Серия «#ПростооПсихологии»

Почему мы любим короткие видео?

Почему мы любим короткие видео? Вертикальное видео, Видеоигра, Тиктокеры, Таймкиллер, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Все большее количество людей предпочитает расслабляться, просматривая короткие ролики. В чем же причина их популярности? Фото: www.freepik.com

В последние годы очень быстро набрал популярность формат коротких видео. В них можно встретить самые разнообразные тематики – от кулинарии до большого спорта, от моды до повседневных моментов жизни обывателей. Этим форматом не гнушаются и в образовании – свои аккаунты иногда начинают вести учителя, ученые и преподаватели. Совсем недавно финский университет организовал целый курс, который преподается в TikTok.

Почему полный метр уступает короткометражке, а та проигрывает формату коротких видео на видеохостингах? Доцент факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Никита Кочетков дал нам два простых и понятных объяснения.

Первое объяснение

В этологии – науке о поведении – есть понятие о «смещенной активности», которое было введено нобелевским лауреатом Николасом Тинбергеном. Под этим термином понимают нефункциональное поведение – действия, которые помогают нам справиться со стрессом. В состоянии конфликта мы ходим туда-сюда, нас тянет что-то пожевать, кто-то постоянно носит с собой бутылку с водой, чтобы пить. Это могут быть манипуляции с какими-то мелкими предметами (канцелярскими принадлежностями, брелоками), элементами одежды или… серфинг в интернете. При такой смещенной активности серфинг играет роль не получения информации, а именно отвлечения от окружающих проблем, выполняя функцию снятия стресса за счет простых и коротких действий. В общественном транспорте часто хочется не смотреть полнометражное серьезное кино, а листать ленту новостей. Или же смотреть что-то короткое, что будет аналогом лузганья семечек. Этим же механизмом можно объяснить существование максимально простых мобильных игр, в которые можно играть одной рукой. Несмотря на то, что для смартфонов есть сложные красочные игры, рассчитанные на продолжительное времяпровождение, у таймкиллеров стабильно высокое количество скачиваний и происходит это из-за того, что в такие игры можно играть везде, а самое главное – в общественном транспорте, в коротких перерывах, что дает небольшую разрядку.

Почему мы любим короткие видео? Вертикальное видео, Видеоигра, Тиктокеры, Таймкиллер, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Таймкиллеры ("убийцы времени") - простые игры для смартфонов, которые не требуют длительного процесса обучения или погружения. Благодаря этому таймкиллеры так популярны в моменты ожидания - в общественном транспорте, в очереди. Фото: Cubiq.ru

Второе объяснение

Перенасыщение информацией вследствие развития интернета приводит к тому, что людям, воспитанным на цифровых технологиях, может быть сложно переработать большой массив информации, систематизировать ее. Отсутствие такой систематизации может привести к так называемому «клиповому мышлению» – привычке потреблять информацию определенной и при этом крайне небольшой размерности. Формат коротких видео хорошо вписывается в эту логику. Смотреть длинный фильм без перерывов становится сложно, параллельно хочется заниматься еще какими-то делами – менее продолжительными и более простыми, то есть той самой смещенной активностью.

Следовательно, короткие видео, короткие игры, короткие текстовые сообщения будут в большинстве случае носить не информационную функцию, не функцию передачи культурного опыта, а снятия социального стресса, который так характерен для людей в мегаполисах.

Всем добра и просмотров.

Показать полностью 2

«Ох уж эти подростки»: Как уберечь от курения вейпов?

«Ох уж эти подростки»: Как уберечь от курения вейпов? Вейп, Вредные привычки, Зависимость, Психологическая помощь, Курение, Психология

«Ох уж эти подростки»: специалисты ФКЦ МГППУ выступили экспертами Недели родительской компетентности. Онлайн-общение спикеров ФКЦ МГППУ с родительской аудиторией проходило в открытом формате с множеством актуальных вопросов к выступавшим.

