Серия «Экономика и деньги»

Умер Даниэль Канеман

Почему огорчение от потери почти в два раза сильнее, чем радость от выигрыша? На этот вопрос ответили психологи.

Лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман доказал, что принятие решений на рациональной основе - скорее исключение, чем правило. А инстинктивное, нерассуждающее, эмоциональное поведение, направляемое предубеждениями, когнитивными искажениями и невнимательностью - как раз то, чего от людей в ситуации экономического мышления следует по умолчанию ожидать.

Умер Даниэль Канеман Психология, НаукаPRO, Некролог

В Лиге психотерапии мы публиковали материал, основанный на работах Д. Канемана:
От Homo economicus к Homo sapiens: как мы относимся к потерям и приобретениям

Больше постов по теме Психология и экономика в серии Экономика и деньги

Даниэль Канеман скончался на 91-м году жизни.

Показать полностью 1

Когнитивно-поведенческая терапия уже давно победила в Петрозаводске...

Пост в Лигу психотерапии.

Когнитивно-поведенческая терапия уже давно победила в Петрозаводске... Фрейд, Профессиональный юмор

via

Уважайте своих родителей. Они закончили школу без Гугла и Википедии

Из жизни современных детей, у кого в гимназии есть предмет "управление бизнесом".


Им в 11-м классе дают задания проектного типа, чтобы освоили рекламные инструменты. Изучают основные настройки Фейсбука и Гугла (Вконтакте и Яндекс в наших ближневосточных краях в школе не преподают, а зря).

Уважайте своих родителей. Они закончили школу без Гугла и Википедии Психология, Маркетинг, Длиннопост

Дальше от первого лица.


- Нам надо сдавать работу, как рекламировать сайт в Гугл АdWords.

- А что за проект?

- Подготовить презентацию, как бы ты рекламировал. Там всё просто, регистрируешь мэйл, создаёшь аккаунт, потом ищешь ключевые слова, для каждой группы слов создаёшь свою кампанию. Например, у тебя обувной магазин, и ты делаешь кампанию для женской, мужской и детской обуви.

- Да-да.

- Потом для каждой кампании делаешь группу объявлений. Летняя и зимняя женская, туфли и босоножки, или мужские туфли и кроссовки, или детские кроссовки и сапоги.

- Молодец!

- Я решил описать тебя, в смысле твою клинику. Надо, чтобы ты подписала согласие.

Уважайте своих родителей. Они закончили школу без Гугла и Википедии Психология, Маркетинг, Длиннопост

- Хм. Ты уверен?


- Да. Чтобы рекламировать, надо знать пользовательский сценарий! Это просто, те кто к тебе приходят - твои пользователи. Надо писать объявления для них. Они - целевая аудитория. Для каждой аудитории делается своя рекламная кампания.


У меня будет кампания1 про жертв травмы, кампания2 про судебные экспертизы, кампания3 про проблемных детей, кампания4 про разводы у родителей, кампания5 про депрессии, кампания6 про тех, кому просто очень плохо и кампания7 про тех, кто боится плохих оценок на экзамене.


- Ну давай, подпишу. Даже интересно, как ты это простроишь.

- Для каждой кампании надо прописать группы объявлений и ключевые слова для каждой темы. Например, если у тебя кампания про пирожные, то ты можешь делать группу объявлений "Пирожные на День рождения" или "Пирожные на Новый год" или "Пирожные с доставкой на дом", и поисковик сам будет предлагать твоё объявление тому, кто ищет.


- Прекрасно! Допиши в презентации в после "создание Аккаунта" большими буквами ИЗУЧИТЬ ПРАВИЛА. Открывай их, вам же про них должны были рассказывать в первую очередь. Про жертв, про судебные дела, кому очень плохо, НЕЛЬЗЯ про такое в рекламе упоминать, твой аккаунт сразу заблокируют.

Уважайте своих родителей. Они закончили школу без Гугла и Википедии Психология, Маркетинг, Длиннопост

- Что там ещё у тебя? Проблемные дети? Детей до 13 лет тоже нельзя.


- Ты шутишь?


