Зачем нужна сондиана?

Сондиана - это интересный и новый подход к описанию мира людей и закономерностей, которые управляют социальной жизнью.


В том, что он отлично работает, легко убедиться, заглянув в комментарии к посту

http://pikabu.ru/story/quotzachem_tyi_stuchish_v_moi_baraban...


Думаю, что большинство ответивших на вопрос в посте про барабаны от 22 октября 2016, ни разу до этого не читали теоретический материал про детские игрушки на ту же тему и не "подглядывали в правильный ответ" ни разу. Кейс "Детские игрушки" из книги


Бермант-Полякова О.В., Романова И.Е. Люди и судьбы. Сондиана в психологическом консультировании. Екатеринбург: Издательские решения, 2016.


публиковали в Лиге психотерапии 31 августа 2016,

http://pikabu.ru/story/keys_detskie_igrushki_4440741 и

http://pikabu.ru/story/keys_detskie_igrushki_prodolzhenie_44...


Наиболее сильное от рождения влечение определит выбор любимого дела на всю жизнь, как и было сказано в посте "Что такое сондиана?" от 18.10.2016

http://pikabu.ru/story/chto_takoe_sondiana_4554092


А если не определит, тогда как? Такие истории тоже звучали в комментариях.


В жизни каждого человека работают все восемь влечений, притом с обоими знаками (и плюс, и минус).

Когда какое-то из влечений "молчит", то есть нет повседневных практик, в которых его проживают, человек чувствует себя несчастливым.

Когда человеку приходится зарабатывать себе на жизнь с помощью влечения, которое от рождения - его слабая, а не сильная сторона, он быстро устаёт, становится разражительным или тянет резину (прокрастинирует). В итоге чувствует себя слабым, плохим, никчёмным и, в целом, неудачником.

Это можно поправить.

Тут есть один важный принцип: хорошее лечение начинается с хорошей диагностики.


В общем-то, наша с Илоной Евгеньевной книга это переработанная стенограмма семинара, где мы с опытными психотерапевтами обсуждаем этот животрепещущий вопрос. "Русский проект Илоны Романовой" это её детище.


Дальше в посте я об этом буду долго и местами нудно говорить.

Зачем нужна сондиана? Бермант-полякова, Сондиана, Психология, Психодиагностика, Мысли, The Long Read, Длиннопост

Илона Евгеньевна Романова, кандидат наук по философии, закончила Институт Ролевого Тренинга и Психодрамы, потом продолжила обучение у различных российских и зарубежных психодраматистов и в настоящее время возглавляет модальность (направление) психодрамы в ОППЛ, ведёт клиентские и обучающие программы, супервизирует практиков. Успешно реализует проекты, связанные с плейбек-театром, в котором у каждого зрителя есть возможность стать соавтором и героем спектакля, увидеть себя со стороны и вместе со всеми пережить настоящий катарсис.

Зачем нужна сондиана? Бермант-полякова, Сондиана, Психология, Психодиагностика, Мысли, The Long Read, Длиннопост

Ольга Викторовна Бермант-Полякова, кандидат наук по социальной психологии, училась в Ростовской психодраматической группе у Клаудии Бахманн-Гросс, получила диплом Ассистента психодрамы немецкого Морено-института, продолжила обучение психодраме в колледже "Семинар а-Киббуцим" у израильских психодраматистов, окончила клиническую ординатуру в престижном средиземноморском госпитале и специализацию по судебной психологии в Хайфском университете, практикует как психотерапевт психодинамического направления, а психодраму с юности знает и любит. Фото на телефон, сделано в процессе семинара, о котором в книге речь :))


Отрывок из Главы 3.13  "Восемь уровней психодиагностики"


О чём эта книга?


О дисциплине мышления психодиагноста, как бы парадоксально это ни прозвучало.


Мы уже упоминали об А.А. Ахматовой и её учёбе на Высших Киевских женских курсах, где она изучала юриспруденцию. Семья считала её сильный вид интеллекта (вербально-лингвистический) блажью. Отец, потомственный дворянин и статский советник Андрей Антонович Горенко, называл её "декадентской поэтессой" и просил публиковать стихи под псевдонимом. В дневнике поэтесса писала: "В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова" <по матери>.