Специалисты поделились различными техниками, которые родители могут использовать со своими детьми. По итогам недели предлагаем вам видеозапись с актуальной подростковой темой для родителей: Как уберечь от курения вейпов? Профилактика употребления ПАВ

Эксперт: Комолова Ольга Сергеевна - психолог сектора экстренного реагирования и психологического консультирования отдела экстренной психологической помощи ФКЦ МГППУ

Вебинары родительской недели - это ответы на вопросы, которые задают родители психологам на портале бытьродителем.рф.

Приглашенные эксперты говорили о дошкольниках и о подростках. Коснулись тем проблематики в семьи, таких как развод и вражда сиблингов. Рассказали, как лучше действовать родителям, какой придерживаться стратегии, чтобы минимизировать конфликты и помочь прожить детям трудные времена экологично.

Показать полностью

Анализ стратегий защиты от мошенников: часть 3 "Какие стратегии защиты от мошеннических действий вы должны знать?"

Анализ стратегий защиты от мошенников: часть 3 "Какие стратегии защиты от мошеннических действий вы должны знать?" Мошенничество, Телефонные мошенники, Развод на деньги, Интернет-мошенники, Обман, Банк, Обман клиентов, Защита, Критическое мышление, Длиннопост, Негатив

Самые важные инструменты - это критическое мышление и перепроверка информации. Фото с бесплатного сайта https://ru.freepik.com/

Сегодня мы публикуем окончание поста, посвященного анализу стратегий защиты от мошенников часть 3: «Какие стратегии защиты от мошеннических действий должны знать люди?».

Если вы пропустили начало, первые две части можно прочитать здесь:

часть 1 "Как действуют мошенники?"

часть 2 "Какие скрипты часто используют мошенники"

Самые важные инструменты - это критическое мышление и перепроверка информации.

Анализ стратегий защиты от мошенников: часть 3 "Какие стратегии защиты от мошеннических действий вы должны знать?" Мошенничество, Телефонные мошенники, Развод на деньги, Интернет-мошенники, Обман, Банк, Обман клиентов, Защита, Критическое мышление, Длиннопост, Негатив

Осознание себя и своих действий. Фото с бесплатного сайта https://ru.freepik.com/

1. Осознание себя и своих действий.

Первым шагом в борьбе с мошенничеством является осведомленность. Нужно понимать, что мошенники часто используют психологические методы, чтобы внушить жертве чувства страха, беспомощности или вызвать состояния «ложного доверия». Будьте бдительны и не торопитесь совершать поспешные действия. Помните, что ни один банк или официальная организация не должны требовать от вас предоставления конфиденциальных данных по телефону или электронной почте, например, всегда перезванивайте в банк, если вам звонят первыми и просят что-то предоставить. Просто прекращайте диалог, нет смысла его продолжать, если вы не уверены в том, кто вам звонит. Просто сами перезванивайте в организацию, специалист которой якобы вам только что звонил и уточняйте причину звонка.

В общем, не полагайтесь на информацию, полученную от незнакомцев, даже если они представляются представителями компаний или организаций. Всегда проверяйте информацию и контакты самостоятельно, сравнивая их с официальными источниками.

2. Образование и информация.

Следующим важным шагом является обучение. Изучите типичные методы мошенников: фишинг, скам, социальная инженерия и другие. Посмотрите несколько обучающих видео. Чем больше вы знаете об мошеннических тактиках, тем легче вам будет распознавать подозрительные ситуации. Особое внимание следует уделить защите виртуальной жизни, усилению паролей и ограничению доступа к личной информации в социальных сетях.

3. Разумное использование технологий.

Технологии дают нам много преимуществ, но ими также могут воспользоваться мошенники. Установите лицензионное антивирусное программное обеспечение на свои устройства и регулярно обновляйте его. Остерегайтесь подозрительных ссылок и приложений, особенно на платформах сомнительного происхождения.

5. Защита финансов.

Финансовая безопасность является одним из наиболее важных аспектов предотвращения мошенничества. Никогда не разглашайте конфиденциальные данные карты или банковские пин-коды. Следите за своими финансовыми операциями, регулярно проверяйте выписки и операции по счетам.

6. Связь и уведомления.

Сообщество может сыграть ключевую роль в борьбе с мошенничеством. Делитесь информацией о новых аферах с семьей и друзьями, и особенно с пожилыми и несовершеннолетними людьми .

