Серия «Истории удивительных людей»

Спаситель Балтийского флота Алексей Михайлович Щастный

Февральскую революцию 1917 года герой русско-японской войны Алексей Михайлович Щастный встретил штаб-офицером при штабе Командующего флотом Балтийского моря. Верный присяге и долгу, сторонящийся от политических процессов, охвативших Россию, морской офицер и после октябрьского переворота остался на своём посту. В январе 1918 года Щастный, согласно революционному мандату большевиков — Первый помощник начальника военного отдела Центробалта, то есть фактически возглавил Балтфлот.
Спасая от захвата корабли Балтийского флота наступающими немецкими войсками в феврале 1918 года Щастный руководил перебазированием кораблей, находившиеся в порту российского Ревеля (ныне – Таллин, Эстония), в порт российского Гельсингфорса (ныне – Хельсинки, Финляндия). Самое удивительное, как он смог это сделать. Надавил на струны матроской гордости, напомнил об офицерской чести, заметив: чтобы там ни было между нами, офицерами и матросами, но оставлять корабли немцам — это позор, который ляжет на всех.


19 февраля первый отряд кораблей Балтийского флота ушел из Ревеля в Гельсингфорс. Суда уходили в Финляндию, потому что ледовая обстановка не позволяла двигаться к Кронштадту. Последние корабли ушли из Ревеля 25 февраля, буквально под носом у вступивших в город немцев.
Однако это еще не было завершением пути. В самой Финляндии, провозгласившей независимость несколько месяцев назад, разворачивалась собственная гражданская война. Красные финны пытались взять власть, белые, во главе с Маннергеймом, сопротивлялись, рассчитывая на поддержку Германии. 3 марта 1918 года большевики подписывают Брестский мир, одним из условий которого становится вывод кораблей Балтийского флота из Финляндии. Но только после того, как ледовая обстановка позволит это сделать.

5 марта к Аландским островам прибывает германский флот, и на финский берег высаживаются первые немецкие части. Никаких сомнений в том, что немцы вмешаются в финские дела, уже не было. Русские корабли были для них лакомым куском. Да, захват их стал бы нарушением договора, но что смогло бы, кроме гневных слов, противопоставить этому советское правительство?
Начинается сложнейшая дипломатическая игра, призом в которой должны стать сотни военных судов. Троцкий из Петрограда настаивает на том, чтобы Щастный и моряки-балтийцы оказали помощь красным финнам, сторонники Маннергейма боятся такого развития ситуации. Троцкий командует, если ничего не выйдет – то пусть затопят суда. Немцы зарятся на стоящие практически без охраны корабли флота, и ко всему прочему активно действует британская разведка, резиденты которой, боясь, что флот достанется Германии, в унисон с Троцким сулят огромные суммы за затопление судов.

Российские военные корабли в порту Гельсингфорса 1918 год.

Спаситель Балтийского флота Алексей Михайлович Щастный Старое фото, Революция, Балтийский флот, Историческое фото, Длиннопост, Политика

Щастный снова собирает офицеров, революционных комиссаров и говорит — единственный шанс на спасение флота состоит в немедленном переходе в Кронштадт. Да, в тяжелой ледовой обстановке, да, под прессингом финнов, которые уже пытались захватить часть кораблей, но это лучше, чем ожидать, что твою участь за тебя решит кто-то другой.
12 марта 1918 года из Гельсингфорса уходят четыре линейных корабля и три крейсера в сопровождении двух ледоколов. Через пять дней они уже Кронштадте. К началу апреля германские части численностью до 15 тысяч штыков уже открыто действуют в Финляндии. Но 4 апреля из Гельсингфорса отправлен второй отряд кораблей — два линкора, два крейсера, две подводные лодки. Выведя из-под удара главные корабли флота, Щастный стал готовить самый массовый поход. 5 апреля, Щастный был официально назначен начальником Морских сил («наморси») Балтийского моря.


За пять дней с 7 по 11 апреля из Гельсингфорса ушли 45 эсминцев, три миноносца, десять подводных лодок, пять минных заградителей, шесть тральщиков, одиннадцать сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно. Сам капитан Щастный уходил из Гельсингфорса последним, на штабном корабле «Кречет». Этот поход получил название морского Ледового. За время перехода не было потеряно ни одного судна. Всего было перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок.

На фото «Ледовый поход».

Спаситель Балтийского флота Алексей Михайлович Щастный Старое фото, Революция, Балтийский флот, Историческое фото, Длиннопост, Политика

Авторитет Щастного возрос настолько, что народный комиссар по военным и морским делам Лев Троцкий, увидел в нем серьезного конкурента. Кроме того, еще до этого "Ледового похода" между ними часто возникали существенные разногласия, Щастный и Троцкий не могли найти общего языка, споря практически по каждому вопросу. В результате Троцкий решил уничтожить набирающего популярность командующего Балтийским флотом, которого он назвал “преступником значительной важности". 27 мая по его личному распоряжению Щастный «за преступления по должности и контрреволюционные действия» был арестован. Свою вину в паникёрстве и создании негативных отношений между флотом и советской властью Щастный не признал.


