Серия «Начинающим военным писателям»

Начинающим военным писателям (продолжение)

Начинающим военным писателям (продолжение) Александр Карцев, Личный опыт, Писательство, Авторский рассказ, Длиннопост

На фото: без рекламы здорового образа жизни начинающему военному писателю не обойтись. На панаме надпись: «Пейте соки круглый год», в руках банка лимонада. Афганистан, шестидесятые числа августа (месяца замены в Союз, позади 25 месяцев афганской эпопеи) 1988 года, 8 с.з., гора Тотахан (отм 1641 м.) в 10 км. южнее Баграма, заместитель командира 6 мср (зам по бою) 180 мсп ст. л-нт Карцев А.И.

(начало - https://pikabu.ru/story/nachinayushchim_voennyim_pisatelyam_9899923)

4. Подготовка к «посевной» и волшебный пендель

Итак, у вас есть интересная история, которую вы хотите рассказать окружающим. Вы знаете о двугорбом верблюде. И за плечами у вас богатый, но возможно, не всегда удачный школьный опыт написания сочинений. Остается только взять лист бумаги (сесть за компьютер или ноутбук) и написать свой первый шедевр.

Говорят, что каждый из нас может написать, как минимум, одну интересную книгу. Если расскажет в этой книге о своей жизни. Не уверен, что это относится к тем, кто всю свою жизнь просидел на диване или под маминой юбкой. А вот тем, кто своими руками раздвигал горизонты, вдыхал полной грудью морской воздух, честно трудился, служил и воевал, тому есть, что рассказать.

Но не торопитесь. Для начала набросайте план рассказа с силуэтом двугорбого верблюда. Посадите перед собой кого-нибудь из друзей, близких или хотя бы плюшевого мишку. И расскажите собеседнику свою историю – своим языком, не мудрствуя лукаво. Видя глаза не абстрактного, а вполне конкретного собеседника и его реакцию на рассказ. Если почувствуете, что ваш рассказ не зацепил слушателя, попробуйте понять, почему. Проведите работу над ошибками. Если плюшевый мишка оказался равнодушен к вашему рассказу, потренируйтесь на кошках (поймете, кто ваша потенциальная аудитория).

Идеально – читать рассказы своему ребенку в качестве колыбельной. Дети – самые благодарные слушатели. И самые искренние. Возможно, рядом с ними вы научитесь писать сказки. На хорошие, добрые сказки всегда будет большой спрос.

После того, как вы окончательно измучаете всех своих плюшевых мишек и кошек, можно будет перенести рассказ на «бумагу» (компьютер), несколько раз вычитать его, исправить ошибки и перенести всё на чистовик.

Вот и всё. Рассказ готов. Теперь, как обычно делал в таком случае Эрнест Хемингуэй, можно пойти в ближайший бар с друзьями и… Что, у вас нет друзей?

Без них нам не обойтись. Я говорю не о собутыльниках, а о хороших, настоящих друзьях. Если у вас их нет, нужно будет найти. Пример самого быстрого нахождения друзей мне показал один сержант в баграмском медсанбате. Когда хирург сказал, что жить я смогу и без ног, мне как-то не очень хотелось с кем-то знакомиться и заводить дружбу. Да, и жить тоже не очень хотелось. Но стоило ему уйти, как в нашу палату на кресле-каталке закатился парнишка в больничной пижаме без ног. Представился, сержант такой-то. И за несколько минут растормошил всех нас своей болтовнёй. И вывел меня из ступора. А рано утром я сбежал из медсанбата. Ноги потом долго заживали, но обошлось.

Не знаю, как звали того сержанта и фамилию его не запомнил. Но до сих пор считаю его своим лучшим другом.

