За что положили на полку фильм «Товарищ КамАЗ» Александра Аскольдова?
Источник поста: портал Вести КАМАЗа (http://vestikamaza.ru/news/novosti-goroda/za-chto-arestovali...)
Гонимый режиссер «Комиссара» вынужденно переехал в Набережные Челны.
Эта история началась в 1967 году. Выпускник Высших режиссерских курсов Александр Аскольдов в качестве дипломной работы снял картину «Комиссар», в которой главные роли исполнили Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Василий Шукшин. Фильм повествовал о том, как в разгар Гражданской войны Красная армия заняла небольшой южный городок, а комиссар Вавилова поселилась в многодетной еврейской семье. Именно здесь комиссар родила ребенка...
Кино без прикрас вызвало гнев партийного руководства. В формулировках звучали такие фразы: «нигилистическое восприятие истории нашей революции», «в образе комиссара заложены элементы карикатуры», «антирусский фильм», «антисемитский фильм». Кино запретили и более двадцати лет не показывали широкой публике. Аскольдова уволили со студии со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден» и исключили из партии, тем самым лишив возможности работать по профессии. Более того, московской милиции намекнули: «Аскольдов не работает». А это означало, что он мог попасть под только что вышедший указ о тунеядцах. Режиссер понял, что из столицы нужно уезжать и перебрался в Набережные Челны - на строительство «КАМАЗа», где стал работать в бригаде плотников-бетонщиков Бориса Наволоцкого.
Через некоторое время с Аскольдовым встретился первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев. Он не побоялся предложить опальному кинорежиссеру снять документальный фильм о строительстве «КАМАЗа». В итоге появилась лента «Товарищ КАМАЗ», которая совсем не походила на советскую агитку. Аскольдов не стал лакировать действительность, а показал всё как есть: вагончики, в которых жили первопроходцы, уникальные интервью, беседы главного комсомольца стройки со своими подопечными, записи телефонных разговоров челнинцев со своими родственниками. Рассказал режиссер и о тех, кто, не справившись с трудностями, пытался сбежать со строительства.
Эта картина также вызвала гнев у киноначальства. Отснятые материалы арестовали. Но, к счастью, не уничтожили. И теперь мы имеем возможность увидеть этот фильм:
Настолько настоящий, настолько живой, прям как побывал там!
Не думал, что подобный фильм меня торкнет. Даже появилась какая то ностальгия по временам в которых не жил. Светлые лица, целеустремленные люди строят свое будущее - наше настоящее.
Это фильм не про строительство КАМАЗа, а про людей, которые его строили. Всё по-настоящему. Без той самой музыки и голоса, который всегда говорит про партию, пятилетку, комсомол и прочее. А "закрыли" фильм, видимо, потому что чего-то испугались (как всегда).