Эволюция супергеройского кино, часть 1
Сегодня мы смотрим на сборы очередных «Мстителей» и мало чему удивляемся: ну пара миллиардов, сами сходили всей семьей, даже 87-летняя бабушка. Кинокомиксы вообще стали чем-то обыденным в современном мире - никого не удивит майка с Кэпом, наклейка с Халком на раздолбанной пассажирской двери или полный комплект «Стирателей» из магазина М. В общем, нельзя уже за фанатские атрибуты получить звание нёрда и задрота, по крайней мере, пока не начнешь рассказывать про особенности 36 выпуска «Тревожных историй». Все это – благодаря волшебной силе кино. Но как мы до этого докатились? Ведь еще вчера Супермен в трусах…
С момента перенесения супергероев со страниц комиксов на экраны заработали две огромные машины по выкачиванию бабла – Marvel и DC. Первыми острожные шаги в большое кино сделали DC. Мини-фильмы они начали снимать еще в 1941, но известность получили только в 1943 году, когда Columbia Pictures выпустила киносериал про «Бэтмена». Он может показаться упоротым, но фанаты радостно кричали: «Еще!», подбрасывая тем самым уголь в поезд приключений. А DC радостно потирали ручки, снимая новые и новые мини-серии про всех подряд.
"Бэтмен", 1943
В 1948 году они дошли до Супермена и...горшочек начал варить со страшной силой. Кирк Эллин, исполнитель главной роли из "того парня в дебильном костюме" стал звездой и любимцем дам. Одно но: студия ужасно жопилась на бюджет, поэтому всякие штуки типа полетов над ночным городом заменяли мультяшными вставками, а злодеи ограничивались апасными поциками в пальто - мафией, кгбшниками и эксгибиционистами. Еще десяток лет Columbia Pictures шлепала низкобюджетные поделки с ужасающей скоростью, пока пипл не перестал хавать, и мальчик с Криптона пропал еще лет на 20.
"Супермен", 1948
В 1978 году студии опять решают откопать его подостывшее тело, и выпускают полнометражный фильм "Супермен", который внезапно оказывается тем еще профитом: награды и восторженные рецензии сыпятся на создателей как из рога изобилия, а для простых смертных Кристофер Рив навсегда стал эталоном Кларка Кента, с которым со сего дня сравнивается каждый обладатель красного плаща.
"Супермен", 1978
Естественно, увидев в этом идеальную схему "как поднять бабла" студия опять начинает метать говнецо со скоростью нажравшегося глицерина кролика, пока, по мнению даже преданных фанатов, не опускается на самое дно. Только в 2006 студия осторожно выкатывает продолжение, показывая всем преданным фанатам, что дно-то вот оно, родимое.
"Я больше не могу, убейте меня\ Давай, Кларк, еще один фильм" "Возвращение Супермена", 2006
Параллельно с Суперменом студия снимает не менее успешную линейку фильмов про Бэтмена, начиная с вышеупомянутого сериала 1943 года. Именно в нем появляются все те вещи, которые кочуют из фильма в фильм как неизменные атрибуты: Бэт-пещера, старинные часы на входе, Альфред. Поскольку все финансы уходят на поддержание Супермена в вертикальном положении, Брюс Уэйн долгое время остается в сериальном формате, пока в 1989 не выходит "Бэтмен" Тима Бёртона. До 2008 года он был самым кассовым фильмом DC, собрав ультравосторженные отзывы, и до сих пор остается для многих самым лучшим и любимым фильмом про Летучую Мышь. На волне успеха выходит и второй фильм 1992 года, тоже тепло принятый.
"Бэтмен", 1989
Казалось бы, вот оно, счастье и сборы. Но тут опять рождается схема "как поднять больше бабла", эффективные менеджеры продюсеры решают сделать 3-й фильм менее мрачным, чтобы привлечь широкую аудиторию, и в 1995 собирают капустник из голливудских звезд под предводительством Джоэля Шумахера. Люди выходили седыми, но деньги по инерции несли, а значит схема работает, поэтому Шумахер снимает еще и "Бэтмена и Робина" (1997). Тут, в общем-то, многословие неуместно: бэт-кредитка и бэт-соски. Эпический провал, в котором согласился сниматься только Клуни, отвадил боссов студии на добрый десяток лет, дав франшизе перевести дыхание.
"Бэтмен и Робин", 1997
Чем же в это время занимается Marvel? А ничем. Пока DC продавала права любому человеку в костюме, они в основном кормились сериалами и изредка делали нерешительные попытки пробиться в большое кино. В 90-е на свет начинают появляться низкобюджетные попытки сделать круто - "Каратель" (1989) и "Капитан Америка" (1990). Особого успеха фильмы не снискали, но никто и не ждал, поэтому все просто продолжили заниматься тем, чем занимались.
"Капитан Америка", 1990
В 1998 берет свое начало трилогия "Блэйд", а затем, в 2000 году - франшиза "Люди Икс". Не сказать, что они прям начали грести лавэ, но фильмы начали окупаться! Нонсенс! Подсуетившись, Columbia Pictures берет кредит на баснословные 130 миллионов снимает "Человека-паука" (2002), от сборов которого охуели наверное даже боссы компании. 800 лямов!
"Человек-паук", 2002
Поддавшись искушению, Марвел расчехляет фильмомет, из которого лучами добра вырываются Халк (2003), Сорвиголова (2003), Каратель (2004). Признания фильмы не
получили, и Marvel концентрируется на более успешных франшизах: это Человек-
Паук, Фантастическая четверка, Люди Икс. Фильмы Marvel становятся все
серьезнее, но до сих пор не могут избавиться от комического налета. Второе дыхание к студии придет только в 2008 году.
Весь этот период с 1941 по 2004 примечателен тем, что фильмы расчитаны скорее на узкую аудиторию поклонников комиксов, чем на широкие массы. В них есть комический налет, шутки из разряда "поскользнулся на шкурке от банана". Герой, как и положено герою Золотого и Серебряного веков комиксов, никогда не терпит серьезного поражения, всегда побеждает плохих парней и выходит сухим из воды. В нем сложно найти резко отрицательные черты - протагонист все еще остается неким идеализированным полубогом. В комиксах переходным моментом (и началом Бронзового века) принято считать смерть Гвен Стейси, поскольку еще ни один супергерой до этого не терпел такого фиаско. После этого врата Ада открылись, и супергерои начали "очеловечиваться" - дико лажать, пить, трахаться в общественных местах, колоться, проходить реабилитацию в клиниках, впадать в депрессию и скатываться на Темную сторону.
На экране этот перелом прошел в 2005 году. Большой вклад в это внес мастер темных искусств, Кристофер Нолан. Именно его фильм «Бэтмен: Начало» сломал всю супергеройскую киноиндустрию надвое, а вышедший в том же году «Константин» - просто добил. В двух словах: до этого была развлекуха, после – типа серьезное драматическое кино. Подробнее об этом - в другой раз :)
Comix Zone
595 постов2.4K подписчиков
Правила сообщества
- запрещается оскорбление других пользователей.
- запрещается нарушение установленных правил сайта.
- запрещается публикация не тематических постов.