Серия «Освещение в фотографии»

Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Продолжение поста «8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы»

Для тех, кто не верит, что второй подбородок лучше видно, когда на вас надета белая одежда. В комментариях писали, что я мол менял расположение источника света для того примера. Нет, всё было честно - все изменения только из-за отражения света от одежды. Никакого обмана.

Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы

Увлечение фотографией вынуждает человека наблюдать за светом и учиться понимать его. Это понимание может оказаться полезным не только при съёмке, но и в быту.

1. Скрыть второй подбородок. Большинство объектов, которые нас окружают, отражают свет. Если вы хотите скрыть второй подбородок, то, возможно, вам лучше не надевать белую одежду.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Как яркость одежды влияет на видимость второго подбородка

Посмотрите, как хорошо белая футболка отражает свет и подсвечивает подбородок снизу.

2. Если вы пролили жидкость на пол или на стол, то эту лужу не всегда хорошо видно. Зеркальная поверхность лужи будет лучше выделяться на матовой поверхности пола в том случае, когда вы смотрите на неё против света.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Воду на полу хорошо видно, если она освещается сзади.

Например, можно встать напротив окна так, чтобы свет из окна отражался от мокрого пятна вам в глаза, по принципу: угол падения равен углу отражения. А если в комнате нет окна, или за окном темно, то можно использовать для этих целей любой яркий источник света. Настольную лампу или даже просто фонарик.

Но главное правило, чтобы мокрое пятно освещалось не спереди, а сзади.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Фонарик освещает лужу спереди

То есть направить фонарик не от зрителя, а к зрителю. Например, свет фонарика можно отразить от противоположной стены.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Фонарик отражается от стены и освещает лужу сзади

3. Лучше увидеть пыль. Если прикрепить фонарик к пылесосу, то вы сможете с лёгкостью определить, на каких участках пола ещё осталась пыль.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Важный момент, фонарик должен освещать пылинки сбоку (по отношению к вашим глазам), чтобы тени получались максимально вытянутыми. Если вы повесите фонарь себе на лоб, то мало что сможете разглядеть. Примерно так, как при освещении встроенной вспышкой фотоаппарата.

Такой же эффект бокового света позволяет вам проверить, насколько ровные стены у вас дома.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Боковой свет показывает неровности стены

4. Этот пример важен для вашей безопасности. Наверняка, многие из нас выжигали с помощью лупы узоры на деревяшках или на бумаге.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Концентрирование солнечных лучей в маленькое пятно

Оказывается, тоже самое можно делать с помощью увеличивающего зеркала, которое также, как и лупа, концентрирует лучи света в маленькое пятно.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Увеличивающее зеркало концентрирует лучи света в маленькую точку и это способно привести к пожару.

Так что будьте осторожны, и не оставляйте такое зеркало на окне, в которое попадает прямой солнечный свет.

5. Другие примеры. Мои подписчики знают, что я всегда стараюсь публиковать на Пикабу текстовые варианты наших с братом обучающих материалов по фотографии. Но, к сожалению, в этот раз я не смог подготовить все примеры так, чтобы они хорошо смотрелись в виде изображения. Тут придётся посмотреть видео, где есть ещё несколько примеров (видео короткое, всего 4 минуты):


Если у вас были ситуации, когда вы использовали фотографические знания в повседневной жизни, пожалуйста, поделитесь своими историями в комментариях.

Показать полностью 7 1
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Как правильно фотографировать со встроенной вспышкой и сделать освещение мягче

Сначала подойдите к зеркалу и фотографируйте своё отражение, прикладывая разные полупрозрачные материалы.

Как правильно фотографировать со встроенной вспышкой и сделать освещение мягче Начинающий фотограф, Фотограф, Фотография, Фотосессия, Canon, Видео, YouTube, Длиннопост

Если пятно света стало больше по размеру, значит вы нашли хороший диффузор (рассеиватель света). И чем больше размер пятна, тем мягче будут тени на снимаемых объектах.

Теперь прикладывайте таким образом диффузор к вспышке во время съёмки, и у вас будет получаться более мягкое и приятное освещение на фотографиях.

Мой самый любимый рассеиватель — это белый матовый воздушный шарик. Да, белый лист бумаги тоже даёт большое пятно, но пользоваться им не очень удобно, так как его приходится держать на большом расстоянии от вспышки. Шарик же можно прислонить к вспышке вплотную.

Так выглядит результат:

Как правильно фотографировать со встроенной вспышкой и сделать освещение мягче Начинающий фотограф, Фотограф, Фотография, Фотосессия, Canon, Видео, YouTube, Длиннопост

Съёмка со вспышкой напрямую (до) и с использованием воздушного шарика (после)

А так выглядит процесс съёмки:

Показать полностью 2 1
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Как не выглядеть овцой на фото. Неочевидная деталь освещения при съёмке портрета

Если вам скажут, что вы выглядите как овца или как козёл, то это ещё не значит, что вас хотят обидеть. Может быть просто на фотографии ваши зрачки похожи на зрачки коровы, овцы или козла.

Как не выглядеть овцой на фото. Неочевидная деталь освещения при съёмке портрета Фотограф, Начинающий фотограф, Мобильная фотография, Освещение, Интересное, Портрет, Творчество, Эстетика, Видео, YouTube, Длиннопост

У человека зрачки круглой формы, а вот у кошек, например, зрачки вытянуты и расположены вертикально. У коз, овец и многих других парнокопытных они вытянуты в горизонтальном направлении.

Как не выглядеть овцой на фото. Неочевидная деталь освещения при съёмке портрета Фотограф, Начинающий фотограф, Мобильная фотография, Освещение, Интересное, Портрет, Творчество, Эстетика, Видео, YouTube, Длиннопост

Слева направо: зрачок человека, зрачок кошки, зрачок козы.

Блики от источников света могут закрыть некоторые участки глаза и создать иллюзию, что зрачок имеет НЕ круглую форму.

Так, например, многие фотографы любят поставить большой софтбокс прямо над головой модели, а снизу заполнить тени светоотражателем или другим большим источником света, который отразится в глазу. Чуть более подробно о том, что такой свет нужно использовать крайне осторожно было здесь.

Там много нюансов, но для нас же сейчас важно посмотреть именно на блики в глазах, которые вызывает такая схема света с двумя источниками (один сверху, другой снизу).

Как не выглядеть овцой на фото. Неочевидная деталь освещения при съёмке портрета Фотограф, Начинающий фотограф, Мобильная фотография, Освещение, Интересное, Портрет, Творчество, Эстетика, Видео, YouTube, Длиннопост

Слева направо: лицо освещено сверху; лицо освещено сверху и снизу (эффект сплюснутых зрачков); лицо освещено сверху, но человек плачет.

Мало того, что глаза на среднем снимке смотрятся плаксиво, так как возникает аналогия с отражённым светом от слезы (смотрите для сравнения правый снимок). Так ещё и зрачки выглядят сплюснуто, что делает их похожим на зрачки какого-нибудь парнокопытного животного.

Как не выглядеть овцой на фото. Неочевидная деталь освещения при съёмке портрета Фотограф, Начинающий фотограф, Мобильная фотография, Освещение, Интересное, Портрет, Творчество, Эстетика, Видео, YouTube, Длиннопост

При желании, вы можете поставить два больших софтбокса по бокам от модели и получить иллюзию кошачьего глаза (извините за плохое качество этого примера):

Как не выглядеть овцой на фото. Неочевидная деталь освещения при съёмке портрета Фотограф, Начинающий фотограф, Мобильная фотография, Освещение, Интересное, Портрет, Творчество, Эстетика, Видео, YouTube, Длиннопост

Но опять же не забывайте, что и такой тип освещения очень коварный и при неумелом использовании может изуродовать остальные части лица портретируемого.

Может показаться, что, глядя на портрет, зритель мало обращает внимание на такую мелочь, как зрачок, но это не так. Проводились исследования, в которых испытуемым показывали две фотографии одного и того же человека, и просили указать, какой из портретов им нравится больше. Единственным отличием на двух портретах был размер зрачков. Большинство из испытуемых более привлекательным считали портрет именно с большими зрачками, хотя и не могли объяснить, почему они сделали такой выбор.

Мы с братом решили повторить такой эксперимент среди наших подписчиков и устроили опрос, какая фотография им нравится больше. Мы сделали три портрета в студии. Все они сделаны с одинаковой мощностью вспышки, но с разной мощностью пилотного света (кто не знает, пилотный — это временный свет, который нужен для предварительной оценки освещения).

Как не выглядеть овцой на фото. Неочевидная деталь освещения при съёмке портрета Фотограф, Начинающий фотограф, Мобильная фотография, Освещение, Интересное, Портрет, Творчество, Эстетика, Видео, YouTube, Длиннопост

Слева направо: яркий пилотный свет, тусклый пилотный свет, пилотный свет выключен (то есть, перед срабатыванием вспышки человек находился почти в полной темноте).

А вот результаты опроса:

Как не выглядеть овцой на фото. Неочевидная деталь освещения при съёмке портрета Фотограф, Начинающий фотограф, Мобильная фотография, Освещение, Интересное, Портрет, Творчество, Эстетика, Видео, YouTube, Длиннопост

Результат опроса совпадает с нашим личным ощущением — средний вариант выглядит наиболее привлекательным. То есть, слишком большие зрачки на правом снимке — это уже перебор. Однако, конечно, всё зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться.

В любом случае, блики в глазах снимаемого человека это довольно важная деталь, о которой нужно помнить при съёмке портрета.

Если тема зрачков вас заинтересовала, то посмотрите ещё видео моего брата Алексея. Он любит изучать научные статьи на разные темы и резюмировать их простым языком. Именно на основе его видео и была подготовлена эта статья. Там есть ещё кое какие подробности о зрачках, которые я не стал сюда включать, так как они не касаются напрямую темы фотографии:

Показать полностью 7 1
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Освещение в портрете. Коварный мягкий свет. Исправляем ошибки

Есть мнение, что если на улице пасмурно, если свет мягкий, то можно снимать как угодно и где угодно. На самом деле, мягкий свет бывает ещё коварнее, чем прямой жёсткий солнечный свет. Ведь при рассеянном свете очень сложно уловить едва заметные изменения в свето-теневом рисунке. Разберём пример:

Освещение в портрете. Коварный мягкий свет. Исправляем ошибки Начинающий фотограф, Фотограф, Уличная фотография, Фотография, Освещение, Портрет, Мобильная фотография, Обучение, Было-стало, Длиннопост

В данном примере свет от разных «кусков» неба падает на лицо с разных сторон (указано стрелками), в том числе снизу, отражаясь от пола. Посмотрите внимательно на фотографию, видно, как эти отражения создают на лице беспорядочную свето-теневую мешанину, теряется форма и выразительность.

Кроме того, света от неба на лицо попадает не очень много, поэтому свет, отражённый от листвы тоже начинает вмешиваться, создавая зеленоватый оттенок. Также освещённость на лице меньше освещённости фона, который отвлекает на себя много внимания своей яркостью.

Если передвинуть человека ближе, всего на метр, то свет кардинально поменяется.

Освещение в портрете. Коварный мягкий свет. Исправляем ошибки Начинающий фотограф, Фотограф, Уличная фотография, Фотография, Освещение, Портрет, Мобильная фотография, Обучение, Было-стало, Длиннопост

Мы получили один основной источник света (свет от неба), с которым намного проще работать, как во время съёмки, так и при обработке. На фотографии видно, как перестал бросаться в глаза зеленоватый оттенок, фон перестал выделяться своей излишней яркостью, появились выразительные тени под носом и под подбородком, придавая дополнительную объёмность.

Внимательно сравните эти два портрета:

Освещение в портрете. Коварный мягкий свет. Исправляем ошибки Начинающий фотограф, Фотограф, Уличная фотография, Фотография, Освещение, Портрет, Мобильная фотография, Обучение, Было-стало, Длиннопост

Так что, если вы, например, спрятались от яркого солнца в тени деревьев, то да, это решит проблему жёстких теней, но не сделает работу со светом намного проще. Всегда вставайте на место модели и смотрите по сторонам, откуда на модель падает основной свет.

Вот почему, например, тот метод с зонтиком, о котором был один из предыдущих постов, может оказаться предпочтительнее, чем просто спрятать модель под дерево. Мягкий свет бывает очень коварным.

Показать полностью 3

Решение проблемы жёстких теней при съёмке крупным планом

Есть частая проблема при съёмки в солнечную погоду - на лице появляются жёсткие тени и человек начинает щуриться. Вот интересное решение этой проблемы, которое особенно подойдёт для съёмки крупным планом, например, для видеоблога или селфи. Стоит этот аксессуар всего 2 евро.

Решение проблемы жёстких теней при съёмке крупным планом Самоделки, Фотография, Мобильная фотография, Уличная фотография, Видео, YouTube, Длиннопост

Это обычный белый полупрозрачный зонтик, который рассеивает свет. Да, фотографы используют такие зонтики уже давно, тут ничего удивительного, но мы решили попробовать расширить его функционал.

