Серия «Ребенок плохо говорит»

Ребенок не говорит. История вторая. Принцесса на подоконнике

Как люди представляют себе работу логопеда? Чаще всего так. В большой красивый кабинет, полный пособий, приводят ребенка. Ребенок и логопед красиво сидят за столом, перекладывают карточки, делают артикуляционную гимнастику напротив зеркала и занимаются пальчиковой гимнастикой. Потом чинно раскланиваются и занятие заканчивается.

Если ребенок – нормотипичный воспитанный дошкольник, которому надо поставить звук Р, так примерно и будет. Пособий и логопедических игр будет побольше, чем я описала, но в целом так.

А если ребенок не говорит, а вместо этого много кричит и дерется, и отказывается заходить в вагон метро, потому что он не того цвета? Если трансфер ребенка к логопеду делает мать седой или больно бьет по карману (если возить на такси), то семья принимает решение пригласить логопеда домой (а еще бывают обычные бытовые ситуации, например, есть еще один ребенок и маме не разорваться).

К этой девочке я приходила сама. Брала с собой чемодан игрушек для мотивации и ездила три раза в неделю. Начали мы заниматься, когда ей было четыре года. Мне не хочется давать ей вымышленное имя, титул Принцесса подходит ей больше всего.

На диагностике она показала, что может повторять отдельные звуки и некоторые слоги. Был глазной контакт, понимание некоторых простых контекстных инструкций (включи свет, подними, дай).

Как заниматься с ребенком, которому не объяснить, что ему надо заниматься? Есть игрушка (конфета, мама, планшет) – хорошо. Нету – плохо. Зачем ему напрягаться и делать то, что сложно и не получается, если можно не делать? Заставить не получится. Эти дети мастерски умеют расслаблять все мышцы в своем теле и становиться мороженкой. Очень тяжелой такой мороженкой. Будет лежать и смотреть в потолок, разглядывать нитку на штанах или палец. И это он еще в хорошем настроении.

Самый эффективный способ научить ребенка чему-то – зайти через сферу его интересов. А потом аккуратно изнутри раздвигать границы этой сферы. Чтобы ребенок начинал увлекаться и другими темами и пробовал играть и в другие игры. Для самого начала у меня есть арсенал игрушек, которые никогда не покупают родители в здравом уме. Самый топ это лизуны. Они липкие, мокрые и быстро портятся. Портят одежду и стены. Но сколько чудесных открытий мои ученики совершили за лизун! Очень много. Естественно для каждого ребенка свой пул призов.

Что же предпочла моя Принцесса? Не куклу, не пони, не мишку, не зайчика. У нас был Дино. Дино – это такая резиновая игрушка на руку, в форме головы динозавра.
Она его кидала. У неговорящих детей часто бывают такие однообразные игры. Крутить, кидать.
Как можно расширить эту сферу? Превратить кидание в спорт. И ввести правила. Кидать можно только ЭТОТ предметы. Все остальное нельзя. У нас даже была ширма, через которую надо было перекинуть Дино. Такой волейбол на минималках.

Эта мотивация работала минут на двадцать. Работали стоя. Повторяли слоги, имитировали движения, работали над пониманием других контекстных (вытри, открой, закрой, спрячь)  и внеконтекстных (хлопай, прыгай, топай, кружись) инструкций.

Потом Принцесса уставала и залезала на подоконник. Мы смотрели в окно, разглядывали мужика выгуливающего собаку, и отстукивали ритмы. Сначала с одинаковым слогом: МА-МА, ПА-ПА-ПА, потом усложняли, меняли гласные, потом стали меняться и согласные. Однажды мы начали отстукивать то, что видим. Слово СО-БА-КА мы отстучали очень много раз. И до сих пор мама Принцессы считает его поворотным моментом в развитии ребенка. Момент, когда ребенок в первый раз сказал ей на улице слово «Собака» и показал на нее пальцем, она вспоминает с особым трепетом. Жаль, мужик с собакой так и не узнает, какую роль он сыграл в развитии ребенка.

Под самый конец занятия, когда силы совсем заканчивались, Принцесса начинала сметать на пол все, что видит. И кружиться. Ну то есть делать что-то свое, где до нее не достучаться. И в этот момент я предлагала ей упражнение «Тачка». А Принцесса, надо сказать, уже тогда была хорошо физически развита. Она мне один раз пяткой в нос во время игры так вломила, он у меня три дня болел. Ни один Принц с экскаватором не добился таких результатов (хотя попытки были). Упражнение заключается в том, что она встает на руки, я беру ее за ноги и мы идем. Она идет на руках, а я ее держу (мед.противопоказаний не было, все с разрешения родителей). Физическая активность нашла выход, а заодно получилось еще предметы по карточкам наименовать.