Так что найти друзей очень просто. В мирной жизни я обычно знакомлюсь немного иначе. Но, если вы лежите в госпитале, то первым делом познакомьтесь со своими соседями. А потом под вечер (когда люди становятся более открытыми) расскажите им парочку (десятков) забавных историй, включая и ту, которую уже считаете готовой к публикации. По их реакции вы поймете, какая история вызывает у слушателей больший интерес. И именно её используете для написания своего первого рассказа для будущего сборника. А тот, который уже написали, разместите где-нибудь в середине сборника. Потому что очень важно, чтобы первые строчки и первый рассказ зацепили ваших будущих читателей. Заинтересовали, а чем там всё дальше закончится? Это очень важно. Иначе дальше читать они не будут.

А потом берёте руки в ноги, обсуждаете свою идею с лечащим врачом (возможно, вам понадобится его помощь), идёте (едете) в соседние палаты. И вызываете соседей на соревнование между палатами или объявляете конкурс: кто нарисует лучшую картинку (или шарж) по заданной теме или лучше всех прочитает ваш рассказ. Возможно, кто-то будет лениться и не захочет участвовать в этом конкурсе. Возможно, кто-то согласится (это зависит от вашей убедительности). В любом случае попытайтесь (не забудьте о призах для победителей).

По моему личному опыту восстановления после ранений и травмы позвоночника, одних только усилий врачей и специалистов по лечебной физкультуре для быстрого восстановления бывает недостаточно. Поэтому, чтобы по вечерам не оставаться наедине со своими страхами и сомнениями, что вы не сможете подняться на ноги (эти страхи перечеркивают всю дневную восстановительную работу), нужно обязательно заниматься творчеством – рисованием, пением, резьбой по дереву, писать стихи и рассказы. Со временем вы и сами поймете, насколько сильна целебная сила творчества в лечении и восстановлении после самых тяжелых заболеваний и ПТСР (посттравматического стрессового расстройства).

В данном конкретном случае, творчество будет тем самым волшебным пенделем, который не только поможет вашим товарищам быстрее подняться на ноги, но будет и напоминанием, кто им в этом помог. И если ваши рассказы еще до публикации начнут приносить пользу вашим товарищам, значит, вы на правильном пути.

И даже если в процессе конкурсов вы не сможете найти себе художника, который будет заниматься оформлением ваших рассказов, не найдете хорошего чтеца, который поможет вам в дальнейшем с записью аудио-рассказов (займётесь их поиском позднее), вы найдете себе хороших друзей на всю жизнь. Тех, кто поможет вам с правкой ваших рассказов, кто станет вашим подписчиками в социальных сетях, кто будет оставлять комментарии под вашими рассказами и ставить под ними лайки.

Ведь для того, чтобы написать хороший рассказ, достаточно труда и вдохновения автора. А чтобы издать и успешно заниматься продвижением ваших книг, нужна дружная и сплоченная команда. И в хорошей команде вы добьетесь гораздо большего, чем в одиночку.

И не забывайте, что рассказ, повесть, роман – это не мемуары, а художественные произведения, допускающие вымысел автора. Для тех, кто пишет в стиле «фэнтэзи» в этом плане открыты любые горизонты - чем больше вымысла, тем интереснее. Но тем, кто пишет о войне, с вымыслом желательно особо не злоупотреблять.  

Наверное, поэтому мемуары писать проще всего - писать правду, одну только правду, ничего, кроме правды. С художественными произведениями гораздо сложнее. На мой взгляд, правду в них нужно пропускать через фильтр трудов замечательных советских педагогов Антона Семеновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского – с опорой на положительное. Передавать своим читателям стремление к работе нас собой и созиданию.

5. «Посевная»

Вы написали несколько рассказов. Пишите больше – читателям и издателям, как правило, интересны серии, а не отдельные рассказы, романы или сборники. Напишите про запас еще хотя бы один сборник рассказов. Если надумаете серьезно заниматься писательством, пишите каждый день. Желательно научиться печать «вслепую» (в сети довольно много различных клавиатурных тренажеров).

Если вы надеетесь, что вашу книгу напечатают в известном издательстве, помните, что она должна быть не менее десяти авторских листов (авторский лист – это 40000 символов, включая знаки препинания, цифры и пробелы: статистику можно посмотреть внизу вордовской страницы, нажав левой кнопкой мыши на кнопку «Число слов»).

Что делать дальше?

