Серия «Популярная экономика для взрослых и детей»

Серия Популярная экономика для взрослых и детей

Популярная экономика для взрослых и детей любого возраста. Пост №3

Тема сегодняшнего поста - основные проблемы экономики.
https://be5.biz/ekonomika/e019/2.html

Глава 3. Технологический выбор, закон возрастающих затрат и закон убывающей доходности
В соответствии с Законом редкости ограниченность ресурсов, из которых и с помощью которых производятся товары (в том числе и нематериальные товары - услуги), вынуждает общество делать выбор - какие товары следует произвести из имеющихся ресурсов.

Допустим, имеется некоторая страна (территория, общество, экономика), располагающая ресурсами:
- определенной численностью людей,
- определенной суммой знаний,
- определенным количеством фабрик, заводов, ферм и орудий труда, а также земли, энергии и природных богатств,
- и находящаяся на определенном уровне технологического развития.

Имея ресурсы и потребности, общество должно решить, как именно эти ресурсы должны быть распределены для производства многих тысяч различных товаров:
- Сколько земли должно быть отведено для выращивания пшеницы, сколько пойдет под помидоры а сколько под пастбища?
- Сколько фабрик должно быть занято производством шпилек для волос?
- Какая часть населения должна быть занята на машиностроительных предприятиях и какой должен быть у них уровень образования?
- Сколько человек должно стать бариста, и нужны ли кофейни в принципе?
- И т.д., до бесконечности... Задача более, чем комплексная. Поэтому - упростим.

Допустим, что обществу необходимо только два товара. Пушки и масло.
Товары принципиально разные, и использующие разные (почти) ресурсы.

Допустим, что все ресурсы направлены на производство масла.
Очевидно, что существует какое-то максимальное количество масла, которое может быть произведено обществом, даже если все ресурсы и все работники в этом обществе займутся исключительно производством масла. Пусть будет 5 миллионов тонн.

Представим себе другую крайность, когда ресурсы общества на все 100% используются для производства пушек. В этом случае может быть выпущено максимальное количество пушек. Пусть будет 15 тысяч.

Это крайние предположения, и между этими крайностями имеются варианты. Если мы пожелаем пожертвовать некоторым количеством масла, то, кроме масла, мы сможем иметь и некоторое количество пушек. Если же мы согласимся отказаться от еще большего количества масла, то получим большее количество пушек. Вот схема:

Популярная экономика для взрослых и детей любого возраста. Пост №3 Политика, Экономика, Alexradio, Длиннопост

Перейдём от схемы к графику:

Популярная экономика для взрослых и детей любого возраста. Пост №3 Политика, Экономика, Alexradio, Длиннопост

Вот она! Кривая «производственных возможностей», или «кривая трансформации». График показывает, каким образом общество может заменить «пушки» «маслом» . Любая точка внутри графика, как, например, точка U, указывает на то, что ресурсы используются не полностью и не наилучшим образом.

Экономика полной занятости (такая была, например, в СССР) всегда должна для производства одного товара поступиться производством другого товара. То есть общество использовало все свои ресурсы.

В современных капиталистических экономиках всегда имеется безработица, т.е. какое-то количество трудовых ресурсов не используется. В условиях безработицы мы находимся вовсе не на кривой трансформации, а где-то внутри нее, скажем в точке U. И если ввести в действие неиспользуемые ресурсы, то можно иметь больше и масла, и пушек. Мы переместимся тогда из точки U в точку D или Е и тем самым получим больше и масла и пушек.

Кривая производственных возможностей наклонена вправо и вниз. Это значит, что в условиях полной занятости выбор влечет за собой отказ от одних товаров, если возникает необходимость заменить их другими. Кроме того, кривая выгнута, и это отражает следующий важный экономический принцип:
Если мы хотим иметь большее количество какого-либо товара (товар А), то после определенного момента (примерно - точка D) за каждую единицу этого товара приходится жертвовать все большим количеством другого товара, а в пределе (точка F), как бы мы ни сокращали производство других товаров, производство нужного нам товара (товара А) всё равно расти уже не будет.
Первый миллион тонн масла требует, чтобы пожертвовали только одной тысячей пушек. Четвертый миллион тонн масла потребует отказаться уже от четырёх тысяч пушек...
Таким образом, формулируется

Закон возрастающих затрат: Ради каждой получаемой дополнительно единицы требуемого товара общество должно отказываться от дополнительного количества других товаров, причем чем больше необходимо требуемого товара, тем от большего количества других товаров придётся отказаться.

