Серия «Паруса разных эпох»

Об исторических парусниках Лиссабона

Мне как-то довелось совершить прогулку по Лиссабону в поисках парусного наследия страны, занявшей прочное место в истории судостроения и великих географических открытий.

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Каравелла Vera Cruz на фоне моста 25 апреля и башни Белема

Лиссабон, без сомнения, является морской столицей, хоть и стоит на берегу реки. От центра города, до Атлантического океана всего 8 миль. Река называется Тежу, а ее берега отданы под прогулочные набережные или места стоянок судов.

На осмотр этих стоянок я отправился в первую очередь, заняло это пару дней. Попадались мне как классические яхт-клубы, так и небольшие порты, а искал я, конечно, старинные парусники.

Первой на глаза мне попалась целая группа небольших парусников очень яркой окраски и необычной конструкции. Как выяснилось, это рыболовные и пассажиро-грузовые парусники, стремительный закат которых начался после строительства моста Салазара (после свержения диктатуры которого, мост переименовали в Мост 25 апреля).

Если верить сайту владельца этих лодок, то типовое разнообразие традиционных лодок в Португалии самое большое в Европе. И вот, что мне удалось увидеть: первая лодка с позитивным названием Sejas Feliz (Будь счастлив), тип - Bote de Fragata, была построена в 1947. Вторая - Sou do Tejo (Я с Тежу), тип – Varino, построена в конце 19-го века.

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Традиционная лодка Sejas Feliz (1947 г.)

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Традиционная лодка Sou do Tejo (конец 19-го века)

Третья лодка в группе самая интересная, тип Tagus Muleta. Вы только посмотрите на то, какой необычный рангоут! Позже мы нашли её модель в музее, вы видели что-то подобное?

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост
Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост
Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост
Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Лодка типа Tagus Muleta иеё макетс парусами

Лодочки эти в настолько превосходном состоянии, что сразу понятно, что это игрушка. Ни один блок не потерт, ни одна веревка не изношена. Насколько бы они не были оригинальными, это просто развлечение для туристов. Паруса они поднимают изредка и только для фотосессий. На палубах оборудованы скамейки для целой толпы зевак, в трюме двигатель, экипаж – один человек-гид.

К сожалению, это были не последние жертвы коммерции на моем пути. На фотографии можно увидеть два парусника голландской постройки, ныне принадлежащие одному владельцу. Оба построены в 1910 году, но на разных верфях. И оба переделаны в плавучие конференц-залы с рестораном под развлекательные мероприятия. Трудно назвать это сохранением парусных традиций.

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост
Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Голландские парусники Westenwind и Leão Holandês (оба 1910 г.)

Кстати, даже не читая ничего про один из парусников, можно сказать, что он голландский. Выдают его шверцы – поворотные шверты по бортам, это очень характерная особенность судостроения этой страны. Первая яхта Петра I Святой Петр была построена голландскими мастерами и вероятно имела шверцы. Этот «дизайн» перекочевал на некоторые суда потешной флотилии, макеты этого флота сегодня можно увидеть в музее-усадьбе "Ботик Петра I" в Переславле. Поделитесь впечатлениями в комментариях, если вы там бывали.

Однако, не все так грустно! Довольно наивно ожидать, что случайно застанешь действующий парусник в порту. Они все в море, где им и место. Подальше от желающих превратить их в увеселительное заведение. И всё-таки немного мне повезло – у одной из причальных стенок стояла каравелла Vera Cruz. Это новый парусник, постройки 2000 года, но является копией каравелл, на которых португальцы начали эпоху великих географических открытий. Было бы очень интересно его детально изучить и пообщаться с командой, но связаться ни с кем не удалось. Однако я не унываю, и обязательно возьму интервью у кого-нибудь из экипажа, а пока можно понаблюдать за их походми в соцсетях.

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Каравелла Vera Cruz, фото с Википедии

Закончу курьезом. У той же причальной стенки, что и Vera Cruz, мне повстречалась Sean Paquito IV. Это была весьма солидная гафельная шхуна, 38 метров в длину. Состояние этой шхуны на первый взгляд намекало на её преклонный возраст: чехлы для парусов разложились под солнцем, палуба покрыта сантиметром пыли, какие-то ржавые железки валяются тут и там. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что это яхта 2008 года постройки! Не представляю, что могло случиться, чтобы новенькая яхта превратилась в живые декорации к фильму Капитан Рон.

Обойдя все набережные, я отправился в морской музей, но об этом в следующий раз.

Показать полностью 10

О музеях Котки и Ловийсы

Котка и Ловийса– небольшие финские городки, находящиеся в трёх-четырёх часах езды от Санкт-Петербурга. В них расположено несколько потрясающих музеев, которые точно будут интересны любителям исторического парусного спорта и просто людям любознательным. С радостью делюсь с вами своими впечатлениями о морском центре Велламо и музее мореходства.