Обязательно обсуждайте риски телефонного и кибермошенничества с детьми и подростками (с учётом возраста), а также пожилыми людьми.

Анализ стратегий защиты от мошенников: часть 3 "Какие стратегии защиты от мошеннических действий вы должны знать?" Мошенничество, Телефонные мошенники, Развод на деньги, Интернет-мошенники, Обман, Банк, Обман клиентов, Защита, Критическое мышление, Длиннопост, Негатив

Тщательно изучайте те ссылки, по которым Вам предлагается перейти в мессенджерах, чатах и социальных сетях.   Фото с бесплатного сайта https://ru.freepik.com/

Общие рекомендации:

  • С настороженностью относитесь к незнакомым номерам. Если Вы не знакомы с человеком или сомневаетесь, что это тот человек, за которого он себя выдает, лучше прекратить разговор. Старайтесь минимизировать контакты с незнакомыми людьми в социальных сетях или мессенджерах, а также на стриминговых платформах в чатах или чатах онлайн-игр.

  • Перевод денег в любых целях (благотворительность (донаты) или инвестирование) сопряжён с риском. Без тщательного сбора информации из разных (и лучше достоверных) источников вы можете обмануться.

  • Опасно сообщать личную информацию о себе и своих близких, друзьях, а также пересылать свои личные или других людей фото и видео незнакомым людям.

  • Тщательно изучайте те ссылки, по которым Вам предлагается перейти в мессенджерах, чатах и социальных сетях. Возможно, они не принадлежат тем организациям, а просто "маскируются" под них.

  • Дети должны знать, что необходимо сообщать родителям (пожилым людям тоже желательно говорить взрослым детям или родственникам) о звонках или сообщениях с незнакомых номеров по телефону или в мессенджерах, а также от пользователей социальных сетей.

  • Используйте приложения в смартфонах и планшетах, которые защищают от звонков мошенников и спама.

Анализ стратегий защиты от мошенников: часть 3 "Какие стратегии защиты от мошеннических действий вы должны знать?" Мошенничество, Телефонные мошенники, Развод на деньги, Интернет-мошенники, Обман, Банк, Обман клиентов, Защита, Критическое мышление, Длиннопост, Негатив

Вам необходимо осознавать свои действия, изучать типичные приемы мошенников, использовать технологии, гаджеты, девайсы, те или иные онлайн сервисы с умом, проверять информацию и делиться опытом с другими. Фото с бесплатного сайта https://ru.freepik.com/

Предотвращение мошенничества требует от нас постоянной бдительности и информированности. Вам необходимо осознавать свои действия, изучать типичные приемы мошенников, использовать технологии, гаджеты, девайсы, те или иные онлайн сервисы с умом, проверять информацию и делиться опытом с другими.

Если Вам поступает звонок якобы из банка - сообщите номер телефона мошенника по официальной горячей линии банка, на официальной странице банка или в официальном мобильном приложении банка. Если Вы стали жертвой мошенничества, немедленно сообщите об этом в правоохранительные и компетентные органы.

С вами сегодня на связи были Эксперты – преподаватели Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ):

  • Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры Юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ

  • Делибалт Варвара Васильевна, доцент кафедры Юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ

  • Дегтярёв Артём Викторович, старший преподаватель кафедры Юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ

  • Пишите, что вам было бы интересно узнать.

Показать полностью 3

Барби здорового человека

Все стало вокруг розовым... Все только и говорят о воплощении знаменитой куклы в кинематографе. Фильм "Барби" несомненно оставит в истории след. Непременно розовый, из рюш и блесток.
А мы пробуем разобраться в тонкостях восприятия ребенком длинноногой, голубоглазой пластиковой куклы с синтетическими локонами.

Барби здорового человека Кукла, Барби, Игры, Игрушки, Психология, Восприятие, Детское восприятие реальности, Воспитание детей, Длиннопост

Все стало вокруг голубым и зеленым. Ой! Нет, розовым.

Мнение, которое не понравится Барби

Кукла Барби – это «религиозный идол» для многих девочек и женщин. Не одно поколение девочек выросло на этих игрушках. Многие вжились в эту роль, позволили этой игрушке войти в свою жизнь, врасти в свое психическое. И теперь фильм "Барби" в мировом прокате бьет рекорды.