Если необходимо, придумайте себе псевдоним. Сделайте свой сайт или откройте писательскую группу в социальных сетях (лично мне удобнее выкладывать свои новые рассказы вКонтакте). В этой группе выкладывайте более полные версии своих рассказов, их аудио-версии, другие интересные материалы.

Кроме своей писательской группы, выкладывайте свои рассказы (каждый рассказ с фотографией или рисунком от вашего друга-художника – для привлечения внимания) на развлекательных сайтах (здесь очень важна ваша группа поддержки, лайки и комментарии от них для «разогрева» читательского интереса). Не забудьте указывать ссылку на свою писательскую группу в социальных сетях, чтобы увеличивать в ней число своих подписчиков (среди них, по возможности, все ваши друзья, знакомые и знакомые знакомых, но накручивать статистику не стоит).

Количество подписчиков в социальных сетях – это важно. Хотя бывают и исключения. 2014-м году я проводил один из своих модельных проектов, в рамках которого обучал девочек моделингу, различным оздоровительным методикам и азам подготовки разведчиков (такой забавный был у меня проект). В одном из известных московских издательств у меня поинтересовались, есть ли в социальных сетях группа нашего проекта и сколько в этой группе подписчиков? Я ответил положительно и показал количество подписчиков. Количество было совсем небольшим – немногим более ста девочек-моделей, которые были кандидатами на наш проект и полторы–две тысячи тех, кому наш проект был интересен. Но среди моделей были довольно известные девочки. А сам проект был на слуху в московской тусовке. Мне сказали, что, если я напишу книгу, посвященную этому проекту, издательство обязательно её напечатает. К сожалению, пока руки до этой книги у меня не дошли.

Главная проблема социальных сетей и развлекательных сайтов заключается в том, что на них много писателей, еще больше читателей, но практически не бывает издателей. В различных электронных библиотеках – другая проблема – отсутствие обратной связи с читателями (а значит, отсутствие возможности получать советы, исправления и рекомендации от них). Первый свой роман я разместил в одной из таких библиотек. Целый год книга пролежала там без малейшего движения. Я не знал статистику по читателям, не получил ни одного комментария, ни одной оценки. Это был потерянный год.

Примерно в это же время один из моих бывших студентов сделал мне персональный сайт. К сожалению, когда твои читатели не знают о тебе и о существовании твоего сайта, пользы от него не много. Но со временем, когда ты становишься более известным, он становится полезным и нужным.

А потом я совершенно случайно вспомнил о сайте ветеранов последних войн Артофвар. И разместил на этом сайте свой роман «Шелковый путь (записки военного разведчика)». Буквально на следующий день на меня обрушился настоящий шквал оценок, комментариев, критики, слов поддержки и редакторских правок. А примерно через две-три недели после этого на меня вышел редактор издательства «ЭКСМО» Андрей Дышев с предложением издать эту книгу. Оказалось, что сайты Артофвар и Окопка посещаются не только писателями и читателями, но, что очень важно, и издателями. И очень многие авторы этих сайтов регулярно издаются.

На мой взгляд, серьезной проблемой последнего времени для этих сайтов стало падение посещаемости. Авторы-«афганцы» и «чеченцы» с годами становятся все старше и ленивее. А многие из тех, кто воевал в Сирии, защищал народные республики на Украине, сейчас принимает участие в СВО, за редким исключением, еще не сказали своего слова, не написали своих книг и не подтянули своих читателей. Дело за вами! Пишите интересные рассказы и книги, пишите комментарии и обсуждайте работы своих товарищей, помогайте им с грамматикой. Оживляйте сайты.  А читатели, редакторы и издатели подтянутся.

На Артофваре и Окопке присутствует фэйсконтроль для авторов. Регистрация не моментальная и, возможно, не самая простая. Но это того стоит. В разделе «Помощь» (под названием сайта) – все необходимые инструкции по регистрации и размещению текстов. Внизу страницы – почта для связи с редакторами сайтов.  

