Записки юриста 15

Несите ваши денежки


Всем привет! Это снова я. Не прошло и года, как я собрался с силами написать новую историю. А все потому, что она будет довольно короткая (но это не точно) и, надеюсь, поучительная.


Особенность этой истории в том, что клиентом являюсь я сам. Да, будут истории про интересные арбитражные процессы, но потом. Это дело очень простое, сумма просто смешная, но тем не менее, меня она чем-то зацепила, спешу поделиться.


Есть у меня карта одного банка, дабы не распространять рекламу (или антирекламу) назовем его Японский банк разрушения и деградации (далее — ЯБРиД). Услугами этого банка я пользовался довольно долго, с 2014 по текущий год.


Здесь сделаю небольшое отступление, чтобы обозначить немного важных деталей: 1) Банк по каждой операции присылает смс; 2) Эти смс я сразу удаляю, ибо операций много, да и не люблю, когда телефон захламлен; 3) Все свои траты я помню досконально, ибо жаден (или «контролирую расходы», кому как удобно); 4) После «события» смс от банка я удалять перестал вплоть до разрешения спора; 5) В этом же банке у меня был вклад, привязанный к карте, на котором хранилась основная масса средств. На карту я переводил только ту сумму, которая теоретически может мне понадобится в течение дня, все остальное — на вкладе. Такой алгоритм был продиктован давней попыткой мошенников снять с моей карты (точнее с ее точной копии, изготовленной способом, который можно найти в интернете) средства. Тогда мне удалось заблокировать карту сразу после смс о запросе баланса в стороннем банкомате, и, собственно, те 30 рублей комиссии — единственные мои потери в результате описанного инцидента. Во избежание повторных выделений адреналина среди ночи, а также в целях нажиться на процентах (минутка юмора), и был открыт вклад.


Итак. На излете первого месяца текущего года, отходя ко сну, я ясно помнил, что на следующий день у меня на карте припасено 5600 рублей. Это на бензин, на магазин и еще на что-то, уже не вспомню на что.


Проснувшись утром, как любой современный человек, прежде чем умыться, я проверил телефон. На котором обнаружил смс от ЯБРиДа следующего содержания: «Izmenenie ostatka __.01.18 01:51 schet: *************** dostupno: 2861.55 RUB (-2800.00 RUB)».


От такого расклада я знатно удивился. Зашел в интернет-банк и запросил выписку по счету, чтобы узнать о причинах списания средств. Однако, в выписке сумма в размере 2 800 рублей нигде не фигурировала.


В этот же день в ближайшем отделении Японского банка разрушения и деградации я заполнил заявление о спорной операции. Сами сотрудники ничего внятного сказать не смогли.


Примерно через месяц мне пришла смс о том, что работа по моему обращению завершена и со мной свяжется сотрудник банка. Ну здорово, хоть узнаю, за что деньги списали. Звонка я ждал неделю (я очень терпеливый), но не дождался. Позвонил на горячую линию, где мне озвучили официальный ответ банка: «Сообщение, которое Вы получили является информационным, об изменении доступного баланса по счету в связи со списанием ранее проведенных операций».


Я терпеливо разъяснил оператору, что отличия между остатком по счету и доступным остатком мне прекрасно известны. Мне пришло сообщение об изменении именно доступного остатка. Никаких «ранее совершенных» операций на указанную сумму у меня нет, что прекрасно видно из выписки по счету. Если мне предоставят подробную информацию о порядке списания и операциях, на основании которых было произведено списание, то претензий к банку у меня не будет. Мне пообещали передать мое заявление в повторную работу.


Спустя еще 2 недели мне пришла аналогичная смс о том, что мое обращение рассмотрено. В этот раз я не стал дожидаться звонка от банковских работников, и набрал заветный номер сам. По сути, мне озвучили ровно то же самое, что и в первый раз. Поняв, что ничего таким способом не добиться, я уточнил, где я могу получить письменный ответ на мое обращение. Мне назвали адрес ближайшего офиса, куда я и подавал первичное заявление.


Через неделю я получил письменный ответ (отдельно хочу заметить, что в шапке ответа были перепутаны мои инициалы, а в тексте допущена ошибка в дате заявления — к вопросу об аккуратности и внимательности банка и его сотрудников).


Я написал претензию, и, спустя неделю, по пути в очередной суд, подал его в центральное отделение своего банка. В претензии, по старой привычке, указал адрес своей электронной почты и номер телефона.


Официально, никакого ответа я не получил (ни на домашний адрес, ни по эл. почте). Однако был звонок от, как он представился, «начальника службы безопасности», диалог с которым понизил IQ всего квартала вокруг меня. Поэтому приводить я его не буду. Скажу лишь, что по итогу указанный «умывальников начальник» порекомендовал мне обратиться в суд, дескать там разберутся.