Инженер-механик флота, после отставки он служил чиновником для особых поручений Госконтроля. Выбор профессий отцом в сондиане обозначается e-k+, получение дочерью юридического образования это тот же самый аккорд влечений: разнятся лишь ключевые идеи, е- в сондиане обозначает и ходить в море, и оспаривать, вступать в прения, а k+ обозначает и делать расчёты, и точно знать законы.


По свидетельству, приведённому в дневнике, мать была человеком с сильным k-: "Одна из приятельниц Андрея Антоновича Горенко свидетельствует: «Странная это была семья… Куча детей. Мать, богатая помещица, добрая, рассеянная до глупости, безалаберная, всегда думавшая о чём-то другом… В доме беспорядок. Едят когда придётся, прислуги много, а порядка нет. Гувернантки делали, что хотят. Хозяйка бродит, как сомнамбула. Как-то, при переезде в другой дом, она долго носила в руках толстый пакет с процентными бумагами на несколько десятков тысяч рублей и в последнюю минуту нашла для него подходящее место – сунула пакет в детскую ванну, болтавшуюся позади воза. Когда муж узнал об этом, он помчался на извозчике догонять ломового. А жена с удивлением смотрела, чего он волнуется, да ещё и сердится». "


Говорили мы и о семье В.Д. Поленова и жизненном пути, на котором в первой половине жизни прослеживается "борьба двух воль" между бабушкой и зятем, какую стезю в жизни молодому человеку выбрать, юриста е- или художника hy+. Это наглядный пример на "межгрупповые" разногласия, одна группа родственников не согласна с другой группой родственников. Он показывает жизненный путь, где между двумя половинами жизни попытка третьего пути "ни вашим, ни нашим" – отъезд за границу и живопись на религиозную тему, длиной в десять лет. Пример тем более любопытен, что во второй половине жизни В.Д. Поленов преодолевает разногласия, соединяя жизнь ради искусства hy+ и жизнь ради общественного блага е+.


Чаще всего это род – трёхпоколенная семья, и семья-надсистема в роду матери "бьётся за главенство" с семьёй-надсистемой в роду отца. Оказывать влияние на других людей в сондиане это р+. Разглядеть идейную борьбу в семейной жизни проще тому, кто сам – идейный. Чтобы научиться видеть борьбу идей на уровне над-систем, необходима дисциплина мышления и умение переходить от рассмотрения на одном уровне психодиагностики – к другому. Именно в этом мы и упражняемся на семинаре.

Зачем нужна сондиана? Бермант-полякова, Сондиана, Психология, Психодиагностика, Мысли, The Long Read, Длиннопост

Психодиагностические идеи, постигаемые ОПЫТОМ


Одному из авторов уже приходилось говорить о восьми уровнях психодиагностики и о том, что разные уровни предполагают разную структуру поля внимания. Структуры соорганизованы между собой так, что последующие включают в себя предыдущие:


Один объект

Много объектов

Один процесс

Много процессов

Одна карта

Много карт

Одна система

Много систем


Чтобы представить идею наглядно, возьмите восемь листов бумаги по числу уровней. На первом нарисуйте точку, на втором – несколько точек. На третьем – прямую, на четвёртой – несколько прямых. На пятом напишите слова "лист бумаги это плоскость". Шестой перегните пополам или веером, чтобы воочию видеть несколько плоскостей. На седьмом изобразите систему, в которую можно организовать грани-плоскости: куб, усечённую призму или многогранник. На восьмом изобразите несколько систем плоскостей: шар, полусферу, цилиндр, конус, призму, куб, усечённую призму, многогранник.


Первый уровень психодиагностических знаний (соответствующий точке на листе) – это представление о том, что у людей бывают индивидуальные особенности, которые складываются в характер. В сондиане это уровень ключевых идей, перечисленных в Таблице 1 в Главе 1.6. настоящего издания.


Вы видели эти идеи в посте "Что такое сондиана?" 18.10.2016 http://pikabu.ru/story/chto_takoe_sondiana_4554092


Второй уровень психодиагностики (много точек) – это представление о том, что в каждом человеке есть разные паттерны характера, что обычно один или два выражены сильнее других, и что в зависимости от ситуации проявляются разные паттерны.