6. Авторский договор

После того, как на связь со мной вышел редактор издательства ЭКСМО, мне прислали авторский договор на издание моего романа «Шелковый путь (записки военного разведчика)». Это был очень приятный момент. Оставалось только подписать его.

Но некоторые пункты в договоре мне не очень понравились. На всякий случай я позвонил своему наставнику - военному разведчику и писателю Александру Александровичу Щелокову. Меня интересовало, можно ли изменить эти пункты? Не будет ли это воспринято издательством негативно, ведь я издаюсь впервые. И не передумают ли они издавать мою книгу?

Ответ был краток.

- Можно.

Я написал свои предложения по уменьшению срока действия договора, по правам на экранизацию и т.д. К моему удивлению, издательство даже не стало обсуждать эти предложения – их просто внесли в договор. Оказалось, что договор – это не одностороннее предложение, от которого нельзя отказаться. А договор между двумя сторонами. Но, разумеется, когда вы – известный и популярный писатель, договариваться вам гораздо проще, чем начинающему писателю.

Но договариваться нужно всегда. И не нужно бояться этого.

Тираж моей первой книги был небольшой – пять тысяч экземпляров. Но когда книга была напечатана, произошла забавная история. Большая часть тиража была выкуплена некой неизвестной организацией еще со склада, даже не дойдя до книжных и интернет-магазинов. Ситуация была непонятной. И на всякий случай издательство предложило мне еще раз немного подкорректировать наш договор. И допечатало еще десять тысяч экземпляров.

Как позднее выяснилось, «пропавшую» часть тиража выкупило ГРУ ГШ для подарков офицерам на 23 февраля.  Это к слову о том, что лучше иметь не сто рублей, а сто друзей. Для начинающего военного писателя это тоже очень важно.

В дальнейшем авторские договоры подписывать мне было уже легче.

Относительно гонораров и всех налогов, переживать не стоит. Гонорары выплачивают в кассе издательства, а налоги за вас заплатит само издательство. Обычно автор получает бесплатно десять авторских экземпляров. Этого мало. Поэтому часть гонорара есть смысл потратить на покупку своих книг (для авторов – хорошая скидка). Но не жадничайте, не покупайте все свои книги. Пусть что-то останется и для ваших читателей. И для книжных магазинов. Им тоже нужно жить. А вам нужно уметь делиться.

(окончание следует)

Александр Карцев, http://kartsev.eu

P.S. Буду благодарен за репост этой записи. Особенно за передачу этого Курса ребятам, которые лежат сейчас в военных госпиталях или недавно оттуда выписались.

Самые интересные и полезные комментарии от читателей и моих друзей по теме Краткого курса для начинающих военных писателей позднее обязательно добавлю в текст Курса. Как говорится, всем миром сделаем хорошее, важное и очень нужно дело для тех, кто придет после нас. Чтобы они были лучше нас, успешнее и счастливее…

Показать полностью 1

Начинающим военным писателям

Начинающим военным писателям Александр Карцев, Личный опыт, Курс молодого бойца, Творчество, Писательство, Длиннопост

На фото: начальник разведки (командир отдельного разведвзвода) 2 мотострелкового (рейдового) батальона 180 мсп лейтенант Карцев А.И. на пакистанской границе, в районе Алихейля, май-июнь 1987 года.

В этом очерке я хочу поделиться с начинающими военными писателями знаниями и своим личным опытом литературного творчества. Чтобы вам пришлось меньше блуждать в литературных потемках. И было проще найти самую короткую дорогу к своим читателям.

В принципе, стать военным писателем совсем не сложно. Для этого достаточно попасть на войну или СВО, остаться в живых и написать пару книг. Гораздо сложнее сделать так, чтобы издатели обратили внимание на ваше творчество. Чтобы ваши книги нашли своих читателей и зацепили их за живое – стали верными друзьями и спутниками, учителями и наставниками.

Тому, как правильно писать книги, учат в Литературном институте. К сожалению, не у всех у нас есть возможность в нём учиться. Хотя тем, кто хочет стать интересным для своих читателей, учиться придется всю свою жизнь. Поэтому для начала попробуем провести краткий курс молодого литературного бойца. Который, надеюсь, будет полезен не только для начинающих военных писателей (особенно для тех ребят, которые лежат сейчас в военных госпиталях), но и для многих других начинающих авторов.

