Серия «Эллинизм»

Уранополь

Ефремов в "Таис Афинской" упоминает Уранополь (Уранополис), утопический город, основанный во время войн диадохов Алексархом, братом македонского царя Кассандра. Иван Антонович почерпнул сведения о нём из монографии Уильяма Тарна "Александр Великий", однако свою оценку его деятельности дал диаметрально противоположную, нежели Тарн. У Ефремова Алексарх - романтический мечтатель, идеалист, он попытался осуществить на практике идеалы братства людей и всеобщей любви, уничтожить разницу вер и языков. Для Тарна он сумасшедший.

Письменных источников об Алексархе мало и они очень скудны. В «Географии» Страбона сообщается, что у горы Афон "Алексарх, сын Антипатра, заложил город Уранополь в 30 стадий в окружности" и что "на этом полуострове жили какие-то пеласги с острова Лемноса, которые делились на 5 общин".

Афиней в "Пире мудрецов" цитирует Гераклида Лемба из Оксиринха. Внимание у него сосредоточено исключительно на изобретенном Алексархом языке:

Таков же был и Алексарх, брат македонского царя Кассандра, основавший Уранополь: Гераклид Лемб пишет о нем в тридцать седьмой книге "Истории" так: "Основав Уранополь, Алексарх принялся насаждать в нем особую речь (διαλέκτους ιδίας), называя петуха с-утра-криком (ὀρθροβόαν), цирюльника людостригом (βροτοκέρτην), драхму серебрянкой (ἀργυρίδα), хойник кормильцем дня (ἡμεροτροφίδα), глашатая выгонялой (ἀπύτην). Однажды он послал правителям, назначенным Кассандром, письмо следующего содержания: "Алексарх передовым Сородного [желает] хорошеть! Считая мне известным о солнцебаранах, властвующих оставленными делами держателей, назначенных роком подземельным богам, натеревших маслом себя и горних стражей (Ἀλέξαρχοσ ὁ μάρμων πρόμοις γαθει̑ν. τοὺς ἡλιοκρει̑ς οἰω̑ν οί̑δα λιπου̑&;σα θεωτω̑ν ἔργων κρατήτορας μορσίμῳ τύχᾳ κεκυρωμένας θεου̑&; πόλαις χυτλώσαντες αὐτοὺς καὶ φύλακας ὀριγενει̑ς)". Что значит это послание, думаю, даже Пифия не отгадает!"

Наверное, это первый изобретённый новояз.

На известных монетах Алексарха отчеканены либо солнечный диск с длинными лучами, либо солнце с другими светилами, а на реверсе - Афродита Урания, сидящая на глобусе, с надписью ΟΥΡΑΝΙΑΩΝ ΠΟΛΕΩΣ или просто ΟΥΡΑΝΙΔΩΝ. Это первое известное нам изображение глобуса на монетах.

Показать полностью

Дети Таис Афинской

Иван Антонович Ефремов в романе «Таис Афинская» упоминает двоих детей Таис — Леонтиска и Иренион (Ирану). Однако источник (Афиней, «Пир мудрецов») называет троих:

А великий Александр разве не держал при себе Таис, афинскую гетеру? Клитарх говорит, что это из-за нее был сожжён царский дворец в Персеполе. Эта самая Таис, после смерти Александра вышла замуж за Птолемея, первого царя Египта, и родила ему сыновей Леонтиска и Лага и дочь Ирину, которую выдали за Эвноста, царя Сол на Кипре.

И это, конечно, Ефремову должно было быть известно.

Известные детали биографии двоих детей Ефремов указывает в целом правильно:

Леонтиск действительно участвовал в битве при Саламине, попал в плен и был отпущен Деметрием без выкупа.

Ирину (Эйрену) в конце романа увозят воспитываться на Кипр.

Почему Ефремов проигнорировал Лага?

Скорее всего потому, что в XIX веке и начале XX получила распространение концепция М. Штрака, согласно которой «Лаг» (Заяц) — это домашнее прозвище Леонтиска.