В приговоре по делу говорилось: «Именем РСФСР Революционный трибунал при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, заслушав в открытых заседаниях своих от 20 и 21 июня 1918 г. и рассмотрев дело по обвинению бывшего начальника морских сил Балтийского флота гр. Алексея Михайловича Щастного, 37 лет, признал доказанным, что он готовил условия для контрреволюционного государственного переворота, стремясь своею деятельностью восстановить матросов флота и их организации против постановлений и распоряжений, утверждённых Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Вёл контрреволюционную агитацию в Совете комиссаров флота и в Совете флагманов: то предъявлением в их среде провокационных документов, явно подложных, о якобы имеющемся у Советской власти секретном соглашении с немецким командованием об уничтожении флота или о сдаче его немцам, каковые подложные документы отобраны у него при обыске; лживо внушал, что Советская власть безучастно относится к спасению флота и жертвам контрреволюционного террора; то разглашая секретные документы относительно подготовки на случай необходимости взрыва Кронштадта и флота; то ссылаясь на якобы антидемократичность утверждённого СНК и ЦИК Положения об управлении флотом, внося, вопреки этому Положению, в Совет комиссаров флота на разрешение вопросы военно-оперативного характера, стремясь этим путём снять с себя ответственность за разрешение таких вопросов; то попустительствовал своему подчинённому Зелёному в неисполнении распоряжений Советской власти, направленных к облегчению положения флота, и замедлил установление демаркационной линии в Финском заливе, не исполняя своей прямой обязанности отстранения таких подчинённых от должности; то под различными предлогами на случай намеченного им, Щастным, переворота задерживал минную дивизию в Петрограде; и всей этой деятельностью своей питал и поддерживал во флоте тревожное состояние и возможность противосоветских выступлений. Принимая во внимание, что вся эта деятельность Щастного проявлялась им в то время, когда он занимал высокий военный пост и располагал широкими правами во флоте Республики, Трибунал постановил: считая его виновным во всём изложенном, расстрелять. Приговор привести в исполнение в течение 24 часов».


22 июня в 4 часа 40 минут Алексей Щастный был расстрелян в Москве латышскими стрелками в скверике Александровского военного училища и тайно захоронен в безымянной общей могиле Всехсвятского кладбища, близ Храма Всех Святых на Соколе.
Ни себе, ни своей семье Щастный помочь не смог. Революция, которую он принял всей душой, жестоко с ним расплатилась. Однако он сумел спасти флот. И тем самым оказал неоценимую помощь своей стране. Именно выведенные им суда стали основой для возрождения военно-морских сил на Балтике. Спасенные Щастным линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» обороняли во время блокады Ленинград. В боях за Севастополь участвовал и 5 декабря 1944 года вернулся в освобожденный город линкор «Севастополь», также проведенный Щастным через льды Финского залива.

На фото Алексей Михайлович Щастный.

Спаситель Балтийского флота Алексей Михайлович Щастный Старое фото, Революция, Балтийский флот, Историческое фото, Длиннопост, Политика
Показать полностью 3

История жизни советского художника Владимира Зарубина

Владимир Иванович Зарубин родился в Орловской области. В семье было трое сыновей и каждый имел в жизни свою страсть. Володя обожал рисовать. Отец всячески поощрял стремление своих детей к саморазвитию и в том числе тягу младшего к искусству. Все соседи были удивлены талантом ребенка. Незадолго до войны Зарубины переехали в Лисичанск, где строились предприятия. Жизнь здесь сулила большие перспективы братьям — каждый мог развивать свои таланты. Но война нарушила все планы — старшие братья пошли на фронт, а Владимира, которому было 16 лет, угнали на завод в Руре. Тяжелый труд, холод, недоедание, издевательства и постоянный страх смерти — все эти спутники остербайтеров заставили Зарубина по-иному смотреть на окружающий мир.


С 1945 по 1949 год он находился на военной службе. Демобилизовавшись, Владимир обосновался в Москве, устроившись сначала художником в Министерстве угольной промышленности, а затем на завод, который сейчас называется НПО «Гиперон». Работая, парень закончил вечернюю школу и параллельно курсы художников-мультипликаторов. С 1957 по 1982 год Зарубин работал художником-аниматором на «Союзмультфильме». За это время он принял участие в создании сотен замечательных мультфильмов, среди которых «Ну погоди», «Маугли», «Тайна третьей планеты», «По следам бременских музыкантов», кстати, именно он придумал внешность сыщика.

История жизни советского художника  Владимира Зарубина Старое фото, Художник, Мультипликатор, Открытка, СССР, Длиннопост, Союзмультфильм

Но главное, Владимир Зарубин — был автором прекрасных открыток. В 1962 вышла первая его открытка, с хорошо узнаваемым «фирменным» стилем, которому мастер никогда не изменял. С тех пор Владимир так и жил: днем работал на «Союзмультфильме», ночами придумывал и рисовал своих зайчат, снеговиков и белочек.
К сожалению, ему часто приходилось нелегко, членов комиссии, определяющих идеологическую пригодность открыток, работы Зарубина нередко ставили в тупик. Где же пионеры, комсомольцы, пролетарии и румяные крестьянки? Выдвигали абсурдные претензии, которые очень расстраивали художника. Для него зверята были живыми, настоящими. Как-то его заставили перерисовать весеннюю открытку, на которой Ежик дарит Ежихе леденец на палочке. Придирка была смешной: «Где вы видели ежей в сапогах?» Худсовет объявил: либо обувка исчезает, либо в тираж картинка не идет. Владимир переделал иллюстрацию, но Ежика ему было жалко до слез, ведь холодно стоять босиком в мартовском снегу! И одну лапку ему художник приподнял — чтобы не мерзла...


