Сабвуфер в качественной аудиосистеме, часть 4
Железо.
Современный тракт сабвуфера выглядит следующим образом:
динамик в корпусе <- усилитель мощности <- ЦАП <- цифровой сигнал, чистый или обработанный.
Динамик тут самый важный, а выбор динамика во многом определит уровень качества и характер работы всей системы. За ним электроника - тоже очень важная часть, но не настолько.
4.1. Подбор динамика - всё определяет частный случай.
Так и хочется написать что-то вроде "измеряем вот то и вот это, считаем это и вот то, делим то на это, смотрим в такой то строчке и идеально выбираем свой динамик"...
Нет, ребят. Универсальность сегодня мертва. Это и про железо, и про подходы к выбору. Сейчас объясню в чем дело.
Предположим, захотелось сабвуфер в машину, предположим, петь он должен правильно и немного "с жирком", хорошо держать мощность. Запрос на самом деле может быть и будет любым, будь это домашка или автозвук, любой характер баса и любое поведение динамика. Просто предположим, захотелось именно вот этого.
Начинаем мы, как и указано во второй части статьи, с измерений передаточной функции. Фиксируем начало подъема пусть на 60Гц, что определит Fc +- в этот район. Т.к. бас нужен пожирнее, то добротность Qtc на частоте Fc должна быть пониже, пусть 0.5 с небольшим +-. Ну а т.к. сабвуфер должен держать мощность, то подвеска должна быть покрепче и пожестче, о чем доложит малый Vas.
Итак, оптимальными параметрами для нас окажутся:
- Fs <= 60*0,81;
- Fs/Qts = 60/0,5 = 120(с небольшим +-);
- Vas поменьше, но не слишком маленький, чтобы искажений не было слишком много;
- чувствительность повыше(не утюг выбираем), соотношение Xmech/Xmax побольше(убережет от ошибок новичка), сам динамик полегче(его ж еще возить надо), и другие практические соображения.
Так вот, рамки уже очень узкие и ЛЮБОЕ отклонение от целевых параметров ухудшит конечный результат.
ПрихОдите вы с этим знанием в интернет, а там куча брендов, марок и названий. Будучи маленьким и глупеньким, вы конечно можете повестись на маркетинг, но вы уже давно не подросток, уже знаете всё, что вам надо знать, т.к. всё уже измерили - и выбираете не наклейку, а именно то устройство, которое сработает для вас наилучшим образом.
Вот почему мы тут не напишем "тот динамик хороший, а этот плохой" - это так не работает, мне уже давно не встречались откровенно плохие динамики (разве что штатка в авто - эти, похоже, неисправимы).
Есть конкретные, индивидуальные условия и пожелания, и есть динамики или готовые решения, которые отвечают запросу в большей или меньшей мере, а такого динамика и такого корпуса, который может всё и сразу - нет. Сегодня даже самый дорогой и самый продвинутый легко может проиграть самому подходящему.
Еще раз: определяем условия, выбираем наиболее подходящий динамик, считаем правильный корпус и смотрим войдет ли (не входит - калибр поменьше; остаётся много объема - калибр побольше), приобретаем и реализуем, слушаем и радуемся.
Вот так все просто.
4.2. Подбор динамика - общее.
Все же, нельзя сказать что никаких закономерностей вообще не существует.
В интернете распространена теория EBP - делим Fs на Qts и узнаём в каком типе корпуса динамику следует трудиться. Она не работает, но параметру нашлось иное применение.
Мы выяснили, что соотношение Fc=36Гц и Qtc=0,77 (не О,707) дает наиболее "правильный" и нейтральный бас дома в большинстве случаев, а значит от динамика ищем Fs*0,82<36 и EBP (соотношение Fs/Qts) в районе 50 (<50 - больше "жира", а >50 - выше точность).
Соотношение Fc=68Гц и Qtc=0,63 (опять не 0,707) сделает наиболее "правильный" и нейтральный бас в авто в очень многих случаях, а значит от динамика ищем Fs*0,82<68 и EBP в районе 100 (>100 - больше "жира", а <100 - выше точность).
Касается и ЗЯ, и ФИ, а выбор между ними определят прочие параметры и условия.
"Правильно" везде в кавычках, потому что для каждого "правильно" - по разному. К тому же, дополнительный вклад в "правильно" внесут конечный ценник всей системы и габариты корпуса - кто-то купит что хочет, а большинство выберет компромиссный вариант.
Ориентируйтесь в выборе на себя, свои пожелания и возможности, свою конкретную систему, а классическое "правильно" просто примите для справки (но не упускайте из виду - такой бас наиболее нейтрален и достоверен, отработает любой жанр и не вызовет чувство усталости и головную боль при длительном прослушивании).
Что действительно в домашних и авто-сабвуферах общее - главенство мидбасов. В обоих случаях качество работы сабвуфера прямо зависит и от качества работы мидбасов, и от качества организации связки между ними. Так что, не завершив работу над диапазоном 60-300Гц, к сабвуферу лучше вообще не приступать - разочарует.
Также есть чисто "бытовые" общие моменты:
- не уверены в своих знаниях или ушах - сочтите нужным переплатить как за большее соотношение Xmech/Xmax, так и за бОльшую мощность с меньшей чувствительностью;
- нужен более компактный объем корпуса, чтобы динамик лучше работал в перегрузках - выбирайте динамик с наименьшим Vas, но не жалуйтесь на повышенные искажения, и наоборот;
- в вопросах покупки ориентируйтесь не столько на технологичность подходящего динамика, сколько на уместное применение технологий и соответствие объективных параметров вашим потребностям (сейчас в Китае это становится трендом засунуть в конструкцию модную детальку, вообще не понимая как она должна работать - скоро оно окажется у нас под всем известными названиями).