Дело в том, что у нас получилось использовать зонтик, как селфи палку. Но об этом чуть ниже. А пока посмотрим на результат:

Решение проблемы жёстких теней при съёмке крупным планом Самоделки, Фотография, Мобильная фотография, Уличная фотография, Видео, YouTube, Длиннопост

Может показаться, что мы просто создали тень на лице, но это не совсем так. Тут есть важный нюанс. Мы использовали белый зонтик, который не полностью блокирует свет, а частично пропускает, значительно смягчая его или, как говорят фотографы, делает свет более рассеянным.

Важно отметить, что использование для этих целей тёмного плотного НЕпрозрачного зонтика как раз наоборот способно ухудшить картинку. Лицо может стать значительно темнее фона, а основной свет будет попадать на лицо сверху от неба и снизу от земли.

Это фото с НЕпрозрачным зонтиком:

Решение проблемы жёстких теней при съёмке крупным планом Самоделки, Фотография, Мобильная фотография, Уличная фотография, Видео, YouTube, Длиннопост

Про недостатки такого нижнего и верхнего освещения мы рассказывали ранее: Освещение в портрете. Высота источника света.

А теперь про селфи. Использовать зонтик таким образом при обычной портретной фотосъёмке не очень удобно, так как он покрывает всего лишь только лицо снимаемого человека, да и зонтик приходится держать очень близко к лицу. Это подходит только для очень крупных портретов.

А вот для селфи этот вариант как раз оказался вполне рабочим. Причём, зонтик можно отдельно держать в руке, а можно закрепить смартфон на зонтике. Например, с помощью обычных резинок, или продеть между спицами.

Решение проблемы жёстких теней при съёмке крупным планом Самоделки, Фотография, Мобильная фотография, Уличная фотография, Видео, YouTube, Длиннопост

Но всегда проверяйте, безопасно ли вы всё зафиксировали.

Когда мы впервые хотели опробовать эту идею, то решили сразу взять именно профессиональный фотографический рассеивающий зонтик. Но все такие светоформирующие насадки делаются без рукоятки и держать такие зонтики в руке неудобно, особенно если прикрепить к ним смартфон.

Вот такой зонтик используют фотографы, чтобы смягчить свет от вспышки (извините, более удачной фотографии под рукой не оказалось):

Решение проблемы жёстких теней при съёмке крупным планом Самоделки, Фотография, Мобильная фотография, Уличная фотография, Видео, YouTube, Длиннопост

К счастью мы обнаружили, что вполне годные классические белые зонтики с рукоятками можно купить в магазинах типа “Фикс-прайс”:

Решение проблемы жёстких теней при съёмке крупным планом Самоделки, Фотография, Мобильная фотография, Уличная фотография, Видео, YouTube, Длиннопост

Жаль, что мы пока не встречали в продаже именно специальных селфипалок со встроенным зонтиком, хотя идея кажется интересной для реализации. Эта конструкция может уберечь не только от солнца, но и от дождя вас и ваш смартфон.

Также, по традиции, мы сняли видео для тех, кто больше любит воспринимать информацию в динамике:

Показать полностью 5 1

Продолжение поста «Высота источника света в портрете»

Часть 2. Нижний свет

Это продолжение статьи про освещение в портрете. В первой части мы говорили про верхний свет. Теперь разберём нижний свет.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 15. Свет направлен на лицо снизу. Слева показано расположение света относительно лица, справа показан результат.

Как видно из примера, лицо освещено снизу, что вызывает странные ощущения у зрителя. Проанализируем эти ощущения.

Двухмерная фотография не может дать нам полного представления о трёхмерном лице. Поэтому мозгу приходится достраивать информацию об объёме, используя косвенные признаки, в том числе распределение освещённых и теневых участков. По этому распределению мы представляем, какие неровности есть на лице, какой у них размер и какая форма.

В нашей жизни большинство источников света светит сверху, а значит мозгу привычнее думать, что все выпуклости отбрасывают тени вниз. Типичный пример — след на песке.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 16. След на песке. Слева оригинал, справа тот же след, но изображение перевёрнуто на 180 градусов.

Левый след отбрасывает тени сверху вниз, нам на это смотреть привычнее, сразу понятно, что след вдавлен в песок. Правый след наоборот отбрасывает тени снизу вверх, но мозг в этом сомневается — а вдруг свет всё ещё светит сверху, просто этот след выпуклый. Создаётся иллюзия восприятия, мозг путается. Правый след будет ещё больше казаться нам выпуклым, если уменьшить картинку или посмотреть на неё издалека.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 17. Предыдущая иллюстрация уменьшена для усиления иллюзии выпуклого следа на песке.

