обязательно увидите на дне чашки вот такую световую линию:

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост

Напоминает опрокинутую цифру "три". Или яблоко. Или сердце. Или... ну, общем, не важно, что напоминает.

Эта линия (а говоря математическим языком – "кривая") называется каустика. Стоит обратить внимание на неё один раз, и она начнёт преследовать вас повсюду. Вот она, например, в ведре с водой:

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост

В переводе с греческого "каустикос" означает "жгучий". Как возникает это явление и почему так называется?

Допустим, источник света – это ваше окно. Тогда свет – это пучок параллельных лучей. Каждый луч отражается от стенки чашки по закону геометрической оптики – «Угол падения равен углу отражения». Вот так:

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост

Каждый следующий луч отражается от стенки чашки под немного другим углом (ведь эта стенка искривлённая). Отражённые от стенки лучи пересекаются строго определённым образом. Из точек их пересечения и образуется каустика! Более светлая, потому что свет в точках пересечения лучей концентрированный! Вот как это происходит:

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост

Именно за каустиками мы наблюдаем, когда любуемся игрой света на дне бассейна или на борту корабля:

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост

Каустики изучает один из самых молодых разделов математики, у которого очень интригующее название – "теория катастроф". Ну, это на Западе, а у нас – «особенности дифференцируемых отображений». Что это такое?

Есть старинная восточная притча. Жил да был жадный торговец. Поехал он на базар купить соломы и взял с собой одного-единственного верблюда. Купил – и давай грузить тюки с соломой верблюду на спину! Грузит, грузит, и всё ему мало. «Смотри, – говорят ему, – как бы верблюд твой не умер от такой тяжести, имей совесть!» – «Ничего, – отвечает жадина, – выдержит!» И продолжает грузить. Верблюд уже еле-еле на ногах стоит, а купец только руки потирает, подсчитывает будущие барыши. Наконец, тронулся верблюд с места, а жадина не выдержал: «Ну ещё чуть-чуть!» – и положил на спину верблюду всего-то одну соломинку. Ноги у верблюда подкосились, он упал и умер. Остался купец ни с чем – не на себе же ему солому везти? А с тех пор люди стали говорить: «Одна соломинка может сломать спину верблюду».

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост

Обычная математика любит изучать такие процессы, которые принято называть «непрерывными», «гладкими». Это означает, что маленькие изменения управляющих параметров приводят к таким же маленьким изменениям итоговых характеристик. Переводим на русский. Если нажать на педаль газа в автомобиле несильно, совсем чуть-чуть, то автомобиль ускорится тоже совсем немножечко.

Движущийся автомобиль – это система.

Педаль – это управляющий параметр.

Нажатие педали – изменение управляющего параметра.

Ускорение автомобиля – итоговая характеристика.

Теория катастроф же изучает совершенно другое – так называемые «особые точки», то есть точки, в которых самые малые изменения входных параметров приводят к резкому и безвозвратному изменению характеристик всей системы. Нажимаешь на педаль «ещё чуть-чуть», а автомобиль взлетает…

Возьмём, например, нашу историю про купца и верблюда. С точки зрения математики, в этой сказке есть одна система (верблюд + груз соломы), есть управляющий параметр (вес соломы, то есть количество соломинок, уложенных верблюду на спину) и есть итоговая характеристика (довезёт верблюд груз или нет).

Допустим, мы начинаем добавлять по одной соломинке (ведь одна соломинка практически ничего не весит, правда?). Тысяча соломинок, десять тысяч, двадцать... Верблюду всё тяжелее, но он стоит на ногах, он способен идти, хоть и медленно... И вдруг в какой-то момент мы добавляем всего лишь ещё одну соломинку – и верблюд падает замертво! Характеристики нашей системы кардинально изменились! И даже если мы начнём разгружать беднягу-верблюда, – ни ему, ни нам это не поможет. Вернуть всё назад уже не выйдет! Вот эта самая «точка невозврата», «точка последней соломинки» и называется в математике вырожденной особой точкой или «точкой катастрофы».

Точка катастрофы

В природе существует множество процессов, которые можно рассматривать как математические катастрофы. Возьмите старую резинку для волос. Она сделана из упругого материала, который (согласно школьной физике) подчиняется простому закону (закону Гука): чем больше мы удлиняем резинку, тем сильнее она нам «сопротивляется», стремится вернуть себе исходную форму. Но что произойдёт, если мы – пускай даже очень медленно и осторожно! – станем удлинять её всё дальше и дальше?