Афиней писал примерно на 500 лет позже и вполне возможно до него дошёл уже «испорченный телефон».

Однако ситуация изменилась после находки аркадской надписи со списком победителей Ликийских игр 308 года до н.э.

Там упомянут Лаг, сын Птолемея, македонянин, и в настоящее время учёные склоняются к тому, что это «тот самый». Победил он в гонке колесниц.

Данная надпись автоматически подтверждает то, что Таис вышла замуж за Птолемея официально (как и сказано у Ефремова), а не была просто любовницей. Иначе их сын не считался бы законнорожденным и не мог бы участвовать в играх. На это и раньше намекало замужество Эйрены (завидная невеста, выданная за царя-союзника), а теперь вот появился дополнительный аргумент.

Какой же из братьев был старшим?

Афиней называет Леонтиска, но это ещё не доказательство.

Сейчас популярна точка зрения, что Афиней упомянул братьев в произвольном порядке, и старшим является Лаг. Учитывая традицию называть старшего сына по имени его деда — это вполне логично.

Но мне нравится версия Зелинского («Аркадская надпись и сыновья Таис»), согласно которой Леонтиск («Львёнок») — на самом деле сын Александра, которого Птолемей принял, как своего.

И тогда понятно, почему второго сына он назвал Лагом — по традиции, в честь своего отца. На то, что Таис была любовницей Александра, в источниках намёки есть (та же цитата выше), так что Ефремов тут не придумал что-то совсем недоказуемое.

Птолемей II, сын Птолемея I от Береники к другим своим старшим сводным братьям (Птолемей Керавн, Мелеагр, Аргей, Магас) относился, мягко выражаясь, не по-дружески, что вполне объяснимо. По всем традициям наследником должен был стать кто-то из них, а не сын Береники, самый младший. Но, похоже, как минимум Лаг не попал в число соперников. В Александрии был ипподром «Лагейон». Очень вероятно, он был назван не в честь династии в целом, а в честь конкретно Лага, учитывая его любовь к колесничным гонкам. Вряд ли Птолемей II стал бы называть ипподром в честь ненавистного родственника.

Показать полностью

Другой Александр

Что помешало фильму «Александр» Оливера Стоуна выстрелить, как выстрелил «Гладиатор»?

Дело тут точно не в намёках на радужность Филиппыча. Проклятые буржуи такое спокойно потребляют, они и кассу делают.

С матчастью там всё хорошо, а в сравнении с прочими пеплумами — недосягаемо хорошо.

Массовка большая, всё дорого-бохато.

Почему не взлетел-то?

Фаррелл какой-то совсем не очень царь. Но тут, походу, bad acting is bad directing. Как Стоун написал его недоцарём, так Фаррелл и сыграл. Царь-плакса. Всем так и запомнился. Но ведь Фаррелл слёзы лил тогда, когда он и должен был это делать. Тут всё исторично, особенно после смерти Клита. У царя была натуральная истерика и попытка суицида.

Просто bad directing. Стоун акценты неправильно расставил.

Большая проблема, одна из главных — ну невозможно жизнь Филиппыча засунуть в полнометражный формат. Всё скомкано и страсти не раскрыты. А ведь он должен предстать, как великий царь, как Величайший не только для современников, но и многих поколений потомков, включая другие культуры. И, одновременно, как Проклинаемый Людьми.

Это капец какая сложная задача для полного метра. Это сериальный формат.

Но если бы Стоуну просто дать бездонное бабло и сериал на дохера сезонов — при его подходе он бы всё равно привёл его к эпическому провалу.

А потому что он не смог рассказать историю интересно.

Почему взлетел «Гладиатор» с чудовищными косяками в матчасти и провалился «Александр» с почти безупречными (местами упрощёнными) заклёпками?

Да потому что зрителю пофиг на эти ваши подтоки сарисс правильной формы.

Зритель хочет интересной истории.