По моему убеждению, труд писателя сродни труду хлебороба. Для того чтобы вырастить хороший «урожай» и тому, и другому нужно многое знать и многое уметь. Но тем, кто знает, что такое нелегкий солдатский труд, это по плечу.

1. Подготовка «семенного фонда»

С чего начинать будущему известному военному писателю? Лично мне в моем литературном творчестве очень пригодились дневники, которые я вёл в курсантские годы, во время переподготовки в отдельном батальоне офицерского резерва, в годы службы в Афганистане, в последующих служебных командировках и путешествиях. Понятно, что не всё и не всегда можно было писать в них «прямым текстом» и в полном объеме. Понятно, что в Афганистане на засады и в рейды я не брал с собой блокнот. Не брал его и в другие командировки.

Когда в мае-июне 1987 года нам пришлось почти целый месяц работать в районе пакистанской границы, я делал записи (очень, очень кратко) на клочках бумаги, на бумажной упаковке патронов, на картонной упаковке сухого пайка и т.д. Но вернувшись с операции, обязательно переносил эти записи в свой дневник.

Дело в том, что все записи должны храниться в одном месте. Иначе они обязательно потеряются. А события забудутся.

Записи я делал практически ежедневно. Когда для этого появлялась возможность. И даже, когда такой возможности не было. Со временем даже без литературной обработки, именно за счет «ежедневности», эти дневники приобрели большую историческую ценность. Хотя, казалось бы, что может быть интересного, к примеру, в повседневной работе начальника разведки батальона, командира отдельного разведвзвода на войне?)) На деле оказалось, что почти каждый день в его жизни может стать сюжетом для отдельного, увлекательного рассказа.

В записях важны не только отчеты о проделанной работе, об уничтоженных космических кораблях противника и захваченных в плен красавицах-марсианках, гораздо важнее - детали (как все это происходило, с какими трудностями вам приходилось сталкиваться и чего вам это стоило). И писать нужно не только о себе, но в первую очередь о своих боевых товарищах. Сохранить добрую память о них – наш долг. Но не меньший наш долг -  передать свой боевой опыт и знания. Это поможет нашим детям и внукам и тем, кто придёт после нас.

Не секрет, что читателям будут интересны не только воспоминания командиров с большими звездами, но в первую очередь - воспоминания «чернорабочих войны», её главных тружеников – разведчиков, спецназовцев, штурмовиков, лётчиков, операторов БПЛА, танкистов, артиллеристов, водителей, медиков и т.д. Описание их военного быта, смешные истории.  Повторюсь, именно детали вашей жизни на войне, службы и участия в боевых действиях.

Еще одним большим подспорьем для меня было мое увлечение фотографией. К сожалению, за 26 месяцев моей службы в Афганистане я смог сделать не очень много снимков, но каждый из них сейчас дорогого стоит. То же самое относится к моим фотографиям, сделанным в Индийском океане, в Красном море и в других служебных командировках. По понятным (геолокационным) причинам, фотографировать на войне лучше не на мобильный телефон или смартфон, а на фотоаппарат (видеокамеру). Все эти фотографии в дальнейшем послужат для оформления ваших рассказов. Или напомнят вам о чём-то очень интересном.

В раннем детстве я часто приносил домой с улицы какие-то совершенно ненужные, на первый взгляд, предметы – красивые камушки, железяки и разные безделушки.

- Зачем? – всегда спрашивала мама.

- Сгодится, – с деловым видом отвечал я, потому что не знал, зачем.

У нас с мамой был уговор: чтобы мои находки не превратили нашу крохотную однокомнатную квартиру в помойку, для них была выделена коробка из-под обуви. Как только эта коробка переставала закрываться крышкой, я должен был выбросить из неё что-то менее ценное, чтобы освободить место для новых находок.

