Злата

Приветствую всех, кто читает мои посты, особенно приветствую подписчиков. Сегодня расскажу о том, как не надо делать.

В качестве лирического отступления. Мой адрес электропочты в самом деле ya.dazheneznau@yandex.ru. Многие не верят почему-то. Просто у меня с детства беда с придумыванием имен и названий. На почту можно писать, если вдруг захочется что-нибудь уточнить не при народе, так сказать.

Теперь про Злату. Ее перевели в мою группу из группы детей на год младше по настоянию ее мамы. Мол, девочка умная, хотели бы чуток пораньше и в школу пойти. Ну ок, заведующая не устояла под натиском, и с сентября Злата стала моей воспитанницей. Она была младше моих на год. И она была меньше их ростом. Да что там, она и от своих сверстников заметно отставала. Но вроде и мама невысокого роста у нее, ладно. Посадила я ее, соответственно, в первый ряд, поближе, чтоб не загораживали ей обзор более упитанные коллеги. Она действительно была умничка, читала, умела складывать и вычитать в пределах первых полутора десятков. Но это был, в общем-то, весь ее "ум". Про природу, окружающий мир она знала капитально мало. Ну деревья, ну птички, солнышко днем, зимой снег.
Дошло дело до занятия изобразительной деятельностью. Они у нас проходили примерно так. Злата очень торопится выполнить задание, косячит, психует, плачет, орет, уходит в другое помещение (уборную или раздевалку). Там дальше психует и рыдает. Иной раз удавалось уговорить ее вернуться. Тогда она делала свою работу реально одной из лучших. Все довольны, все счастливы.
Представили да, я должна бросить 30 детей с ножницами и клеем, и бежать плясать перед одной, уверяя ее, что у нее все получится. Не имея при этом гарантии, что мои убеждения будут восприняты. Меня это не устроило решительно. И в очередном ее приступе ярости ее сопроводила из группы няня. Молча проследовала за девочкой, чтоб присмотреть, не убьется ли. Это была вынужденная мера. Потому что Злата не просто бесилась. Она билась головою о твердые поверхности и кусала колени, сидя на полу. Свои коленки. До крови.
Я решила поговорить с ее мамой. Мама Златы всегда была вежлива, немногословна. Дело было в сентябре. Тепло, солнечно, вечерами мы гуляли и деток забирали с участка. Пришла мама Златы. Я попросила ее уделить мне пару минут (она всегда спешила). Описала ей поведение ее дочери на занятиях изо. Подробно и без утайки и приукрашивания. Я считала, что такое поведение не совсем норма.
Мама выслушала меня внимательно и молча. Она подозвала дочь, до того мирно играющую с другими детьми, и начала на нее орать. Нет, ОРАТЬ. И дура, и идиотка, и такая сякая немазанная. Без мата, но очень грубо. А потом она сказала фразу, от которой у меня волосы встали дыбом. Она повернулась ко мне и спросила: Теперь вы довольны? И они ушли.
Злата не плакала. А вот я была на грани. Я пыталась понять, что я сделала не так. Я не ругала Злату в беседе с мамой, не просила наказать и вообще как-то повлиять, не жаловалась на девочку. Наоборот, я хвалила ее, она справлялась с программой, хорошо общалась с одногрупниками, хоть и была новенькой. Я спрашивала, бывают ли такие случаи дома и старалась донести до мамы, что проблема в слишком сильной реакции на не слишком сильные неудачи. С чего мама решила, что я прошу ее отругать дите прилюдно? Всю голову сломала, честно. Спрашивала у ее предыдущих воспитателей, было ли подобное. Они мне рассказали, как сильно были рады отделаться от "этих двух истеричек". Мда... Ситуация.
На следующий день мама Златы как ни в чем не бывало вежливо поздоровалась утром, девочка спокойно прошла в группу. Я подошла к маме, извинилась за то, что вчера, очевидно, что-то не совсем так сказала и объяснила. Мама не менее вежливо, чем раньше, уверила меня, что все в полном порядке.
Ну ок, думаю, с мамой не вышло, попробуем без мамы. Вплотную взяла Злату под крыло. На этих грешных занятиях творчеством стала чуток помогать, в основном, советом. Старалась настраивать ее на успех. Вспышки гнева продолжались, но пореже, через раз. И то хорошо. Помимо прочего в свободное время чаще организовывала игры вроде "Я знаю 5..." - там нужно называть по пять названий цветов/деревьев/птиц/чего угодно. Сблизила ее с товарищем, который был у нас ходячей энциклопедией и любил поговорить. Утомительный парень, да, не без этого. Но интересные штуки рассказывал. В конце осени Злата раскололась-таки. Мама ее загодя начала готовить к школьной системе оценок. И сильно ругалась, если получалось что-то не "на пятерку". А много ли надо пятилетнему ребенку? Пару раз наругали и привет. Конечно, не всякий ребенок начнет грызть себя до крови. Но вот именно Злата оказалась чересчур восприимчивой к маминым словам. Маму можно понять. Она воспитывала дочь одна (не станем размышлять, связано ли это с ее характером), она хотела лучшего для своего ребенка, как и любая мама.