А вот жителей СССР не беспокоили звери, разгуливающие в ботинках, пьющие чай или обменивающиеся подарками. Простые люди обожали открытки Зарубина, которые стали неотъемлемой частью всех праздников. В киосках скупали все картинки с медвежатами и зайцами, чтобы именно на ней написать теплые пожелания близким. Большинство людей не знали даже имени художника, но были у него и поклонники, которые слали Зарубину благодарственные письма. Он отвечал на каждое и всегда старался найти слова, которые порадуют адресата.

История жизни советского художника  Владимира Зарубина Старое фото, Художник, Мультипликатор, Открытка, СССР, Длиннопост, Союзмультфильм

90-е выбили художника из колеи. Жизнь стремительно менялась, но Зарубин продолжил рисовать: для себя — пейзажи, для заработка — открытки. Его сын рассказывал: работы отца продолжали пользоваться спросом. Маленькое издательство, с которым сотрудничал Зарубин, во многом благодаря ему и поднялось. Но относились там к художнику отвратительно: задерживали гонорары и намекали, что работы Владимира никому не нужны и берут их из жалости. В какой-то момент платить Зарубину вообще перестали, но продолжали требовать новые открытки. Устав ждать, он позвонил и услышал в ответ, что денег за работу он не получит. После этого разговора у художника случился третий инфаркт, и он скончался на руках жены и сына. Супруга пережила его лишь на год.
Зарубин мировой рекордсмен, ведь его открытки, вместе с конвертами и бланками телеграмм, были выпущены в невероятном количестве 1 588 270 000 экземпляров! Несмотря на это, многие работы художника можно считать настоящими раритетами. В филократии есть даже особое направление — коллекционирование открыток Владимира Зарубина.

История жизни советского художника  Владимира Зарубина Старое фото, Художник, Мультипликатор, Открытка, СССР, Длиннопост, Союзмультфильм
Показать полностью 3

История жизни создателя телевидения Владимира Зворыкина

Владимир Козьмич Зворыкин родился в Муроме. Его отец был купцом первой гильдии, торговцем хлебом и пароходчиком, возглавлял Муромский общественный банк. Окончив училище, Владимир поехал в Петербург и поступил там в Технологический институт. Идет 1906-й год, еще не улеглись волнения первой революции. Первокурсник Зворыкин участвует в митингах, а потом и в студенческой забастовке. Но учеба его привлекает больше. Он знакомится с профессором Борисом Львовичем Розингом, автором первых работ по электронной передаче изображения на расстояние и становится его постоянным помощником в работе.


В 1912 г. Зворыкин оканчивает институт с отличием. Отец настаивает на возвращении сына в Муром для приобщения к своему делу. Но Владимира Козьмича влечет наука. По совету Розинга он едет в Париж к выдающемуся физику П. Ланжевену. В течение года Владимир занимается в «Колледже де Франс» исследованием дифракции рентгеновских лучей, затем слушает курс теоретической физики в Шарлоттенбургском институте (Германия).


На родине его призывают в действующую армию. В течение 1,5 лет Зворыкин служит на военной радиостанции в Гродно. Далее в Петрограде работает преподавателем офицерской радиошколы. Там же встречает Февральскую революцию. Уже во всю работают Революционные трибуналы по жалобам солдат на офицеров за плохое обращение. Был вызван туда и Зворыкин. Но суд отпустил его, поняв вздорность обвинения: один из солдат пожаловался на то, что Зворыкин издевался над ним, заставляя подолгу повторять цифры в дырочку (микрофон), а сам в это время копался в соседней комнате в каком-то аппарате. Но работать в Петрограде становится невозможно.

На фото студент В.К. Зворыкин. 1906 год.

История жизни создателя телевидения Владимира Зворыкина Старое фото, Черно-белое фото, Изобретатели, Телевидение, Зворыкин, Длиннопост

Зворыкин решает вернуться в армию, но армия полна агитаторов самого разного толка - от большевиков до анархистов. Снова сменив военную форму на штатскую одежду, Зворыкин уезжает в Москву. Там его ждет печальное известие о смерти отца. Владимир Козьмич спешит в Муром. Эта поездка в родной город в 1918 году окончательно развеивает надежды на возвращение к прежней налаженной жизни. Фамильный дом над Окой перешел в собственность Совета рабочих и солдатских депутатов. На кладбище рядом с могилой отца белеет много новых крестов. Тетя Мария убита грабителем, позарившимся на ее коллекцию икон. Зворыкин возвращается в Москву.