Таким образом, если мы будем освещать снизу выпуклый объект, должна создаваться иллюзия, что этот объект вогнут (вывернут). Проверим, так ли это в случае с человеческим лицом. Возьмём обычную маску, которая с одной стороны выпуклая, а с другой стороны вогнутая.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 18. Маска по отношению к зрителю (слева направо): выпукла, вогнута, выпукла, вогнута.

На примере выше вогнутая маска, освещённая верхним светом, выглядит так, как выпуклая маска, освещённая нижним и наоборот. Мы не стали добиваться полного сходства, но эффект и так хорошо заметен.

Действительно, лицо, освещённое снизу, кажется вывернутым наизнанку. Вот почему оно выглядит таким странным.

Но это мы пока разобрали только общее «вывернутое» впечатление, а теперь присмотримся к деталям и увидим мелкие пакости на лице, которые создаёт нижнее освещение. Эти пакости мы будем дальше использовать в качестве индикаторов, по которым легче идентифицировать нижний свет.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 19. Негативные проявления нижнего освещения на лице. Слева контрастное освещение, справа контраст уменьшен с помощью заполняющего света.

Чтобы сразу ответить на знакомый вопрос: «Ну и какой же дурак так поставит свет?», мы добавили к примеру фотографию с уменьшенным контрастом, на которой сложнее увидеть негативные проявления нижнего света.

К этим проявлениям относятся: тёмный лоб, тёмный нос, «усы Эйнштейна», синяки под глазами. Некоторые фотографы-ретушёры пытаются скрыть эти недостатки при обработке, но чаще всего получается ерунда:

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 20. Неудачная попытка исправить при ретуши последствия нижнего света.

Они, по всей видимости, полагают, что им просто не повезло, попалась модель с тёмным носом и синяками под глазами. Они думают, что проблема решается ретушью, но это не так. Нужно понять причину проблемы и устранить её именно во время съёмки, однако сделать это бывает не всегда просто. Нижний свет коварен, поэтому нужно быть очень внимательным.

В отличие от проблем крайне верхнего света, о которых мы говорили ранее, нижний свет проявляет себя практически сразу, как только источник света начинает опускаться ниже лица человека. Уловить эту грань бывает непросто, особенно, если мы имеем дело с большим источником, например софтбоксом.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 21. Свет направлен на лицо снизу. Высота источника рассчитывается по центру софтбокса.

В этом случае направление света будет отсчитываться от центра софтбокса. Некоторые фотографы ошибочно полагают, что наклон софтбокса меняет направление света, что если софтбокс наклонить вниз, то и свет на человека будет падать сверху. Это не верно.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 22. Свет направлен на лицо всё ещё снизу. Наклон софтбокса не поменял ситуацию.

Как видно из примера выше, наклон никак не поменял ситуацию, а может быть даже сделал ещё хуже. Да, верхняя часть софтбокса стала ближе к лицу, чем центральная, однако этого оказалось недостаточно, чтобы конкурировать с ней.

Возможно, придирчивый читатель сможет добиться в подобной ситуации успеха, подвинув источник света вплотную к лицу, но в такой ситуации софтбокс начнёт попадать в кадр. Да и это уже тонкости, которые для данного случая практически не характерны.

Короче говоря, только подняв софтбокс выше, мы избавились от нижнего света.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 23. Свет направлен на лицо сверху. Высота источника рассчитывается по центру софтбокса.

Мы дополнительно соединили все три примера в одну картинку, чтобы вам было проще их анализировать. Плюс, так вам будет удобнее делиться этой информацией с друзьями ;-)

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 24. Высота источника рассчитывается по центру софтбокса.

Не стоит думать, что если вы выставили свет в начале съёмки, то про него можно забыть. Часто вылезают такие сюрпризы, на которые не сразу обращаешь внимание, например, когда человек наклоняет голову.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 25. Свет направлен одинаково для всех трёх снимков, но его направление относительно лица будет верхним или нижним в зависимости от наклона головы.

Лучше, чтобы ваша модель наклоняла голову в сторону к свету, а не от света, иначе вы рискуете получить нижнее освещение. Ещё один частый случай, когда фотографируемый человек лёг на кровать или на землю, а фотограф расслабился и перестал думать про свет. Хотя выбор направления здесь будет очень важен.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 26. Типичная ситуация, когда фотограф забывает про направление света.

