Юридическая природа чаевых

Юридическая природа чаевых Чаевые, Понятие, Регулирование, Длиннопост

Понятие чаевых чрезвычайно широкое. Обыкновенно под ними разумеется денежная сумма, добровольно уплачиваемая постояльцем гостиницы, клиентом ресторана и т.п., за оказанные ему услуги, сверх стоимости последних (сверх счета), но не организации, а непосредственно физическому лицу — ее работнику, — который эти услуги оказал. Именно такое понимание чаевых содержится в п. 1 ст. 6 Конвенции Международной Организации Труда № 172 об условиях труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях; п. 2 указанной статьи работодатели обязываются к выплате заработной платы своим работникам независимо от того, получают ли они чаевые.


Но под чаевыми могут пониматься и иные суммы. Так, в ряде обслуживающих организаций существует практика требования чаевых в определенном размере (обыкновенно — до 10% суммы счета) в пользу самой организации (часть из сформированного таким образом фонда потом распределяется между ее работниками). Уплата таких чаевых является обязанностью клиента.


Другую крайность представляют «чаевые», уплачиваемые в качестве знака или залога доброго расположения (гоголевский городничий, помнится, именно так платил Осипу «на чай и сверх того на баранки»), а порою и взятки; иногда же этим словом, употребляемым с оттенком пренебрежительным, обозначается подобие милостыни, пожертвования (именно их пытается выклянчить с Берлиоза булгаковский Коровьев). Все эти многочисленные отклонения в ту и другую сторону от общераспространенного понятия чаевых — добровольной платы за личные услуги — в настоящей заметке не рассматриваются.


Соответствует ли определение чаевых как платы за личные услуги (оно, как мы помним, предложено в цитированной выше Конвенции МОТ), действительности? Увы, судя по всему его составители имели в виду лишь образное выражение сути чаевых, но не характеристику их юридической природы. В самом деле, если эта плата за оказанные (по возмездному договору) услуги, то как же она может быть добровольной! Оплата услуг, оказанных по возмездному договору, составляет содержание обязательства заказчика, а обязательство, как известно, подлежит, исполнению. Односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК). Добровольный характер внесения чаевых начисто уничтожает самую возможность их квалификации как платы за услуги.


Есть и другие причины, препятствующие подобной квалификации. Размер платы за услуги определяется соглашением сторон; размер чаевых — односторонним усмотрением клиента. Причем, определение размера чаевых происходит вовсе не в процессе заключения договора возмездного оказания услуг, а лишь после его исполнения. Хороши услуги, плата за которые то ли будет внесена, то ли нет; а если и будет — то в каком размере — непонятно! И потом: разве клиент заключает договор с официантом или кельнером? Конечно нет — с рестораном, гостиницей и т.п., словом — с организацией. Платой за услуги организации является плата по выставленному ею счету; чаевые же платятся сверх счета и не организации, действующей в лице своих работников, а самим работникам, хотя бы и оказывающим услуги от имени организации.


Итак, чаевые — это не плата за услуги организации и не плата за услуги ее работнику. Что же остается? Следующий по своей очевидности вариант — квалификация уплаты чаевых как заключения (а, заодно, и исполнения) договора дарения. Действительно, перед нами, с одной стороны, акт свободной воли дарителя (клиента), с другой — волеизъявление одаряемого в виде принятия чаевых. И все-таки, это не дарение. Дарение, как известно, сделка безвозмездная (в имущественном плане), в то время, как чаевые вручаются человеку, действиями которого организация оказывала возмездные услуги. Конечно, может случиться и так, что клиент уплачивает чаевые под влиянием личной симпатии, например, к официанту, которой он успел проникнуться за время пользования услугами ресторана, или из стремления прослыть богатым и щедрым человеком, т.е. исключительно из неимущественных соображений. Но все же так бывает нечасто: обыкновенно чаевые вручаются таким клиентом, который остался доволен качеством обслуживания, т.е. оказанной услугой (имущественным предоставлением). Итак, не дарение. Какие могут быть еще варианты?