- Я совершенно серьёзно. Депрессии? Разводы? Страх сдавать экзамены? Тебе просто очень плохо? Это всё один параграф, запрещённого контента:

Уважайте своих родителей. Они закончили школу без Гугла и Википедии Психология, Маркетинг, Длиннопост
Уважайте своих родителей. Они закончили школу без Гугла и Википедии Психология, Маркетинг, Длиннопост

- Это будет самая короткая презентация на потоке.


- Давай подпишу. Зато правдивая.


На сегодняшний день так - или выкидывай бешеные деньги на клики по общим словам ни о чём мимо своей целевой аудитории, или обещай всем радость, счастье и успех, или молчи.


- Так, а почему бы тебе не продавать курсы "Как стать счастливым"?!

Уважайте своих родителей. Они закончили школу без Гугла и Википедии Психология, Маркетинг, Длиннопост
Показать полностью 6

Мифы психотерапии и их маркетинг

Рерайтинг статьи семилетней давности с новыми статистическими данными, о трендах и психологии. Начало, продолжение, продолжение.


© О.В. Бермант-Полякова Мифы психотерапии и их маркетинг // Психотерапия 2009 № 8(80) с. 26-30.


Это абсолютные показатели по запросам:

психотерапия

психология

тесты

психодиагностика

тренинг.


Различия между ними кратные, как легко увидеть, лидерами "психологической индустрии" в русскоязычном пространстве являются тесты.


Запрос "психотерапия":

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Запрос "психология":

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Запрос "тесты":

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Запрос "психодиагностика":

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Общее между ними - "летние каникулы", спад интереса к теме во время летних месяцев. Это даёт основания для предположения о том, что основная аудитория спрашивающих Яндекс - студенты.


Запрос "тренинг", в отличие от предыдущих, демонстрирует другую динамику:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

А как в англоязычном мире? Сравним популярность тех же самых запросов:

psychotherapy

psychology

tests

psychodiagnistics

training


Программа Google Trends умеет рисовать их на одном графике, сопоставляя друг с другом cледующим образом:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Лидером рынка здесь является тренинг, а не тесты. В остальном динамика похожая: психодиагностика и психотерапия "уступает по популярности" запросам про психологию и тесты.


Какие психологические направления в интернете ищут чаще?


Вот так выглядит динамика популярности запроса "гештальт":

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

А вот так запрос "гештальт" в сравнении с запросом "психоанализ":

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Резюмируя тему маркетиногового мышления пси-профи, подчеркну, что маркетинговые решения принимаются с учетом многих факторов, среди которых анализу основных тенденций спроса и предложения принадлежит первенство, и интернет-аналитика,  возможности которой были продемонстрированы, занимает принадлежащее ей по праву место надёжного, быстрого и точного помощника в выборе направлений развития и планировании рекламных мероприятий.


ЛИТЕРАТУРА.

1. Быков Д. Психфактор // Огонёк. – 2005. - №50.

2. Горалик Л. Маленький принц и большие ожидания. Новая зрелость в современном западном обществе // Теория моды. - 2008. - №8.

3. Грейм Динз, Фриц Крюгер, Стефан Зайзель. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. - М: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 256 с.

4. Гречишкина А. «Психобизнес» - «белое пятно» на рынке услуг // Реальный бизнес. - 2005. – Спецпроект.

5. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления // Введение в практическую социальную психологию. Ред. Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьёва. - М: Смысл, 1999.

6. Задорин И. Апология «прикладности», или Ещё раз о профессионализме, профессии и профессиональном сообществе // Социальная реальность. Журнал социологических наблюдений и сообщений. – 2007. - №5.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М: Вильямс, 2007. – 656 с.

8. Огинская М.В., Розин М.В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. - 1991. - № 4.

9. Burakova-Lorgnier, M. Trust, Reciprocity, and Other Relational Network Characteristics as Factors of Knowledge Sharing. Dans M. Lecoutre, & P. Lièvre (eds.) Management et réseaux sociaux : ressource pour l'action ou outil de gestion ? (Collection finance, gestion, management). Hermes-Lavoisier, 2008.

10. Dutta S., Fraser M. Throwing Sheep in the Boardroom: How Online Social Networking Will Change Your Life, Work and World. - John Wiley & Sons Ltd, 2008. - 344 p.