Ну и самым коварным и беспощадным «королём нижнего света» по праву можно назвать обычный светоотражатель. Казалось бы элементарное приспособление, управлять которым можно научить даже ребёнка, но в этом то и кроется его главное коварство. Многие фотографы наивно полагают, что отражать свет нужно в сторону, противоположную направлению основного света. То есть, например, если солнце светит сверху вниз, то отражать свет нужно снизу вверх. Сами понимаете, к чему это приводит.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 27. Частая ошибка при работе с отражателем - свет от него без раздумий направляется снизу вверх. На нижнем снимке ошибка исправлена.

Ситуация осложняется тем, что отражатель обычно держат ассистенты, которые ещё меньше понимают в освещении, чем фотографы. Кроме того, держать отражатель снизу намного проще, чем поднимать руки вверх. Кому же охота напрягаться всю съёмку? Лицо подсветили кое как и ладно. Но надо не лениться, старайтесь всегда направлять свет осознанно.

Если вы думаете, что нижний свет создаёт негативный эффект только если он является основным (рисующим), то вы ошибаетесь. Частичная подсветка теневых областей тоже скрывает в себе опасность. Посмотрите на пример ниже, в котором мы подсветили теневую область с помощью отражателя.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 28. Слева направо: тень не подсвечена, тень подсвечена снизу, тень подсвечена сверху.

Несложно заметить разницу между подсветкой снизу и подсветкой сверху. Посмотрите на ухо вблизи, оно выглядит необычно, как будто вывернуто наизнанку. Также подсветка снизу создала акцентированную тень от одежды на шее и сделала плоским переход от шеи к голове.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 29. Слева направо: тень не подсвечена, тень подсвечена снизу, тень подсвечена сверху.

Некоторые фотографы вообще настолько боятся теней на лице, что пытаются сделать всё, чтобы избавиться от них. И опять, первое, что приходит им в голову — направить свет со стороны, противоположной основному источнику.

Вот как это часто бывает:

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 30. Слева: лицо освещено одним источником сверху. Справа: добавлен ещё один источник света снизу.

Основной (рисующий) свет направлен сверху, а ему в противовес ставят ещё один источник (или отражатель) снизу. Верхний свет создаёт привычные и понятные тени, а нижний добавляет свои тени, которые направлены вверх и создают эффект вывернутого лица. Лицо становится плоским, появляется второй подбородок, высвечиваются ноздри, тени на одежде выглядят странно.

Кроме того, в глазах образуются дополнительные блики — это отражение нижнего источника света. Лицо с такими нижними бликами в глазах выглядит плаксиво.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 31. К предыдущей иллюстрации добавлен вариант: лицо освещено одним источником сверху, но человек плачет.

Происходит это потому, что слеза обычно даёт свой собственный блик, который также находится внизу глаза, как и отражение нижнего источника света. Вот почему у коз глаза часто выглядят такими грустными:

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 32. Козьи глаза похожи по рисунку на блики в глазах человека, который освещён двумя источниками сверху и снизу.

Кстати говоря, о бликах. Блик в глазу — это ещё один индикатор, на который мы можем ориентироваться при выставлении света.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 33. По отсутствию блика в глазах можно распознать слишком верхнее освещение.

Если блика нет - свет слишком верхний (как на примере сверху). Если блик внизу — свет нижний. Если блик находится вверху глаза, то большая вероятность того, что мы поставили свет без ошибок, о которых сегодня говорили.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 34. Наличие блика вверху глаза - один из признаков хорошего освещения.

Так что будьте внимательны и всегда думайте, нужен ли вам нижний свет. А он действительно иногда может быть полезен. Свет снизу не всегда нужно избегать, особенно, когда это согласуется с сюжетом нашего снимка. Например, человек, работающий перед ноутбуком должен быть освещён снизу, иначе будет складываться впечатление, что он позирует перед выключенным экраном.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 35. Человек перед ноутбуком. Неизбежная необходимость нижнего света.

Также люди, сидящие у костра просто обязаны освещаться снизу, потому-что это логично. Но всегда старайтесь, чтобы сам источник света (костёр, свеча, ноутбук, телефон) тоже при этом попадали в кадр. Так зрителю будет легче воспринимать фотографию.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 36. Люди у костра. Неизбежная необходимость нижнего света.

Но если вы наоборот хотите запутать и удивить зрителя, тогда используйте нижний свет в творческих целях. Благодаря такому необычному свето-теневому рисунку лицо выглядит очень мистично или даже пугающе.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 37. Добавление мистичности с помощью нижнего света.