Психологи подчеркивают важную роль игры в развитии высших психических функций ребенка. Кроме того, в игровой деятельности происходит репетиция будущей взрослости. И куклы в этом плане являются инструментом в руках девочки, которая проигрывает сценарий будущей взрослой женщины, мамы. Подходит ли кукла «Барби» для этой роли?

Игрушка гиперсексуализирована, ее формы представляют для психики ребенка ложный предмет для подражания. Для нормального развития девочки, кукла должна быть «пупсом», которого можно пеленать, катать в коляске, давать соску, словом, давать возможность воспроизводить действия женщины по уходу за ребенком. На мой взгляд, такая кукла вряд ли сможет формировать у девочки правильный образ женщины и матери. Барби просто не подходит для подобного рода занятий.

Ее облик слишком феминизирован. Вызывающий вид, транслирует девочкам психический образ для подражания. В наиболее распространенных моделях этой куклы, выраженные вторичные половые признаки слишком гиперболизируют женскую сексуальность. Это приводит к формированию определенных установок у девочки относительно внешности, закладывается идеализированный и недостижимый образец фигуры. Отсюда низкая самооценка, комплексы, негативные психоэмоциональные состояния, которые могут приводить к манифестации симптомов отдельных расстройств, например анорексии.

Барби здорового человека Кукла, Барби, Игры, Игрушки, Психология, Восприятие, Детское восприятие реальности, Воспитание детей, Длиннопост

Алло! Это моя роскошная жизнь? Передайте ей, что на сегодня я ею довольна.

Мир бесконечной роскоши

Кукла Барби – это, центр игрушки, но есть и периферия - все то, что ее окружает: наряды, декорации, предметы быта, украшения. Этот мир гламура может предопределять в девочке излишнюю театральность, склонность к рисовке, демонстративности и вычурности в поведении, снобизму, необоснованных предпочтениях к выбору цветовой гаммы одежды (розовой), поклонению фетишу и др. Не исключено, что в некоторых случаях такие игровые пристрастия могут порождать акцентуацию характера по истероидному типу. Такие девушки даже могут иметь склонность к демонстративному суициду (парасуициду). Барби создает беззаботный, непринужденный стиль, который может ложно развивать в девочках легкомысленность и инфантилизм.

Как правило, Барби окружают дорогие атрибуты, это проецируется и на жизнь девочки, возникают пустые амбиции и невероятные ожидания от принятого образа. Девочка копирует, подражает Барби. Сложность физического подражания в наиболее запущенных случаях, заставляет ложиться под скальпель пластического хирурга. На мой взгляд, игрушка должна иметь положительную семантику, закладывать морально-нравственные императивы в ребенке, приучать не к праздности, а к труду.

Игрушка не должна извращать культурный код ребенка, выхолащивать архетипические традиционные образы о добре и зле, подменять формы и способы национального самовыражения и самопознания.

С вами поделился своим мнением декан факультета «Экстремальная психология», доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета, Дмитрий Деулин.

Согласны ли вы или напротив? Делитесь своим мнением в комментариях.

Барби здорового человека Кукла, Барби, Игры, Игрушки, Психология, Восприятие, Детское восприятие реальности, Воспитание детей, Длиннопост

Ну? Что вы все обо мне думаете?

Показать полностью 3

Игра по ролям: как самые обыкновенные сюжетно-ролевые игры помогают ребенку в любых непонятных ситуациях

Игра по ролям: как самые обыкновенные сюжетно-ролевые игры помогают ребенку в любых непонятных ситуациях Дети, Личность, Психология, Образование, Воспитание детей, Длиннопост

Дочки-матери, игра в больницу или магазин, войнушки и подобные игры известны всем. А некоторым родителям настолько, что так и хочется отмахнуться от очередной просьбы поиграть «в доктора». Если вы уже занесли руку, не спешите.

Сегодня мы откроем вам секрет как сюжетно-ролевые игры могут подготовить ребенка к посещению врача, долгой поездке, полету в самолете и к другим непривычным для ребенка ситуациям. Говорим на эту тему с Ириной Рябковой, кандидатом психологических наук, руководителем магистерской программы «Игра и детство» факультета "Психология образования" МГППУ.