Следствием Закона возрастающих затрат является Закон убывающей доходности. Сперва - формулировка.

Закон убывающей доходности: Цена одного товара, выраженная в другом товаре, имеет тенденцию расти, когда для производства этого товара изымаются ресурсы, ранее используемые для производства других товаров.

Пример: для производства одного (первого!) миллиона тонн масла общество должно отказаться от производства тысячи пушек. То есть тысяча тонн масла стоит одну пушку. Для производства четырех миллионов тонн масла общество отказывается от производства десяти тысяч пушек. То есть тысяча тонн масла стоит уже две с половиной пушки...

Вторая форма Закона убывающей доходности: При неизменном уровне технологического развития каждая следующая единица ресурса, вложенная в производство товара, приносит меньше готового товара, чем предыдущая.

Преодолеть силу Закона убывающей доходности можно лишь технологическим развитием и расширением масштабов производства. Но об этом - в следующей главе.

Показать полностью 2
Серия Популярная экономика для взрослых и детей

Популярная экономика для взрослых и детей любого возраста. Пост №2. Повтор публикации от 19.03.2023

Тема сегодняшнего поста - товары и деньги. Удивительно, что Самюэльсон не включил в свою книгу подробное описание этих базовых экономических понятий. Впрочем, его можно понять - его учебник предназначен для студентов. А наша серия постов - не только для студентов. Поэтому сегодня - товары и деньги. Что это, зачем и для кого. Самыми простыми словами.

Товар
Современное определение:
Товар - это любая субстанция (вещь, информация, услуга, труд и т.д.), которую можно продать.
Определение по Марксу:
Товар - это продукт труда, произведённый для продажи
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/89787
Необходимые уточнения:
- Продукт, который был произведен для собственного потребления, не является товаром. То есть, если Вы вырастили у себя на участке репу и сами её съели - эта репа товаром не была.
- Услуги - это тоже товар, несмотря на то, что они нематериальны и их нельзя накопить.

Все товары условно можно поделить на две большие группы:
- Физические: материальные вещи и осязаемые предметы, полученные в результате производства и физического труда людей.
- Неосязаемые: услуги, электронная валюта, информация, музыка, кино, театральный спектакль и т.п.

Основные свойства товара
- Польза для покупателя. Если продукт не удовлетворяет в полной мере определенную потребность человека, то его производство оказалось бессмысленным. Выпуск непродуманной, бесполезной, некачественной и даже опасной продукции приводит к тому, что ее нельзя в полной мере назвать товаром.
- Стоимость. Включает в себя оценку расхода ресурсов, затраченных в процессе производства. Сюда входят расходы на закупку материалов, транспортировку готового товара потребителю, рекламу, а также начисление заработной платы рабочим.
- Цена. Так называют способность товара к обмену на другие товары или деньги.

Совокупность пользы, стоимости и меновой цены называется потребительской стоимостью товара. Она отражает важность и востребованность продукта для потребителей.
https://nauka.club/ekonomika/tovar-opredelenie.html

Резюме:
Всё - что можно продать - это товар. Если что-то продать нельзя - это не товар. Если что-то нельзя увидеть, услышать, потрогать, но можно продать - это товар.

Деньги
Как ни странно, деньги существовали не всегда, а возникли на определенной ступени развития общества. Когда разнообразите товаров сильно выросло, и производителям товаров стало сложно, а иногда и совершенно невозможно поменяться своими товарами, возникла потребность в определении единственного и универсального товара, играющего роль всеобщего эквивалента.
Таким универсальным обменным товаром стали деньги.

Первый научный трактат, специально посвященный деньгам, был написан в 1588 г. флорентийским прозаиком Бернардо Даванзатти. Он писал: «Деньги есть золото, серебро или медь, отчеканенные в монеты по желанию публичных властей и являющиеся по согласию наций ценой и мерой вещей, облегчая контакты между ними».
Конечно, Даванзатти несколько заблуждался. В качестве денег вполне можно было использовать не только монеты из золота, меди и серебра, но и любую другую вещь, или даже понятие, обладающее редкостью (см. Пост №1).
https://be5.biz/ekonomika/m032/7.html#1

Деньги выполняют две основные функции: они выступают, во-первых, как средство обмена и, во-вторых, как единица масштаба цен или счета.
https://be5.biz/ekonomika/e019/3.html#b
В своем развитии деньги прошли длительный путь. На раннем этапе это были редкие ракушки, чай, соль, скот и т.д. В древней Руси всеобщим эквивалентом были скот и меха, поэтому княжеская казна называлась скотницей, а казначей — скотником. Мех куницы, служащий товаром-эквивалентом, назывался кунами. А деньги в виде кожи обращались в отдаленных районах страны еще в петровские времена.
Некогда действительно существовало одно африканское племя, которое в качестве денежной единицы применяло так называемую "макуту". Это не была раковина или какой-нибудь физически существующий товар. Макуту не существовала, а представляла собой просто единицу масштаба цен, или так называемые счетные деньги.

Лирическое отступление:
Кстати, современная денежная система технически ближе к "макуту", чем к классическому денежному обращению с применением монет. Мы продаём (например) свой труд работодателю, и получаем запись в книжечке (на банковском счёте), что у нас есть 100500 макуту. Эти же макуту списывают с нас в магазинах... Шутка конечно, но аналогия заслуживает внимания. Конец лирического отступления.

Постепенно роль всеобщего эквивалента прочно закрепилась за одним товаром - драгоценным металлом (золотом и серебром). Этот товар можно было обменять на любой другой. Везде. Всегда.
Позже появились и другие формы денег - бумажные ассигнации, банковские билеты, чеки, векселя, и т.д. и т.п. - но до краха "золотого стандарта доллара" все варианты денег были привязаны к золоту.
История золотого стандарта хорошо описана здесь:
История развития золотого стандарта США и причины его отмены
однако, она не является предметом рассмотрения сегодняшнего поста.

Резюме:
Деньги - это особенный, уникальный товар, который можно обменять на любой другой товар.

Дополнительный материал: примеры современности
1. Ярким примером товарной сущности денег является ситуация с наличным долларом в России. Доллар для целей накопления можно приобрести на бирже (в приложении типа "мой банк инвестиции") по текущему биржевому курсу. Однако наличный доллар по этой цене купить нельзя, так как его количество в России ограничено санкциями. Соответственно, возникают признаки дефицита, а дефицитный товар всегда стоит дороже своего доступного аналога. Именно поэтому наличный доллар и стоит на 5 - 15% (в зависимости от банка - продавца) дороже своего биржевого аналога.
2. Вторым примером товарной сущности денег является схема денежных расчётов в условиях санкций. Деньги из России не принимают - следовательно, они не являются товаром (сделки с ними невозможны). Что делают экономические акторы? Правильно. Оплачивают товары в Германии деньгами из Турции (условно). То есть за деньги из России покупают деньги в Турции, и эти, уже турецкие деньги, отправляют в Германию.
3. Политическая гримаса денежного обращения: А все ли деньги во всех ли случаях являются деньгами? Очевидно - нет. Границы хождения определены границами государств и их объединений. Деньги Ирана вряд ли будут деньгами в США. Очевидно, что расплатиться наличными долларами США в магазине в России так же не удастся. И таких примеров - миллионы. Всеобщий денежный эквивалент утрачен. Товары, выполняющие функции денег, значительно различаются по регионам мира. Роль доллара США, как всеобщего эквивалента, до сих пор высока, но уже не безоговорочна.

Частное обращение: Публикация частей "книги" планируется раз в неделю, если, конечно, будет позволять время. Буду рад донатам за эту "книгу". Дело в том, что приведение университетского учебника в легко читаемый вид технически несколько сложнее, чем регулярный обзор новостей.
Спасибо!

Показать полностью
Серия Популярная экономика для взрослых и детей

Популярная экономика для взрослых и детей любого возраста. Пост №1. Повтор публикации от 12.03.2023

Предисловие
Пришло время написать научно - популярную "книгу", посвященную основам экономической теории.

Простыми словами будет пересказан классический учебник экономики, автором которого является известный экономист и популяризатор экономических знаний - Пол Энтони Самуэльсон (англ. Paul Anthony Samuelson; - американский экономист, специализировался на макроэкономике. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1970). (https://ru.wikipedia.org/wiki/Самуэльсон,_Пол).

Я не претендую на авторство. То, что я делаю - всего лишь адаптированный и модернизированный пересказ классического учебника.
Естественно, в пересказ будут добавлены современные «кейсы» (случаи из практики), а также даны авторские комментарии в случаях, когда экономические реалии современной России отличаются от классических образцов.

Отдавая дань современности, в книге не будет «академического» перечня использованной литературы, а будут гиперссылки на книги и статьи в сети Интернет, ибо очевидно никто не пойдёт искать первоисточник в ветхозаветную библиотеку, вооружившись карточкой универсального десятичного классификатора УДК (https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальная_десятичная_класс...). А вот желающие почитать первоисточник в Сети – точно найдутся.

Почему "книга" названа «Популярная экономика для взрослых и детей любого возраста»? Всё просто. Очень хотелось максимально упростить подачу информации, естественно, без потери смысла. Удалось это или нет – судить Вам, мой Уважаемый Читатель!

Благодарности.
От всей души благодарю сайт https://pikabu.ru, на котором уже более года публикуются мои экономические обзоры. Также благодарю Уважаемых Читателей, которые поддерживают мою жизненную, экономическую и политическую позицию, и, конечно, благодарю своих критиков и оппонентов, за то, что не дают мне «почивать на лаврах», заставляют смотреть на своё творчество со стороны, и, конечно, работать над качеством своих публикаций.

Первоисточник, который положен в основу настоящей книги, читаем здесь:
https://be5.biz/ekonomika/e019/1.html

Глава 1. Что такое экономическая теория
Это, несомненно, наука - деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности (https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука). Следовательно, в экономике существуют объективные закономерности, которые вполне можно изучать. Что же изучает экономическая теория? Вот список:
- Товары и деньги;
- Ресурсы, необходимые для производства товаров;
- Распределение товаров между членами общества;
- Потребление товаров и услуг;
- Извлечение средств к существованию, т.е. добывание денег;
- Товарно – денежные отношения экономических субъектов, т.е. государства, предприятия и гражданина друг с другом.

Резюме: Экономическая теория – это наука о движении товаров, денег и ресурсов.

Не менее важно понимать, чем НЕ является экономическая теория. Именно уход «в частности», низведение глобальных экономических законов до уровня домохозяйства и / или предприятия приводят к тому, что эти законы применяются неверно, и у человека, не знающего границ применимости экономических закономерностей вполне может сложиться впечатление, что экономика – никакая и не наука вообще… Так что же НЕ изучает экономическая теория? Вот список:
- Экономическая теория не является экономикой домоводства. Чтобы обучиться искусству ведения домашнего бюджета, следует обратиться к другим источникам;
- Экономическая теория не является наукой об управлении предприятиями. Она не раскроет вам, как заработать миллион долларов, подготовить финансовый отчет, разработать рекламную стратегию или угадать курс акций на бирже.
- Экономическая теория не является технической наукой. Она не ответит на вопрос, как построить хорошую машину, дорогу или создать уникальную услугу.

Тот, кто изучает экономическую теорию, должен прежде всего усвоить следующее важное правило: нельзя принимать вещи такими, какими они кажутся на первый взгляд.
Это можно проиллюстрировать на следующих примерах:
- Если все фермеры упорно трудятся, а природа помогает им вырастить небывалый урожай, то общая сумма доходов фермеров скорее всего, упадет – потому, что продукции фермеров станет слишком много, и цена на неё может упасть.
- Один человек, желающий получить работу, может решить для себя эту проблему, если он обладает большим умением находить работу или же соглашается работать за меньшую плату, но все люди, желающие найти работу, не могут решить эту проблему таким же путем – потому, что все люди разные, и обладают разными умениями и навыками.
- Повышение цен на продукцию одной отрасли может принести выгоду тем, кто с ней связан, но если в одинаковой мере растут цены на все, что покупается и продается, то никто не выгадает от этого – просто поменяется масштаб цен.
- То, что считается благоразумным и полезным для отдельного человека или предприятия, может быть безрассудным и вредным для нации, государства и мировой экономики в целом.

