Серия «Спектрумируем с комфортом»

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года

Снова рад приветствовать Вас, дорогие читатели и подписчики!

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

(фото из онлайн-барахолок, zx-pk.com и др.)


В двух предыдущих заметках (вот первая, а вот вторая) я рассказал о том, из чего укомплектовал свою материальную основу для комфортного спектрумирования и как это в итоге работает. Пришло время подробнее поговорить о том, ради чего это все затевалось - о спектрумовских играх. Но "вообще о спектрумовских играх" - давно не тема для серьезного разговора. Сегодня абсолютно все игры для спектрум-совместимых машин, выпущенные с 1982 по 2020 год, доступны в несколько кликов (у самого на раздаче 24/7 крутится экземпляр сета "вообще всё и сразу" на 2.6 Гб). Заранее известны все более-менее удачные экземпляры в каждом жанре, по всем аспектам геймплея и секретам прохождения есть обширные справочные материалы. Вроде бы все темы уже 48 или даже 128 раз обсуждены - просто молча качай, что любишь, и играй, на чем хочешь.


"Но это не наши методы!" Прежде всего потому, что современное спектрумирование - это не совсем гейминг в привычном понимании. Благодаря отсутствию аппаратных спрайтов и скроллинга современный "графон" на спектрум перестали "завозить" еще при его жизни в конце 80х. Нет, мы точно не за красотой и плавностью анимации. Тут, скорее, разновидность реконструкторского движения. Только вместо огнива, коня, меча и кольчуги тут восьмибитный компьютер из эпохи детства (или удачная имитация) и его софт. Степень погружения в реконструкторстве варьируется очень широко: можно рубануть мечом два раза чучело на столичном фестивале и уйти с друзьями в макдональдс, а можно поехать на двухнедельные сборы в глухомань, с полевыми кузнями, кухнями и травмоопасными поединками. Спектрумизм ничуть не хуже! Эмулятор на смартфоне сам скачивает из сети образы, играешь на тачскрине? Хмм, мужик, а не хочешь попробовать по-серьезному? Оживить "пентагон" с антресоли или барахолки? Спаять контроллер для работы с SD-карточками? А с кассетника вот тот сборничек слабо загрузить? Деньжата водятся? Есть в родной упаковке "британец" с пистолетом, глянцевым мануалом на пружинах, вот стопочка лицензионных игр - хоть потрогай, каково оно было их потребителю в потребительском раёчке! И вот за эту возможность - прожить кусочки другой интересной жизни (своей или даже совсем чужой) - мы, наверное, и любим это хобби.


А если ближе к теме, то в "той жизни" с играми все было сурово. На заглавных фото - типичные обложки пиратских сборников игр начала 90х. И главная суровость, конечно же, не в уровне дизайна - они содержат перечень названий, значит функцию уже выполняют. Беда была именно в содержимом. Мы-то зачастую не знали, что уже в 90е все стали ретро-геймерами, а у желанного спектрума как у мужика в анекоте "уже все было". Но копировщикам игр уже было известно, какие норм, а какие шлак - всем играм шел уже не первый год от роду! При этом им не было никакого резона делать сборники из одних хитов. Ты купишь такой сборник, все игры понравятся, ты захочешь каждую пройти и перепройти. Пока надумаешь купить следующую кассету - кооператор или сам с голоду помрет, или кредиторы помогут. Поэтому не важно, была кассета собрана по жанру, по студии-издателю или она просто "жричодали" - на ней обязательно пара-тройка стоящих игр разбавлена заведомо посредственными поделиями чисто заполнить метраж пленки. И этим пленкам все равно были искренне рады! У меня был спектрум с дисководом, но на дискетах ситуация была такая же. Единственное, что после покупок можно было удалить выявленный шлак, переписать остальное покомпактнее и получить чистые дискетки.


Сегодня каждому желающему под силу составить 2-3 кассеты мечты подростка условного 1992 года. Такие, которые в довесок к Дельте, Пентагону или Байту не дали бы скучать год, а то и два. Отправить их тем паренькам я пока не смогу, пространственно-временной континуум не научились протыкать, но подготовить-то кассеты никто не мешает?

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

Делать аутентично - значит, делать на безымянных кассетах по 60 минут в черных корпусах и черных коробочках! Благодаря коллеге по хобби Алексею, подарившему недавно таких кассет с запасом, все и завертелось. Решил, что уложусь в три "тома": два под игры для любого спектрума 48к/128к, один под те, что идут только на 128к или на только на нем раскрывают свою главную "фишку".


Далее все скриншоты из подобранных игр взяты из роликов с ютуб-каналов RZX Archive и World of Longplays. Не хотелось ставить снимки с начальных экранов (хотя вот для Game Over прям еле сдержался!), а геймплей лучше показать с финальных уровней игр - поэтому свои потуги пройти первый уровень на камеру даже не начинал, позаимствовал у опытных товарищей. Спасибо им огромное!


