Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая. Трамвай, Работа, Длиннопост, Tatra, Тележка, Колеса

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

176
Автор поста оценил этот комментарий
Если кто не в курсе, благодаря электромагнитным тормозам - большим, трамваи в Австралии ездят нормально , не вываливаясь в космос)
раскрыть ветку
25
Автор поста оценил этот комментарий
"Негативное" действие тормоза из поста, на сколько я помню, называется "нормально замкнутый тормоз". Т.е. в нормальном состоянии, когда нет подачи электроэнергии, тормоз - тормозит
раскрыть ветку
64
Автор поста оценил этот комментарий

Да, полоски оставил шиномонтажнник, когда дырку заделывал, чтобы балансировку не сбить и ниппель на то же место попал :)

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий
Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена).

Офигеть у вас простой язык)

Простым языком - это барабанные тормоза как на "жигулях", только колодки не внутри барабана, а снаружи (Это в ЛМах, как в Татрах - не знаю). Ну и привод не гидравлический, а электромагнитный (в Татрах, в ЛМах - пневматика).


Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится

Простым языком - если трамвай полностью выключится из-за неисправности батареи (т.е. им вообще никак нельзя управлять, тупо летящая вперёд хрень весом 15 тонн), то он хоть как-то, но остановится. Кстати, в тех же ЛМах и ЛВСах есть для этого кран машиниста (воздухораспределителя), с помощью которого можно остановить вагон очень плавно просто колодками даже со скорости 50-60 км/ч.


Кстати, на новых вагонах рельсовый магнитится с усилием от 6.5 до 8 тонн. При применении - все пассажиры дружно летят в кабину.


Отлично пишите, ловите плюс, коллега.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий
В Ульяновске заметил интересную особенность - иногда стрелка переводится сама, а иногда вручную машинистка (водитель? Кстати как правильно). Вот как на фото стрелки автоматом не переводят. Несовместимость или модель старая?
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку