Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года
Снова рад приветствовать Вас, дорогие читатели и подписчики!
(фото из онлайн-барахолок, zx-pk.com и др.)
В двух предыдущих заметках (вот первая, а вот вторая) я рассказал о том, из чего укомплектовал свою материальную основу для комфортного спектрумирования и как это в итоге работает. Пришло время подробнее поговорить о том, ради чего это все затевалось - о спектрумовских играх. Но "вообще о спектрумовских играх" - давно не тема для серьезного разговора. Сегодня абсолютно все игры для спектрум-совместимых машин, выпущенные с 1982 по 2020 год, доступны в несколько кликов (у самого на раздаче 24/7 крутится экземпляр сета "вообще всё и сразу" на 2.6 Гб). Заранее известны все более-менее удачные экземпляры в каждом жанре, по всем аспектам геймплея и секретам прохождения есть обширные справочные материалы. Вроде бы все темы уже 48 или даже 128 раз обсуждены - просто молча качай, что любишь, и играй, на чем хочешь.
"Но это не наши методы!" Прежде всего потому, что современное спектрумирование - это не совсем гейминг в привычном понимании. Благодаря отсутствию аппаратных спрайтов и скроллинга современный "графон" на спектрум перестали "завозить" еще при его жизни в конце 80х. Нет, мы точно не за красотой и плавностью анимации. Тут, скорее, разновидность реконструкторского движения. Только вместо огнива, коня, меча и кольчуги тут восьмибитный компьютер из эпохи детства (или удачная имитация) и его софт. Степень погружения в реконструкторстве варьируется очень широко: можно рубануть мечом два раза чучело на столичном фестивале и уйти с друзьями в макдональдс, а можно поехать на двухнедельные сборы в глухомань, с полевыми кузнями, кухнями и травмоопасными поединками. Спектрумизм ничуть не хуже! Эмулятор на смартфоне сам скачивает из сети образы, играешь на тачскрине? Хмм, мужик, а не хочешь попробовать по-серьезному? Оживить "пентагон" с антресоли или барахолки? Спаять контроллер для работы с SD-карточками? А с кассетника вот тот сборничек слабо загрузить? Деньжата водятся? Есть в родной упаковке "британец" с пистолетом, глянцевым мануалом на пружинах, вот стопочка лицензионных игр - хоть потрогай, каково оно было их потребителю в потребительском раёчке! И вот за эту возможность - прожить кусочки другой интересной жизни (своей или даже совсем чужой) - мы, наверное, и любим это хобби.
А если ближе к теме, то в "той жизни" с играми все было сурово. На заглавных фото - типичные обложки пиратских сборников игр начала 90х. И главная суровость, конечно же, не в уровне дизайна - они содержат перечень названий, значит функцию уже выполняют. Беда была именно в содержимом. Мы-то зачастую не знали, что уже в 90е все стали ретро-геймерами, а у желанного спектрума как у мужика в анекоте "уже все было". Но копировщикам игр уже было известно, какие норм, а какие шлак - всем играм шел уже не первый год от роду! При этом им не было никакого резона делать сборники из одних хитов. Ты купишь такой сборник, все игры понравятся, ты захочешь каждую пройти и перепройти. Пока надумаешь купить следующую кассету - кооператор или сам с голоду помрет, или кредиторы помогут. Поэтому не важно, была кассета собрана по жанру, по студии-издателю или она просто "жричодали" - на ней обязательно пара-тройка стоящих игр разбавлена заведомо посредственными поделиями чисто заполнить метраж пленки. И этим пленкам все равно были искренне рады! У меня был спектрум с дисководом, но на дискетах ситуация была такая же. Единственное, что после покупок можно было удалить выявленный шлак, переписать остальное покомпактнее и получить чистые дискетки.
Сегодня каждому желающему под силу составить 2-3 кассеты мечты подростка условного 1992 года. Такие, которые в довесок к Дельте, Пентагону или Байту не дали бы скучать год, а то и два. Отправить их тем паренькам я пока не смогу, пространственно-временной континуум не научились протыкать, но подготовить-то кассеты никто не мешает?