У Стоуна она неинтересная.

Как можно было бы решить проблему?

«Александру» не хватило антагониста.

А действительно, с чем или с кем борется герой? С персами? Да не, что вы. Персы там не тянут на антагонистов. Дарайавауш сказал полторы фразы. Выдуманный Фарнак (зачем выдумывать Фарнака, там было кого взять реального) только маячит на вторых планах. Персы там вообще жертвы, их жалеть надо.

Кто ещё? Филота? У Стоуна он торчит на третьем плане. Стоун не попытался раскрыть его мотивы.

Полагаю, что главными антагонистами Стоун считал внутренних демонов Филиппыча, а главным движителем сюжета — грызню отца и матери. Тут теплее, хотя всё равно провал.

Вот если бы он ограничился периодом до похода, экранизировал «Божественное пламя» Рено или «Сына Зевса» Воронковой (щас, размечтались), то да, мать и отец создали бы нужный накал драмы. И, кстати, в фильме 1956 года с Бёртоном первая половина фильма сценарно прекрасна (матчасть говно, но тогда иначе и не делали). Лучше было бы ограничиться этим периодом. Даже если бы всё равно не взлетело и на продолжение не дали бы денег, был бы шанс получить хорошую драматургию и относительно законченную историю.

Но всем же сразу надо Звезду Смерти Гавгамелы. До такой степени «сразу», что Стоун в режиссёрке перемонтировал всё так, что после пролога с Птолемеем сразу Гавгамелы и начинаются.

Ну и кто там у нас тянет на антагониста?

Мемнон? Хорошо, но очень мало.

Спитамен? Хорошо, но мало и надо начинать после Гавгамел (можно и с них, Воронкова сделала его участником, ничто не мешает ему быть в свите Бесса).

Хотелось бы кого-то долгоиграющего, чтобы весь фильм гадил (да ещё и имел свою правду).

Но Филиппыч, вот сволочь, всех врагов победил. Не было у него долгоиграющего врага. Внешнего.

А внутреннего?

Были. Он их тоже всех перерезал. Хотя... если подумать, то на эту роль тянет Антипатр.

Это как? Ближайший друг Филиппа, верный и надёжный Антипатр, наместник Македонии, решавший проблемы со всякими там Агисами — тайный враг?

Ну а почему бы нет?

Он не понимает эту тему с походом через всю Азию к Океану, особенно после полного разгрома Дарайавауша.

Он мог очень напрячься после убийства своего друга Пармениона.

Его ненавидит Олимпиада и постоянно жалуется на него сыну.

Ну и наконец, его подозревали (не доказали) в отравлении Александра руками своего младшего сына Иолая.

Одно плохо — мы же хотим показывать Александра. Антипатр далеко, вне движухи. Интриговать издалека хорошо, но для кино так себе драма.

Но при войске его зять, Александр Линкестиец. И это... почти идеальный кандидат в антагонисты! Мотивов — хоть жопой жуй! Сцен для яростного зырканья глазами и прочей драмы — навалом. Есть что играть.

Две вещи огорчают.

Первое. Филиппыч его таки прикончил ещё до Индии, что ослабляет последний акт, там только тестю остаётся подослать сына с копытом. Но в индийском походе и последующих делах антагониста не будет, а там же должна быть кульминация. Слабенько тут.

Ну и второе — он тоже Александр. Зрители запутаются. Хотя можно в сценарии звать его Линкест.

И всё же проблема полностью не решена. Герой должен большую часть фильма превозмогать явные или тайные дела антигероя. Здесь без ввода вымышленных событий так не прокатит.

Заговорщики так и не смогли повредить Александру. Ну, разве что прикончили его в конце, что, как я сказал, не доказано и только слухи (но для художественного произведения пойдёт).

Всех их последовательно прикончили.

Возможно выстроить сюжет так:

Мы будем наблюдать постепенное превращение Антипатра из верного трону во врага. Он последовательно пытается влиять в письмах на своего зятя, потом Филоту и Каллисфена.