Итак, первая кассета для 48к/128к. Сторона А:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

1. Laser Squad - первый реально играбельный пошаговый тактический экшен в истории компьютерных игр. Спектруму есть чем гордиться! Можно играть вдвоем друг против друга, если не подглядывать. В комплекте 3 дополнительные подгружаемые миссии, заняло прилично места на ленте.

2. Exolon - в русскоязычном спектрум-сообществе про него неприлично задавать вопросы "а что это?" или "это норм игра?"

3. Nether Earth - еще один повод для восхищения, на этот раз - практически первая в мире полноценная стратегия в реальном времени.

4. Zynaps - отличный горизонтальный шутер. Несмотря на конверсии его даже под 16-битные платформы, по сумме впечатлений спектрум-версия им не уступит.


На обороте первой кассеты:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

5. Elite - масштабный космический симулятор с открытым миром и хорошей экономической составляющей. Особенно популярен именно в странах, появившихся на месте СССР. Все же большой космос был нашей большой мечтой.

6. Jet Pac - дань уважения таланту программистов, способных сделать минималистический шедевр всего в 16 кб кода. Я встречал даже игровые автоматы с этой игрой. Многие ранние спектрумовские игры, на которых выросли британцы (Jet Set Willy, Manic Miner) у нас никакой ностальгии не вызывают и выглядят просто наркоманским бредом. Но вот в крутизне джетпака в мире мало где сомневаются и периодически его переиздают и делают сиквелы.

7. Commando - порт аркадного скролл-шутера. По сравнению с оригиналом, работавшем на специализированном железе за несколько тысяч долларов, эта версия не блещет. Но хардкор спектрумистам никогда не помеха.

8. Crystal Kingdom Dizzy - седьмая, и, несомненно, очень удачная часть игры про яйцеголового колобка Dizzy. Истории про него всегда забавные, добрые и чуть головоломные, поэтому пришлись по вкусу и на других аппаратных платформах. Для спектрума он - признанный талисман всей игровой библиотеки.

9. Deathchase - еще один поклон 16-килобайтному геймингу. Помню его, просто не мог не добавить.

10. Overlander - на спектруме, конечно же, нет Deathtrack'а, но свои гонки со стрельбой и уничтожением противников есть!

11. Goody - ты его не видишь? А он есть! Просто седьмой скриншот на панно не компоновался )) Ну и главный герой - воришка-домушник - умеет прятаться от лишнего внимания. Яркий мультиплатформенный представитель испанского игростроя 80х. А испанцы в 8-битную эпоху были ох как круты! Их компании были соразработчиками версии компьютера ZX Spectrum 128k и на Пиренеях он даже раньше поступил в продажу, чем в Великобритании. Советую ознакомиться с видео "Испанцы!!!" и отличными обзорами по истории компаний Indescomp и Dinamic на ютуб-канале Евгения "sinc LAIR".


Вторая кассета для 48к/128к, сторона А:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

1. Booty - бродилка-платформер, одна из лучших в жанре. Несколько лет назад вышел римейк, люди помнят и любят.

2. Knight Lore - основоположник жанра изометрического квеста в мировом геймдеве. Да, года до 1986го некоторые спектрумовские игры были законодателями моды!

3. IK+ (International Karate+) - отличные поединки на татами для одного или двух игроков, впоследствии портированные и на 16-битные платформы. Хит кооператорских игровых залов.

4. Bruce Lee - очень удачное комбо платформера и тематики восточных единоборств. Дети смотрели в видеосалонах фильмы про Брюса Ли, коллекционировали значки и календарики с ним - а оставшиеся деньги отдавали за 15 минут полупасить двух смешных ботов, охраняющих лабиринт с фонариками. А еще иногда боты начинали драться друг с другом!

5. Saboteur! - боевик-платформер про ниндзю-диверсанта, первая часть известной дилогии. Впервые вышел именно для Спектрума, был портирован на другие 8-битные компьютеры. А вот для DOS вышла только вторая, более сложная игра серии.

6. Samantha Fox Strip Poker - обязательно нужна была игра эротического жанра! В 8-битную эпоху ханжи и фем-активистки были не столь влиятельны в обществе - поэтому разработчики могли без последствий делать игры с вызывающе сексуальными героинями (в одном испанском файтинге героиня даже могла дать нокаутирующий хук роскошным бюстом). Спектрум был как раз одной из главных мировых площадок свободного геймдева. Я поместил в сборник обычный покер на раздевание, но визави в игре - как раз с "той самой кассеты"! Увы, испытывая сложности с сердечно-сосудистой системой, 69-летняя Саманта Фокс не перенесла заражение COVID-19 и умерла в НьюЙорке в апреле этого года. Мир праху.