Добровольность предложения чаевых и односторонность в определении их суммы свидетельствуют о том, что действия но уплате чаевых вовсе выходят за рамки правоотношений. Правоотношения, в содержание которого входила бы обязанность уплаты чаевых, существовать не может, что называется, по определению. Целью их уплаты является, как нам кажется, поощрение физического лица — работника организации обслуживания. Поощрение — действие добровольное, одностороннее; истребовать обратно выданное поощрение как предоставленное неосновательно, невозможно. Уплата чаевых, таким образом, — это сделка, направленная на передачу чаевых (как правило — денежной суммы) одним лицом в собственность другому с целью поощрения последнего за оказанные им высококачественные услуги и стимулирования к дальнейшему оказанию подобных услуг. Несмотря на свою неизвестность гражданскому законодательству, совершение этой сделки широко практикуется.


Источник: Белов В.А. Занимательная цивилистика. Выпуск 1

Пост взят из паблика ВКонтакте История и Право

Лига Юристов

31.9K постов36.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.

9
Автор поста оценил этот комментарий
Так, в ряде обслуживающих организаций существует практика требования чаевых в определенном размере (обыкновенно — до 10% суммы счета) в пользу самой организации (часть из сформированного таким образом фонда потом распределяется между ее работниками). Уплата таких чаевых является обязанностью клиента.

Интересно придумали... то есть, по факту, зарплата работников выплачивается из отдельной части счета под названием "чаевые"? А почему тогда не выставить отдельно "чаевые электрикам (счет за электричество)", "чаевые фермерам (цена ингредиентов)", "чаевые рабочим на фабрике (выплаты за кухонное оборудование)?", итд?


Такие принудительные "чаевые" и есть то самое, за что выставляется непосредственно основной счет. Все эти иллюзии - не что иное, как попытка искуственно занизить рекламируемый счет на ценнике (получив, тем самым, клиентов, которые иначе ушли бы к конкурентам или не шли в ресторан совсем), а в конце эффективно "накинуть" на з/п "бедным сотрудникам", которую должен платить владелец заведения, а не посетитель.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Ха. Обязанность выплатить чаевые комментируется банальным "с хуя ли" ибо не встретил ни одного заведения, где включают чаевые в счёт по умолчанию и при этом хорошо обслуживают. Это называется вымогательство.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Не плачу чаевые, не дарю конфет и коньяков, ибо те кто ходит мимо сделанного мной, мне по 10 копеек не скидываются, вот и я им, за их работу, доплачивать не буду.А по поводу чаевых в счете,  помню в Абхазии в какой то столовке увидел 15% включенных в счет, больше я там не ел.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот тут внезапно возник мой вопрос, связанный с таксистами. Почему при расчете они внезапно надеются на чаевые как на общепринятую норму сверх  оплаты поездки? Как я понимаю, человек заслуживает такие  своеобразные премиальные, если его действия выходят из общепринятых рамок в плане добросердечности и желания помочь клиентам. Если просто состоялась поездка из пункта А в пункт Б, абсолютно стандартная, о каких чаевых может идти речь? Более того, я сталкивалась с таксистом по межгороду, которого вся наша команда пассажиров три раза за одну поездку вытаскивала из снежных  заносов, вручную раскачивая и выталкивая газельку. Ни лопаты, ни троса у таксиста не было. И по прибытии на место (слава богу, благополучно), этот покоритель дорог пытался содрать с пассажиров двойную оплату за сложность прохождения маршрута. Была и другая ситуация - группа детей, выезжающих из лагеря на Черном море на Крайний север, расписание электричек внезапно поменялось,начальство не торопилось, автобусов было мало. И 12 подростков доставили на ж.д вокзал спустя 4 минуты после прохождения нужного состава. А на следующей мы безнадежно опаздывали на самолет. Заказываем трансфер, микрик. Боже, я до сих пор молюсь на этого водителя! Очень четко рассчитал маршрут с учетом пробок, помог загрузить\выгрузить чемоданы, припарковался рядом с нашим терминалом вылета, показал короткую дорогу, тащил нашу группу до самого зала вылета. Вот тут чаевые уместны - он не обязан был так о нас заботиться.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Чаевые = обман государства, ибо не платятся налоги;

Чаевые = обман сотрудников, которым занижают зарплату с присказкой "еще же чаевые";

Чаевые - обман клиентов, которым по факту, предлагается заплатить больше, чем указано в ценнике.

Итого:

Юридическая природа чаевых = Наебалово.