В определённый момент её структура изменится, её упругие характеристики исчезнут – и даже если мы отпустим её, исходную форму она уже не примет, а просто повиснет на руках. Всё, резинка испорчена, «растянулась». Ну а если мы потянем её ещё дальше – она и вовсе разорвётся, правильно? Перед нами снова математическая катастрофа: совсем небольшое дополнительное усилие (растягивание резинки) в какой-то момент резко и необратимо меняет свойства объекта.

Само собой, математическая катастрофа может стать причиной самой настоящей катастрофы. Представьте себе летящий самолёт. Его крыло создаёт подъемную силу, которая не даёт самолёту упасть. Однако эта подъемная сила зависит от скорости самолёта. Если пилот начнёт сбрасывать скорость, лететь всё медленнее и медленнее, то в какой-то момент (вот она, «точка катастрофы»!) подъемная сила вдруг резко уменьшится – и самолёт внезапно теряет управляемость, «сваливается в штопор», начинает бесконтрольно падать и в итоге разбивается об землю. Хорошо, если пилот успеет выпрыгнуть с парашютом! Обратите внимание: если самолёт «сваливается», то увеличение скорости само по себе не сможет вернуть ему управляемость, просто так «отыграть назад» у пилота не выйдет.

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост

Бифуркация

Поведение исследуемой системы вблизи точки катастрофы математики часто называют «бифуркацией», то есть «двойной вилкой». Допустим, если наш самолёт летит на предельно малой скорости («скорости сваливания»), в каждый момент у нас образуется «вилка» – он с равной вероятностью (как любят говорить, «пятьдесят на пятьдесят») может или продолжать полёт, или потерять управляемость и свалиться в штопор. В точности такая же бифуркация присутствует и в опыте с резинкой («растянется – не растянется»), и в сказке про верблюда («выдержит – не выдержит»).

Катастрофы социальные и психологические

Где ещё можно использовать методы теории катастроф? Ну, например, при исследовании поведения животных и даже нас, людей. Как это выглядит? Вообразите ситуацию: учительница ведёт в парк на экскурсию первоклассников. Первоклассники, как водится, ведут себя не очень примерно – то один отбежит в сторону, то другой начнёт задираться, то третий дёрнет девочку за косичку... Учительница сдержанно, с улыбкой пытается наладить дисциплину: «Петров, прекрати... Сидоров, вернись в строй... Алёша, возьми за руку товарища и не хулигань». Так продолжается пять минут, десять... И вдруг в какой-то момент (вот она, «критическая точка», «точка катастрофы», узнали?) учительница срывается на крик: «А ну все встали на места! Все замолчали!» Дети тут же притихают и обиженно шепчут – «А что случилось? Да мы же ничего такого не делали...»

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост

Непедагогично, но ведь знакомо, правда? Довели бедную Мариванну до белого каления, негодники. А ведь такие ситуации могут возникать и среди взрослых, и не только в школе – но и на производстве, в армии, в научной экспедиции, и результаты могут быть очень неприятными.

Катастрофы математические

Давайте проверим, насколько хорошо мы поняли, какая разница между математическими и «настоящими» катастрофами.

Скажем, падает на Землю из космоса метеорит – и взрывается. Катастрофа? Ещё какая, спросите у динозавров. Однако является ли это явление математической катастрофой? Нет. Когда метеорит врезался в землю, его скорость (управляющий параметр) падает резко, скачком – и состояние его соответственно меняется скачком (происходит взрыв). Назвать это «катастрофой» в математическом смысле будет некорректно.

А теперь рассмотрим выражение «последняя капля» (та самая последняя капля, которая «переполняет чашу терпения»). Возьмём стакан и наполним его до краёв водой. А потом возьмём пипетку и будем добавлять в полный стакан по капельке... В конце концов вода разольётся, причём на стол прольётся не одна капля воды, а больше!

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост

С обыкновенной точки зрения эта ситуация катастрофой не является – а вот с точки зрения математики перед нами типичная математическая катастрофа!

Рассказывал журнал "Лучик".
Познакомиться с журналом можно по этой ссылке.
Будем рады, если он вам понравится!

Чашка чая и теория катастроф. Рассказывает журнал «Лучик» Наука, Научпоп, Образование, Воспитание, Воспитание детей, Исследования, Развитие, Детская литература, Учеба, Длиннопост
Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!