Он получает предложение поработать в Омске, где требуется оборудовать мощную радиостанцию, а также поехать в командировку в США. Отъезд из Москвы в 1918 г. был похож на бегство - знакомый служащий комиссариата по секрету сообщил, что бывшему офицеру радиослужбы уже выписали ордер на арест. Зворыкин уезжает поездом в Нижний Новгород, потом пароходом по Волге и Каме до Перми. Далее с большим трудом добрался до Екатеринбурга. Здесь его арестовали и посадили в тюрьму для выяснения личности. Но тут в город вошли чехословацкие части, после чего охрана тюрьмы разбежалась. У чехов русский инженер подозрений не вызвал, и Зворыкину разрешили доехать до Омска.


Там ему выдали необходимые бумаги для деловой поездки в США, однако добраться туда оказалось практически невозможно. Шла гражданская война, все дороги из Омска, кроме как на север, были отрезаны. В этой ситуации Зворыкин решается отправиться пароходом по рекам Иртыш и Обь через Карское море к острову Вайгач. Отсюда можно выбраться только на ледоколе. Пути назад нет. К счастью, приходит ледокол, и еще через несколько недель Зворыкин добирается до Архангельска, оккупированного войсками Антанты. Потратив на получение виз несколько недель, Зворыкин отправляется через Норвегию, Данию и Англию в США.
В январе 1919 г. Зворыкин снова возвращается в Омск, на этот раз через Тихий океан, Японию, Владивосток и Харбин. В России продолжается гражданская война. Сибирское правительство сменил адмирал Колчак. Отчитавшись по поручениям Зворыкин вновь отправляется в Америку.

История жизни создателя телевидения Владимира Зворыкина Старое фото, Черно-белое фото, Изобретатели, Телевидение, Зворыкин, Длиннопост

Америка не ждала с распростертыми объятиями эмигранта из России, ничем себя не проявившего, не имевшего рекомендаций и не владевшего английским языком. Обустроиться помог российский посол в США Б.А. Бахметьев. Временное правительство в России давно ликвидировано, но США не торопятся признавать послов от большевиков. Поэтому, бывший профессор Санкт-Петербургского политехнического института Бахметьев руководит деятельностью посольства России в США, информационного бюро и Закупочной комиссии. Зворыкина зачисляют в штат Закупочной комиссии, размещающейся в Нью-Йорке, но вскоре компания "Вестингауз" предлагает ему работу в лаборатории в Питтсбурге. В 1923 году ему удалось изготовить образец полностью электронной системы телевидения, передающую трубку с мозаичным фотокатодом. В ней был применен принцип накопления зарядов, получаемых точечными фотоэлементами, что значительно повысило ее светочувствительность. Своему детищу изобретатель дал звучное название "иконоскоп". Качество изображения оставляло желать лучшего, но ведь это лишь первый образец, свидетельствовавший о принципиальной возможности нового способа телевидения, свободного от прежних ограничений, связанных с механическим способом развертки. Но на генерального директора фирмы Дэвиса, демонстрация установки впечатления не произвела. Решено, что "парню из России" лучше заняться чем-нибудь "более полезным для фирмы".


Однако изобретатель не прекращал совершенствовать электронную трубку. От экспериментов нужно было переходить к опытному производству, но для этого требовались капиталовложения. Таким бизнесменом и специалистом в области радиоэлектроники, не сомневающимся в будущем электронного телевидения, оказался также эмигрант из России - Давид Сарнов президент крупнейшей компании "Radio Corporation of America" (RCA). Деловая хватка, связи на американском рынке радиоэлектроники и финансы обеспечили детищу Зворыкина продвижение к успеху.


В 1929 г. Зворыкин начинает работу в отделении RCA. "Что потребуется, чтобы превратить вашу разработку в средство телевизионного вещания для массовой аудитории?" - спросил Сарнов. "Сто тысяч долларов и два года работы", - таким был ответ Зворыкина. Но реальные затраты по организации системы телевидения в США были как минимум в тридцать раз больше. Эта оценка финансовых затрат подтверждает, что Зворыкин не был экономистом, но у него были способности находить технические решения задач, зачисленных его коллегами в разряд "тупиковых".

В. К. Зворыкин демонстрирует первый электронный телевизионный приемник. 1929 г.

История жизни создателя телевидения Владимира Зворыкина Старое фото, Черно-белое фото, Изобретатели, Телевидение, Зворыкин, Длиннопост

В 1931 г. Зворыкин создает окончательную конструкцию передающей трубки - иконоскопа, ставшего основой будущей системы электронного телевидения. После практических испытаний, телепередающая станция мощностью в 2.5 кВт устанавливается на самом высоком здании Нью-Йорка - Эмпайр Стейт Билдинг. Опытная телетрансляция с помощью этой станции начинается в 1932 г. Заводы компании RCA осваивают выпуск телевизоров с кинескопом конструкции Зворыкина. Жители Нью-Йорка и окрестностей в радиусе до 100 км становятся первыми абонентами электронного телевидения.


Зворыкин выступает в роли триумфатора. Его опыт, советы, идеи представляют огромный интерес в Германии, Венгрии, Франции, Бельгии, Англии. Но Зворыкин выбирает сначала посещение СССР, и уже в августе 1933 г. выступает перед учеными и инженерами в Ленинграде и Москве.