Обратная сторона второй кассеты:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

7. Batman: The Movie - игра из плеяды удачных приключенческих боевиков, выпущенных по мотивам кинофильмов. Удивительно, как в эти килобайты кода можно было упаковать платформер, езду на бэтмобиле, полет на бэткрыле, решение головоломок и отличную физику грейфер-пистолета для перемещения по этажам. У меня скриншот занял больше! Шедевр.

8. 1943: The Battle of Midway - не самый плохой порт отличной аркады Capcom. Аппаратного скроллинга нет, но вы держитесь!

9. Cybernoid - скролл-шутер, но уже не такой "тупо на рефлексах", как Zynaps. Необходимо менять направление движения,  а не лететь всю игру напролом только вперед. Павер-апы разнообразят геймплей, цветовые эффекты в наличии - и они не такие тормозные, как в спектрумовской конверсии R-Type.

10. Game Over - одно из топовых творений испанского гейм-дева. Сочная картинка, бодрый экшен. А уж обложка у игры выполнена со всей испанской страстью - в некоторых странах ее пришлось ретушировать, чтобы по местным правилам не ставить товару "взрослый" рейтинг.


Третья кассета полностью раскроет свой потенциал только на 128-килобайтных моделях со звуковым AY-чипом. На первой стороне:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

1. Robocop - классика классик. Вроде бы первый Робокоп есть на многих платформах, но тут он более солидный и похожий на оригинал (никаких лихих прыжков!) Музыка в порте под спектрум написана с чистого листа. И хотя главная тема фильма была хороша, но творение Jonathan Dunn стало легендой, своего рода золотым стандартом AY-музыки.

2. Saboteur II: Avenging Angel - когда в 1993 году мы запускали эту игру с 720-кб дискеты на черно-белом мониторе ЕС1840 в Клубе Юных Техников, мы даже и не задумывались, почему этот саботер второй. И точно не обращали внимания на что-то, развевашееся в районе шеи сзади. Только спустя много лет я узнал, что это были выпущенные из-под балаклавы косички Нины (позывной "Ангел"), мстящей бездушной корпорации за убийство её брата. Брат был главным героем первой части, которая на DOS уже не издавалась. А тут нам предстояло пройти поистине гигантский лабиринт помещений, в которых не особо понятно было что делать. Мне даже приснился сон, что если правильно отсчитать экраны при беге по тросу и остановиться, то можно упасть в сложнодосягаемые секторы - на следующий раз проверил, все так и оказалось! А вот на спектруме я тогда в нее не играл, да и 48к модель не позволила бы насладиться темой главного меню, вошедшей в зал славы 8-битной музыки. Теперь - запросто.

3. Chase H.Q. - автогонки, в которых в роли североамериканского оперуполномоченного надо догнать преступника и затаранить его до потери сопротивления. По сравнению с другими автогонками на спектруме в этой игре достаточно корректно показана анимация дорожного полотна и приемлемо - движение придорожных строений. В меню присутствует хорошая музыка.

4. Stunt Car Racer - игра на грани возможностей спектрума, трехмерные трюковые автогонки. Имеет серьезную по тем временам физическую модель. Несмотря на очень упрощенное отображение 3D-графики и отсутствие мультиплеера (который получили игроки на Атари и Амиге), игра серьезно подтормаживает. Но все равно дает своим пользователям прикоснуться к некст-гену игровой индустрии - и это здорово.


Вторая сторона последней кассеты (влезло всего три игры, поэтому пристроил сиротливый скриншот Goody с первой кассеты):

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

1. Arkanoid: Revenge of Doh - опять же, в 90е мы и не подозревали, что в арканоиде есть сюжет! Так яростно жали "any key", что никогда не читали вводный экран. Играть во вторую часть было удобнее на PC, т.к. на EGA/VGA "бита" не терялась на рябом фоне. Но на доступных нам DOS-машинах начала 90х не было звуковых карт, а на спектруме с музыкальным чипом и музыка есть, и удары по шарикам звучат мелодично. Бонусы во всех портах игры примерно одинаковые (и разнообразнее, чем в первой части), геймплей бодрый.

2. Operation Wolf - скролл-шутер от первого лица, порт с аркадного автомата. Да, в 1988м спектрум уже со скрипом и пинками тянул даже максимально облегченные порты игр - но тянул же! Записал версию, не поддерживающую фирменный световой пистолет Magnum. Даже если он каким-то чудом попал бы к нам в 90е - все равно подключить его было некуда, ни один из отечественных клонов не имел фирменного синклеровского порта "key pad". Клавиатурой или джойстиком тоже можно было настрелять порядочно. На PC было еще сподручнее, там были мышки. Окончательно закрыть вопрос с прохождением этой игры я планирую, когда, наконец, получу давно предзаказанные пистолеты для современных LCD-экранов (уже, вроде бы, едут почтой).

3. Target: Renegade - вторая и самая удачная версия игры про уличного бойца, мстящего бывшим корешам за смерть брата. Большая по тем временам память 128-килобайтного спектрума давала ему преимущество над остальными 8-битными конкурентами с маленькими и короткими 64 кб. В 128 кб хватало места для разовой загрузки всех уровней, без последующей подгрузки.


