Юги (остяки) — исчезнувший северный народ

Юги — название практически исчезнувшего сибирского народа, проживавшего на берегах Енисея, в его среднем течении. Енисей является одной из крупнейших и полноводных рек мира. Народы, селившиеся на его побережьях, называют енисейскими. Это кеты, асаны, арины, котты, пумпоколы. Юги являются родственными им. Большинство этих народностей исчезло уже к началу 19 века.

Юги (остяки) — исчезнувший северный народ Коренные народы, Остяки, Длиннопост

Численность
По документальным данным, на 2002 год юги насчитывали всего лишь 19 человек. Спустя 8 лет остался только один представитель этого народа.Где живут
Юги жили в Красноярском крае — область, относящаяся к Восточно-Сибирскому экономическому району РФ. Преимущественно люди заселяли Туруханский район, который считается регионом Крайнего Севера.
Язык
Юги разговаривали на енисейском языке. Это группа исчезнувших языков, распространенная в Центральной Сибири у енисейских народов. Единственным современным представителем является кетский язык.
Религия
Юги придерживались веры в духов, у них был распространен шаманизм. После контактов с русскими было внесено православие, но основополагающими остались прежние верования.Название
Самоназвание югов — «югын», «юганы». Также их называли остяками, дюканами, сымскими кетами (от названия реки Сым, притока Енисея).Внешность
По расовому типу юги относятся к монголоидам. Многие исследователи выделяли их в отдельный енисейский антропологический тип. Они были низкого роста, щуплого телосложения. Их отличало скуластое лицо с очень узкими глазами, коротким сплюснутым носом. Волосы — прямые, темные, цвет глаз — карий. На лице выделяются густые черные брови. Исследования ДНК выявили некоторое сходство югов с американскими индейцами.

Юги (остяки) — исчезнувший северный народ Коренные народы, Остяки, Длиннопост

История
Прародители югов жили в междуречье рек Енисей, Обь еще в бронзовую эпоху (1-5 тысячелетие до нашей эры). С началом прихода тюркских племен на эти земли они начали ассимилироваться с ними, а также с коренными народами Севера и финно-угорскими народами. Затем они расселялись дальше на север, по среднему течению Енисея и его притокам. Здесь на этногенез югов повлияли контакты с эвенками, хантами, селькупами. Позже они мигрировали еще дальше — на берега рек Турухан, Курейка. Первые свидетельства о существовании югов относятся к началу 17 века, с продвижением русских по Енисею. Отряды казаков начали заселять Енисейский Север, встретив поселения югов, которых они именовали енисейскими остяками.
Юги, промышлявшие охотой на пушных зверей, были обложены данью. Они были вынуждены отдавать почти всю добычу русским, которые торговали пушниной. К 18 веку закончился процесс смешения енисейских языков с тюркскими. Язык древних югов претерпел значительные изменения. Также они коснулись и культуры этого народа. Со своей стороны, юги приняли участие в этногенезе угорского и самодийского населения. Юги перенесли множество лишений, которые усилились с приходом русских. Племена существовали на грани нищеты, люди массово гибли от болезней и голода. Туруханский район был глухим краем, местом проживания ссыльных. Коренное население было обречено на вымирание. Также исчезли и другие родственные югам народы.
Жизнь
Этническая культура югов имеет много общего с образом жизни хантов, селькупов, шорцев. У них существовало родоплеменное деление. Люди жили крупными семьями, по 30-40 человек. Родство считалось по отцовской линии. Среди патронимии была распространена взаимопомощь, коллективные работы. Лесные и речные угодья использовались всеми семействами для добычи зверя и рыбы. У каждого рода были свои покровители, шаманы, культовые места. Главными отраслями хозяйства были охота и рыболовство. Основу охоты представлял пушной промысел. Главным охотничьим объектом были белки. Кроме них, добывали таких животных: соболь, горностай, лисица, колонок, песец.

Охотились и на крупного зверя: лосей, оленей, кабанов. Охота велась активным и пассивным способом. Первый имел групповой характер. Охотники загоняли зверя, преследуя его по следу или окружали и затем отстреливали. Пассивная не требовала много участников. Охотник расставлял ловушки, которые периодически проверял. Были распространены ловчие ямы. Их делали вблизи водопоя, на дно ямы ставили острые колья, сверху прикрывали дерном. На мелких пушных зверей охотились с помощью ловушек давящего типа, петлями, силками. Также их стреляли из лука. Важную роль играл рыбный промысел. Это было традиционным занятием для коренных народов Сибири. Полноводный Енисей давал множество видов рыбы и водной дичи.
Широко применялся такой тип ловли, как запорный. Им занимались коллективно. На реке возводили заградительные сооружения из жердей и сетей. После спада воды рыба оставалась в отгороженном пространстве и не могла уйти из ловушки. Рыбаки забирали только необходимое количество, для того чтобы не истреблять популяцию. Юги бережно относились к пищевым ресурсам и понимали, что природа должна иметь возможность восполнять свое богатство. Также было распространено сетевое рыболовство. Крупную рыбу добывали с помощью острог. Оленеводство было развито слабо, оно являлось подсобным промыслом. Некоторые семьи держали оленьи стада, но они были немногочисленны. У югов были развиты такие ремесла, как:
Производство изделий из бересты. Плетение из камыша. Изготовление утвари, обуви из рыбьей кожи. Обработка дерева. Резьба по кости.
Из бересты делали посуду, короба, детские колыбельки. Ее окрашивали с помощью охры, ягодного сока. Из камыша плели циновки, которыми устилали пол. Юги умели выделывать рыбью кожу. Из нее шили одежду, обувь, емкости для хранения продуктов. Такие изделия были прочными, не пропускали воду. Для хранения трав, табака шили мешочки из шкурок с головы птиц. Их сушили, размягчали, верх стягивали на шнурок. Из лапок мелких зверей делали мешочки для украшений. Они имели мистическое значение и использовались как обереги. Мужчины носили их на охоту, складывали в них огниво, кремень, мелкие вещи.Одежда
Летний костюм югов состоял из распашного халата свободного покроя. Его запахивали справа налево и подвязывали поясом. Дополнением костюма служили широкие суконные штаны, шерстяные носки до колен. На ногах носили чирки — кожаную обувь, стягивающуюся на шнурок. Из рыбьей кожи делали рубахи, штаны. Освобожденная от чешуи, выделанная кожа хорошо пропускала воздух, но задерживала влагу. Зимняя одежда изготавливалась из шкур животных. Мужские шубы имели вид парки, они надевались через голову. Их делали мехом внутрь и наружу. Женская одежда могла быть распашной и глухой. Шуба была длиной до пола и имела капюшон. На ногах носили кисы, унты, сшитые из собачьих, оленьих шкур.