Повторюсь, динамик буквально создает звук, это наиболее важный элемент аудиосистемы. Уделите вопросу наибольшее внимание - разберитесь самостоятельно или обратитесь к грамотному специалисту за советом (выйдет дешево или бесплатно, а польза велика).
4.3. Электроника и обработка сигнала.
Доступность качественного усиления и легкость организации поканального усиления, доступный измерительный инструмент, общедоступные современные цифровые средства обработки сигнала - все это позволяет реализовывать множество вещей, еще 10 лет назад казавшихся фантастикой. Вот лишь малая часть:
- всесторонний анализ, в том числе в реальном времени;
- визуализация и наглядность;
- FIR-фильтрация;
- многослойная фильтрация;
- тонкая настройка задержек/фазы для каждого компонента;
- развитая параметрическая эквализация;
- автоматизация эквализации... и многое другое.
Сегодня даже доступные системы, созданные на технологиях 2000-х, но с применением современных средств анализа и обработки, несравнимо более гибкие и качественные. Обо всем этом мы периодически пишем.
Тем не менее, объективные качественные показатели хоть и подросли в среднем, но никуда не делись, а электроника по прежнему распределена в условные классы, основанные на следующих характеристиках:
- равномерность АЧХ;
- коэффициенты искажений;
- сигнал/шум;
- мощность;
- надежность и стабильность;
- косметика и удобства.
Не так давно мы провели слепой тест, который полностью подтвердил предположение о том, что человек с опытом или без, с подготовкой или без, легко на слух отличает устройства разного уровня качества. Слышать сотую процента искажений - не аудиофилия, а наша объективная реальность, многократно подтвержденная экспериментально, зафиксированная приборами и наблюдениями.
Более того, выбор на слух, как выяснилось, оказывается значительно более точным и оправданным, т.к. полностью совпадает с результатами фактических измерений. Выбирать же, основываясь на заявках производителей, оказалось не лучшей идеей - многие заявки с фактическими измерениями банально не совпадают, особенно в нижнем ценовом сегменте.
Выбирая из двух устройств с равным функционалом, обращайте внимание на все качественные показатели, ну а сам функционал выбирайте исходя из собственных потребностей, список которых следует накидать заранее. Проверяйте соответствие заявок фактическим измерениям(многие блогеры измеряют вполне нормально), по возможности сравнивайте на слух перед покупкой. Так выбор электроники порадует результатом.
4.4. Резюме.
Еще несколько лет назад все было иначе: железки были в центре, а мы крутились вокруг них. Сегодня всё наоборот: мы со своими индивидуальными потребностями находимся в центре, доступные технологии помогают нам лучше разобраться в себе, а море железок крутится вокруг нас.
Чем лучше знаем и понимаем себя, тем лучше, быстрее, проще и дешевле организуем мир вокруг так, как того желаем. Знания же - они полезны каждому, они нас связывают. Являясь любителем, что делать, какого подхода ждать и требовать от профессионала - теперь вы понимаете лучше. Являясь профессионалом, что и как предложить - теперь и вы понимаете чуть лучше, чем ранее. Когда любители и профессионалы понимают и ценят друг друга - это прекрасно!
Дополнительно хочется выделить несколько моментов.
1) Уродливый современный маркетинг, превративший технический лист в лотерею. "Ходить в магазин" без прибора становится все сложнее.
2) Сосед. Надо брать как у соседа. Но почему, как это, у соседа этот саб поет, а у меня нет! Так вот, теперь таким соседом будете вы - будьте достойным примером, объясняйте, и в целом ведите себя ответственно, и не нарушайте общественный порядок.
3) Каша из понятий и определений. Один сосед говорит "у меня в машине поет очень качественно", другой сосед говорит точно то же самое. При этом, у одного валит 150+, а у другого голая штатка, и оба одинаково далеки от качества...
Мир полон хаоса - нам всем не помешает учиться понимать друг друга! Начать с понимания себя, а затем разговаривать и договариваться.
Где, все таки, качество, а где давилка?!
Перед нами JL 13W7 - типичный давильный авто-саб, "насос", так?
Вот его параметры: Fs=23,5Гц Qts=0.45 Vas=104л.
Из параметров получаем объем 60л с Fc=38Гц Qtc=0,75. Ого! Да это чуть ли не идеал домашнего SQ-шного ЗЯ! Останется лишь добавить коррекцию на резонансах.
Однако, в машине получим совсем не образцовое качество звука - слишком жирно и не слишком эффективно, а на высокой громкости легко превратится в большую проблему.
Так что, да, в машине это "насос", и называется это SQL. Но не дома, дома это имеет полное право называться SQ. Так то.
Если о применении именно JL 13W7 в домашке мало кто задумывается (что, впрочем, не мешает его прямым аналогам под другими именами быть признанным домашним hi-end'ом), то в автозвуке поклонников у саба хватает - "жир" в авто работает хорошо и многим нравится, а низко-настроенный порт дополнительно подчеркивает картину.
Было бы логично и правильно причислять динамик к SQL или к SQ в зависимости от области применения, но американцы упростили - у них это SQ и тут, и там!
Подобное типично американское понимание качества звука реализовано во многих западных ИНЧ/НЧ авто-динамиках: DD1100, Brax Matrix, автозвуковые Scanspeak, ... Длинный список, сопровождаемый бесконечными спорами, причина которых - подмена понятий.
Собственно, поэтому традиционные правильные авто-sq'шники так много матерятся и обзываются. Американский рынок подстроил под свое понимание целое направление в автозвуке, называя серое белым. Разрыв шаблонов и разочарование покупками как следствие, что не удивляет.
Вещи необходимо называть своими именами, а иначе мы попросту перестанем понимать друг друга.