За несколько месяцев до поездки фирму RCA посетили посланцы Советского Союза - специалисты в области радиоэлектроники С.А. Векшинский (впоследствии академик) и А.Ф. Шорин. Зворыкин получил от соотечественников предложение вернуться. Ему были даны заверения, что советское правительство предоставит ему максимально благоприятные условия для работы и жизни и гарантирует ограждение от каких-либо преследований, связанных с его дореволюционным прошлым. Предложение запало в душу. Он понимал, что не станет "стопроцентным американцем". По-английски он говорил с чудовищным акцентом, все привычки и образ мыслей так и остались русскими. Не совсем удачно сложилась и личная жизнь.


Спустя год Зворыкин снова едет в Россию. В доме его сестры Анны собирается семейный совет, на котором, при всей любви к нему, родственники отговаривают его от переезда в СССР. Так как тут он будет для многих, во-первых, сыном купца первой гильдии, во-вторых, бывшим белым офицером, в-третьих, в недавнем прошлом американским гражданином, имевшим связи с капиталистами. При неблагоприятном стечении обстоятельств риск очень велик, поэтому возвращение будет неразумным. Доводы выглядели убедительно. Зворыкин решил остаться жить в США. Любил приезжать в СССР, встречаться с сестрами и племянниками, щедро осыпать их, как и положено американскому дядюшке, разнообразными подарками.


Опасения родных были не напрасны, например, родной брат Владимира Козьмича - Николай был руководителем ряда проектов по строительству гидротехнических сооружений. Но сбоя в работе оказалось достаточно, чтобы Николай Зворыкин, как и его ближайшие сотрудники, были за срыв сроков осуждены. Им повезло, что дали возможность исправиться, а после успешной сдачи гидроузла в эксплуатацию всю бригаду проектировщиков помиловали.

В.К. Зворыкин в своей лаборатории.

История жизни создателя телевидения Владимира Зворыкина Старое фото, Черно-белое фото, Изобретатели, Телевидение, Зворыкин, Длиннопост

В лаборатории Зворыкина были созданы ортикон, видикон, суперортикон и ряд других приборов. Начиная с 1939 г. он занимался разработкой электронных микроскопов, достигнув в короткие сроки значительных результатов. Помимо приборов ночного видения в его лаборатории создаются телевизионные бортовые устройства для наведения на цель бомб и ракет, приборы для систем радиолокации и др. Под конец войны Зворыкину был вручен диплом Министерства обороны США. Академия искусств и наук США избрала его своим членом.


В 1943 г. к Зворыкину обратились активисты, занимавшегося сбором средств для закупки и отправки населению СССР продовольствия, одежды и т.п., и предложили возглавить Нью-Йоркское отделение Фонда помощи. Зворыкин дал свое согласие, ему не хотелось оставаться в стороне, когда можно было помочь бедствующим соотечественникам.


В 1945 г. в США были сформированы группы специалистов для поездок по занятой союзническими войсками территории Германии, чтобы определить важность сохранившихся результатов исследований и промышленных разработок, выявить нужных ученых и инженеров и т.п.  В эту группу вошел и Зворыкин. Но неожиданно выяснилось, что из-за работы в Фонде помощи покидать пределы США ему запрещено. Только 1947 г. после долгих разбирательств и поддержки со стороны компании RCA ему вернули паспорт и разрешили поездки за рубеж.


Тем не менее на него продолжали сыпаться почести: он был удостоен медали им. Говарда Поттса, Почетного диплома Президента США, медали и премии Ламме Института инженеров-электриков, золотой медали Пур Ричард Клаб за выдающиеся достижения в науке и др. Вместе с математиком Дж. фон Нейманом Зворыкин разрабатывает новый метод прогнозирования изменений погоды с использованием метеоракет и компьютерной обработкой данных. Потом принимается за решение проблемы повышения безопасности движения на скоростных автомагистралях и создает экспериментальный образец радиоуправляемого автомобиля. В 1951 г. он вступил в брак с русской эмигранткой Е.А. Полевицкой.

Владимир Козьмич с иконоскопом и за работой.

История жизни создателя телевидения Владимира Зворыкина Старое фото, Черно-белое фото, Изобретатели, Телевидение, Зворыкин, Длиннопост

Зворыкину принадлежит свыше 120 научных патентов. Имя его значится в Американской национальной галерее славы изобретателей, он удостоен более 30 наград, включая Национальную медаль Науки США, премию Пионера американской ассоциации промышленников, орден Почетного Легиона Франции, орден Почета правительства Италии и др.

Жизнь его была насыщена поездками во многие страны, встречами с учеными, инженерами, общественными деятелями. Начиная с 1959 г. он еще восемь раз приезжал на родину, навещал близких, интересовался развитием науки, техники, культуры в нашей стране. Долго не мог побывать в Муроме, где прошли его детство и юношество (город был закрыт для иностранцев), и тогда пошел на хитрость.


