Записки проводника. Первая поездка.

Здравствуйте, друзья!


Муж мой в студенческие годы состоял в отряде проводников, ездил через всю страну и даже на Украину. Случаев, забавных и не очень, конечно, было много. И вот мы решили поделиться этими воспоминаниями с вами. Рассказ от мужа, художественная обработка от меня.

Сегодня первый рассказ из этой серии, и он повествует о начале проводниковского пути, длившегося несколько лет.

Впечатления о первой поездке.

Записки проводника. Первая поездка. РЖД, Записки проводника, Проводник, Студенты, Студенческий отряд, Воспоминания, Длиннопост

Рассказ от первого лица.


Когда-то, в далеком теперь 2002 году, будучи студентом Дальневосточного государственного технического университета (Владивосток), я прознал про студотряды проводников. Оказывается, можно вступить в ряды бойцов студотряда, и летом подработать проводником в поездах дальнего следования, заработать денег, посмотреть страну. Для этого нужно пройти небольшое обучение, сдать экзамены, и можно ехать. Весной я прошел обучение, и летом пришло время принимать свой вагон к поездке.

На учебе давали в основном теорию, поэтому первые практические впечатления я получил уже приступая к работе, и был немного шокирован.

Как обычно, летом формируют новые составы, например, Москва-Владивосток, из вагонов, которые зимой стояли в отстойнике, а потому не самого лучшего качества.

Достался мне в напарники такой же новичок, как и я. И дали нам вагон... Когда мы зашли, то просто ужаснулись: по углам под нижними полками росли грибы, росли они и в тамбурах, местами был прогнивший пол, титан, в котором кипятится вода, был без тена, то есть топить нужно было только дровами.

Ну а что делать, навели мы порядок в вагоне, помогли нам кадровые проводники своими советами.

Подали нас на владивостокский вокзал, и начали мы принимать своих первых пассажиров. При проверке билетов руки тряслись, волнуясь, выдали белье (тогда оно выдавалось платно), запутались с отчетностью, хорошо, опять пришли на помощь старшие товарищи.

На смену в первую ночь заступил я.

Несколько раз за поездку портили отчетные документы, но нам повезло с начальником поезда - давал нам возможность все исправить.

В пути, так как дров было мало, то воду в титане мы кипятили три раза в день: на завтрак, обед и ужин. Но пассажиры хотели кипяток постоянно, а потому на станциях собирали дрова, ветки и несли все в вагон. Титан разжигать я любил, поэтому кипяток был у нас всегда.

Еще одной проблемой было тяжелое открывание окон, поэтому периодически по вагону проходил я - проводник с топором, народ затихал, не понимая, что происходит, а это просто я шел с топором открывать окна. Где-то надо было поджать, где-то прижать, чтобы получилось открыть окно.

Потом во время поездки в туалете отвалилась дверь. Женщина зашла в туалет, хлопнула дверью, и эта дверь свалилась на нее. Крику было много, но женщина не пострадала. Так что во время поездки работал только один туалет. Кое-как дверь эту на гвозди забили, пассажиров туда не пускали, сами аккуратно пользовались, придерживая злосчастную дверь.

Пассажиры в течение поездки сменялись, а в то время места на промежуточных станциях в билетах не указывались, поэтому иногда возникали недоразумения. Проводник, высаживая пассажиров, знает, где освободились места, и предполагает разместить на них прибывших пассажиров. Заходящим людям проводник указывает, где место, а там уже сидит другой пассажир - увидел, что место освободилось, и "переехал". Бывало, возникали скандалы на этой почве, ведь могли и пожилые пассажиры зайти, и другие маломобильные, все хотят нижнюю полку, а ее уже занял пассажир с верхней полки. А выгнать никого проводник не мог, только просить. Сейчас, конечно, удобно, что у всех пассажиров в билете указаны места, и между людьми (ну почти😁) не возникает скандалов.

Ну и, конечно, в первой поездке были и первые впечатления от Москвы. Когда мы приехали, опытные ребята взяли нас под свою опеку, и мы отправились на прогулку. Метро, ВДНХ, Красная площадь... Стабильный экскурсионный маршрут для первого посещения столицы.

Потом нам предстояла обратная дорога: за 6,5 дней мы доехали до Москвы, сутки стояли в первопрестольной, и 6,5 дней обратно, во Владивосток.


Продолжение следует...

12
Автор поста оценил этот комментарий
титан, в котором кипятится вода, был без тена, то есть топить нужно было только дровами.

Ехал однажды, в начале 90-х, с Хабаровска в Новосиб в таком же ушатаном вагоне с титаном на дровах. Проводница, правда, была тётка опытная и местами даже прожженая. Поэтому регулировала наличие дров принуждением собирать топливо жаждущее кипятка разношерстное население вагона. На одном из разъездов особо рьяные парни даже принялись выламывать куски гнилых шпал прямо из под вагона, на что им путешественниками с явными кавказскими признаками было резонно замечено: "Слющай, дарагой, ти обратна по этот дорога ехать не собираешься, да?"

раскрыть ветку
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

в детстве поездки на поезде как-то по-другому ощущались, даже наверное лет в 20 еще прикольно было. 
Но не в последний раз. Ехал пятого января 400 километров, Абакан-Красноярск. Во первых, с порога непередаваемый запах - смесь мочи и вареных яиц. просто паровоз только что с Москвы пришел.

особо впечатлили нанотехнологии в туалете - педаль заменили кнопкой (гигиена), провод от которой уходит прямо в очко. подумал что это баг, чекнул в соседнем вагоне - неа, это фича. Ну это херня.

Приехал пятого утром в Крск, на улице примерно -38, влажность ~75%+. умные люди догадались выйти с перрона в обход вокзала. Не такие умные, в том числе я (около 120 человек) около 20 минут стояли промерзшем холле, пока нас шмонали и водили металлоискателями.
В довершение всего этого ехал через центр мимо здания РЖД - здоровенное, красивое здание, кажется в стиле ампира, подсвеченное иллюминацией. И вагон с проводом в очко. такие дела.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Подписался. Сам в конце СССР так проводил летние каникулы. С Москвы тянешь сигареты, косметику, с Киева - киевские торты... Зайцы, водка, чай по 20 копеек, злой начальник поезда...

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

"даже на украину" в 2002-ом, это впечатляюще

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

"Когда-то, в далеком теперь 2002 году". Звучит, как в 52-м.

раскрыть ветку