Морской центр Велламо в Котке во многом посвящен мореходной истории. Сразу после кассы гости музея оказываются над большим залом с настоящими лодками, яхтами, патрульными катерами и даже самолетом! В этом месте представлено сразу несколько разных экспозиций, одна из них – коллекция лодок разных времён. Оценив выставку в целом, можно спуститься, чтобы рассмотреть экспонаты поближе.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Не буду рассказывать обо всём, что есть в зале, но постараюсь разогреть ваш интерес несколькими примерами. Кто не слышал о фолькботах? Это, пожалуй, самый типичный и массовый класс яхт в Скандинавии. В любой марине Финляндии вы найдете пару. Они признаны классикой и настолько популярны, что их характерный внешний вид копируют даже в пластике. Самый первый фолькбот Lill-Inga был спущен на воду в 1942. Именно его можно увидеть в полной красе и отличном состоянии в Велламо.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Однако Lill-Inga не самый старый парусник под это крышей, рядом стоит Calibri VI – представитель ещё одного класса парусников – шхерных круизёров. Калибри была построена в 1922, а значит, в прошом году отметила свой столетний юбилей!

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Но сто лет - это не предел! Моторная лодка Maija была построена 1906. Её одноцилиндровый двигатель расположен прямо в кокпите. Видимо пассажиры могли погреться сами или разогреть еду сидя кружком вокруг двигателя. Органы управления лодки навевают мысли о стимпанке. Хоть судно и было построено более века назад, оно, как и все экспонаты, находится в образцовом состоянии.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост
О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

При разговоре о старых моторных судах на ум приходит что-то медленное, неторопливое и уж никак не спортивное. О катере Flundran такого сказать точно нельзя. Будучи построенным в 1930 году, в хороших условиях он развивал скорость до 35 узлов и выходил на глиссирование! Неплохой результат. Несмотря на крайне низкую мореходность, этот катер участвовал во Второй Мировой войне в качестве патрульного катера на Ладоге.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

В большом зале представлено множество других экспонатов, но оставим их для очного изучения и двинемся дальше. В здании музея имеется довольно богатая экспозиция, посвященная истории и мореплаванию на территории современной Финляндии, начиная от каменного века и до наших дней. Здесь можно увидеть обломки и макеты старинных парусников и пароходов, навигационные инструменты, оружие, форму и многое другое из разных эпох.

Если маломерного флота и макетов вам покажется мало, то прямо у здания музея на пристани ошвартованы два музея: паровой ледокол «Тармо» и плавучий маяк «Кеми».

«Тармо» был построен в 1907 году, в годы Первой Мировой войны состоял в Балтийском флоте Российской империи, а во время Зимней войны воевал на стороне Финляндии.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

«Кеми» чуть старше «Тармо», он был построен в 1901 году и является последним плавучим маяком в Финляндии.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Оба судна открыты к посещению, можно попасть на нижние палубы, посмотреть каюты и рубки. Отличная возможность познакомиться с образцами судостроения более чем столетней давности. Билеты на ледокол и маяк продаются отдельно от выставок в здание, можно разбить визит на два дня, чтобы не спешить.
Экспозиция в центре Велламо довольно большая (я не охватил ряд выставок не связанных напрямую с морем, но тоже довольно интересных), рекомендую выделить не менее двух-трех часов на посещение самого музея, плюс минимум час на «Тармо» и «Кеми». Подавляющее большинство информации переведено на английский, эпизодически встречается русский. В музее есть туалеты и кафе, можно делать перерывы.
Совсем рядом с музеем, на той же набережной ошвартовано судно Vivan. Построено оно в промежутке между 1947 и 1949 годами, как и многие парусники изначально использовалось в качестве грузового судна. На данный момент это прогулочное и образовательное судно, на нем можно совершить небольшую прогулку на несколько часов или же отправиться в целое путешествие на неделю.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Всего в сорока километрах от Котки расположена Ловийса. Сейчас это маленький уютный городок с небольшой гаванью, несколькими достопримечательностями и музеями. Однако раньше здесь располагались верфи, давшие жизнь не одному большому паруснику. Ознакомиться с тем, как это было, можно в Музее мореходства.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

К великому сожалению, до нашего времени не сохранилось судов построенных в Ловийсе. Однако в здании музея можно ознакомиться с их макетами, почитать истории и увидеть фотографии и документы тех времен. Суда, построенные здесь, осуществляли коммерческие рейсы и в Кадис (Испания), и даже в Рио-де-Жанейро (Бразилия). А с одним даже произошло загадочное происшествие в Бермудском треугольнике, о чем можно почитать в музее.

С первого взгляда может показаться странным, но почти все суда в музее (будь это макеты, картины или фотографии) под российским флагом. Загадки в этом никакой нет, рассвет судостроения в Ловийсе пришелся на период после русско-шведской войны, по итогам которой эти территории вошли в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское (в телеге я писал, как случано попал на место последнего сражения этой войны). Так что в какой-то мере это и наша с вами история.

Музей нельзя назвать большим, пары часов хватит с запасом, если внимательно все изучать. К сожалению, только основные экспонаты имеют пояснения на английском, русский не встречается вовсе.

Рядом с музеем расположена небольшая гавань, и в ней есть причал с действительно старинными лодочками, которые находятся в прекрасном состоянии и всё ещё на ходу. Многие из них построены в самом начале двадцатого века, ещё в Российской Империи.

Немного фотографий пристани у Музея мореходства в Ловийсе напоследок;)

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост
О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост
О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост
О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

До скорых встреч в новых интересных местах!

Показать полностью 14
Отличная работа, все прочитано!