Потом я честно забил больше, чем на полгода на эту ситуацию, ибо было много куда более важных дел. Однако, благодаря моей супруге, буквально пару месяцев назад я вновь воспылал пламенным гневом «доколе» и «сапожник без сапог» и таки подал иск. К нему приложил скриншот смс с моего телефона, выписку из интернет-банка, заявление о спорной операции, ответ на него, мою претензию.


В исковом заявлении я красочно описал все свои страдания, попросил взыскать с окаянных ростовщиков рубли, незаконно удержанные, а также компенсацию мучений моих, в размере 5000 рублей. И штраф в размере 50% от взысканной суммы, ибо являюсь потребителем.


Да, компенсацию я запросил явно завышенную, что осознавал, но в судах общей юрисдикции действует принцип «сколько попросишь — дадим в 10 раз меньше». Иск я подал мировому судье, и думать про него забыл.


Опять отступление: в судах общей юрисдикции я бываю крайне редко, ибо работаю в основном с юридическими лицами. Посему довольно сильно отвык от этой вакханалии, где доводом может быть крик, слезы, сопли и «доколе». В арбитражном суде ты можешь быть бесконечно прав по факту, но что это стоит, если не подписана товарная накладная?


Так вот. Мне позвонил помощник судьи и сообщил дату судебного заседания.


В указанную дату я пришел в суд. Мне было дико интересно, придет ли кто-то из банка судиться за 2800. И таки пришли! Тетенька неопределенного возраста и крайне уставшего вида.


Зашли в «зал». Требования поддержал, та сторона представила возражения на исковое заявление. Опять что-то странное для меня, обычно на исковое пишут отзыв, но тут же общая юрисдикция, фиг знает как там у них теперь. В возражениях банк написал ровно то же самое, что и в письменном ответе на мое заявление о спорной операции. Дескать, это смс технического характера, списание по ранее проведенным операциям. Я спросил, по каким таким операциям это списание? Судья поддержала мой вопрос. Представитель банка на заданный вопрос ответить не смогла. И свою очередь спросила у меня, есть ли предшествующее списанию сообщение? На что я пояснил, что до момента сего досадного «происшествия» все смс от банка я удалял. На что представитель довольно сказала: "Ну вот, вы все удалили, а как докажете, что была сумма в 5600?" На что я ответил «Погодите. Мне пришло сообщение об изменении остатка и списании 2 800 рублей. Вы утверждаете, что это списание по ранее проведенным операциям. Хорошо, я не спорю. Более того, изначально я требовал с банка указать, по каким таким «ранее проведенным» операциям прошло это списание? Однако никакого ответа не получил. Видимо потому, что банк не смог найти в выписке по счету операцию на указанную сумму. Также я ставил вопрос, почему это списание не отражено в выписке? По сей день никакого ответа на него не получено. Да, я удалял смс. Это мое право. Если у Вас есть какие-либо сомнения, Вы можете просмотреть архив сообщений, который наверняка хранится в Вашем банке и доказать, что я ошибаюсь. Пока же ситуация такова, что средства списаны непонятно за что, Вы пояснить ничего не можете и давите на то, что я не доказал остаток по счету на момент списания. Однако смс о списании есть, и его нужно объяснить».


На этом судья объявила перерыв на 2 дня, предложив банку представить архив сообщений, а также выписку по счету (их версию). Еще, судью смутило, что банк, утверждая, что списание произошло по ранее проведенным операциям, не указал по каким операциям было списание. Дело в том, что все траты, произведенные по карте, были не «круглые». То есть везде были копейки. И если это списание по ранее проведенным операциям, как же вышло, что сумма именно 2 800? Никаких пояснений по данному вопросу представитель дать не смогла.


Спустя два дня мы встретились в тех же стенах. Представитель банка принесла уточненные возражения, в соответствии с которыми, внимание, сообщение было ошибочным! Дескать по выписке эта сумма нигде не бьется, все сходится, у клиента ничего не списалось.


Представитель банка обвиняет меня в том, что я «хитро» удалил предыдущие смс, и теперь невозможно установить, была ли у меня на дату до указанного сообщения сумма в 5600 или нет, следовательно, я не доказал, что мои права нарушены.


Моя речь практически дословно (ибо свежа память): «Уважаемый суд. Я уже пояснял по поводу предыдущих смс. Да, я их удалял. Да, после спорной ситуации, удалять перестал и храню по сей день. Однако банк не представил архив сообщений. До настоящего момента позиция банка основывалась на том, что списание было проведено по «ранее проведенным операциям». Как только представитель понял, что никаких операций на указанную сумму не было, а ранние сообщения удалены, позиция банка кардинально поменялась. (Обращаясь к представителю банка) Научите также менять тапки на лету. То есть теперь нам говорят, что сообщение было ошибкой! Однако ни полгода назад, ни в предыдущем заседании ничего подобного мы не слышали. Статью 10 Гражданского кодекса никто не отменил, поэтому считаю такое поведение банка злоупотреблением правом! Свои требования поддерживаю в полном объеме».