Игра по ролям: как самые обыкновенные сюжетно-ролевые игры помогают ребенку в любых непонятных ситуациях Дети, Личность, Психология, Образование, Воспитание детей, Длиннопост

Примерить

Сюжетно-ролевая игра, в которой дети берут на себя роли и разыгрывают от их имени какой-нибудь сюжет – универсальна, она присутствует в любом обществе, хотя, конечно, конкретное содержание игры зависит от культурного контекста.

В процессе игры ребенок «примеряет» на себя те или иные роли. Например, становясь продавцом, он начинает лучше понимать социальный смысл этой роли: в чем его особая социальная функция и что его действия значат для общества, т.е. зачем он нужен. Ведь для детей совсем не очевидно, почему любой человек (например, мама, папа или он сам) не может стоять за кассой, водить автобус или лечить животных в ветеринарной клинике.

Усвоить

Ребенку сложно понять систему социальных отношений. Маленькие дети не рождаются с представлением о том, кто кем кому приходится в семье и ничего не знают о социальных ролях в обществе. Им только предстоит понять, что значит «мама» по отношению к «дочке», которая может быть еще и «сестрой», и в чем отличие сестры от подружки.

Отсюда множество курьезов. Например, вплоть до 6 лет девочки могут играть, будто они – мамы одной дочки, полицейские могут лечить древних людей, а нашкодившего ребенка в качестве наказания могут посадить в тюрьму на 300 лет. Детей при этом ничего не смущает, напротив, они могут играть с большой эмоциональной вовлеченностью в сюжет.

Понять

Такие игры говорят о том, как детям важно разобраться в системе социальных ролей: кто такие древние люди, как они связаны с полицейскими, как соотносятся между собой преступление и наказание, и кто есть кто в семье.

Разыгрывая интересующие их темы, дети постепенно «наводят порядок» в своих представлениях, проясняют смысл той или иной профессии, статуса, роли, формируют отношение к ним и лучше чувствуют свою, пока еще детскую, позицию в большом мире людей.

Игра по ролям: как самые обыкновенные сюжетно-ролевые игры помогают ребенку в любых непонятных ситуациях Дети, Личность, Психология, Образование, Воспитание детей, Длиннопост

Любимые сюжеты

В одной из предыдущих статей мы говорили о том, что дети как правило обыгрывают те события, которые имеют для них значение, которые их волнуют.

Если недавно ребенок впервые путешествовал на поезде и поездка впечатлила его, то очень может быть, что вскоре он будет в это играть. В то же время, если его родители работают на железной дороге, то данный сюжет может быть одним из самых любимых у ребенка. Понравившиеся книжка или мультфильм про путешествие тоже могут вызвать особую симпатию к этому сюжету.

В любом случае, любимые сюжеты и роли – это не случайность, они связаны с личным опытом и особенностями самого ребенка.

Лечебные игры

Благодаря развивающим возможностям игры, мы можем использовать ее для профилактики или преодоления эмоциональных и поведенческих трудностей ребенка.

Например, вам скоро предстоит визит к врачу. Можно предложить ребенку поиграть в больницу, причем стоит разыгрывать те действия, с которыми столкнется ребенок при посещении врача, а это могут быть очень разные ситуации: прививка, осмотр, МРТ и др. Сюжет стоит выстраивать в зависимости от предстоящих процедур.

Такая игра поможет ребенку чувствовать себя компетентным в новой ситуации, а значит, придаст чувство уверенности в себе и доверия к доктору (и вам).

Игра по ролям: как самые обыкновенные сюжетно-ролевые игры помогают ребенку в любых непонятных ситуациях Дети, Личность, Психология, Образование, Воспитание детей, Длиннопост

Как играть с детьми?

  • Прежде всего, прислушивайтесь и присматривайтесь к тому, как играет ребенок. У детей можно многому научиться: просто подражая их действиям, мы лучше понимаем, что волнует их сейчас. Действуя похожим образом, мы поддерживаем их игру.

