Long time no see, как говорили у нас на инязе. Четыре года нас учили всяким речевым оборотам и прикольным, но малоприменимым в реальности методическим фокусам. А вот как работать с инклюзией, как-то не научили. Увидела пост и от комментариев некоторых прям покоробило. И захотелось написать.
Наверное, по своей задумке инклюзивное образование - вещь толковая. Все равны и занимаются в приспособленной среде. На деле это страх божий, и многие педагоги со мной согласятся. Я буду писать об инклюзии, связанной с умственными способностями. Несколько цифр - сейчас мне 24, с детьми я работаю 6 лет, иностранные языки преподаю 4 года, в общеобразовательной школе работаю около 2 лет, причем нынешняя школа - 2 по счету. Короче, опыта у меня маловато и вообще, кто я такая, чтоб вас жизни учить. Но. Что-то никто у меня ни на одном из мест работы не уточнял, умею ли я работать с ОВЗ (то бишь особенными возможностями здоровья - прим. я), есть ли у меня такой опыт, да хотя бы малейшее представление! А работать пришлось.
В первой школе было не особенно сложно - ребенок на индивидуальном обучении, какая-то степень ЗПР (какая - сообщать мне не обязаны). По факту - ну не запоминает ребенок ни черта, что теперь. Каждый урок заново учили алфавит и май нейм из, что поделаешь. Играли. Мультики смотрели.
Во второй школе такой ученик есть почти в каждом классе. В классе, не на индивидуальном обучении. У многих из них официальных диагнозов нет - мы не можем обязать родителей идти на комиссию. Ой, подождите... Зачем комиссия, если они в любом случае останутся в классе? Как хочешь, так и учи. У меня 7 классов начальной школы, реально, только в одном нет никаких "особенных" детей. Почему я против инклюзии? Не потому, что я не представляю себе устройство мышления детей с ЗПР, аутизмом и прочим. Я не знаю, как искать к ним подход (наверное, стоило бы пройти какие-нибудь курсы, если бы не гигантская нынешняя нагрузка). Я просто переживаю за безопасность такого ребенка, его одноклассников и свою собственную. Ладно, если такой "особенный" ребенок просто спит на уроке. Бог с ним. Но есть и очень активные!
Мальчик, 8 лет, 2 класс. Официальный диагноз - ЗПР какого-то там типа. Пока идет перемена - мы лучшие друзья. Он рассказывает мне какие-то истории на своем ломаном языке, мы гуляем по коридору за ручку, он пытается угостить меня своей булочкой. Идиллия! Пока не прозвенит звонок. На уроке он неуправляем. То есть, буквально. Я могу сто пятьдесят раз попросить его сесть, не лезть к одноклассникам, хотя бы открыть учебник, ну не хочешь учебник - на карандаши, порисуй... Нет, это бесполезно. Он ходит по классу, мешает всем, может выйти в коридор (ха, вот и следи одновременно за классом в 28 человек, веди там урок и следи за ребенком в коридоре). Сделаешь замечание - агрессия. Приложишь хоть немного физических усилий, чтобы усадить - агрессия. Вчера он просто замахнулся на меня перед всем классом. По-настоящему. Думаете, восьмилетка, что страшного? Он очень сильный. Мне страшно вести в этом классе уроки. Мне страшно, что он в очередной раз выбежит в коридор и случайно покалечится - ведь он мне нравится, как и другие дети, просто он особенный. Мне страшно, что однажды в порыве агрессии он покалечит другого ребенка. Мне страшно, что однажды он снова подойдет ко мне со спины, и в этот раз не для того, чтобы обнять. Дорогие сторонники инклюзии, объясните, почему мне на работе должно быть страшно?
Ну вот, опять получилась простыня негатива. Извините, просто прорвало. Держите картинку, она хоть немножко милая. Нашла вчера послание в одной тетрадке.