Девочка она активная, подвижная. Такая бой-девочка. И тут ей купили стол. Ее личный стол со стулом. И она совершенно без проблем за него села. И в нашем обучении начался новый этап. У нее уже к тому моменту получались отдельные слова, и заметно улучшилось понимание. Но фразы еще не было. И я приняла решение идти к речи с другой стороны. Часто в работе с алаликами используют метод глобального чтения. Мы зашли еще дальше, начали с письма. Поясню. Ребенку уже пять. Пальчиковая гимнастика на отлично. Визуальное восприятие на отлично с плюсом. В сфере интересов уже рисование, лепка и элементы обычных детских игр с игрушками. Ей нравятся буквы и цифры. Мы начинали писать самые простые печатные буквы фломастером. П, Л, О. Ей это очень нравилось. Это и было мотивацией, дело стало подкреплять само себя. Я усложнила процесс, предложила переписывать слоги и слова из этих букв. Так она переписала слово мама, папа. То, что написала сама, и читать интереснее. Слова стали узнаваемыми. В этот момент я напечатала ей листы с липучками. Чтобы можно было клеить слова и получалось бы предложение. Мама иди. Папа иди. Баба пей. Мама дай сок. Чувствуете, к чему я веду? Ей было сложно самой сказать фразу. Порождение высказывания – это сложный для нее процесс. Ей нужна была подсказка. Интересная для нее подсказка. Так Принцесса начала с подсказкой произносить несколько слов. А потом подсказка стала ей не нужна. С этой девочкой мы работали два года. Потом семье пришлось переехать и мы расстались. С теплыми воспоминаниями друг о друге.

Главное я не сказала, почему я называю ее Принцессой. Потому что мы все знаем, что не платья и не туфельки делают человека Принцессой. А талант управленца и бешеная харизма. Неговорящая девочка в пять лет в детском саду управляла толпой говорящих мальчиков. Они ее встречали и ждали, когда она придумает им новую игру. И были правы, Принцессе фантазии на всех хватит.

Показать полностью

Ребенок не говорит. История первая.Про часики

Я логопед. Занимаюсь с неговорящими детьми. Эти дети все очень разные, как снежинки. Причины отсутствия речи тоже разные. Сегодня мы поговорим о сценарии, который развивается позитивно. Ко мне на занятия пришел малыш, три года. Давайте назовем его Илья. У мальчика не было ни одного слова. Мамы, папы, бабы, ничего не было. Зато были жесты (не жестовый язык, а обычные бытовые жесты). Он таким образом мог взаимодействовать с родными, показывать какие-то свои просьбы. (Это хороший звоночек, у парня есть инициатива в общении). Звуки, даже звукоподражания тоже были (му - это корова, бе - это барашек, ав - собачка и т.п.). А речи не было.

А ещё у парня было "замечательное" поведение. Надо сказать, что у детей с таким речевым диагнозом поведение это частый гость. Их злит, что их не понимают. Они не знают, когда им дадут ту или иную вещь, а если вообще не дадут? Поэтому на отказ дать ему вещь "вотпрямщаз" начинается скандал. А мы ведь с вами понимаем, что ВСЁ дать ребенку невозможно. Эмоционально-волевая сфера не зрелая, сами себя остановить они уже не могут. И поэтому случаются истерики, драки и прочие неприятные вещи. Сразу скажу, шлёпать не вариант. Каким образом удар по мягкому месту поможет ему успокоиться? Никаким. Он начнет бить вас в ответ. Этот юноша кстати дрался очень больно.

Пока наш товарищ заливается слезами и орет, давайте поговорим про речевой диагноз. У него нет аутизма (нет ни одного диагностического критерия по МКБ-11). Это моторная алалия. То есть у ребенка сохранен интеллект, сохранно понимание речи. Нарушена только моторная сторона речи. То есть его язык, губы могут отлично двигаться, но он не понимает как ими двигать. Нам надо его научить. Это самый благоприятный прогноз, на мой взгляд. Само оно конечно не восстановится, но с регулярными занятиями у парня есть отличные шансы даже пойти в обычную школу.

Итак, что было сделано? Мне не удалось уговорить родителей на ABA, пришлось устаканивать поведение в рамках лого-занятий, чтобы мы вообще могли заниматься. С помощью введения ряда правил парень понял, что единственный способ от меня получить игрушку - это сделать задание. Нет задания - нет приза. Также за хорошее поведение у него отдельный супер-приз. Я даю ему ставить часики (таймер) на десять минут. Если он начинает рыдать, или драться, или убегать я таймер останавливаю. Делает задание, снова включаю. Через десять минут, когда часики начнут пищать, Илья может сбегать к маме за конфетой или за соком или просто побегать. Через минуту возвращается (сам!!!) И снова ставит себе часики. Поведения уже давно нет. А речь? Полгода назад ничего не было. А сейчас он может рассказать как его зовут, что папа купил ему машинку, мама дала конфету, машинка большая, а конфета вкусная, и много чего ещё. Работы ещё много, динамика отличная. Самое главное, что теперь его понимают не только родители, но и все вокруг, и он больше не злится.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!