Согласовав и утвердив (сам у себя) представленный список, я скопировал все необходимые TAP-файлы игр в отдельную папку и конвертнул пачкой в несжатые WAV (чтобы не гадать потом, почему не грузится MP3 - я неумелый или верхние частоты у бесплатного конвертера съелись). Составил плейлисты для каждой стороны, разбавив треки очень важной композицией за авторством некоего Bratt Black "10 seconds" (10 секунд тишины для перебивки). Отключил все улучшайзеры звуковой платы и эквалайзер Winamp - и вперед, заливать на пленки (не забывая поглядывать на счетчик ленты и делая пометки в блокнотике):

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

Как и задумывал, набросал для каждой кассеты вкладку, чтобы не стыдно было перед дизайнерами тех лет:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул
Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

Готово! Возвратил магнитофон к ZX Spectrum NEXT, проверил загрузку:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

Все работает, как и задумывалось. Можно отправлять на машине времени любому подростку-спектрумисту в 1992й, продолжительное удовольствие гарантировано. Еще и поменяться потом можно будет не раз. Но пока и сам поиграю!


Всем большое спасибо за внимание, до новых встреч!

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул
Показать полностью 13

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Приветствую Вас, дорогие читатели и подписчики!


В предыдущей заметке я немного рассказал об аппаратных особенностях шестого серийного спектрума, вышедшего под маркой Sinclair - ZX Spectrum NEXT. Пришел черед показать, что он представляет в деле. На фото выше - мой вариант конфигурации, которая позволяет раскрыть потенциал классического спектрумовского софта, демосцены и новых игр, разрабатываемых именно под расширенные режимы NEXT.


Чтобы не потерять в функциональности, очень важно выбрать наиболее универсальный вариант вывода видеосигнала. Заманчиво подключиться через HDMI - но в данном случае самый современный способ не будет самым лучшим. Кратко поясню почему. Дело в том, что почти вся демосцена и некоторые игры (даже в 80е) основаны на тонких манипуляциях с аппаратными таймингами обработки данных и вывода изображения на экран. Например, если точно поймать момент между отрисовкой отдельных строк изображения на кинескопе, то можно успеть переключить палитру и одновременно вывести на результирующий кадр больше цветов. Аналогично достигаются и другие эффекты, изначально не предусмотренные аппаратной частью спектрума: рисование на "бордюре", попиксельный скроллинг цветного изображения и многое другое.


Заставка игры Vectron - хороший пример рисования на бордюре, за пределами штатного окна. Не сразу и поймешь, где граница (запущено на той самой конфигурации с заглавной фотки):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Так вот при передаче изображения из NEXTа через RGB- или VGA-сигналы все эти эффекты идут без искажения, а вот сформировать HDMI-картинку без подгонки и дополнительной обработки на NEXT (пока) не получается. 99.9% игр запустится без изменений и глюков, но вот демосцена и экспериментальные игры могут пострадать. Поэтому к телевизору лучше подключаться, распаяв выход на SCART, а к монитору - стандартным VGA-кабелем. Вообще для полной совместимости с популярными направлениями демосцены и с накопленным экспериментальным софтом создателями NEXT сделано немало. Дальше мы еще к этому вернемся.


Итак, включаем компьютер в сеть. Если он еще не настроен под выбранное устройство вывода, то лучше при включении подсказать ему, какой вид подключения выбран - удерживать клавишу D для HDMI, V для VGA, R для RGB, A для "пусть сам помучается и определит". Компьютер начнет перебирать по очереди доступные видеорежимы, нам только предстоит выбрать один из тех, который лучше всего отобразится на экране. При последующих включениях нас уже будет приветствовать стандартная заставка (в углу - оверлей моего монитора):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Если при практически мгновенной загрузке успеть нажать пробел, то мы попадем в меню выбора "личины" (ядра):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Дополнительные ядра можно записывать в специальную папку загрузочной SDшки и они автоматически появятся в списке. Это могут быть вообще не спектрум-совместимые машины, лишь бы позволяла емкость ПЛИС и другие ограничения аппаратной платформы.


Очень приятно, что авторы изначально считали тайминги советского/российского Пентагон-128 одним из основных стандартов. Поэтому даже в стоковой конфигурации системы можно "загрузиться в Пентагон" сразу и полностью, наряду с классическими моделями Синклера и наиболее массовыми официальными клонами. Выбранная "личина" станет постоянной и будет использоваться при каждом включении, пока снова не выбрать другую через это меню. Для энтузиастов есть также подменю тонких настроек:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

После загрузки интерфейс (по возможности) будет копировать прототип. Для "Soviet Timings 128к" он, по-моему, сделан какой-то усредненный. Владельцы Пентагона оценят лучше:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Но самое интересное, конечно же - грузиться в родном режиме NEXT. Главное меню в нем занимает два окна:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост
ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Клавишами курсора "вверх"/"вниз" перемещаемся по пунктам, "вправо"/"влево" на лету меняют тактовую частоту 3.5/7/14/28 МГц. Отсюда начинается путешествие в мир спектрумовского софта с SD (пункт Browser), с кассеты (Tape Loader) или с незнакомых нам картриджей ZX Interface 2 и их модификаций (ROM Cart).


Во времена Спектрумов, Коммодоров, IBM PC и прочих несовместимых между собой архитектур 1980х одним из немногих хлипких кросс-платформенных мостиков была операционная система CP/M. Если компьютер мог загрузить какую-либо из ее версий, значит он мог работать с данными, записанными на абсолютно другом типе компьютеров, но тоже работавшим в CP/M. Из наиболее известных попыток сделать из своего компьютера "два в одном" ради совместимости с CP/M можно упомянуть Commodore 128 (с треском провалившийся в продаже). В России творческий подход к скрещиванию клона Спектрума с CP/M привел к появлению компьютера Кворум-64. Так что если кому-то из пользователей NEXT знакома CP/M, можно выбрать соответствующий пункт главного меню...

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

...на теплом ламповом черно-зеленом экране узнать что откуда докачать и с головой погружаться в ранний бизнес-софт и текстовые игры-приключения начала 1980х.


Но вернемся к спектрумированию. Меню настроек доступно в любой момент работы, даже когда запущена игра - стоит только нажать кнопку NMI на торце корпуса:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Благодаря меню NMI можно в любой момент:

- менять тактовую частоту, тайминги, настройки портов и звука;

- сделать сейв состояния в файл .SNA;

- выбрать TAP-файлы для подмены потока в случае, если программа включит подгрузку с аудиокассеты или запись на нее;

- ввести чит-коды и занести в память другие данные через команду POKE;

- и многое другое.


На самом деле, для комфортного спектрумирования достаточно просто войти в браузер...

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

...выбрать нужный образ софта с SD-карточки и запустить. В стоке компьютер понимает файлы .TAP, .Z80, .DSK (образы 3.0-дюймовых дискет для Spectrum +3), .SNA и некоторые другие. Увы, подмонтировать TRD-файлы из российских файловых архивов вот так сразу не выйдет. Британская TR-DOS была хитом только на пост-советском пространстве, на Западе она малоизвестна даже в Британии. На нее в стоковой прошивке силы не тратили.


Перечисленные поддерживаемые форматы загрузятся мгновенно, если принудительно не указать эмуляцию загрузки с кассеты в реальном времени. Кстати, при каждой загрузке Вас обязательно переспросят, какие тайминги использовать в данном конкретном случае (у нашего Пентагона почетное место в этом шорт-листе):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

TAP является, наверное, главным форматом хранения образов аудиокассет и в нем можно найти практически любую игру. Единственное "но" - эта кассета должна была быть для стандартного загрузчика спектрумовского БИОС. Но если Вам важна какая-то конкретная версия с кассеты, где использовался особый загрузчик (для турбо-загрузки или защиты от копирования), такой образ возможно корректно передать только через более сложный формат - TZX. Такие файлы NEXT загрузит только с внутреннего "магнитофона" - установленной платы Raspberri Pi Zero (прилагается к версии "NEXT Accelerated" или докупается за недорого). В этом случае мгновенная загрузка невозможна, придется слушать привычные трели и наблюдать рябь на бордюре. Но если выбрать "load/play speed" не 3[с половиной] МГц, а выше - то загрузка кратно ускорится (для 28 МГц - в 8 раз). Максимальная скорость не всегда приводит к успеху, но на 14 МГц Tape loading error уже маловероятен.


Писк и рябь будут сильно бодрее, а даже самая хитровывернутая игра для 128к с защитой загрузится за минуту - лишь бы ее кто-то до этого декодировал в TZX:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Не обошел я и загрузку с магнитофона. Как рассказывал в предыдущей заметке, кассет у меня почти не было, т.к. дома был спектрум с дисководом и защитой в БИОС операционкой TR-DOS. Эксперименты с кассетами еще впереди, а пока просто на стандартной скорости протяжки включал лицензионную кассету SimCity. Лицензионные кассеты - завидный уровень удобства и безопасности в те времена: игра записана с обеих сторон, а пленка длинная. Если даже порвется, то можно смело клеить, т.к. на обратной стороне в этом месте уже гарантировано пустое место.


После нескольких попыток подобрал нужный уровень громкости и положения басов/верхов - и процесс пошел:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Если не настроен на эксперименты и хочешь просто полчасика уделить спектруму - мигом и без заморочек грузишь с SDшки TAP-версию и получаешь удовольствие:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Особенно привлекательны те игры, которые не было возможности полноценно запустить на моем спектруме в 90е из-за нехватки ОЗУ и звукового чипа. А тут музыкальные шедевры доступны в чистом звучании (даже в турбо-режимах AY-музыка исполняется как надо):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Своей очереди у меня ждут и яркие новые игры, которые продолжают появляться для Спектрума в наши дни. Благодаря новым средствам разработки и возросшему мастерству программистов даже в стандартном режиме 128к творятся чудеса. Например, в замечательной игре-конверсии от наших соотечественников - Mighty Final Fight:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

NEXT уже дал новый импульс спектрум-сообществу, еще до окончания рассылки первого тиража компьютеров появились и более совершенные конверсии игр прошлого...

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

... и новые продукты, охотно использующие аппаратные возможности нового спектрума:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Показать полностью 19

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Приветствую Вас, дорогие читатели и подписчики!


Я по Вам очень соскучился и у меня перестало хватать рейтинга на отключение рекламы! Хотя я уже несколько месяцев работаю удаленно из дома, с последних моих публикаций произошло не так много интересного в плане ретро-техники и ретро-гейминга. Поиск-2 в ремонте с февраля, Pentium 233MMX пылится в кладовке, пережидая мой рецедив увлечения Crossout'ом. Советские бытовые ПК тоже скучают рядом. Но раз уж летом приехал мой экземпляр ZX Spectrum NEXT, который я предзаказал аж в 2017 году - мимо этого нельзя пройти без публикации!


Тогда, 3 года назад, для серийного производства уже была готова плата и казалось, что скоро все ~3600 компьютеров первой серии отправятся новым владельцам. Те, кто заказывал именно плату, ее вскоре и получили. Их было немало, несколько сотен человек. А вот подготовка к производству и выпуск полноценного компьютера, за который не было бы стыдно создателям, оказались намного более сложной задачей. Ударом в 2018 году стала смерть Рика Дикинсона, автора дизайна и конструкции клавиатуры NEXT. Он когда-то подарил неповторимый облик родному британскому "тостеру" Spectrum 128k и делом чести всей команды NEXT было воплотить его последнюю идею. Это удалось на самом высшем уровне. И удастся снова - второй Кикстартер завершается через 11 дней и катит по уже уложенным рельсам.


Почему лично мне было не жалко заплатить эквивалент почти 300 британских фунтов - ведь есть эмуляторы, барахолки, неплохие российские и импортные новоделы? Мне хотелось спектрум без лагов эмуляции, запускающий весь родной софт, обязательно со спектрумовской клавиатурой и современными подключениями (VGA/HDMI). Мой друг юности Квант-БК жив-здоров, но у него 48к ОЗУ и нет звукового чипа. В наши дни я его подключил к монитору через ТВ-тюнер, грузил без проблем с эмулятора дисковода - но быть полноценным представителем семейства спектрумов он не может. Посматривал на барахолке на родных британцев произведства Amstrad - если сохранность и комплектация хорошие, то с современной платой расширения "флешка + hdmi" типа ZX-HD выходили сопоставимые деньги. Современные российские изделия типа ZX EVO умеют и в турбо-режимы, и в VGA, и в продвинутую графику - но им нужен отдельный корпус и PS/2 клава. 8-битный домашний компьютер должен быть внутри родной клавиатуры! А под продвинутые режимы хотелось бы больше софта. В общем, воображение играло и требовало Amiga для мира спектрумов или максимально близко к этому!


Сегодня, взяв в руки коробку ZX Spectrum NEXT понимаешь, что не прогадал. Ты в полной мере ощущаешь привлекательный потребительский продукт, как будто в середине 80х снял спектрум с полки британского магазина:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Характеристики с запасом покрывают любые разумные хотелки спектрумиста:

- процессор Z80n на программируемой логике ПЛИС (Z80 с расширенным набором инструкций, с удобной перепрошивкой ядра средствами БИОС);

- частота 3.5/7/14/28 МГц с переключением "на лету";

- ОЗУ 1024 кБ (с возможностью расширения до 2048 кБ);

- видеоподсистема с классическими и расширенными режимами для новой разработки (аппаратные спрайты и многоплановый скроллинг, 256 цветов без "клешинга" и другие улучшения);

- видеовыходы  RGB/VGA через стандартный разъем VGA, полнофункциональный HDMI со звуком;

- слот для SD Card, совместимый с популярным протоколом DivMMC;

- вход/выход для работы с кассетным магнитофоном;

- 3 звуковых чипа AY-3-8912 (для запуска игр 128к используется один, плюс два для расширенных режимов), стереовыход;

- 2 порта джойстика (разъемы DB9), переключаемый режим Cursor, Kempston, Interface 2 для каждого;

- порт PS/2 для подключения стандартных ПК-клавиатур и мышей, с эмуляцией для мыши Kempston mode;

- стандартный синклеровский интерфейс расширения, совместимый с устройствами, выпускавшимися для этого интерфейса с начала 1980х;

- порт для подключения Raspberry Pi Zero в качестве многофункционального устройства (TZX-магнитофон и др.);

- модуль Wi-fi (не во всех конфигурациях);

- опционально устанавливаемые часы реального времени и внутренний динамик.


Открываю коробку! Внутри - компьютер, объемный мануал на стальной пружине в стиле 8-битной эпохи и блок питания аж с пятью адаптерами вилки. Спектрумисты всех континентов - объединяйтесь!

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Руководство пользователя внушительное, почти 350 страниц. После краткой истории выпуска NEXT и помощи по быстрому запуску начинаются обширные материалы по программированию, т.к. все прелести аппаратных спрайтов, скроллинга, многоцветности и многоканальной музыки доступны уже из встроенного бейсика. Справочные таблицы помогут построить диалог с железом и более хардкорным разработчикам.

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Встроенная операционная система NextZXOS интуитивно понятна, имеет несложный графический интерфейс. Но если в чем не разобрался - есть, где подглядеть:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Единственный заметный недостаток брошюры - отсутствие оглавления. Это лишний повод скачать электронную версию и искать ответы в ней контекстным поиском, а бумагу оставить для тактильности.


Сам компьютер не только по дизайну, но и по размеру близок к синклеровскому "тостеру". На фото - сравнение размеров со стандартной клавиатурой PC XT/AT:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

NEXT - компактный, легкий и очень приятный на глаз и на ощупь:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Задняя панель традиционно богата разъемами. У меня уже предустановлена "малинка", ее панель разъемов тоже выведена назад, над основными интерфейсами (но пригодятся они пока только разработчикам):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Левый торец корпуса-клавиатуры содержит слот для SD-карты, а также 3 кнопки для особо важных функций: Reset, Drive (пока не использовал) и NMI (вызов быстрого служебного меню для смены тактовой частоты, подмены источников загрузки/записи сейвов и для других полезностей):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Очень хорошо, что порты джойстиков вынесены на передний торец корпуса, как у многих игровых консолей. Поначалу их планировали сзади, но по общему мнению им самое место поближе к пользователю - куда их и переместили дизайнеры:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Я заранее обзавелся геймпадом, специально сделанным для NEXT - ZX ProPad, с возможностью автострельбы и передачей независимых сигналов с трех управляющих клавиш. Для игры в классические игры для 48/128 достаточно стандартного однокнопочного джойстика ("у них" они традиционно были под разъем DB9). Если я не ошибаюсь, три кнопки "понимают" только игры, разрабатываемые именно для NEXT. Для них, кстати, не обязательно покупать какой-то ProPad - отлично и безо всяких переделок подойдут геймпады от Sega MegaDrive/Genesis.


При включении NEXT система загружается с SD-карты. Лучше сразу скачать на нее свежий образ SDшки с портала разработчиков (текущая версия системы вышла в марте этого года). Если образ системы на карте содержит обновленное ядро процессора, то ПЛИС на плате будет автоматически перепрошита.


Для олдскульной загрузки программ с кассет используется стандартный (для западного спектрумизма) 3.5-мм аудиоразъем. Даже если Вы, как и я, обладатель импортного кассетника - просто соединить выход магнитофона стереокабелем jack-jack не получится. Спектрум без пайки не бывает, даже если это NEXT! Штекер со стороны компьютера должен иметь следующую распайку: "кончик" это выход с компа для записи данных на ленту, "кольцо" - ввод программ с кассеты, у основания штекера как обычно "земля". Если у магнитофона стереовыход, то годится сигнал с любого канала (кассеты с программами монофонические).


У меня с кассетами для спектрумов туго - в начале 90х Квант-БК родители почти сразу доукомплектовали дисководом. Кассета, купленная с компом "на попробовать", затерялась. В наши дни в качестве эталона для проб купил лицензионную SimCity (чтобы потрогать "как оно было у них"), плюс планирую записать кассету-другую сам. Для этого буду использовать компактный магнитофон Philips D6350:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть первая: готовимся к включению Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Спектрум, Длиннопост

Гордая надпись "Computer compatible" означает, что в нем, помимо счетчика метража ленты, еще есть разъем дистанционного управления (как и с каких компьютеров им можно пользоваться - мне неизвестно), а для управления скоростью лентопротяжки предусмотрен легко доступный регулятор. Теоретически, надо записывать данные на замедленной скорости, а грузить в турбо-режиме. Музыка, соответственно, пишется и воспроизводится в положении "0". Перевод регулятора скорости от "-10" до "+10" разгоняет пленку примерно раза в 3-4. Магнитофон небольшой, удобный, с хорошим звучанием музыки и автостопом. Наверняка в Германии, откуда он попал на ebay, в 80е с таким удобно было и за компом "зависать", и в компании с приятелями.


На этом заканчиваю пристальное разглядывание аппаратной части. В следующем посте уже пойдет чистое спектрумирование!


Спасибо за внимание и до встречи!

Показать полностью 11

ZX Spectrum NEXT - жизнь после успеха на Kickstarter

Уважаемые читатели Пикабу!

