Взыскание с Мегафона денег за бракованный телефон, или скупой платит четырежды и оплачивает судебные расходы
История началась более трёх лет назад, но только подходит к своему завершению, в связи с чем решил поделиться ею с Вами. Конструктивная критика приветствуется :)
По рекомендации знакомых ко мне обратилась девушка, которая в апреле 2016 года купила в Мегафоне (ОАО "Мегафон Ритейл") телефон Highscreen Ice 2 White.
(картинка из интернета)
Примерно через месяц с телефоном начали возникать проблемы - он стал самопроизвольно перезагружаться, а аккумулятор перестал держать заряд, в связи с чем покупатель обратилась в магазин за гарантийным ремонтом.
Телефон вернули после ремонта дней через 20-30, и проработал исправно он где-то столько же, после чего аккумулятор опять перестал держать заряд и пришлось вновь обращаться к продавцу для проведения гарантийного ремонта.
На момент обращения ко мне, телефон находился на втором ремонте уже где-то 15 дней.
По итогам консультации доверитель приняла решение требовать замены телефона на новый (в связи с невозможностью использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков - п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).
Здесь небольшое отступление - доверитель настаивала именно на замене телефона, а не возврате денег за него. Сейчас для меня очевидно, что стоило убедить её сразу требовать возврата денег, но в тот момент я был несколько наивнее и полагал, что вариант с заменой тоже вполне себе состоятелен :) В чем ошибка и почему не стоило так делать - объясню ниже.
Продавцу было направлено требование о замене телефона, которое в последующем было возвращено за истечением срока хранения. Когда оно пролежало на почте дней 10 и стало очевидно, что получать его никто не планирует, было подготовлено и предъявлено в суд по месту жительства доверителя соответствующее исковое заявление (с требованием обязать заменить купленный телефон).
В связи с тем, что судебные повестки ответчик также не получал, рассмотрение дело несколько затянулось и решение было вынесено только 28.11.2016 г. С учетом окончательных требований суд обязал ответчика заменить телефон, взыскал неустойку за просрочку исполнения требования потребителя и штраф.
(судья в настоящее время уже в отставке, поэтому его ФИО тоже замазал)
Здесь уже можно увидеть первый недостаток выбранного пути - если бы было заявлено требование о возврате уплаченной суммы, штраф был бы больше на половину стоимости (8499/2= 4249,5 рублей). Второй не столь очевиден - если бы по решению были взысканы только деньги, получить их можно было бы, предъявив исполнительный лист в банк, но поскольку были заявлены также требования неимущественного характера (обязать заменить телефон), принудительное исполнение в полном объеме было возможно только через приставов.
(ну Вы поняли)
Опуская подробности долгого, очень долгого взаимодействия с ними, скажу лишь, что к апрелю-маю 2017 г. такого телефона в продаже уже не было (и возможности заменить его на новый, соответственно, тоже), да и замена уже была не столь актуальна - еще к новому 2017, на тот момент, году был куплен новый телефон, а замену, которую так и не получили, планировали отдать в пользование родственникам.
Пришлось вновь обращаться в суд, который 12.07.2017 г. вынес определение об изменении способа исполнения (вместо замены телефона выплатить его стоимость).
В общем, фактически деньги за телефон были получены только в декабре 2017 г. :)
В связи с этим, уже в 2018 г. доверителем было принято решение довзыскать неустойку по дату фактической выплаты денег и моральный ущерб. Мегафону была направлена соответствующая претензия, в удовлетворении которой было отказано.
(сохранилась только копия ответа)
Далее, было подготовлено исковое заявление в суд и решением от 18.09.2018 г. исковые требования были удовлетворены, всего взыскано 22000 рублей.
Несмотря на то, что сумма штрафа, на мой взгляд, рассчитана не совсем корректно, доверителя решение устроило и каких-либо дополнительных заявлений или жалоб уже не подавалось.
По итогу при стоимости телефона 8499 рублей в пользу доверителя всего было взыскано примерно 38000 рублей (почти в 4,5 раза больше), без учета судебных расходов.
Судебные расходы по обоим разбирательствам были возмещены в полном объеме и всего составили 20900 рублей.
Повторю заключение из прошлого поста - не считаю данное дело большим успехом, публикую с расчетом на то, что оно послужит кому-нибудь руководством к действию. Не бойтесь отстаивать свои права - нерадивых продавцов можно и нужно наказывать рублём (благо российское законодательство о защите прав потребителей даёт для этого все возможности). Позволю себе дать только два совета:
1. Перед тем, как действовать, сначала убедитесь что правы :)
2. Не занимайтесь "самолечением", когда ценой вопроса является то, что Вы не готовы потерять.
Это же контора. Владелец может и согласился бы отдать сразу 10 вместо 40 потом, но он этих претензий и не видит. А клерки вряд ли такие решения будут принимать - продали за 10, а сами вернули 15. А возвращают 40 по решению суда, и нет получится не вернуть (кроме случаев когда стребовать и не с кого уже).
Так что ничего удивительного.
У меня была примерно похожая херня, если прохлопали и брак ушел к потребителю, то привозили замену. Вроде бы все довольны: у покупателя продукт и быстрый отклик производителя, у нас вроде тоже затрат меньше. Но хуй там. У нас же есть злоебучая главбушка. К бракованной детали скажи кто сделал брак или с тебя удержат стоимость. И никого не волнует что ты не в курсе кто этот брак сделал, потому что ты просто отвезишь новую и забираешь старую (ясное дело через документы с регистрацией у охраны, т.е. сколько взял столько и вернул). Но раз ты взял детальку, то ты и ебись.
Понятно что количество желающих возить и менять резко упало до 0.
Приходит досудебка х2,5 от стоимости. Казалось бы вот тут то можно попробовать уменьшить потери, но: а кто принял решение о замене? блаблабла, пусть кто поменял тот и платит.
Так что с досудебкой шлют нахер.
Итог: пошлина + экспертиза + штраф + возврат. А экспертиза бывает стоит прилично, при чем в разы дороже товара.
Потом главбушка все равно визжит типа чё так много, найти и отрубить голову. Только тебя это уже не касается, да и хер кто че найдет, даже примерно. Времени то ушло ппц.
Я понимаю главбушку, типа учет и порядок, плюс нельзя исключить злоупотребление этой схемой. Но просто сливать бабло вместо того что бы организовать все, ну я хз.
Вот такой пример внутренней кухни, так сказать с другой стороны стола переговоров.
Мегафону, да и прочим подобным пока выгоднее не платить по досудебным урегулированиям.
сколько человек из 10000 пойдут в суд? 10-20. Поэтому надо каждое нарушение прав доводить до суда.
Не везде ФИО замазал.