Жизни в субурбии (сабурбии) - Сидней, Австралия.
Недавно прочитал ряд статей от разных урбанистов объясняющих какая же ужасная вещь - субурбия или сабурбия. Они хором объясняют, что одноэтажное строительство приводит к огромному количеству проблем и что гораздо лучше жить в квартирных домах в городе.
Хотел описать свой пример - я живу в городе Сидней - данный город по сути сплошная субурбия. Вот что я вижу через окно своей машины по дороге на работу:
Вот поле, находится в географическом центре города:
Или вот вид с возвышения:
Вдали чуть более плотный район с квартирной застройкой, а все что до этого - не парк, это одноэтажная застройка, где не видно крыш из-за деревьев. Город-парк как называют город приезжающие сюда.
Немного данных о городе в целом:
Площадь: 12 144,6 км²
Население 5 131 326 человек (2017)
Плотность 422,52 чел./км²
Город просто огромен, от некоторых районов до центра может быть 70-80км.
Основные плюсы жизни в таком городе:
1) - Экология - низкая плотность населения снижает уровень загрязнение воздуха.
2) - Мало шума - хотя тут многое зависит от культуры соседей, но в целом во всех районах очень тихо.
3) - Мало людей - можно выйти погулять вечером по району на часок и встретить только пару человек также гуляющих.
4) - Выше стандарты жилья - дома большие и к этому быстро привыкаешь, есть место для хобби.
Достаточно очевидно, что такая низкая плотность должна иметь и недостатки, например:
1) - большие расстояния - долго ехать на работу/учебу.
2) - невозможность и неэффективность транспорта с такой плотностью населения - маршруты автобусов будут очень длинными и автобусы будут полупустыми.
3) - инфраструктура, например магазины, поликлиники и прочее.
Основные решения:
1) - Децентрализация. По всему городу раскиданы бизнес центры как островки.
Больших центров примерно 5-6, плюс несколько поменьше.
Как результат, всегда можно попытаться найти работу в ближайшем центре, минутах в 20-30 на машине от дома.
2) - Транспорт. Есть приличная сеть поездов и автобусов. Маршруты продуманы и оптимизированы. В планах достроить ветку метро в Сиднее.
Карта поездов:
До станций добираться может быть достаточно далеко, потому введен новый сервис - автобус по требованию:
Сама идея достаточно проста - можно забронировать себе автобус. Автобус приедет на выбранное место, подберет и довезет до нужного места внутри района. Причем стоимость проезда равна обычному автобусу. Есть приложение для мобильного, где вводишь где подобрать, во сколько и куда ехать. Далее водителю строится динамический маршрут на каждую поездку:
Пример зон обслуживания:
3) - Дорожная сеть. Сеть дорог постоянно развивается и оптимизируется. Есть целая гос структура, которая занимается исключительно выявлением и устранением бутылочных горлышек на дорогах. У станций поездов строятся бесплатные парковки на день. Любое жилье должно быть оборудовано одним или несколькими парковочными местами.
4) - Инфраструктура. Магазины - маленьких продуктовых магазинов почти нет, но обычно обычно минутах в 10 на машине есть приличный супермаркет. К этму привыкаешь и это не напрягает. Медицинские учреждения поделены на: Госпитали - их не много, они раскиданы по городу и туда попадают люди с серьезными проблемами и редко. Поликлиники - они абсолютно все частные и небольшие, никто не ограничивает местоположение и плотность, потому почти всегда можно попасть на прием к врачу или стоматологу буквально в 10-20 минутах пешком от любой точки города. При этом приемы идут чаще всего за счет гос мед страховки. Пример поиска врача в одном районе:
В общем субурбия - не так уж и плохо.
Подробнее так подробнее.
Для начала вводные данные: я в сиднее прожил 18 лет, жил во всех направлениях (юг, север, восток, запад, внутренний запад), выучился там в университете и успел поработать много где: как в сити, так и в каких-то странных местах.
1. С транспортной сетью в сиднее полный крах. Полнейший, и очень плохо разрешимый. Юго-западная транспортная артерия М5 - две полосы до King Georges Rd, потом четыре, но траффик вырастает чудовищно. М1 на юге - две полосы большей частью. М1 на север - две полосы. М4 на запад слава богу расширили, теперь там четыре (здесь и далее полосы в каждую сторону), но после Penrith все равно две. Кольцевой дороги нет, чтобы проехать сидней с севера на юг или обратно придется заезжать в город. С востока на запад - то же самое. При этом на юге и на западе на краю города находятся огромные жилые массивы, причем на юго-западе они еще и очень сильно сейчас расширяются. Последние года три мне до работы было ехать 30км, это считалось недалеко, но меньше 1:30 по времени я ехал крайне редко. Один из моих падаванов жил за 10км и ехал стабильно час.
2. Общественный транспорт есть, да - но надо жить рядом со станцией. Автобусы уже куда менее комфортно, и ходят они радиально: в центр и обратно. Доехать на автобусе между двумя точками вне центра может быть крайне увлекательно, особенно если эти точки не на станциях. При этом cityrail в народе зовут shittyrail, и счастлив тот, кто не знает почему.
3. Районы. Автор, как я вижу, живет в приличной части запада - там неплохо, и так как там далеко не везде. Мало того что есть натуральные гетто (причем, блин, нифига не маленькие и их немало), так и на том же западе но чуть подальше начинаются весьма мрачные персонажи. Когда я уезжал из сиднея, в моем районе я был последним белым человеком на достаточно длинной улице, при этом, когда я в этот район приехал, никого из чурбанистанов там не было.
4. Многое из интересного реально далеко. Да, магазины и шоппинг центры есть везде (в каком-то крупном городе не так?), но вот например возить детей в кружки и на спорт у меня легко занимало по 100км на круг. Статистически, сиднейская семья на это тратит 70км, что как-то дофига.
5. Без машины в многих районах никак от слова совсем, особенно если есть дети. На велосипеде ездить в сиднее кроме как по центру - суицид натуральный. До значительной части ништяков общественным транспортом добираться очень нетривиально.
6. Дорого. Жилье дорогое запредельно - за медианную цену дома в сиднее можно купить жилье практически где угодно в мире.
7. Люди, сука, злые как говно большей частью. И это еще мы в гетто не забрели, там вообще космос бывает.
8. Про правительство штата вообще и сиднея в частности я даже начинать не буду.
При этом реальное достоинство у сиднея одно - денег там много и если не брать горнодобывающую промышленность, то зарплаты в сиднее будут самые сладкие.
Насчет больших домов я тоже чот не уверен: когда я заезжал в сидней, новые застройки пилили по 600 метров, потом начали по 400 основные лоты, недавно вообще дошли до чуть ли не 285м2.
На деле - я был в австралии примерно во всех городах , и я сильно не уверен, что где-то хуже чем в сиднее. Денег платят меньше - это да, а вот насчет качества жизни я сильно не уверен.
Ну Австралия вообще страна уникальная. У нас субурбии выглядят так:
В общем жить в Австралии - не так уж и плохо..
Слушайте, а кто вообще критикует suburbia? В теории? Может, есть отдельные плохо спланированные, но после переезда из Москвы в Англию у меня упал километраж машины и сократилось время на все: от магазина до спорта/ресторана. Я был в лёгком шоке. При этом те же магазины не перегружены в хлам, в Икее можно спокойно ходить и даже иметь дистанцию до следующего покупателя метра в три 😉
Когда в стране 25 млн человек всего, можно хоть всем по дому иметь без лишних проблем.
Пс: урбанисты вроде за низкоэтажную застройку топят, не?