Перебирая коробку с моими сокровищами, мне нравилось мечтать о чем-то неизведанном, изобретать что-то и фантазировать. Камни рассказывали мне о путешествиях и дальних странах. Железки могли пригодиться в моих изобретениях. А безделушки чаще всего были совершенно бесполезными, но очень красивыми. Значит, и от них была польза.

Сейчас у меня практически постоянно под рукой, в сумке или у кровати находится лист бумаги (А4, сложенный вчетверо), на который я записываю разные мысли, идеи, воспоминания (иногда даже проснувшись среди ночи, потому что утром могу это не вспомнить). В качестве коробки для «сгодится» служит тетрадь, в которую я переписываю самое важное из этих листочков. Будет удобнее, когда в этом блокноте вы сделаете разделы (воспоминания, мысли, идеи рассказов, важное, разное и т.д.). Так будет проще найти в них нужную вам информацию. Для писателя такие блокноты – большое подспорье.

В мирной жизни подобные блокноты можно вести и в электронном виде, то так же с обязательной разбивкой по разделам. И регулярно проводить чистку коробки для «сгодится». Иначе горы информационного шлака сделают недосягаемыми те алмазы, которые лежат на дне вашей волшебной коробки (как известно, один из способов защиты информации, использование избыточной информации), а работа по огранке алмазов превратится в работу мусорщика по сбору ненужного хлама.

2. Главные «сельхозинструменты»

Многие из нас знают притчу о семенах, попавших на разную почву. И, что с этими семенами стало. Немногие знают о необходимости севооборота, когда на следующий год, после уборки урожая, поле желательно оставить под пар. А лучше посадить на нем другие растения, которые повысят плодородие почвы. И совсем мало, кто задумывается о том, что даже на самой плодородной почве далеко не все семена могут дать урожай. Ведь если посадить фиги или ананасы где-нибудь в Подмосковье, даже на самой плодороднейшей почве, единственное, что получится из них вырастить – это только фиг вам. А вот в теплицах можно вырастить многое. К примеру, еще в дореволюционные времена в Царском селе даже зимой выращивали арбузы, дыни, землянику, малину, шелковицу, фиги (инжир) и ананасы. Но для этого нужны знания, нужны теплицы, капельный полив и хорошие сельскохозяйственные инструменты. Поэтому поговорим немного о главных инструментах писателя - о теории прозы. К сожалению, без этой теории удачи нам не видать!

Думается, начинать военным писателям лучше не с монографий и романов, а с обычных рассказов. Как говорится, начинать от простого к сложному. Со временем рассказы можно будет объединить в сборник рассказов или в роман.

Поговорим с вами о том, как написать рассказ.

Сначала определимся с объемом рассказа. Мне довелось более двенадцати лет заниматься преподавательской деятельностью в МИФИ, до сих пор часто выступаю перед школьниками и студентами. По моим наблюдениям, одним из побочных «результатов» болонской системы образования, которую в последние годы наши «реформаторы» внедряли в нашей стране, стала физическая невозможность школьниками и студентами усваивать и анализировать большие объемы текста.

Почти сорок лет я занимался  вопросами медицины и оздоровительными методиками. Последние пару лет мне пришлось ухаживать за пациентами, заболевшими короновирусом. Переболел им и сам. Одним из наблюдений за больными стало то, что поражение вирусом легких в первую очередь бьёт по работе головного мозга - недостаток кислорода приводит к ухудшению памяти и мозговой деятельности. Даже у тех, кто переболел «короной» в самой легкой форме. Другими словами, у большинства из нас.

Поэтому в нынешних условиях для начинающих авторов есть смысл писать рассказы размером не более двух-трёх страниц.

К тому же, такой  размер более подходит для различных сайтов, на которых желательно будет размещать свои рассказы. С одной стороны, в рекламных целях. А с другой стороны, читатели помогут вам исправить различные шероховатости в рассказах и грамматические ошибки (к сожалению, грамматика – бич многих военных писателей и помощь читателей здесь неоценима, ведь найти хороших редакторов и корректоров для правки ваших рассказов сейчас  очень не просто).