Банк требования не признал. Судья осталась в совещательной комнате (мы вышли в коридор). За те 5 минут в коридоре я успел подумать, что в арбитражном суде мне бы явно отказали. Моя большая ошибка — удаление предыдущих сообщений. Но ничего уже не поделать.


Нас пригласили на оглашение резолютивной части решения. «Требования удовлетворить частично. Взыскать с Японского банка разрушения и деградации в пользу Обиженного юриста 2 800 рублей неосновательного обогащения, 500 рублей возмещения морального вреда, 50% от взысканной суммы в качестве штрафа за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя». Порядок обжалования, все дела.


Я был доволен, как слон. И пусть впереди апелляционная инстанция, уже этого мне хватило, чтобы понять — за свои интересы стоит бороться. Да. Все эти годы я защищал чужие интересы. И мои как-то и не особо затрагивались, а если и пытались — решал в текущем режиме. Так что это был для меня опыт сапожника, который сам себе починил сапоги.


Зачастую, в повседневной жизни, не акцентируешь внимание на том, как помогает юридическое образование. Да, меня тяжело обмануть. Я могу с ходу поставить на место многих сотрудников различных органов. Но это все на полном автомате (думаю коллеги согласятся, на таком даже внимание не акцентируешь). А вот так, пойти и посудиться для себя — для меня это был забавный опыт. И да, мировой суд — это куча приколов. Чего стоит разбор моих трат (для отслеживания списаний): «Вот, Гошан. Вот, Шестерочка. Вот, Зеленое и Желтое *более тихим голосом и с понимающим видом*»

.

P.S. Спасибо всем, кто дочитал этот «опус» до конца. Всем подписчикам пламенный привет. Готов ответить на ваши вопросы в комментариях, по мере возможности.

P.P.S. На подходе довольно интересная история про суд с Роснефтью, там сумма куда внушительнее. Обязательно напишу про это дело, но не сегодня.


Всегда ваш, OldPhobos.

51
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще странно, для банка самая правильная стратегия сделать выписку по счету за весь период со входящим нулем и исходящим остатком, принести ее в суд и спросить с какой конкретно операцией вы не согласны

раскрыть ветку
132
Автор поста оценил этот комментарий

По ночам в банках ставится обновление ПО, релизы, прогоняются скрипты на БД и т. п. Это время активной работы службы сопровождения и синхронизаций между системами. Вы скорее всего попали в такой скрипт или хотфикс. Списание денег могло быть и реальным и ошибочным. Возможно, когда-то в 2017 году вы совершили такую транзакцию. Она не прошла по какой-то из баз, не синхронизировалась между транзакционной системой и интернет-банком, потерялась в результате падения БД (хотя транзакционная система банка - это священная корова, она защищена всегда лучше всего), а может и не вы её совершили - вариантов масса. Возможно, по их сверочному отчёту у вас "дебит с кредитом" не сошелся и они не стали докапываться почему. Просто фиганули списание средств. Если что - я работаю не в банке "деградации и деструкции", все совпадения случайны.😊

раскрыть ветку
38
Автор поста оценил этот комментарий

Мне не ясно на что банк рассчитывал, Я вроде не обязан хранить все СМС, не говоря о том что за пол года я мог 10 раз поменять телефон. Банк не хранит в своей системе все историю операций? Не понятно

раскрыть ветку
36
Автор поста оценил этот комментарий
Представитель банка обвиняет меня в том, что я «хитро» удалил предыдущие смс, и теперь невозможно установить, была ли у меня на дату до указанного сообщения сумма в 5600 или нет.

Это че за херня? С каких пор первоисточником информации о состоянии счета и операциях по нему являются SMS-ки у клиента? У банка есть такая волшебная штука, как автоматизированная банковская система. У каждого своя, но у каждого точно есть. И там можно посмотреть вообще все и на любой момент времени, потому что все проходит через нее. А то получается, что кредитная организация не знает, что происходит с деньгами внутри нее. У клиента посмотрите... Пипец. Позиция банка изложена либо полными идиотами, которые даже не пытались разобраться в ситуации, либо обуревшими лжецами, которые думали, что и так сойдет.

Операции нет в выписке, нет платежного поручения - значит операции не было. SMS себе пусть в... вместо сказок перед сном читают.

раскрыть ветку
33
Автор поста оценил этот комментарий

Дык то Япошки, в Европейском Банке Реконструкции и Развития такого бы не случилось. ;)

раскрыть ветку