Показать полностью 8

Мифы психотерапии и их маркетинг

Рерайтинг статьи семилетней давности с новыми статистическими данными, о трендах и психологии. Начало, продолжение.


© О.В. Бермант-Полякова Мифы психотерапии и их маркетинг // Психотерапия 2009 № 8(80) с. 26-30.


Один из самых популярных в рунете текстов по психологии - книга Эрика Берна "Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди". Вот как выглядит запрос по названию книги на английском, games people play. Тренд на плавное снижение, график из области 50-75 приближается к линии 50, и показывают популярность запроса :

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

На русском языке запрос "Люди, которые играют в игры" запрашивали у Яндекса от 15 тысяч до 20 тысяч раз в месяц, что даёт 500-650 запросов в день. Яндекс не скрывает абсолютные цифры:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Много это или мало? Для сравнения, данные по запросам по ключевому слову "Пикабу", восходящий тренд:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

В абсолютных цифрах, ежемесячного числа запросов, это двукратное увеличение за период 2014-2016 годов:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Данные за месяц, в день это около 13,900 показов по фразе "Пикабу":

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Запрос в гугл трендс по слову "pikabu" выглядит эффектнее, тем более что однажды график достигает максимального значения популярности, 100:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Теперь давайте сравним психологию, психотерапию, тесты и психодиагностику. Что ищут в интернете больше?


(окончание в следующем посте)

Показать полностью 6

Мифы психотерапии и их маркетинг

Рерайтинг статьи семилетней давности с новыми статистическими данными, о трендах и психологии. Начало здесь


© О.В. Бермант-Полякова Мифы психотерапии и их маркетинг // Психотерапия 2009 № 8(80) с. 26-30.


НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ В АНАЛИТИКЕ СПРОСА


Работать с аналитическими технологиями просто: нужно зайти на сайт, напечатать в строке ключевые слова, и выбрать из предлагаемого списка период времени, который должен охватить поиск. Построение графика занимает считанные секунды.


Для запросов на английском языке Гугл Трендс http://www.google.com/trends, для запросов на русском языке Пульс Блогосферы Яндекс http://blogs.yandex.ru/pulse/ .


Upd1 Пульс Блогосферы - ныне закрывшийся сервис Яндекса, часть Яндекс.Блогов. При помощи сервиса можно построить диаграммы, показывающие цитируемость слов и выражений, через которые, теоретически, можно определить их популярность в блогосфере.

Из-за низкой посещаемости проект был закрыт, и теперь на его месте стоит заглушка. Согласно ней, получить материалы о популярности поисковых запросов ещё можно, написав на электронный ящик администрации Яндекса и сообщив о целях исследования и необходимых данных. По словам администрации Яндекса, на момент закрытия в феврале 2013 года на сайт заходило всего 150 человек в день.


Upd2 Вместо Пульса Блогосферы мы воспользуемся сервисом "Статистика ключевых слов на Яндексе" https://wordstat.yandex.ru/


Рассмотрим детальнее, на что обращать внимание при анализе, примеры запросов приводятся по Google Trends.


Запрос по слову "психология" показывает "летние каникулы" читателей:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Популярность по регионам показывает пространство СНГ:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Аналогичный запрос на по слову "psychology" показывает похожую картину:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Страны:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

К Яндексу обращались с запросом "психология" более двух миллионов раз за месяц, в каждом июле запросов традиционно меньше:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Запрашивают в основном из городов-миллионников:

Мифы психотерапии и их маркетинг Психология, Маркетинг, Тренд, Бермант-полякова, Длиннопост

Полюбопытствуем на тему психотерапии, "Людей, которые играют в игры" и других запросов.


(продолжение в следующем посте)

Показать полностью 6

Мифы психотерапии и их маркетинг

Рерайтинг статьи семилетней давности с новыми статистическими данными, о трендах и психологии.