Делать аутентично - значит, делать на безымянных кассетах по 60 минут в черных корпусах и черных коробочках! Благодаря коллеге по хобби Алексею, подарившему недавно таких кассет с запасом, все и завертелось. Решил, что уложусь в три "тома": два под игры для любого спектрума 48к/128к, один под те, что идут только на 128к или на только на нем раскрывают свою главную "фишку".
Далее все скриншоты из подобранных игр взяты из роликов с ютуб-каналов RZX Archive и World of Longplays. Не хотелось ставить снимки с начальных экранов (хотя вот для Game Over прям еле сдержался!), а геймплей лучше показать с финальных уровней игр - поэтому свои потуги пройти первый уровень на камеру даже не начинал, позаимствовал у опытных товарищей. Спасибо им огромное!
Итак, первая кассета для 48к/128к. Сторона А:
1. Laser Squad - первый реально играбельный пошаговый тактический экшен в истории компьютерных игр. Спектруму есть чем гордиться! Можно играть вдвоем друг против друга, если не подглядывать. В комплекте 3 дополнительные подгружаемые миссии, заняло прилично места на ленте.
2. Exolon - в русскоязычном спектрум-сообществе про него неприлично задавать вопросы "а что это?" или "это норм игра?"
3. Nether Earth - еще один повод для восхищения, на этот раз - практически первая в мире полноценная стратегия в реальном времени.
4. Zynaps - отличный горизонтальный шутер. Несмотря на конверсии его даже под 16-битные платформы, по сумме впечатлений спектрум-версия им не уступит.
На обороте первой кассеты:
5. Elite - масштабный космический симулятор с открытым миром и хорошей экономической составляющей. Особенно популярен именно в странах, появившихся на месте СССР. Все же большой космос был нашей большой мечтой.
6. Jet Pac - дань уважения таланту программистов, способных сделать минималистический шедевр всего в 16 кб кода. Я встречал даже игровые автоматы с этой игрой. Многие ранние спектрумовские игры, на которых выросли британцы (Jet Set Willy, Manic Miner) у нас никакой ностальгии не вызывают и выглядят просто наркоманским бредом. Но вот в крутизне джетпака в мире мало где сомневаются и периодически его переиздают и делают сиквелы.
7. Commando - порт аркадного скролл-шутера. По сравнению с оригиналом, работавшем на специализированном железе за несколько тысяч долларов, эта версия не блещет. Но хардкор спектрумистам никогда не помеха.
8. Crystal Kingdom Dizzy - седьмая, и, несомненно, очень удачная часть игры про яйцеголового колобка Dizzy. Истории про него всегда забавные, добрые и чуть головоломные, поэтому пришлись по вкусу и на других аппаратных платформах. Для спектрума он - признанный талисман всей игровой библиотеки.
9. Deathchase - еще один поклон 16-килобайтному геймингу. Помню его, просто не мог не добавить.
10. Overlander - на спектруме, конечно же, нет Deathtrack'а, но свои гонки со стрельбой и уничтожением противников есть!
11. Goody - ты его не видишь? А он есть! Просто седьмой скриншот на панно не компоновался )) Ну и главный герой - воришка-домушник - умеет прятаться от лишнего внимания. Яркий мультиплатформенный представитель испанского игростроя 80х. А испанцы в 8-битную эпоху были ох как круты! Их компании были соразработчиками версии компьютера ZX Spectrum 128k и на Пиренеях он даже раньше поступил в продажу, чем в Великобритании. Советую ознакомиться с видео "Испанцы!!!" и отличными обзорами по истории компаний Indescomp и Dinamic на ютуб-канале Евгения "sinc LAIR".
Вторая кассета для 48к/128к, сторона А:
1. Booty - бродилка-платформер, одна из лучших в жанре. Несколько лет назад вышел римейк, люди помнят и любят.
2. Knight Lore - основоположник жанра изометрического квеста в мировом геймдеве. Да, года до 1986го некоторые спектрумовские игры были законодателями моды!