В сондиане второй уровень это идея проекции влечения на разные плоскости: восприятия, вида интеллекта, повседневных практик, профессии, с которой мы познакомились в Разделе 1 книги "Люди и судьбы".


Третий уровень психодиагностических знаний (прямая) – представление о просоциальном поведении "поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" или антисоциальном "умри ты сегодня, а я завтра", о правилах общежития с другими людьми. Это опыт социализации, увязывающий воедино самообладание, здравомыслие и совесть, которые в психодинамической традиции носят название импульс-контроля, способности адекватно оценивать реальность и зрелости супер-эго.


В сондиане это идея темпоральности, частным случаем которой является гетерохронность развития. Знанию о просоциальном соответствует созревание этического е+ и идеалистического h- начал на исходе детства и на пороге юности.


Четвёртый уровень психодиагностики (много прямых) – представление о мотивационно-потребностной сфере, объясняющее, почему люди разных характеров и разных внутренних миров выбирают для себя ту или иную деятельность в качестве профессии или хобби.


В сондиане это идея биографии как динамичной матрицы: пересечение того, что делается человеком (сильного вида интеллекта) и того, как оно им делается (судьбы душевно щедрых, умелых, принципиальных или предприимчивых людей), и обнаруживаемые в ретроспективе изменения позиции. С примерами судеб мы познакомились в Разделе 2.


Вы видели эти идеи в посте "Как нищий разбогател?" 17.09.2016

http://pikabu.ru/story/kak_nishchiy_razbogatel_4482382

Там для каждого комментатора обсуждалась идея судьбы в его роду.


Психодиагностические идеи, постигаемые МЫШЛЕНИЕМ


Пятый уровень психодиагностических знаний (плоскость) – представление об алгоритме, по которому человек принимает решения в семье. Это синтез представлений о характере, о выборе "мы", о мотивах, побуждающих действовать, и о типе привязанности.


В сондиане это идея встречи, которая может стать судьбоносной. Наши дефициты, бездействующие влечения, психологические защиты, невротические запреты, травматический опыт встречают дефициты, бездействующие влечения, психологические защиты, невротические запреты, травматический опыт других людей. В семье молчащие и действующие влечения взаимно переплетены и причудливо скомпенсированы в супружеских и детско-родительских отношениях.


Вы видели эти идеи в постах "Идеи Кернберга, слова народные" от 14.10.2016

http://pikabu.ru/story/idei_kernberga_slova_narodnyie_454643...

и "Почему Гэтсби не великий" от 23.10.2016

http://pikabu.ru/story/pochemu_gyetsbi_ne_velikiy_4567485


Решение и выбор здесь суть результирующая сил подсознательных влечений и безотчётного ощущения человека "своим". Она заставляет держаться друг за друга или искать новой встречи. Кровных родителей не выбирают, а вот духовных учителей и супругов мы находим себе сами. Тему молчащих влечений мы затронули в параграфе "Пять в одном" в Главе 3.9 книги "Люди и судьбы".


Шестой уровень психодиагностики (несколько плоскостей) вводит идею темпоральности переживания себя и отношений, как они зарождаются, когда и почему умирают.


В сондиане это идея о том, что не только влечения имеют структурно-функциональные особенности, но и психодинамика влечений – темпоритм их проявления в профессиональной и социальной жизни - структурирован. Если допустить, что темпоритм у каждого из бессознательных влечений имеет свой "шаг", измеряемый когда часами, когда днями, когда неделями, когда годами, а когда и декадами, то психодиагностика обретает предсказательную валидность. О темпоритме мы говорили в Главе 1.6, когда обсуждали биографии художников.


Седьмой уровень психодиагностических знаний (система плоскостей) вводит смыслообразующую идею биографии, зачем люди совершают действия, которые не доставляют им удовольствия, реализуют свои решения, невзирая на риски, прекращают друг с другом отношения и соревнуются сами с собой. Это тема, близкая идее Неслучившегося.