А теперь о главном. Чтобы у вас получился интересный рассказ, нужно уметь интересно его рассказать. А для этого нам понадобится немного волшебства. И настоящее волшебство скрыто в умении правильно построить сюжет рассказа (последовательность событий и отношений между персонажами; базовая схема произведения). Это очень важно!

Воспользуемся подсказкой, данной моим хорошим другом, замечательным военным писателем, руководителем Союза писателей ЛНР, проходившим службу в Афганистане в должности снайпера Глеба Леонидовича Боброва:

«Сюжет, начиная с Аристотелевой "Поэтики", по сей день состоит из последовательных блоков, каждый из которых вытекает из предыдущего и толкает следующий.

- препозиция;

- завязка сюжета;

- первая перипетия (поворот сюжета);

- вторая перипетия (поворот сюжета);

- действие, приводящее к кульминации;

-  кульминация;

- развязка;

- постпозиция;

Сюжет может быть не полным, но начало, перипетия, кульминация и развязка в нём быть обязаны, иначе это не рассказ, как малая форма прозы, а некий текст, той или иной направленности».

Сан Саныч Щелоков, человек, который привел меня в военную разведку, был не только известным советским военным разведчиком (работал в Афганистане еще до ввода наших войск), но и талантливым военным писателем. Он объяснял все это немного проще:

«Главный герой, гуляя по пустыне, встречает двугорбого верблюда с довольно симпатичной мордой (не просто верблюда, а конкретно этого). Первый горб – это высота, на которую не у каждого получится залезть. Немыслимыми усилиями главный герой справляется с выпавшими на него проблемами. А когда, забравшись на горб, он радостно вздыхает, оказывается, что у верблюда есть и второй горб.

И второй горб несравненно выше первого. И следом за ним - полная жо... Это - испытания, происки врагов, беды и проблемы, решить которые нашему герою уже не по силам. У него нет ни волшебной палочки, ни звонка другу, и даже на помощь инопланетян надеяться ему не приходится – все делать нужно самому, разгребать авгиевы конюшни, убивать злодеев, решать суперпроблемы. Используя при этом только свои силы, свои навыки и знания. И он это делает. В результате, обнаружив, что следом за жо... у верблюда есть еще одна довольно заметная деталь маленький, но симпатичный хвостик (развязка, когда главного героя целует любимая девушка или он находит целую банку сгущенного молока). А после этого главный герой и верблюд живут вместе долго и счастливо. До тех пор, пока главный герой не встретит другого верблюда, горбы у которого будут просто астрономических размеров».

Надеюсь, что этот двугорбый верблюд поможет многим из вас в написании хороших и интересных рассказов. Только, когда будете их рассказывать, старайтесь видеть перед собой глаза своих слушателей, учитывайте их возраст и пользуйтесь в рассказе не «казённым», а живым языком.

Мой давний друг, талантливый ученый и один из лучших детских писателей России, профессор МГУ Юрий Дмитриевич Нечипоренко часто повторяет слова известного американского писателя Курта Воннегута: «Если ученый не умеет популярно объяснить 8-летнему ребенку, чем он занимается, значит, он шарлатан».

Старайтесь рассказывать свои истории простым и понятным (в том числе, и для гражданских читателей) языком. Не перегружайте свои рассказы условными сокращениями, техническими характеристиками и военными терминами. В рассказах важнее люди, их судьбы и поступки, а не супербизоны и супероружие (хотя бывают и исключения, если рассказ ведется от их имени).

(продолжение следует)

Александр Карцев, http://kartsev.eu

P.S. Буду благодарен за репост этой записи. Особенно за передачу этого Курса ребятам, которые лежат сейчас в военных госпиталях или недавно оттуда выписались.

Самые интересные и полезные комментарии от читателей и моих друзей по теме Краткого курса для начинающих военных писателей позднее обязательно добавлю в текст Курса. Как говорится, всем миром сделаем хорошее, важное и очень нужно дело для тех, кто придет после нас. Чтобы они были лучше нас, успешнее и счастливее…

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!