Данный пост будет интересен прежде всего поклонникам ретро-гейминга и владельцам ретро-компьютеров, базирующихся на архитектуре ZX Spectrum.


Как некоторые из Вас уже знают, проект производства нового ZX-совместимого компьютера с расширенными возможностями и под оригинальным логотипом Sinclair - ZX Spectrum NEXT - получил оглушительный успех на Kickstarter - https://www.kickstarter.com/projects/1835143999/zx-spectrum-...

Этот компьютер нацелен, прежде всего, на тех любителей компьютерной классики, которым эмуляторы не обеспечивают достаточной доли погружения в атмосферу любимого 8-битного мира, а оригинальные компьютеры той эпохи не дают комфорта подключения к современным мониторам/телевизорам, да и неспособны запускать софт от более поздних аппаратных реализаций Спекки ("Пентагон" и проч.)

ZX Spectrum NEXT - жизнь после успеха на Kickstarter Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост, Видео

При заявленной планке в 250 тысяч британских фунтов проект при помощи более чем 3000 инвесторов молниеносно собрал 723 тысячи фунтов. Благодаря этому новый Спекки получил все запланированные аппаратные средства и расширения, основные из которых:

- режимы процессора: родной режим Z80 3.5 МГц и турбо-режимы 7, 14 и 28 МГц;

- ОЗУ 512 Кб с возможностью расширения до 1.5 Мб на плате и до 2.5 Мб через внешний слот;

- расширенные видеорежимы с 256 цветов, аппаратной обработкой спрайтов и проч.;

- видеовыходы: как привычный с 80х годов RGB, так и VGA/HDMI выходы;

- встроенный слот для SD-карт (порты для ввода-вывода с магнитофона или другого источника аудиосигнала также присутствуют);

- аппаратный звук на основе трех чипов AY + FM звук;

- PS/2 порт, 2 порта джойстиков DB9;

- родной спековский порт для аппаратных плат расширения;

- опциональный WiFi модуль;

- опциональная плата "ускорителя" (фактически компьютер Raspberry Pi внутри корпуса Спектрума, в его специальном слоте).

ZX Spectrum NEXT - жизнь после успеха на Kickstarter Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост, Видео

Предусмотрено 3 варианта поставки компьютера: плата без корпуса, комплектный компьютер со слотом для платы-ускорителя, компьютер в комплекте с ускорителем. Любители ретро-фетишизма особенно оценят, что один из вариантов платы отлично "встает" в корпус оригинального британского ZX 48k образца 1982 года.


Первая партия поставок в комплектации "Just the board" уже отгружена энтузиастам-спектрумистам. Комплектные компьютеры участники Kickstarter получат в январе 2018 году, остальные желающие - начиная с февраля 2018 года. Стать обладателем компьютера в любой из перечисленных конфигураций можно, оформив предзаказ на официальном сайте проекта https://www.specnext.com/ (поставка не ранее февраля 2018 г.)


Уже по немногочисленным (пока) роликам из сети понятно, что данный компьютер позволит по-новому взглянуть на классику игр ZX и дать второе дыхание разработке новых проектов в нише 8-битного гейминга.


Вот один из разработчиков NEXT (Victor Trucco) демонстрирует, как изменится геймплей давно знакомых игр, если использовать турбо-режимы 7, 14 и 28 МГц (спойлер - в ряде случаев намного улучшится):

Вопреки желанию основателя и владельца Sinclair Research Клайва Синклера, Спектрум не стал бизнес-компьютером, зато был желанным гостем в домах миллионов поклонников игр. К сожалению, оригинальный Спекки так и не получил аппаратного спрайтового движка и многоцветной графики (да, сэр Клайв, вы так и не прониклись чаяниями своей целевой аудитории). Зато у NEXT с аппаратными спрайтами и скроллингом сцен все в порядке (по 8-битным меркам, конечно же):

Отечественным спектрумистам приятно было узнать, что в NEXT уже будет зашита эмуляция самого удачного отечественного клона 128к - Пентагон-128. Поэтому весь софт и демки, разработанные в 90е и 2000е годы для него и его эволюционных моделей вплоть до Пентагон-1024 также будут запускаться на NEXT:

Все в полном порядке у NEXT и с многоканальной музыкой. Неудивительно, ведь у него сразу три классических звукосинтезирующих чипа AY, в то время как ZX 128k нес на борту только один такой чип.


О своей поддержке проекта уже заявили разработчики таких культовых игр 80-90х, как Dizzy, Lemmings, Nodes of Yesod, Rex, Bomb Jack и др. Адаптации под NEXT следует ожидать в начале 2018 года.


Следим за новостями и обзорами от счастливчиков, уже получивших заветные посылочки.


Написано по материалам https://www.specnext.com/, http://zx-pk.ru/content/ и других ресурсов.

Показать полностью 2 3
Отличная работа, все прочитано!