Серия «Психология без диплома»

Социальный эксперимент 1962 года – с эмоциями не всё так однозначно

В 1962 году в США социальный психолог Стэнли Шехтер и клинический психолог Джером Сингер провели эксперимент, участниками которого стали студенты Миннесотского университета.

Организация эксперимента

Испытуемым предложили принять участие в клиническом исследовании нового препарата для улучшения зрения – витаминного комплекса Супроксин.

Участнику эксперимента вводили подкожную инъекцию препарата, затем экспериментатор пускал в комнату ещё одного "участника", который на самом деле был членом команды Шехтера и Сингера, никакой инъекции не получал, т.е. являлся подсадной уткой. Но подсадную утку представляли как студента, которому тоже только что сделали инъекцию. После чего экспериментатор сообщал им, что необходимо подождать 20 минут, прежде чем Супроксин начнет действовать, а по истечении этого времени он вернётся, чтобы проводить тесты на проверку зрения и покидал комнату.

На самом же деле основная часть эксперимента начиналась именно в этот момент, а экспериментатор уходил в соседнюю комнату, разделенную с этой односторонним зеркалом для ведения наблюдений за коммуникацией испытуемого и подсадной утки. Для наглядности я графически изобразил это на рисунке ниже.

Социальный эксперимент 1962 года – с эмоциями не всё так однозначно Социальный эксперимент, Социальная психология, Психология, Эмоции, Чувства, Психика, Telegram (ссылка), Длиннопост

Эксперимент Шехтера и Сингера

Чем был Супроксин

На самом деле никакого витаминного комплекса для зрения не было. Под видом Супроксина 3/4 испытуемых получили инъекцию эпинефрина, а оставшаяся четверть обычный физраствор, став тем самым контрольной плацебо группой.

Эпинефрин – искусственный адреналин, вызывает дрожь, повышение давления, учащение сердцебиения и дыхания, увеличивает приток крови к мышцам.

Подобные ощущения человек может испытывать, например, во время занятия сексом или спортом. Или же, например, в ситуациях, когда ему угрожает опасность, во время стрессовых конфликтов, драк. Т.е. сами по себе эффекты эпинефрина не являются приятными или неприятными. Таковыми их делает контекст.

Физраствор – водный раствор хлорида натрия, т.е. обычной поваренной соли. Никаких эффектов на организм не оказывает. Часто применяется в различных клинических исследованиях в качестве плацебо.

Информированность испытуемых

Одной из важных частей эксперимента является та информация, которую участникам сообщили или же не сообщили перед введением "Супроксина".

Итак, среди испытуемых, получивших инъекцию эпинефрина, одним сообщили верную информацию об эффекте вещества (дрожь, повышение сердцебиения и т.д.), другим ложную информацию (онемение ног, зуд, головная боль), третьим не сообщили никакой информации. Плацебо группе, которой ввели физраствор, также не сообщили никакой информации. Напомню, что все участники думали, что получают витаминный комплекс для зрения.

Таким образом, в зависимости от полученного вещества и степени информированности всех участников разделили на четыре группы:

  1. Получили эпинефрин и верную информацию о его действии;

  2. Получили эпинефрин и ложную информацию о его действии;

  3. Получили эпинефрин без какой-либо информации;

  4. Получили плацебо без информации.

Роль подсадной утки

Вернемся в комнату проведения эксперимента.

С испытуемыми помощник экспериментатора в одной половине случаев изображал эйфорию, в другой – гнев. Ниже рассмотрим протоколы поведения подсадной утки из обоих случаев.

Эйфория

Экспериментатор, прежде чем уйти, извинялся за беспорядок в комнате сообщал, что если испытуемым понадобится бумага, карандаши и ластики для ведения заметок, они могут взять их сами со стола. Как только он уходил, помощник (подсадная утка) еще раз представлялся испытуемому, пытался войти в ним в словесный контакт, а затем начинал своё заранее спланированное представление.