Последний и будет главным POV в первых двух актах. «Помогает» ему в освещении событий Эвмен. Собственно, их беседы в грамматеоне я бы постарался особо выделить. Безусловная верность Эвмена и постоянно-критический взгляд Каллисфена.

Фильм открывает пролог — пир, на котором Каллисфену предложили произнести прославляющую царя речь.

Каллисфен начинает речь «за». В первом акте мы видим деяния Александра, которые его окружение воспринимает положительно.

Потом интерлюдия, снова тот пир. Каллисфена подначивают произнести речь «против». Сам Александр воодушевлён этой идеей и уверяет, что не рассердится.

Каллисфен начинает речь «против». Во втором акте мы видим деяния Александра, которые его окружение воспринимает отрицательно. Именно здесь будут флэшбеки, показывающие значение Филиппа.

Интерлюдия, снова пир. Александр ожидаемо звереет. Кранты Каллисфену.

О чём же третий акт? А вот о чём. В первых двух вся эта компания заговорщиков пыталась перетянуть на свою сторону Кена. Он не поддался, но их речи дали кое-какие всходы в его душе.

Третий акт мы видим глазами Кена. Это Индийский поход и битва при Гидаспе. Кульминация на Гифасисе. Речь Кена — «давайте дальше не пойдём». Вскоре он умирает от ран. Можно показать, что озлобленный царь тайно приказал ему «помочь». Или только хотел, но не стал, метался, вспоминал Клита и свою тогдашнюю истерику.

Финал «пишет» Эвмен. Гедросия, Вавилон — нарезка кадров, кратко. Отравление я бы сделал, иначе антагонист Антипатр в пролёте.

Да, Эвмен всё это «пишет» или размышляет над финалом, конечно же в шатре накануне битвы при Габиене.

На сериал такое не тянет, здесь завершённая и непростая структура. В полном метре придётся выкинуть просто чудовищные горы отличного материала. Печаль.

Из батальных сцен я бы оставил, как и Стоун, Гавгамелы в первом акте и Гидасп в третьем. Но постарался бы сделать хотя бы нарезку остального. В частности эпизод спасения Александра Клитом при Гранике постарался бы вписать. Стоун его тоже оставил, засунул в Гавгамелы, понимал, что это важно. Но всё же почему-то не акцентировал на нём внимание, а зря.

Сложно экранизировать такую биографию. И книгу сейчас про Александра сложно писать. Дохрена про него написано. Интриги нет. Лучше всё же не его героем делать, а вымышленого (или невымышленного, но оставляющего поле для фантазии, как с Таис) персонажа и показывать его приключения на фоне похода Александра. В этом смысле Ефремов прямо в яблочко попал.

Это одна из причин, почему я немало текста написал по эпохе Александра, но не про него самого.

Как-то так.

Я бы фильм и назвал — «За и против Александра».

Но Голливудщине уже нельзя доверять. Не осилят они правильный сценарий. Да ещё и без этих.

Показать полностью

О неповоротливой фаланге

Недавно в ВК в одной из исторических групп в очередной раз наблюдал шаблонное: "Да это ваша неповоротливая фаланга ни о чём. Вот манипулярный строй легиона, вот это тема!"

Практически не бывает такого, чтобы обсуждали фалангу и кто-нибудь этот штамп не припечатал.

Многие как-то не задумываются, что тот или иной строй и тактика - это не универсальная вундервафля. Где-то и в чьих-то руках работает одно, в другом месте, времени и руках, против другого противника - иное.

Но нет. Фаланга неповоротливая.

Хорошо. Давайте взглянем на неповоротливую фалангу.