  • Не стоит навязывать ребенку свои игровые сценарии. Напротив, в игре нужно идти за замыслом ребенка, отзываться на его действия, идеи и поменьше предлагать своих. Так мы поддерживаем уверенность ребенка, его авторство в игре, помогаем разобраться в своих чувствах.

  • Если вы хотите обыграть вместе какой-то сюжет (скажем, визит к врачу, как в приведенном выше примере), а ребенок при этом отказывается от совместной игры, то можно поиграть у него на виду, но самостоятельно. Возьмите «образные» игрушки и разыгрывайте нужный сюжет так, чтобы ребенок видел его, но не привлекайте к себе внимания. Находясь рядом, ребенок в любом случае будет замечать ваши действия, и сможет подключиться к игре, если она заинтересует его.

  • Меняйтесь с ребенком ролями: по очереди будьте продавцом и покупателем, зрителем и артистом, драконом и рыцарем. Смена ролевых позиций положительно скажется на гибкости мышления ребенка и его поведенческом репертуаре.

  • Помните, что важный признак настоящей игры – удовольствие и радость от нее. Если нет удовольствия от игры, значит, нет и игры. Играть нужно легко и весело, без команд, контроля, критики, нотаций и пр. Только игра, приносящая радость, будет полезна ребенку и вашим с ним отношениям.

Летние каникулы — отличное время для того, чтобы использовать наши рекомендации и получить удовольствие от игры вместе с ребенком.

Показать полностью 3

Умственное развитие ребенка эпохи цифровой социализации

Сегодня психологи, социологи, философы России, Британии, Германии, Италии, США, Франции, Японии и других стран говорят о возникновении нового типа детства, появлении поколения «цифровых аборигенов». При этом оценка влияния цифровых устройств на развитие детей противоречива.

  • Каково оно на самом деле?

  • Отличается ли психическое развитие современны детей и тех, что росли вне влияния цифровых устройств?

Для того чтобы это выяснить, на базе Московского государственного психолого-педагогического университета был реализован проект «Специфика развития умственных способностей дошкольников 5-7 лет в эпоху цифровой социализации».

В ходе исследования была проведена диагностика умственного развития 420 детей в возрасте 5-7 лет, посещавших дошкольные отделения школ и детские сады г. Москвы, Подмосковья, г. Смоленска, г. Иваново в 2015-2020 гг. Затем, при помощи методов математической статистики, было проведено сравнение уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников, с детьми, посещавшими детские сады в последней трети ХХ в.

Оказалось, что между развитием способностей детей цифровой и доцифровой эпох есть различия и сходства.

Полученные данные свидетельствуют о том, что умственные способности современных детей по некоторым параметрам отличаются от способностей их сверстников в ХХ в. Например, их способность соотносить эталоны формы с предметами развита значимо ниже.

Уровень развития наглядно-образного мышления (умение ориентироваться в пространстве по схеме) и словесно-логического мышления (способность к логической сериации) у старших дошкольников в ХХI веке значимо выше, чем у их сверстников в доцифоровую эпоху. Уровень развития творческих способностей (креативности) не связан с частотой использования детьми гаджетов. Сходство отмечено лишь в уровне овладения действиями перцептивного моделирования.

Была проведена новая стандартизация тестов оценки умственного развития детей 5-6 и 6-7 лет. Предыдущая стандартизация данных методик была сделана 25 лет назад! Теперь российские ученые смогут использовать более эффективный инструмент, позволяющий оценивать уровень развития старших дошкольников.

Гостем выпуска #простоопсихологии стала Денисенкова Наталия Сергеевна, профессор кафедры социальной психологии развития МГППУ, кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Предлагаем посмотреть интервью о современных детях и об исследовании «Специфика развития умственных способностей дошкольников 5-7 лет в эпоху цифровой социализации».

Будет нескучно!!!

1:25 современный ребёнок, кто это

2:54 эпоха детоцентрирования

4:47 современный родитель

5:40 доступность информации для родителей

7:08 ответственность порождает тревожность

9:07 как воспитать у ребёнка ответственность, не перегружая его

11:54 к психологу приходят хорошие родители

12:10 отношения между родителями и детьми. Современная специфика

13:34 про исследование

14:13 какие вопросы возникали у соавторов исследования

14:48 отзывы педагогов о современных детях

15:59 что важно было исследовать?