Юги (остяки) — исчезнувший северный народ Коренные народы, Остяки, Длиннопост

Халат из рыбьей кожи



Жилище
У югов было 2 типа жилищ: постоянные и временные. Постоянные имели вид полуземлянок. Это было квадратное или прямоугольное жилище с деревянным каркасом, углубленным в землю. Сверху каркас накрывали досками, дранкой. Дом обогревался с помощью очага, расположенного внутри. Пол утепляли ветками, корой березы, циновками. Из березовой древесины делали простую мебель: столики, топчаны. Временным жильем являлся чум. Его собирали из шестов, скрепляемых внутри деревянными прутьями. Чум покрывали оленьими шкурами или берестой. В центре чума ставили очаг, обложенный камнями. Дым выходил в отверстие наверху. Летом пищу готовили на улице. Чум легко собирался и разбирался. Их перевозили на упряжках или санях-волокушах. На рыболовных стоянках жилищем могли служить лодки. На них сверху пристраивали каюты, сделанные из прутьев деревьев. Крышу крыли берестой.Традиции
Многие обряды и ритуалы, исполняемые югами, были предназначены для того, чтобы добиться успеха в промыслах. Это было очень важно, так как от удачи на охоте зависело, сможет ли мужчина прокормить свою семью. Людям казалось, что они бессильны перед могуществом природы, поэтому они наделяли ее человеческим характером. Животным также приписывались человеческие черты. Юги верили, что звери понимают язык людей. Поэтому о предстоящей охоте не говорили, чтобы не спугнуть удачу. Во время охоты в лесу также не разговаривали, потому что людей могли услышать животные, на которых те охотились. Об обнаружении лося или медведя сообщалось ударами посоха. Звери уподоблялись человеку, считалось, что они могут мстить за убийство их сородичей. Запрещалось плохо высказываться о животных, смеяться над ними, хвалиться добычей. Просто так зверя никогда не убивали, это делалось только для получения пищи.

Юги (остяки) — исчезнувший северный народ Коренные народы, Остяки, Длиннопост

Подобный смысл существует у запретов, связанных с женщинами. Представительницы женского пола считались нечистыми, поэтому могли испортить своим прикосновением охотничьи принадлежности. Женщинам запрещалось трогать и перешагивать через ружья, снасти, упряжь, садиться на охотничьи нарты. Если жена ездила на лошади, после этого животное окуривали, чтобы очистить его. Иначе ее мужу перестанет попадаться добыча. Женщина также совершала ритуал очищения, прежде чем приступить к домашней работе. Юги верили, что мясо животных обладает свойством передавать человеку какие-либо наклонности. Например, считалось, что медвежатина дает охотнику тяжесть, поэтому ему будет тяжело ходить по тайге. Из-за этого многие охотники не ели медвежье мясо. Для того, чтобы медведь отдал человеку свою силу, пили его кровь, ели сердце. Поедание медвежьих глаз дарило мужчине долголетие. Заячье сердце давало возможность бегать быстрее. А вот сердце глухаря запрещалось есть одному, так как после этого в охотника вселялся страх. Для того чтобы дать диким животным возможность продолжать их род, существовал обычай захоронения их костей. После того как мясо животного съедали, части скелета уносили в лес. Там кости зарывали в землю, складывали в дупло. Копыта вешали на деревья. Лапки пушных зверей применялись как обереги, их носили с собой.
Еда
Особенностью кухни югов являлось поедание сырого мяса. Когда удавалось убить крупного зверя, его приносили в поселение, разделывали и сразу же ели. Трапеза была коллективной. От туши отрезали куски мяса, макали в кровь. Для заготовок на зиму мясо морозили или коптили. В пищу использовалась кровь животных, считалось, что она придает энергию. Кровь, так же,как и мясо, морозили на зиму. Дичь отваривали, делали из нее похлебки. Вареными употребляли яйца диких уток, куропаток. Красные виды рыб ели сырыми, другие варили, запекали.
Рыбу готовили вместе с головой. Потрошение применялось частично, чтобы удалить желчь. Внутренности не выбрасывали, ели вместе с мясом. Для приготовления блюд использовался вытопленный рыбий жир. Его ели с лепешками, кусочками рыбы. Распространенным деликатесом у югов была икра, смешанная с рыбным филе, жиром и ягодами. Мясной и рыбный рацион немного разнообразили корешками, ягодами, зернами, которые находили в норках грызунов. Такая еда была калорийной и давала людям энергию для охоты и труда.

Жанна Галактионоваисточник

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Есть гипотеза, что енисейские языки имеют родство с индейскими языками на-дене.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Девчонки симпатичные. Как и многие северянки.