© О.В. Бермант-Полякова Мифы психотерапии и их маркетинг // Психотерапия 2009 № 8(80) с. 26-30


Маркетинг – одна из операциональных картин мира в сознании психолога-практика или психотерапевта, особенность которой в предельной конкретности: как по количеству, так и по срокам. По мере развития и институализации пси-отрасли исследования целевой аудитории, анализ трендов и маркетинговое мышление в психотерапии становятся всё более востребованными, особенно в предпринимательском сегменте. В докладе ведётся речь о пути в профессии, о профессионализме и такой его составляющей, как признание потребителей, маркетинге психологических услуг как продукта, а также о новейших инструментах интернет-аналитики спроса и об основных трендах пси-отрасли за последнее пятилетие. Слова «психотерапия» и «практическая психология» используются как взаимозаменяемые понятия, поскольку маркетинговый ракурс рассмотрения пси-услуг не учитывает различия между поставщиками, в отличие от законодательного ракурса, разграничивающего психотерапевта и психолога.


ВЗГЛЯД НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ КАК НА ИНДУСТРИЮ


С момента опубликования неординарной работы М.В. Огинской и М.В. Розина, парафразом к заголовку которой звучит название настоящей статьи, минуло восемнадцать лет. Специально сформулированные для клиента психологические знания, объясняющие суть проблемы и процесс лечения (формирование внутреннего локуса контроля, отстранение, принятие, появление надежды на возможность изменений, появление в жизни ценных событий, переключение внимания), обозначенные как мифы психотерапии [8], за прошедшее время стали частью массового сознания. Литература на психологическую тематику расходится многотысячными тиражами, книги лидеров - психологов и психиатра А. Курпатова, В. Зеланда и Д. Еникеевой - насчитывают десятки переизданий. Профессиональное сообщество дискутирует тему «засилья» психологов в СМИ. Психолог сегодня – частый гость на журнальных страницах, в радио-эфире, в телевизионном ток-шоу. На заре перестройки главным героем массового сознания был историк, его сменил экономист, затем центральной фигурой стал политтехнолог и вот теперь психолог, констатирует известный публицист Д. Быков [1].


Спрос на услуги психолога имеется, хотя бы потому, что есть профессионалы, оказывающие такие услуги. Парадокс заключается в том, что официально в экономике РФ психологические консультации не выделяются в отдельную категорию услуг, общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) числит практическую психологию либо по статье «прочие услуги», либо как предоставление социальной помощи без предоставления проживания, с подпунктом «семейные консультации». Таким образом, статистика не принимает в расчёт экономический эффект от деятельности тех, кто занимается частной психологической практикой [4].


Среди основных тенденций жизни профессионального сообщества: институализация различных направлений психотерапии и утверждение правил сертификации специалистов; структурирование деятельности общественных организаций, ежегодное проведение декадников и фестивалей в столице и регионах; историографическое и биографическое исследование пройденного западными направлениями психотерапии на российском пространстве пути и его осмысление; радикальное изменение представлений об успешной профессиональной карьере. До перехода к рыночной экономике карьерный рост был возможен только в стенах учреждения – научно-исследовательского или медицинского, сегодня в профессии психолога-практика можно добиться успеха как самозанятый.


ПУТЬ В ПРОФЕССИИ


Число вузов, ежегодно выпускающих специалистов-психологов, достаточно велико, однако из тысяч выпускников подавляющее большинство не работает по полученной специальности.


Upd 175 факультетов психологии и психолого-педагогического образования на одной карте, данные ноября 2015 года.


Меньшинство психологов трудится за скромную плату и постоянно повышает свою квалификацию в рамках дополнительного образования. Реестр Действительных членов Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги на 31 декабря 2008 года насчитывает 1343 человека, что может быть представлено как усреднённый прирост по 70 пси-профи в год на протяжении последних 20 лет.


Upd На 1 декабря 2016 года реестр включает в себя 1021 человек.


С точки зрения автора, психологи-практики, получившие статус действительных членов лиги, проходят путь Героя с его инициациями и испытаниями. Для молодых специалистов стать героем - значит преодолеть нищету и безвестность. По завершении данного этапа у них появляется своя клиентура. У профессионалов с большой практикой стать героем - значит преодолеть безликость. Это часть профессионального пути, где патентуются методы, пишутся книги и обретается слава. У именитых профессионалов с большой практикой стать героем - значит преодолеть конечность. Это этап собирания единомышленников, учеников и коллег, разделяющих идеи героя, в социальную сеть, время организации новых сообществ, профессиональных учебных заведений, основания журналов, обретение власти и влияния.