Продолжение поста «Высота источника света в портрете» Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Иллюстрация 38. Устрашение зрителя с помощью нижнего света.

Нижний свет также хорош, если нам хочется поиграть с тенями, которые отбрасывает человек на фон. В этом случае нижний свет даёт больше простора для творчества, чем верхний. Хотя всё зависит от вашей фантазии.

Мы очень надеемся эти знания принесут вам пользу. Поэтому, пожалуйста, смело делитесь с друзьями этой статьёй, а также этим видео, которое мы записали специально для тех, кто не может читать большие тексты.

Эта статья является частью большой книги по освещению в портрете, которую мы сейчас пишем. Будем рады сделать её ещё лучше с вашей помощью, так что комментарии приветствуются. Всем спасибо за внимание!

Показать полностью 23 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Высота источника света в портрете

Часть 1. Верхний свет

Этот материал адресован в первую очередь фотографам, но может быть интересен художникам, кинематографистам, а также всем, кто просто хочет выглядеть красиво. В статье содержится много полезного, поэтому она получилось довольно объёмной. Но если вам лень (или некогда) читать, можете посмотреть короткое видео, которое можно найти в самом конце второй части этой статьи.

Итак, к делу. Освещение включает в себя целый комплекс разных явлений, каждое из которых требует отдельного разговора. Сегодня рассмотрим только одну тему «высота источника света», которая может показаться очень простой, хотя на самом деле содержит много подводных камней, на которых набивают шишки даже опытные профессиональные фотографы.

Под «высотой источника света» мы будем понимать не абсолютную его высоту, а высоту относительно лица, расположенного вертикально. Рассмотрим простой пример:

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 1. Светотеневой рисунок на лице (сверху) в зависимости от высоты источника света (снизу).

Меняя высоту источника света мы получаем разный светотеневой рисунок на лице. Обратите внимание, что чем выше стоит свет, тем длиннее тени от бровей, от носа, от подбородка и от любых других неровностей лица. В целом тени - это не плохо, и каждый фотограф использует их исходя из своей задумки, передавая черты лица портретируемого. Но иногда дело заходит слишком далеко и тени начинают сильно усложнять адекватное восприятие лица, создавая ненужные ассоциации или просто запутывая зрителя.

Рассмотрим крайний случай, который очень выразительно продемонстрирует нам что произойдёт, если поднять свет слишком высоко.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 2. Основные проблемные зоны при крайне верхнем освещении: тёмные глазницы («глаза панды»), тень под носом («усы Чаплина»), тёмная шея и сильно высветленный нос.

Как видно, выделяются несколько явно проблемных зон, мы будем использовать эти зоны в качестве индикаторов, и обращать на них внимание при дальнейшем разборе.

Вы, наверняка, хотите спросить: «Ну и какой же дурак так поставит свет»?

Да, такой крайний случай верхнего освещения вряд ли кого-то устроит. Но добавим сюда пёстрый фон, чуть высветлим тени, и вот уже начинающий фотограф перестаёт видеть проблемы освещения.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 3. Освещение лица прямым солнечным светом в полдень. Солнце находится очень высоко над горизонтом.

Если на улице нам приходится справляться с проблемой, снимая, например, с более верхней точки или ждать вечера, то в помещении иногда достаточно отодвинуть человека на пару шагов назад.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 4. Слева: основной источник света - лампа прямо над головой. Справа - эта же лампа теперь освещает лицо под другим углом, так как человек отошёл назад.

На этом примере очень светлый нос является для нас самым ярким индикатором плохого освещения, которое мы легко исправили, поставив человека чуть подальше.

Вернёмся к нашему студийному примеру и усложним задачу ещё больше. Помимо уменьшения контраста (заполняющим светом), сделаем плавный переход от света к тени (увеличив размер источника света), и вот уже проблемные зоны стали ещё менее очевидны.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 5. Усложнение в определении проблемных зон крайне верхнего освещения. Направление основного источника света на всех примерах неизменно.

Теперь значительно сложнее разглядеть и понять, с каким освещением мы имеем дело. Но так как мы заранее наметили индикаторы для выявления проблемных зон, то нам уже проще распознать крайне верхнее освещение. Если мы временно увеличим контраст при обработке в графическом редакторе, станет очевидно, что смягчение теней или добавление заполняющего света по сути мало что меняют.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 6. Контраст увеличен для удобства определения проблемных зон крайне верхнего света.