Сначала он рисует на бумаге. Затем комкает её, бросает в урну, что стоит в углу, промахивается. Комкает другие листы бумаги и также целится ими в урну, делает броски в прыжке. Всё это он сопровождал различными комментариями, типа: «Для рисования эти листы не очень хороши», «Сыграем в баскетбол», «Два очка!» и т.д.

Пытается втянуть испытуемого в игру. Жалуется, что бумажные мячики сложны в управлении. Затем сообщает испытуемому, что у него сегодня хороший день, он снова чувствует себя ребенком и желает сделать самолетик.

Делает самолетик, начинает пускать его по комнате, подбирать и снова пускать. Затем запускает самолетик в испытуемого и говорит, что даже в детстве ему не было так весело.

Из резинки делает импровизированную рогатку, комкает шарики и пуляет ими по сторонам, приговаривая, что шарики будут летать лучше, если их увеличить. Из картонных папок складывает башню, отходит в сторону, пуляет шариками в башню и радуется тому, как эта башня рушится.

Находит за переносной доской два обруча, один кладет рядом с испытуемым, второй начинает вращать на руке, приговаривая: «Посмотри, как же это здорово!»

В конце представления подсадная утка садится с ногами на стол. В комнату возвращается экспериментатор.

Ход спланированного представления мог меняться в зависимости от реакции испытуемого. Но все изменения были вызваны только его действиями. Если испытуемый сам начинал придумывать какие-то игры или затевать разговоры, подсадная утка тут же к ним присоединялась.

В протоколе эйфории у подсадной утки принимали участие все четыре группы испытуемых.

Гнев

Перед уходом экспериментатор выдавал испытуемому и подсадной утке опросник и просил его заполнить, прежде чем он вернётся через 20 минут для проверки зрения.

Помощник экспериментатора высказывает своё недовольство по поводу введения им уколов: «Мне не нравится, что нам дали препарат именно в форме укола и не предупредили об этом, когда звали сюда. Но неловко было отказываться, когда я уже пришел».

Опросник содержал в себе пять листов. Начинался с вполне нейтральных вопросов, которые потом становились всё более личными и оскорбительными. Помощник экспериментатора время от времени давал комментарии на вопросы опросника. Его комментарии также начинались от невинных, становились всё более агрессивными, в итоге под конец опросника помощник впадал в ярость.

Сначала помощник экспериментатора жалуется на длину опросника. Затем зачитывает вопрос «Какие блюда обычно составляют ваш рацион?» и комментирует это тем, что не может вспомнить, что ел сегодня на завтрак.

Далее идут вопросы о детских болезнях испытуемых, доходах их родителей, психических заболеваниях у родственников, среднем количестве половых контактов у испытуемых и т.д. Помощник экспериментатора сначала отпускает гневные комментарии о том, что всё это не должно волновать посторонних.

В конце концов помощник экспериментатора рвёт опросник на части и уходит. Испытуемый остаётся один в комнате, а опросник завершает вопрос о количестве половых партнёров его матери.

В протоколе гнева у подсадной утки принимали участие все группы испытуемых, за исключением тех, кому дали эпинефрин и ложную информацию о его действии.

Помимо наблюдения за ходом эксперимента через одностороннее зеркало, всех испытуемых в конце эксперимента опрашивали о том, как они чувствовали себя в каждый конкретный момент.

Результаты эксперимента

В поведении группы плацебо и тех, кто получил эпинефрин с верной информацией о его действии никаких значительных различий в поведении отмечено не было. И те и другие вели себя максимально спокойно и меньше всех вовлекались в действия подсадной утки, не впадая ни в эйфорию, ни в гнев. Объяснить это можно тем, что участники, получившие плацебо не испытали никаких физиологических эффектов вещества, потому что сам по себе физраствор их вызывать и не должен. А те, кто получил эпинефрин с верной информацией о его действии, приписывали учащенное сердцебиение, дыхание и прочие физиологические эффекты действию инъекции, а не событиям, происходящим по ходу эксперимента.