Каждое из приведенных выше утверждений справедливо. Но внешне - они парадоксальны. Главное при изучении экономики – это умение избегать «ошибочного пути построения доказательства». Ошибочное построение доказательства — ошибка, которая проистекает из предположения, будто то, что верно в отношении части, верно также и для целого.

Да… и домохозяйства, и предприятия, и технические решения и достижения связаны с экономическими процессами. Но только совокупность действий множества домохозяйств, множества предприятий, множества технических технического решений формирует экономику – всеобъемлющую совокупность движения ресурсов, товаров и денег.

Глава 2. Общество и его экономическая организация. Закон редкости
Любое общество, вне зависимости от того, каким оно является (первобытным племенем, закрытой коммунистической страной, развитым капиталистическим обществом, или отшельником, изолированным от всех остальных людей в мире) должно решить для себя три базовых вопроса экономики:
1. Что должно производиться, то есть какие товары и услуги (продукт) должны быть произведены, и в каком количестве?
2. Как будут производиться товары и услуги (продукт), то есть кем, с помощью каких ресурсов и по какой технологии они эти товары и услуги должны быть произведены?
3. Для кого предназначаются производимые товары и услуги (продукт), как (за деньги, бесплатно, за трудодни) должен распределяться продукт между различными индивидуумами и семьями?

В самом общем виде ответы на эти вопросы выглядят так:
1. Производиться должны те товары и услуги, на которые в обществе предъявляется спрос. Например, в условиях первобытно – общинного строя важными являются продукты питания, шкуры животных для изготовления одежды и примитивные инструменты. Для развитого капиталистического общества список потребностей намного шире. Причём предприятия постоянно ведут работу над созданием новых потребностей, о которых люди ещё вчера либо не знали, либо не предполагали, что новый продукт станет необходимым. Вывод: разнообразие продукта в обществе стремится к расширению. Чем более развито общество, тем больший ассортимент продукта оно производит.
2. Товары и услуги производятся из имеющихся в распоряжении общества основных ресурсов – материалов для производства, рабочих рук, имеющихся инструментов, по технологиям, доступным для этого общества. Причём технологии постоянно совершенствуются – сперва для увеличения количества производимого продукта, а затем и для изменения его качества – вплоть до появления новых продуктов. Вывод: технологии производства продукта всегда стремятся к совершенствованию, так как развитие технологии даёт возможность расширять ассортимент продукта (см. п. 1).
3. Производимый продукт распределяется между всеми членами общества. Однако распределение не является равномерным. Относительно большую долю продукта сперва присваивают по праву силы, потом – по праву власти, потом – по праву денег, а в некоторых обществах – по праву принадлежности индивидуума к той или иной общественной группе. Распределение продукта всегда неравномерно. История не знает случаев, когда бы распределение продукта производилось по принципу «каждому – по потребностям». Вывод: распределение продукта в обществе всегда несправедливо. Попытки организации «справедливого» распределения продукта между членами общества на протяжении всей истории человечества приводили лишь к смене одной группы приоритетного получателя продукта на другую подобную группу.

Вышеприведённое описание трёх основных вопросов экономики, а также самых обобщённых ответов на них, приводят нас к формулированию одного из основополагающих законов экономики – закона редкости.

Закон редкости:
Ресурсы - не безграничны, то есть обладают редкостью. И чем реже встречается полезный для производства продукта ресурс, тем выше его ценность.
Если бы ресурсы были безграничны – экономики бы не существовало. Любой продукт был бы доступен всем индивидуумам в любое время в любом количестве. Но такая ситуация невозможна. Редкостью обладают и ресурсы, и производимый с их помощью продукт.

Частное обращение: Публикация частей "книги" планируется раз в неделю, если, конечно, будет позволять время. Буду рад донатам за эту "книгу". Дело в том, что приведение университетского учебника в легко читаемый вид технически несколько сложнее, чем регулярный обзор новостей.
Спасибо!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!