Флавий Арриан на линии ("Поход Александра", I, 5, 8):

"В тот же самый день Александр запер их в городе и, расположившись лагерем у стен, решил окружить город у креплениями и блокировать его. На следующий день появился с большим войском Главкия, царь тавлантиев. Александр понял, что ему не взять города с таким войском, какое у него сейчас: в городе собралось много хороших воинов, и если он пойдет на приступ, то ему придется иметь дело еще и с войском Главкии. Он отправил Филоту за провиантом, приказав ему взять сколько нужно всадников для охраны и вьючных животных из лагеря. Главкия, узнав об экспедиции Филоты, погнался за ним и занял горы, кольцом окружавшие ту долину, где отряд Филоты намеревался добыть провиант. Александр, получив известие о том, что всадники и караван окажутся в опасности, если их застанет ночь, сам поспешил им на помощь, взяв с собой щитоносцев, лучников, агриан и около 400 всадников. Остальное войско он не отвел от города: отход всего войска дал бы возможность находившимся в городе устремиться на соединение с Главкией. Главкия, узнав о приближении Александра, оставил горы, и отряд Филоты благополучно укрылся в лагере. Клит же и Главкия думали захватить Александра, пользуясь бездорожьем: они занял и горные высоты, послав туда множество всадников, множество метателей дротиков, пращников, да немало и гоплитов; оставшиеся в городе собирались присоединиться к уходившим. Место, где лежал проход для Александра, узкое и лесистое, е одной стороны было отрезано рекой, с другой поднималась очень высокая гора, вся в стремнинах, так что и четырем воинам со щитами было не пройти в ряд.

Александр выстроил свой отряд фалангой в 120 человек глубиной. На каждом крыле он поставил по 200 всадников, и приказал молча и стремительно выполнять приказы. Сначала он велел гоплитам поднять копья прямо вверх; затем по знаку взять их наперевес, а после тесно сомкнуть их и склонить направо и затем налево. Стремительно двинув фалангу вперед, он велел солдатам делать то направо кругом, то налево. Произведя таким образом в течение короткого времени разные маневры и построения, он повернул фалангу влево, выстроил ее клином и повел на врага. Те сначала с изумлением смотрели на быстроту и порядок совершаемого; сражения с Александром они не приняли и оставили первые возвышенности. Он приказал македонцам издать военный клич и ударить в щиты копьями. Тавлантиев этот крик испугал еще больше, и они быстро отвели свое войско к городу.

Александр, видя, что небольшое число врагов удерживает высоту, мимо которой проходила его дорога, приказал своей охране и «друзьям» взять щиты, сесть на лошадей и скакать к этой высоте. Если те, кто занял ее, не тронутся с места, пусть половина отряда спрыгнет с лошадей, смешается с всадниками и сражается пешими. Враги, видя, что Александр наступает, оставили высоту и скрылись вправо и влево в горы. Александре «друзьями» захватил высоту, агриан и лучников, числом до 2000, послал к ним же, а щитоносцам велел переправиться через реку и македонским полкам следовать за ними; после переправы сделать налево кругом и построиться тесной фалангой. Сам он остался на передовом посту наблюдать с высоты за движением врагов. Они же, видя переправляющееся войско, отошли к горам, чтобы напасть на арьергард, который отделился вместе с Александром. Он же при их приближении устремился на них со своим отрядом, а фаланга издала боевой клич, словно уже перейдя реку. Враги бежали, уклоняясь от воинов, наседавших на них вкупе. В это время Александр послал агриан и лучников бегом к реке; сам он опередил их и перешел первым. Увидев, что враги наседают на арьергард, он велел установить на берегу машины и метать с их помощью дротики на такое расстояние, на какое только достанет машина, а лучникам остановиться посередине реки и стрелять. Воины Главкии не осмелились подойти туда, где уже падали стрелы; македонцы благополучно переправились через реку; при отходе никто убит не был".

Ага! А ведь речь-то тут не о македонской фаланге, не о педзетайрах! Тут у Александра "щитоносцы", они же "шитоносцы гетайров", они же "гипасписты". У них гоплитское вооружение, т.е. это фаланга эллинская.

Ну да. И как по мне, размер дрына тут не главное. Как грица: "песня ничто - исполнение всё".

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!