Но блин! Не надо так, дорогие родители! Ведь по сути это именно мама и научила дочку, что на любой пустяк надо реагировать как на капитальнейший трындец. Причем научила собственным примером. Дети отлично умеют повторять за взрослыми все. Я не только про гадкие словечки говорю. Стоит тихонько понаблюдать со стороны, как девочки играют в дочки-матери, и становится понятно, как обстоят дела в семье. Как мальчишки катают машинки - поведение папы за рулем. Мы же в садике обыгрываем все бытовые ситуации - в магазине, у врача, в гостях, с детьми, помощь по дому. И очень хорошо видно, какое поведение ребенок привык видеть в этих случаях.
Это работает в обе стороны. Поиграйте дома с ребенком и его игрушками в "детский сад". Вам будет интересно. Семья, безусловно, на первом месте по значимости в жизни ребенка. Но воспитатель, с которым малыш проводит бОльшую часть светового дня, тоже играет свою роль. Поведению воспитателя ребенок тоже начинает подражать со временем.
Вы можете три тысячи раз сказать вслух, что курение вредит, показать тонны картинок и фильмов на эту тему. Но стоит ребенку однажды увидет вас с сигаретой - всё, миссия провалена. Дети гораздо лучше видят, чувствуют, воспринимают именно действия. Не слова, не нравоучения.

Любите своих детей, будьте для них безупречным примером. Если уж случилось проявить слабость - объясните ребенку причины. Умейте просить прощения, если обидели. Удачи вам, друзья! Да прибудет с нами сила))

32
Автор поста оценил этот комментарий

у меня до сих пор стоит перед глазами картина, как я в перед школой писала в прописи, и у меня не получилась буква "А". У отца что-то перемкнуло, и он стал сильно кричать на меня, говорить ужасные вещи (не хочу о них писать), а мама стояла в стороне. Я плачу, слезу льются на пропись, я пишу эту ужасную букву А. Прошло много лет, а я до сих пор помню эту пропись и этот момент. Мне страшно и обидно.

раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий

Дети, даже маленькие, удивительным образом копируют взрослых. Дочка подруги, когда ещё не умела говорить, очень похоже изображала, как бабушка ругает дедушку - точно с такими же интонациями лепетала и так же руками жестикулировала. Учитывая, что она и внешне была вылитая бабушка, очень комично выглядело, когда она подходила к деду и начинала на него "наезжать", как маленькая копия его жены, которой очень полезно оказалось увидеть себя со стороны. А уж дети постарше перенимают и манеры родителей и словечки, очень много о семье можно сказать, наблюдая за ребёнком.

раскрыть ветку
15
Автор поста оценил этот комментарий

Как же мне нравится читать то, что Вы пишите! Спасибо Вам за это и, главное, за то, что Вы делаете!

3
Автор поста оценил этот комментарий
Вот же блин. У моей дочери тоже такие реакции, разве что без физических увечий. Если что-то сходу не получается, истерика. Ей 6 лет. Очень хочу понять, что же конкретно я делаю не так... при неудачах говорю, что надо постараться, и все получится, но видно, это не то...
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется, если б в мои детские игры каким то чудом вклинился детский психолог или соцработник, родителей бы лишили родительских прав, тк я была очч странным ребёнком. Я любила мучать и бить кукол, причём весьма изощрённо - это была основа практически всех игр. При этом семья у меня полная, крайне интеллигентная, не то что насилия, слова матерного я не слышала до школы, максимум в угол ставили . Вот что было с ребёнком не так?