Более тревожно себя чувствовали, были более склонны к эйфории и гневу те, кто получил эпинефрин без какой-либо информации об эффектах, которые он вызывает. Это объясняется тем, что у таких участников всё-таки были предположения о том, что их физиологические ощущения вызваны введенной ранее инъекцией.

Самое максимальное вовлечение в действия и диалоги подсадной утки проявили те испытуемые, которые получили эпинефрин вместе с ложной информацией о его действиях на организм. Именно эти участники связали свои физиологические ощущения с социальным аспектом эксперимента – нахождением рядом с собой другого человека, чьи активные действия и комментарии возымели эффект социально программирующей информации.

Эксперимент показал, как информация, дезинформация и отсутствие информации о веществе может по-разному влиять на эмоции, которые человек будет испытывать при прочих равных условиях.

Эксперимент Шехтера и Сингера подтвердил выдвигаемую ранее двухфакторную теорию эмоций, гласившую, что возникновение чувств является совокупностью физиологического ощущения и соответствующей интерпретацией этого ощущения.

Таким образом, возникновение эмоции после принятия вещества, вызывающего физиологические ощущения (в данном случае эпинефрина), можно последовательно описать следующим образом:

  1. Информация о действии вещества;

  2. Событие, являющееся эмоционально значимым контекстом;

  3. Интерпретация ощущений на основе информированности;

  4. Эмоция.

P.S.:

Огромное спасибо всем, кто подписывается, ставит лайки, поддерживает меня в комментариях.

Мой telegram канал: https://t.me/trezvyiblog
Там выходят уведомления о новых статьях и различные новости и размышления, которыми я делюсь только со своей телеграмной публикой.

Успехов и до новых встреч!

Показать полностью 1

Не всё так однозначно с психологическими тестами

Только что. Просматриваю на ютубе лекцию одного психиатра про шизофрению. Лектор рассказывает, что в основе мышления у людей с шизофрений лежит такое нарушение мышления, как уравнивание вероятности использования альтернативных гипотез. Т.е. опора в умозаключениях на те признаки, которые нормальному человеку значимыми не покажутся. В качестве наглядной демонстрации приводит известный психологический тест "Четвертый лишний". Пыль, дождь, иней и роса. Исключите лишнее в этом списке.

Не всё так однозначно с психологическими тестами Психика, Шизофрения, Психология, Психологический тест

Пыль, дождь, иней и роса – тест четвертый лишний

Что ж, самое время самостоятельно поставить себе шизофрению и поочередно найти причины, по которым каждый из этих четырех элементов может быть лишним.

Пыль. Сам лектор утверждает, что большинство нормальных людей исключит пыль, потому что три остальных являются агрегатными состояниями воды, а пыль нет. Согласен. А ещё пыль можно выбрать потому, что она может щекотать в носу, а всё остальное не может. А ещё пыль не имеет отношения к погодным явлениям. Думаю, обоснование выбора ответа имеет не менее важное значение, чем сам выбор.

Дождь. Мне хочется исключить дождь, потому что он идет с неба, а остальные три формируются тут, на земле.

Иней. Единственный элемент из четырех, для образования которого нужен мороз. Остальные три спокойно появляются в относительно теплых условиях.

Роса. Я не могу придумать убедительных аргументов, почему роса тут лишняя. Именно поэтому она тут и лишняя. Все остальные варианты ответа смог исключить, а её нет.

А что бы из этого исключили вы и почему?

Показать полностью

Размышления о пассивной агрессии

Всем привет. Доводилось видеть тут недовольство людьми с пассивной агрессией. И действительно: открыто ни претензий, ни оскорблений не выражают, ответить им вроде и не на что, а чувства наши задевают, ощущения после общения с ними остаются неприятные.
Я и сам когда-то в незначительной мере, но все-таки страдал проявлениями пассивной агрессии. Только я больше предпочитал держать ее в себе, нежели делать в сторону людей пассивно агрессивные выпады. Но было и такое. Справиться с этим (а я надеюсь, что справился) мне помогла работа с психологом. И сегодня я бы хотел поделиться с вами небольшими измышлениями на тему того, как противостоять пассивному агрессору.