В 1967 г. супруги Зворыкины оформили интуристское посещение г. Владимира. Там отправились вдвоем смотреть соборы, а затем, поймав такси, махнули в Муром. И вот после пятидесятилетней разлуки Владимир Козьмич вновь в родном городе - у церкви Николы Набережного над Окой, на кладбище, где похоронены родственники, в доме, где прошло его детство и отрочество.


Владимира Козьмича не стало в 1982 году. Он, "Russian-born US electronic engineer", еще при жизни был назван "Отцом телевидения", а его имя выгравировано на доске на Стене Славы деятелей науки и техники США.

На фото В.К. Зворыкин с женой Екатериной Андреевной.

История жизни создателя телевидения Владимира Зворыкина Старое фото, Черно-белое фото, Изобретатели, Телевидение, Зворыкин, Длиннопост

https://aftershock.news/?q=node%2F1212198

Показать полностью 6

Подвиг летчика Василия Леонтьевича Дегтярева

Подвиг летчика Василия Леонтьевича Дегтярева Великая Отечественная война, Герои, Подвиг, Летчики, Герой Советского Союза

Василий Леонтьевич Дегтярев за пару лет до Великой Отечественной войны окончил военное летное училище и остался служить пилотом-инструктором, подготавливая кадры. В июне 1942 года оказался на фронте на должности командира звена штурмовиков Ил-2. Лично уничтожил 19 артиллерийских батарей, 5 танков, 2 вагона, а также 2 самолета противника.


9 июля 42-го года в бою на Брянщине летчик получил тяжелое ранение, а его самолет оказался сильно поврежден. Долететь до базы не представлялось возможным, а потому Дегтярев усадил машину на первой попавшейся пригодной для этого местности - на полянке неподалеку от места боя. В этот момент, рядом тренировались молодые новобранцы вермахта. Увидев, что советский самолет сел, вся эта толпа из молодых и уверенных в себе юнцов прямо так, без оружия, громко улюлюкая, бросились к штурмовику, в надежде взять пилота живым и отличиться. В их голове даже не укладывалось, что русский летчик будет сопротивляться, ведь по полю на него бежало несколько сотен человек!


Но Дегтярев не испугался, а хладнокровно открыл огонь из пулемета. Причем в тот самый момент, когда немцы находились достаточно близко. Естественно, по толпе куда не стреляй, а в кого-то точно попадешь, вот Дегтярев и попал. Из оружия своего Ила он стал бить в самую гущу врага. Позже выяснилось, что в тот день Дегтярев положил 179 немецких солдат!


Немцы, конечно, в панике бросились в рассыпную, а потом обратно в свое расположение. Пользуясь этой заминкой Дегтярев выскочил из машины и попытался уйти в сторону реки Десна. Однако сказывалось ранение и то, что немцы пришли в себя. Они бросились вдогонку, летчик до последнего отстреливался, но уйти не смог. Последний патрон он оставил для себя…
За этот подвиг 11 ноября 1990 года Василию Дегтяреву было присвоено звание Герой Советского Союза.

Показать полностью 1

Алексей Васильевич Алелюхин- лётчик-ас времён великой отечественной войны

Алексей Васильевич Алелюхин войну начал в Одессе на истребителе И-16. Уже на 3-й день войны Алексей в составе звена сбил над аэродромом бомбардировщик Хейнкель Хе-111. Это была его первая групповая победа. Осенью полк был перевооружен на новые истребители ЛаГГ-3. Истребитель имел конструкцию с использованием прессованной дельта-древесины и двигатель водяного охлаждения. Имел мощное вооружение, но недостаточную маневренность и небольшую скорость. Сражаться с истребителями Мессершмитт Ме-109 было очень тяжело. Тут было мало просто храбрости и мужества - надо было иметь еще высокое мастерство и квалификацию.


5 декабря 1941 года Алексей Алелюхин награжден первой боевой наградой - Орденом Боевого Красного Знамени. Одна из самых высших боевых наград СССР. Этот орден очень ценился фронтовиками. В эскадрилье 9-го Гвардейского полка, которой командовал Алексей Алелюхин все самолеты несли на обоих бортах изображение леопарда, разрывающего сердце - явный намек на то, что пилотам 9-го ГИАПа приходилось встречаться с 9 Staffel JG-52. Самолет Алелюхина отличался от остальных в эскадрилье красным капотом, чтобы пилоты могли легко вычислить в бою своего командира.

Алексей Васильевич Алелюхин- лётчик-ас времён великой отечественной войны Старое фото, Герои, Великая Отечественная война, Летчики, Длиннопост

В один из февральских дней истребитель Мессершмитт BF-109G элитной немецкой 52 истребительной эскадрильи (JG-52), управляемый германским асом люфтваффе №2 Герхардом Баркхорном (по немецким «подсчетам» 301 сбитый самолет) не возвращался на базу так долго, что его уже собирались записать в пропавшие без вести. Однако, в самый последний момент "Мессершмитт" всё-таки дотянул до аэродрома, практически рухнув на начало взлетной полосы. Из самолёта немецкого аса вынесли на руках, сам он идти был не в состоянии.
В последствии в ноябре 1966 года, будучи генералом немецкого бундесвера, Баркхорн признался в единственном интервью британскому авиационному журналу Flight International. На вопрос репортёра описать самый памятный для себя бой, во время Второй Мировой, он, не особо задумываясь, вспомнил обстоятельства воздушной дуэли в период "Сталинградской катастрофы", с "красноносым ЛаГГ-3". Баркхорн не знал имени лётчика, лишь отметив, что "красный" довел его до полного физического истощения и что это была рекордная по времени воздушная дуэль, в которой ему доводилось принимать участие: "Я был мокрым от пота, как будто только что вышел из душа. Мы выписывали в воздухе все мыслимые и немыслимые фигуры, но так и не смогли достать друг друга. Оба наших самолета вышли из большой акробатической игры, и ни один не смог задеть другого. Он был из гвардейского полка, и весь нос его самолета был окрашен в красный цвет. Увы, не имею никакого представления, кто бы это мог быть. Интересно, было ли русскому летчику так же трудно, как и мне?"
Русскому лётчику тоже пришлось не просто. Алексей Алелюхин, который был тогда за штурвалом ЛаГГ-3 тоже вспомнил этот бой. В тот день начальство в кои-то веке разрешило ему вылет на "свободную охоту". С самолетом Баркхорна он встретился уже возвращаясь домой. По его подсчетам, смертельная карусель с "Мессершмиттом" немецкого аса длилась около сорока минут и потребовала максимальной концентрации. На родной аэродром лётчик прилетел полностью обессиленным, с пустыми топливными баками, но без повреждений.
Любопытно, что сам Алелюхин этот бой самым сложным в своей карьере не считал. Наиболее памятной для него была схватка в небе Сталинграда сразу с четырьмя "мессерами", из которой наш лётчик, применив несколько головокружительных маневров, вышел победителем, сбив один BF-109G, после чего остальные покинули место боя. Всего за войну Алексей Алелюхин лично уничтожил 40 немецких и румынских самолетов и ещё 17 в группе. Лишь однажды за всё время ему пришлось покинуть горящую машину. При том, что его визави Баркхорн был сбит девять раз, семь из которых на Восточном фронте.


Итоги схватки, говорят еще и о том, что при прочих равных, опытные советские пилоты ни в чем не уступали германским асам, даже на ЛаГГ-3, имевших не лучшую репутацию в советских ВВС. Просто одни занимались "свободной охотой" и всеми правдами, и чаще неправдами стараясь повысить личный счёт ради очередного Abschussjubiläum, или, грубо говоря, круглой цифры. А другие просто выполняли свою работу, от сопровождения бомбардировщиков, до штурмовки наземных позиций немцев и о личных счетах сбитых самолетов заботились лишь постольку-поскольку.

Алексей Васильевич Алелюхин- лётчик-ас времён великой отечественной войны Старое фото, Герои, Великая Отечественная война, Летчики, Длиннопост

Под Сталинградом Алелюхин был командиром эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Этот полк специально формировался для завоевания господства в воздухе. 23 августа 1943 года Алексей Алелюхин получает звание Героя Советского Союза. Вторую Золотую Звезду Алексей получает 1 ноября 1943 года. В этот период Алексей летал уже на Аэрокобре, любил ее за мощное оружие и хорошую радиосвязь. Последний свой бой Великой Отечественной войны Алексей Алелюхин провел над Балтикой 27 марта 1945 года и сбил два истребителя ФВ-190. За время войны Дважды Герой Советского Союза командир эскадрильи Алексей Васильевич Алелюхин выполнил 601 боевой вылет, провел 258 воздушных боев. В 1948 году окончил Военную Академию им. Фрунзе. Участвовал в войне в Корее, командовал истребительной авиационной дивизией, но сам боевых вылетов не выполнял. Освоил реактивный МИГ-15. В 1954 году окончил Военную Академию Генштаба. Служил на командных должностях в ВВС СССР. С 1985 года в отставке. Жил в Москве. Умер 29 октября 1990 года, похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с другими известными летчиками.

Генерал-майор Алелюхин А.В.

Алексей Васильевич Алелюхин- лётчик-ас времён великой отечественной войны Старое фото, Герои, Великая Отечественная война, Летчики, Длиннопост
Показать полностью 3

Истории удивительных людей. Григорий Николаевич Журавлёв

Мало кому знакомо это имя — Григорий Николаевич Журавлёв. Он родился в Самарской губернии в селе Утёвка в 1858 году. Родители были в шоке, когда увидели младенца. Куколка без рук и ног сильно потрясла мать и отца. Его мать так убивалась, что хотела умертвить себя, а заодно и младенца. Простые крестьяне, они считали, что рождением такого ребенка Бог наказал их за грехи.
Его судьбу тогда решил дед Гришеньки, Петр Васильевич Трайкин. Он заступился за малыша и сказал, что сам займется воспитанием внука, и будет учить его всему, что знает сам.
Гриша ползал и перекатывался по двору с прутиком в зубах и рисовал все, что видел, с точностью повторяя. Однажды его увидел земский учитель Троицкий, безмерно удивился и решил обучить мальца грамоте. Сказано – сделано. Дед стал возить подросшего мальчика в соседнее село учиться, а когда деда не стало, к Грише на дом учитель стал ходить сам. В скором времени мальчик стал переписывать протоколы экзаменов, а также исполнять просьбы жителей села – писать за них письма. Односельчане вообще хорошо относились к мальчику: Гриша любил рыбалку – и его часто брали на руки и отправлялись с ним на озеро. Сам Григорий, по воспоминаниям современников, был очень добрым. А еще он с детства любил посещать Храм. Его приносили на руках, ставили у икон. Вместо ног у мальчика были обрубки чуть ниже колен и стоять на коленях, привязав кожаные подушечки, он мог. Лики святых волновали сердце подростка, и его желание рисовать иконы определило дальнейшую судьбу.