Случившееся событие имеет над человеком власть, затрагивает его эмоции и память, владеет его мыслями в той же мере, что и неслучившееся, - неслучившаяся любовь матери, неслучившаяся дружба со старшим братом, неслучившийся семейный союз с первой любовью, неслучившийся переезд или неслучившееся назначение. О неслучившемся тоже переживают, о нём помнят и думают. Более того, люди мстят за неслучившееся так же часто, как за случившееся, и прощают случившееся и неслучившееся, - себе и другим.


Случившееся стало следствием собственного выбора, за случившееся можно принять на себя ответственность. Если случившееся нанесло кому-то ущерб, то можно признать свою вину за случившееся. Неслучившееся относится не к "я", а к тому, что "между" двумя людьми. Если верёвку держат в руках двое, то ответственность за то, чтобы она была натянута и не провисала, - качество связи между ними, - это ответственность двоих.


На уровне семейной системы, где взаимодействуют четыре рода, только один становится над-системой, а три других составляют пространство, соединённого различного рода связями "между" ними. Эти отношения (в опыте, отношения между сватьями) могут быть охарактеризованы как сотрудничество, соперничество, избегание и т.д.


Разбирая вместе с участниками семинара кейсы в рамках психологического консультирования, мы не касались этой темы. Причиной тому наша уверенность в том, что Неслучившееся - это тема для личной психотерапии.


Интроекты и связи между ними во внутреннем мире мы видели воочию, когда делали упражнение "Семейка субличностей" в Главе 3.12. Работа с психологом в долгосрочной терапии даёт возможность осознать качество связей, подумать о них и с помощью направленного воображения восстановить связи между различными частями опыта.


Про "Семейку субличностей" был пост 12.09.2016

http://pikabu.ru/story/uprazhnenie_quotsemeyka_sublichnostey...

Диалоги с комментаторами по мотивам этого упражнения есть в посте

http://pikabu.ru/story/pobedim_prokrastinatsiyu_vmeste_nauch...


Восьмой уровень (много систем плоскостей) вводит идею авторства своей жизни и права назначать её контекст. Чтобы обрести свободу выбора судьбы и биографии, нужно быть способным посмотреть со стороны на свою эпоху и увидеть связи между семьёй и обществом, между своей семьёй-подсистемой и судьбами поколения, между своей семьёй-системой родов и эпохой, между идеей-надсистемой своего рода и идеей эпохи. Мы делаем попытку подступиться к этому материалу, читая биографии выдающихся соотечественников.


На уровне практической консультативной работы в рамках психологической помощи, направленной на осознание индивидуальных различий, в главах 3.13 и 3.14 рассматриваются межгрупповые разногласия между родами и разные способы способы справиться с отсутствием или несовпадением смысложизненных ориентаций материнского и отцовского родов.


Сами затруднения мы уже называли:

- нет данных об одном из родов, пустота переживается как пугающая,

- в одном роду сильный интеллект А, в другом роду сильный интеллект Б,

- судьбы в материнском и отцовском роду не совпадают.


В социальной жизни, доступной наблюдению, можно увидеть три способа справляться с дефицитом и конфликтами на этом уровне.

Первый – стать основателем новой семейной истории.

Второй – сделать, пусть не сразу, выбор в пользу одной из возможностей в семейной системе.

Третий – жить как двойственный человек, проживая одновременно обе судьбы или обе сферы реализации.

Проиллюстрируем тезис на доступном нам биографическом материале...


Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Лига психотерапии

5.1K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

4
Автор поста оценил этот комментарий

А почему ссылки по большей части на Пикабу? Разве научность доказывается здесь?

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не хватает примера, что называется, из жизни. Как все эти буковки на всех уровнях применять. На уровне "провели интервью, провели конфронтацию, посмотрели как ведет себя в ситуации или на семинаре, разложили по буквам. Получили такую-то и такую-то прогностическую гипотезу. Сделали-то и то-то она подтвердилась так-то. Через год пришла открытка от клиента с ребенком на руках на фоне богатого загородного дома". Ну или что по-проще.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Чтобы научиться видеть борьбу идей на уровне над-систем

А это зачем делать? В практическом плане.

Чтобы видеть как интроекты родителей в человеке влияют на его выборы в жизни или что.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Просто сохраню. Спасибо