3. IK+ (International Karate+) - отличные поединки на татами для одного или двух игроков, впоследствии портированные и на 16-битные платформы. Хит кооператорских игровых залов.
4. Bruce Lee - очень удачное комбо платформера и тематики восточных единоборств. Дети смотрели в видеосалонах фильмы про Брюса Ли, коллекционировали значки и календарики с ним - а оставшиеся деньги отдавали за 15 минут полупасить двух смешных ботов, охраняющих лабиринт с фонариками. А еще иногда боты начинали драться друг с другом!
5. Saboteur! - боевик-платформер про ниндзю-диверсанта, первая часть известной дилогии. Впервые вышел именно для Спектрума, был портирован на другие 8-битные компьютеры. А вот для DOS вышла только вторая, более сложная игра серии.
6. Samantha Fox Strip Poker - обязательно нужна была игра эротического жанра! В 8-битную эпоху ханжи и фем-активистки были не столь влиятельны в обществе - поэтому разработчики могли без последствий делать игры с вызывающе сексуальными героинями (в одном испанском файтинге героиня даже могла дать нокаутирующий хук роскошным бюстом). Спектрум был как раз одной из главных мировых площадок свободного геймдева. Я поместил в сборник обычный покер на раздевание, но визави в игре - как раз с "той самой кассеты"! Увы, испытывая сложности с сердечно-сосудистой системой, 69-летняя Саманта Фокс не перенесла заражение COVID-19 и умерла в НьюЙорке в апреле этого года. Мир праху.
Обратная сторона второй кассеты:
7. Batman: The Movie - игра из плеяды удачных приключенческих боевиков, выпущенных по мотивам кинофильмов. Удивительно, как в эти килобайты кода можно было упаковать платформер, езду на бэтмобиле, полет на бэткрыле, решение головоломок и отличную физику грейфер-пистолета для перемещения по этажам. У меня скриншот занял больше! Шедевр.
8. 1943: The Battle of Midway - не самый плохой порт отличной аркады Capcom. Аппаратного скроллинга нет, но вы держитесь!
9. Cybernoid - скролл-шутер, но уже не такой "тупо на рефлексах", как Zynaps. Необходимо менять направление движения, а не лететь всю игру напролом только вперед. Павер-апы разнообразят геймплей, цветовые эффекты в наличии - и они не такие тормозные, как в спектрумовской конверсии R-Type.
10. Game Over - одно из топовых творений испанского гейм-дева. Сочная картинка, бодрый экшен. А уж обложка у игры выполнена со всей испанской страстью - в некоторых странах ее пришлось ретушировать, чтобы по местным правилам не ставить товару "взрослый" рейтинг.
Третья кассета полностью раскроет свой потенциал только на 128-килобайтных моделях со звуковым AY-чипом. На первой стороне:
1. Robocop - классика классик. Вроде бы первый Робокоп есть на многих платформах, но тут он более солидный и похожий на оригинал (никаких лихих прыжков!) Музыка в порте под спектрум написана с чистого листа. И хотя главная тема фильма была хороша, но творение Jonathan Dunn стало легендой, своего рода золотым стандартом AY-музыки.
2. Saboteur II: Avenging Angel - когда в 1993 году мы запускали эту игру с 720-кб дискеты на черно-белом мониторе ЕС1840 в Клубе Юных Техников, мы даже и не задумывались, почему этот саботер второй. И точно не обращали внимания на что-то, развевашееся в районе шеи сзади. Только спустя много лет я узнал, что это были выпущенные из-под балаклавы косички Нины (позывной "Ангел"), мстящей бездушной корпорации за убийство её брата. Брат был главным героем первой части, которая на DOS уже не издавалась. А тут нам предстояло пройти поистине гигантский лабиринт помещений, в которых не особо понятно было что делать. Мне даже приснился сон, что если правильно отсчитать экраны при беге по тросу и остановиться, то можно упасть в сложнодосягаемые секторы - на следующий раз проверил, все так и оказалось! А вот на спектруме я тогда в нее не играл, да и 48к модель не позволила бы насладиться темой главного меню, вошедшей в зал славы 8-битной музыки. Теперь - запросто.