В 1873 году он со своим братом Афанасием отправился в Самару с намерением встретиться с местным художником Травкиным и напроситься к нему в подмастерья. Художник был настолько поражен столь необычному ученику, что поселил того в собственной квартире, где и началось обучение. Впрочем, продолжалось оно недолго, всего несколько дней, по прошествии которых Гриша вернулся в родную деревню, где в течение 5 лет усердно самостоятельно осваивал полученные знания. Помогали ему бабушка и родной брат, они разводили краски, чистили кисти и делали заготовки из дерева, из которых потом получались иконы.

Журавлев начинает писать образа и продавать их высокопоставленным лицам Самары. Те, в свою очередь, показывали его работы своим знакомым, привлекая желающих заказать образ. Свои иконы Григорий стал подписывать с обратной стороны: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий». Самарское земское собрание входит в бедственное положение семьи художника и назначает ему ежегодное вспоможение в 60 руб. Для понимания, лошадь в 1896 году стоила 20 р., пуд пшеницы — 30-38 копеек, а средняя зарплата в Российской империи у работников фабрик, заводов и служащих младших чинов в 1880 г. – 16 р. в месяц.


В 1884 году Григорий познакомился с самарским губернатором Свербеевым и попросил его передать цесаревичу Николаю икону святителя Николая Чудотворца. Сопровождалась просьба следующими словами: «Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, Который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».

Икона Св. Николая (Эрмитаж) и Григорий с братом Афанасием.

Истории удивительных людей.  Григорий Николаевич Журавлёв История России, Иконопись, ЖЗЛ, Длиннопост

Цесаревич принял икону. Александр III тоже поучаствовал в судьбе талантливого художника, назначил ему пенсию в 25 рублей золотом, указал местным властям оказывать помощь Григорию, изготовить транспортное средство на все времена года для облегчения передвижения. У Журавлева появились ученики — Михаил Хмелев и Василий Попов.
Местные жители давно хотели, чтобы в селе Утёвка появился свой Храм. Григорий не только создал макет будущей церкви, но и сам расписывал купол его во время строительства. Григория поднимали к куполу в специальной люльке, он зажимал зубами кисть и писал часами. Напряжение было таким, что через 2-3 часа работы, когда его опускали для отдыха, челюсти невозможно было разжать. Делали специальный горячий компресс, чтобы можно было вынуть кисть. В 1892 Троицкая церковь была построена.


Григорий Журавлев 15 февраля 1916 года внезапно умер от скоротечной чахотки. Самарский архиерей благословил похоронить иконописца в ограде храма, благодаря усердию которого тот был построен. В советское время Троицкий храм был закрыт. В нем было устроено зернохранилище. Церкви здание было возвращено в 1989 году. Сейчас здесь находится 9 икон Журавлева. По словам настоятеля, многие из них принесли родственники тех людей, которые хранили образа всю жизнь и тем самым спасли от уничтожения после закрытия и разорения церкви. Во времена гонений могилу художника уничтожили. Но пришло время, когда по воспоминаниям местной жительницы место захоронения нашли, крест восстановили.


Была еще удивительная и необычная икона, которую теперь называют «Утевской мадонной». На ней была изображена простая крестьянка, жительница села, с младенцем на руках. Икона хранилась в той семье, как реликвия, передаваемая по наследству. После смерти хозяйки, музей памяти Григория Журавлёва просил отдать икону на хранение. Но наследники отказались, решив продать ее. После этого следы иконы затерялись.


Вся жизнь Григория — удивительный подвиг и служение людям. Без помощи Божией невозможно пройти такой невероятный путь от простого калеки без рук и ног, рожденного в простой крестьянской семье, до известного художника, дошедшего до царя, работы которого находили даже в Сербии, спроектировавшего Храм, расписавшего его и почитавшегося сегодня многими верующими и односельчанами. Только невероятная сила воли, крепость духа и огромная вера в свое предназначение могут сотворить такое чудо, какое довелось сотворить Григорию Журавлёву, удивительному художнику из глубинки России без рук и ног.

На фото иконы: Великомученик Пантелеймон Целитель, Святые Кирилл и Мефодий, утерянная икона "Мадонна с младенцем" и некоторые рисунки из альбома Григория Журавлёва (сохранившиеся страницы).

Истории удивительных людей.  Григорий Николаевич Журавлёв История России, Иконопись, ЖЗЛ, Длиннопост
Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!