16:46 про исследования прошлых

18:00 про методики исследования

19:34 про выборки исследования

20:00 подробно про методики

23:36 про гипотезу исследования

27:00 наблюдения

30:00 про количество детей, принявших участие в исследовании

31:36 результаты исследовании: чем современные дети отличаются от своих

42:44 обращение к родителям

44:11 три совета родителям

Показать полностью

«Ты же девочка!»: о стереотипах и эмоциональном воспитании

Эмоции – это не болезнь и не рудимент, а прекрасный, возникший в процессе эволюции механизм, который позволяет нам лучше ориентироваться в разных ситуациях.

Помните, как в детстве в определенных ситуациях кто-то восклицал «ты же девочка!» или назидательно утверждал «мальчики никогда не плачут!»

«Ты же девочка!»: о стереотипах и эмоциональном воспитании Дети, Личность, Длиннопост, Стереотипы, Поведение, Воспитание детей

Из поколения в поколение передаются стереотипы и представления о том, какое поведение и эмоциональные реакции должны быть у мальчиков и девочек. Эти стереотипы формируют некие ожидания, поэтому девочка, предпочитающая машинки куклам, например, порой вызывает легкое недоумение, а иногда и желание окружающих приучить ее к более «типичным», «девчачьим» играм.

Хорошо ли это? Стоит ли одергивать детей, если нам кажется, что они испытывают радость от «мальчишеских» игр или расстраиваются «как девчонка»? Эксперт - Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" МГППУ рассказала обо всем по порядку.

Откуда берутся стереотипы?

Мы все живем в обществе и сталкиваемся с различными ожиданиями и стереотипами. Порой мы не осознаем, насколько рано они начинают формироваться.

Так, гендерные стереотипы формируются уже с рождения: младенец попадает в комнату с преобладанием розовых или голубых оттенков, девочкам покупают плюшевые игрушки, мальчикам – машинки, даже общение строится в разном ключе с детьми разного пола.

Стереотипы и общество

В различных культурах есть свои способы выражения чувств, которые связаны с приемлемостью различных эмоций: есть табуированные переживания, а есть поощряемые, «правильные» и «неправильные» чувства. Так, страх, в том числе детский страх, будет всячески пресекаться в культуре, которая развивается в тяжелых для жизни условиях: нельзя бояться, когда нужно преодолевать трудности, ведь страх парализует.

Женская ревность вряд ли будет приветствоваться в культуре, где принято многоженство. Злость будет поощряться в ситуации агрессии, например, войны, но будет табуирована в тех обществах, где важны взаимопомощь, поддержка, соучастие.

Общество диктует не только нормы общения и поведения для мальчиков и девочек, но и чувства, которые «следует» испытывать детям разных полов. Однако такую тенденцию едва ли можно назвать позитивной.

Запреты и поощрения

Поощряя или запрещая чувства, семья и общество способствует формированию определенного характера ребенка. Однако важно помнить, что запретное никуда не исчезнет, а поощряемое легко становится неискренним, напускным.

Если запрещать детям чувствовать злость, то она будет выражаться в интригах, сплетнях и других похожих способах. Если запрещать интерес ребенка, его любознательность к какой-то теме, то этот интерес начинает скрываться, обретает внутреннюю «тайную жизнь», а внешне человек становится безынициативным, скучающим.

Чрезмерное поощрение щедрости, настойчивые требования делиться с другими, не делают человека щедрым, зато приводят к легким обидам, не всегда осознаваемым: «Я столько делаю для них, а они неблагодарные!».

Эмоциональные стереотипы – это хорошо?

Любые эмоциональные стереотипы, будь то «мальчики не плачут» или «девочки не играют в войну» могут приводить к эмоциональным проблемам. Для здоровья и психологического благополучия ребенка эмоциональное воспитание должно включать различение, принятие чувств и поиск культурных способов их выражения.