Образ антигероя – оставшегося в плену собственных комплексов, нищенствующего, не состоявшегося как личность, неавторитетного психолога-практика – характеризует неудачника в профессии.


Дискуссия с коллегами в группе «Альянс психологов» социальной сети Одноклассники.ру помогла автору выделить путь Партизана, Попутчика и Пленника. Партизан это герой, который таит свой успех по разным причинам, Попутчик приходит в психотерапию работать не на всю жизнь, а на какую-то важную её часть, а затем ищет новых попутчиков. На пути Пленника учёба в вузе не рассматривается как этап профессиональной подготовки, участие в тренингах и семинарах имеет скорее личностный смысл. Немалое число тех, кто имеет диплом психолога и работает по другой специальности, по мнению автора, шли путём пленника, обрели личностную свободу, реализовали потребность разобраться в себе, освободиться от власти невротических иллюзий, неадекватности, безволия, и ступили на путь Героя в другой профессии.


Современное понятие об удачной карьере психолога неотделимо от понятия о профессионализме, который понимается как идентификация тройного порядка, по схеме Я в своих глазах - Я в глазах коллег - Я в глазах заинтересованной публики. Вслед за И. Задориным [6] автор видит в идентичности «профессионал» три составляющих, где первая – самоопределение (я – психотерапевт, учился психотерапии, посвящаю ей львиную долю рабочего времени, обеспечиваю этим занятием материальное существование своей семьи, принимаю на себя нормы профессионального поведения, соблюдаю профессиональную этику), вторая – признание со стороны профессионального сообщества (мы – коллеги и сотрудники, вместе работаем над общими проектами, оцениваем вклад, актуальность и новизну предлагаемых подходов и идей, устанавливаем профессиональные стандарты с одной стороны и популяризируем психотерапию, с другой), и третья – признание тех, кто заказывает, оплачивает, покупает или потребляет психотерапию, потенциальных клиентов (он – специалист, нас устраивают результаты его работы, востребованный психотерапевт). Последний аспект, признание среди клиентов, из сокрытого и неявного стремительно становится публичным, и специалисты связывают это с выходом на свет нового поколения потребителей [2] и широким распространением интернет-технологий. «Сарафанное радио» прошлого века ныне дополнено «клавиатурной трансляцией», распространяющейся по социальным интернет-сетям [9, 10].


МАРКЕТИНГОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПСИ-ОТРАСЛИ


Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли [7]. Особенность маркетинговой картины мира - в предельной счетности и измеримости. Планы в маркетинге всегда конкретны и количественно выражены. Маркетинг включает в себя не только этап продаж, но и этапы анализа рынка, разработки товара (или услуги), а также ценовой стратегии и рекламы. Бытует представление, что частно практикующие психологи, как правило, не имеют возможности оплачивать услуги профессиональных маркетологов, и действия по продвижению своих услуг предпринимают спонтанно, без должной квалификации, системности и представлений о рынке [5]. Указанное представление не видит парадокса в том, что профессионализм маркетолога состоит в выводе на рынок услуги, которая удовлетворяла бы потребность клиента и при этом продавалась часто, долго и недешево. Лояльность клиентов и вал повторных продаж и для маркетолога означает успех, тогда как для психотерапевта отсутствие изменений в жизни пациентов и повторные обращения с тем же запросом означают провал.


Задачи настоящей работы конкретны – сориентировать психологов-практиков в рыночной ситуации конца 2000-х годов и продемонстрировать возможности интернет-аналитики в исследовании тенденций спроса.


Upd Графики 2008-2009 годов в статье я заменю на графики 2015-2016 годов.


НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ В АНАЛИТИКЕ СПРОСА


Работать с аналитическими технологиями просто: нужно зайти на сайт, напечатать в строке ключевые слова, и выбрать из предлагаемого списка период времени, который должен охватить поиск. Построение графика занимает считанные секунды.


(продолжение в следующих постах)

Показать полностью

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Она первая начала!

В продолжение поста Павлиний хвост прекрасен! о сексуальной привлекательности мужчин,


инфографика Левада-центра на тему супружеских отношений мужчин и женщин:

Она первая начала! Психология, Опрос, Люди, Отношения, Инфографика

Похоже на правду, а как по-вашему?

Отличная работа, все прочитано!