Значительную или даже основную роль всё ещё играет крайне верхний свет, что хорошо видно по светлому носу и тёмным глазам.

Существует довольно много примеров таких ситуаций, когда фотографу сложно распознать крайне верхнее освещение. Приведём некоторые из них, которые особенно часто встречаются на практике.

Классический пример, когда при использовании внешней вспышки, свет перенаправляется вверх в потолок. Часто фотографы считают, что если они направили вспышку в потолок, это решит все проблемы со светом. На деле же ситуация обстоит иначе. Когда фотограф «стреляет» вспышкой в потолок, то получает крайне верхний свет, со всеми вытекающими последствиями.

Убедимся в этом, проиллюстрировав ситуацию «Фотограф со внешней вспышкой в помещении» в разных вариациях.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 7. Разные варианты использования внешней накамерной вспышки в помещении.

Первый вариант. Если фотограф будет светить вспышкой напрямую в лицо, то получит слишком грубое освещение, которое многим не нравится. Работать с таким светом можно, но сложно.

Второй вариант - направить вспышку в потолок, чтобы осветить человека светом, отражённым от потолка. Тени становятся мягче, но тут то и кроется опасность - очень сложно распознать крайне верхнее освещение.

Третий вариант используют внимательные фотографы, которые замечают проблему тёмных глаз. Они используют «белую карту», которая часто встроена во вспышку и позиционируется производителями, как элемент, позволяющий добавить блики в глазах. Но чудес не бывает. Нельзя просто добавить блик или осветить только глаза, не изменив освещение в целом. Получается, что смешиваются два разных света: прямой «в лоб» и отражённый от потолка. Такое смешивание производит не лучшее впечатление на зрителя.

Четвёртый вариант, к нашему удивлению, используется фотографами крайне редко. Достаточно просто направить вспышку в тот же потолок, но не строго вверх, а чуть назад. Таким образом мы не маскируем крайне верхнее освещение (как в третьем варианте), а полностью избавляемся от него.

Чтобы лучше увидеть разницу, опять увеличим контраст для всех четырёх вариантов.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 8. Контраст увеличен для удобства определения проблемных зон крайне верхнего света.

Следующий классический пример — съёмка в пасмурную погоду. Бытует мнение, что если погода пасмурная, то свет везде одинаковый и думать про него не надо. Это мнение ошибочное. Такое освещение бывает очень разным и очень сложным, ведь мягкие тени способны запутать даже бывалого фотографа.

Всегда нужно думать, с какой стороны будет идти основная составляющая света. На примере ниже видно, что основной свет падает сверху, и отбрасывает те самые тени, о которых мы говорили вначале.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 9. Съёмка в пасмурную погоду. Слева результат, справа процесс съёмки.

Обратите внимание, что отбрасывают тени не только крупные неровности лица (нос, брови, носогубные складки), но и мелкие (морщины, поры, шрамы):

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 10. Крайне верхний свет выявляет мелкие неровности кожи.

Есть простой, но действенный способ справиться с верхним светом — спрятаться от него, а вернее уменьшить его влияние на освещение лица. Хороший вариант - использовать дерево, арку и любые другие подобные объекты.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 11. Использование естественных навесов для изменения основного направления света.

Если таких объектов поблизости нет, а снимать надо именно здесь и сейчас, то придётся соорудить крышу самостоятельно. Для этого используем чёрный флаг.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 12. Использование искусственного навеса для изменения основного направления света.

Свет на этом примере очень мягкий (тени не резкие). Поэтому опять увеличим контраст снимков, чтобы удобнее анализировать свето-теневой рисунок. Опять тёмные глаза, опять светлый нос.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 13. Контраст увеличен для удобства определения проблемных зон крайне верхнего света.

Но будьте внимательны. Не достаточно просто закрыться от верхнего света, нужно всегда думать, а что дальше… Чем теперь будет освещаться лицо.

Высота источника света в портрете Мобильная фотография, Уличная фотография, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Длиннопост

Иллюстрация 14. Мы спрятались от крайне верхнего света в арке, но встали слишком глубоко и теперь свет, отражённый от земли стал основным, что тоже не хорошо.

Может случиться так, что от крайне верхнего света мы избавимся, а вместо этого получим не менее, а может даже более страшного «зверя» — освещение снизу. Поговорим о нём более подробно в следующей статье «Высота источника света в портрете. Часть 2. Нижний свет»

Показать полностью 14
Отличная работа, все прочитано!