Эксперт рекомендует

В отношениях с ребенком следует принимать его эмоции – не осуждать и не запрещать их, а также учить ребенка распознавать их: «Тебе грустно, ведь ты заболел и плохо себя чувствуешь», «Ты злишься, потому что девочка забрала твою куклу?» и т.п. Помните, что называние и проговаривание проясняет ситуацию и способствует пониманию, позволяет ребенку лучше узнать себя и опираться на свои, а не чужие потребности.

Если ребенок не выражает социально одобряемого (или ожидаемого) отношения к чему-либо не стоит ругать его или осуждать. Нужно понять его мотивацию – часто это отношение куда более осмысленно, чем может показаться на первый взгляд.

Вместо того, чтобы побуждать ребенка прятать свои чувства или демонстрировать социально желательные, необходимо учить придавать им культурную форму и искать социально приемлемые пути удовлетворения потребностей. Показывайте это на своем примере – вместо того, чтобы ругать, можно так выразить свое раздражение: «Мне неприятно, что игрушки разбросаны, ты не мог бы их убрать?». Такое общение не сделает из ребенка послушного человека, который готов удовлетворить любую просьбу, зато обеспечит атмосферу уважения и доброжелательности, в которой приятно жить.

Взрослый является образцом и транслятором любого опыта для ребенка. Важно уметь различать свои эмоции (отличать вину от стыда, злость от отвращения, волнение от страха и т.д.). Такое различение помогает ориентироваться на свои чувства, замечать потребности, которые за ними стоят, искать пути их удовлетворения.

Важно также уметь отличать свои эмоции от чужих. Люди склонны приписывать свои состояния другим людям, в том числе, детям, что нередко порождает конфликтные ситуации.

канал МГППУ "Просто о психологии"

Показать полностью

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

5 шагов к бесконфликтному общению

5 шагов к бесконфликтному общению Личность, Саморазвитие, Внутренний диалог, Психологическая помощь, Длиннопост
  • Как превратить потенциальный конфликт в мирный диалог?

  • Как сформировать понимающее общение?

  • Как научиться слушать и слышать?

    У нас есть ответ.
    В нашей первой публикации из рубрики "Практика" мы вместе с Никитой Лаврешкиным, психологом, заместителем декана по внеучебной работе и старшим преподавателем кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ рассказываем о технике "Я - высказывание".

    Эта техника строится на 5-ти шагах. О ней много говорят, но мало используют. А зря!
    Она помогает значительно улучшить партнерское общение, отношения в паре и даже превратить былых врагов в верных друзей. Если отважиться и пользоваться ею постоянно, то очень скоро можно начать жить уверенно и спокойно.

5 шагов к бесконфликтному общению Личность, Саморазвитие, Внутренний диалог, Психологическая помощь, Длиннопост

Техника по шагам.

1 Шаг. Проговариваем факт случившегося

Здесь важно ничего не додумывать и не фантазировать. Говорим только о той ситуации, которая действительно произошла: ссора, размолвка, недопонимание и т. д.

2 Шаг. Описываем свои чувства

Говорим исключительно про свои чувства, а не про чувства партнера. Часто за словами "Ты меня раздражаешь, бесишь и т. д." на самом деле стоит наша эмоция.

3 Шаг. Ищем причину реакции

Объяснить самому себе почему я раздражаюсь бывает очень трудно. Здесь нужно покопаться и найти то, что же именно так зацепило.
Нам ли не знать, как порой одно слово может напомнить о сложном пережитом опыте?!

4 Шаг. Озвучиваем желание

Когда разобрались с причиной, смело заявляем о своем желании партнеру. Например, не использовать в общении определенные формулировки, которые вам не нравятся и которые могут спровоцировать конфликт.

5 Шаг. Формируем намерение

Определить что я со своей стороны могу сделать, чтобы избежать ссоры и улучшить положение дел. Этот шаг очень важен, чтобы продемонстрировать собеседнику свою готовность участвовать в разрешении сложных ситуаций.

Важно! Один из основных принципов техники - избегать обвинительных формулировок, гиперболизаций и обзывательств. Постараться максимально спокойно и уважительно вести диалог с партнером.

Может показаться странным использовать технику "Я - высказывание" в отношениях. Многих пугают последовательные шаги. Но если сделать ее своей привычкой, то можно получить отличный результат и значительно улучшить коммуникацию в паре.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!