3. Chase H.Q. - автогонки, в которых в роли североамериканского оперуполномоченного надо догнать преступника и затаранить его до потери сопротивления. По сравнению с другими автогонками на спектруме в этой игре достаточно корректно показана анимация дорожного полотна и приемлемо - движение придорожных строений. В меню присутствует хорошая музыка.
4. Stunt Car Racer - игра на грани возможностей спектрума, трехмерные трюковые автогонки. Имеет серьезную по тем временам физическую модель. Несмотря на очень упрощенное отображение 3D-графики и отсутствие мультиплеера (который получили игроки на Атари и Амиге), игра серьезно подтормаживает. Но все равно дает своим пользователям прикоснуться к некст-гену игровой индустрии - и это здорово.
Вторая сторона последней кассеты (влезло всего три игры, поэтому пристроил сиротливый скриншот Goody с первой кассеты):
1. Arkanoid: Revenge of Doh - опять же, в 90е мы и не подозревали, что в арканоиде есть сюжет! Так яростно жали "any key", что никогда не читали вводный экран. Играть во вторую часть было удобнее на PC, т.к. на EGA/VGA "бита" не терялась на рябом фоне. Но на доступных нам DOS-машинах начала 90х не было звуковых карт, а на спектруме с музыкальным чипом и музыка есть, и удары по шарикам звучат мелодично. Бонусы во всех портах игры примерно одинаковые (и разнообразнее, чем в первой части), геймплей бодрый.
2. Operation Wolf - скролл-шутер от первого лица, порт с аркадного автомата. Да, в 1988м спектрум уже со скрипом и пинками тянул даже максимально облегченные порты игр - но тянул же! Записал версию, не поддерживающую фирменный световой пистолет Magnum. Даже если он каким-то чудом попал бы к нам в 90е - все равно подключить его было некуда, ни один из отечественных клонов не имел фирменного синклеровского порта "key pad". Клавиатурой или джойстиком тоже можно было настрелять порядочно. На PC было еще сподручнее, там были мышки. Окончательно закрыть вопрос с прохождением этой игры я планирую, когда, наконец, получу давно предзаказанные пистолеты для современных LCD-экранов (уже, вроде бы, едут почтой).
3. Target: Renegade - вторая и самая удачная версия игры про уличного бойца, мстящего бывшим корешам за смерть брата. Большая по тем временам память 128-килобайтного спектрума давала ему преимущество над остальными 8-битными конкурентами с маленькими и короткими 64 кб. В 128 кб хватало места для разовой загрузки всех уровней, без последующей подгрузки.
Согласовав и утвердив (сам у себя) представленный список, я скопировал все необходимые TAP-файлы игр в отдельную папку и конвертнул пачкой в несжатые WAV (чтобы не гадать потом, почему не грузится MP3 - я неумелый или верхние частоты у бесплатного конвертера съелись). Составил плейлисты для каждой стороны, разбавив треки очень важной композицией за авторством некоего Bratt Black "10 seconds" (10 секунд тишины для перебивки). Отключил все улучшайзеры звуковой платы и эквалайзер Winamp - и вперед, заливать на пленки (не забывая поглядывать на счетчик ленты и делая пометки в блокнотике):
Как и задумывал, набросал для каждой кассеты вкладку, чтобы не стыдно было перед дизайнерами тех лет:
Готово! Возвратил магнитофон к ZX Spectrum NEXT, проверил загрузку:
Все работает, как и задумывалось. Можно отправлять на машине времени любому подростку-спектрумисту в 1992й, продолжительное удовольствие гарантировано. Еще и поменяться потом можно будет не раз. Но пока и сам поиграю!
Всем большое спасибо за внимание, до новых встреч!