Прежде всего выводите их на активную агрессию. Но не агрессивно, корректно, без сарказма, даже с проявлением базового уважения к собеседнику, которое вы проявляете в общении со всеми людьми в целом. Что я имею в виду? Задавайте уточняющие вопросы. Например: «А ты сейчас что конкретно имеешь в виду?» Или «О каких людях ты сейчас говоришь? Наверное, мне они не знакомы. Расскажи о них». Или «А как бы тебе хотелось, чтобы я поступил сейчас в этой ситуации?»
Возможно два варианта развития событий. Первый. Пассивный агрессор испугается откровенного конфликта и для вас эта ситуация будет улажена. Либо он продолжит пассивную агрессию и ответит что-то вроде: «А сам ты не понимаешь, да?» На это я рекомендую вам откровенно ответить, что вы действительно не понимаете сами и вам бы хотелось, чтобы он помог вам понять и высказал свою позицию, как ситуацию видит он и какого разрешения конфликта хотелось бы ему. Возможно, вам обоим повезет и тогда он наконец-то выскажет вам, чем именно он недоволен, и вы оба сможете найти удовлетворяющий обоих выход из ситуации.

Но я хочу, чтобы вы понимали, что пассивный агрессор – это зачастую не шибко счастливый или даже травмированный человек, который не умеет выражать свои чувства, который не умеет осознавать собственные же потребности. Поэтому этот метод больше подходит, если ваш собеседник – посторонний вам человек на работе, в магазине, на улице, т.е. тот, чьи чувства не являются вашей зоной ответственности. Если же речь идет о вашем близком, то я бы посоветовал вам прежде всего дать понять своему близкому, что вы хотите его понимать, что вас заботят его чувства, что вам важно ему помочь, вы его уважаете, цените и любите.

Что делать, если пассивны агрессор – это вы. Учитесь слышать и осознавать свои чувства и потребности. Поймите главное – вы не исчезните как личность, если прямо выскажите окружающим, что вам обидно, страшно, некомфортно. А если кто-то из окружения ответит, что ему на это насрать, то нахрен такой человек в вашем окружении вообще нужен. Многое в жизни изменится, когда вы начнете высказывать свои чувства откровенно. А если кто-то над ними и поглумится – то ничего страшного, в вашей жизни это уже было и вы все еще живы.
Например, на заявление вашего начальника, что вы лодырь и зря просиживаете тут штаны, вы можете открыто ответить, что вам обидно слышать такие слова в свой адрес, ведь вы всегда стараетесь выполнять свою работу хорошо и в полном объеме и поинтересоваться, что, по его мнению, вам следует изменить в своем подходе к работе, чтобы больше соответствовать занимаемой должности. И тогда может оказаться, что он вообще пошутил и это его стиль общения со всеми подчиненными. Или вам предъявят конкретный список требований как к специалисту, которому вам следовать вполне по силам.

Всем удачных выходных и как можно меньше пассивной агрессии в жизни. Да и активной тоже поменьше. Пусть вами беседы будут продуктивными и приятными. Всем пока.

Показать полностью

Гиперопека как непризнанная форма насилия

Считаю гиперопеку одной из самых тяжелых форм психоэмоционального насилия над ребенком.
Ребенку с детства прививается выученная беспомощность и никчемность. Это не бери, то не делай, туда не ходи. Ты уронишь, ты не сможешь, ты споткнешься.
Ребенка лишают полноценного детства. То нельзя, это нельзя, это опасно, то вредно. Гипертрофированно, разумеется. Ему нельзя то, что можно другим детям. Ребенок чувствует свою неполноценность в сравнении с другими.
Ну и наконец гиперопека очень часто не признается обществом как насилие. Человек зачастую не может исповедаться перед кем-то и найти в лице общества поддержку и понимание. Наоборот, еще и в ответ получит обвинение: О тебе заботились, тебя любили, это делали для тебя, ах ты неблагодарный.

Ну и совсем коротко в тему моих предыдущих постов. Гиперопека порождает зависимый тип личности.

Отличная работа, все прочитано!