Вышка

Прочитав на доске объявлений приказ о зачислении меня на первый курс, я облегчённо вздохнул: всё, я студент! Впереди пять фантастических лет! Выйдя из толпы, я наткнулся на знакомого третьекурсника:

- То-то я смотрю в коридоре стало светло, хоть операцию делай! Ты чего сияешь?

- Я поступил!

- Поздравляю, но светиться будешь когда на третий курс перейдёшь.

- Почему?

- Два курса общеобразовательных дисциплин, не все парни справляются. А ты после рабфака, значит в школе не преуспел. Так?

- Да, но я постараюсь, раз поступил.

- Кто у тебя по вышке?

- По чему?

- По высшей математике.

- Какой-то Молокогорцев, - прочитал я в своём блокноте.

- Вешайся!

- Почему?

- Скоро узнаешь.


Узнал я на второй паре первого дня занятий. Не успел смолкнуть звонок как в аудиторию вошёл преподаватель, сухо поздоровался и произнёс: «Товарищи студенты! Хочу вам напомнить, что высшее образование в СССР не является обязательным! Мне предстоит прочитать для вас курс высшей математики. Продолжительность курса четыре семестра».


Едва пара закончилась, сидевший за мной Василий мрачно произнёс: «Непонятно, но здорово!» Я тоже был обескуражен, хотя векторная алгебра не самое сложное в курсе. Я разыскал третьекурсника и попросил его объяснить мне, почему я должен вешаться:

- Мики, так зовут Молокогорцева, влюблён в математику и считает, что инженер должен знать её на четвёрку.

- А почему не на пять?

- Окстись, отличник, ты каждому трояку по вышке будешь радоваться как ребёнок!

- Почему?

- В помощь студентам, Мики организует нулевые пары.

- Это что за хрень?

- Собирается поток и Мики проводит опрос как в школе.

- Зачем ему это нужно?

- Это нужно тебе, а то начнёшь учить вышку в ночь перед экзаменом. А за нулевые пары, Мики не доплачивают.

- Фанат?

- Ещё какой! И не вздумай пропустить коллоквиум. Будешь его сдавать на экзамене как дополнительный вопрос. Мики всё помнит!

- А пересдать ему легко?

- Даже не мечтай. Будешь сдавать ему все шестьдесят вопросов, которые есть в билетах.

- Это как?

- Приходишь после сессии и сдаёшь.

- Так ведь отчислят, если не сдашь во время сессии?

- А Мики придумал свою систему. В экзаменационной ведомости он оценку поставит, а в зачётке нет. Он это называет условной сдачей.

- А если не ходить?

- На пятом курсе будешь сдавать, иначе к защите дипломного проекта не допустят.

- А на экзаменах он валит?

- Вроде нет, ответишь на билет и допвопрос – и получай свой трояк.

- А почему трояк? Если на вопросы я отвечу?

- Принципы не ведают пощады! За четвёрку ты у него на экзамене просидишь с семи утра до четырёх вечера, отвечая на все билеты.

- И сколько он двоек в группе ставит?

- Хоть всей группе.

- И как ему сдать?

- Учить…


Первый экзамен по вышке мне удалось сдать на тройку, почти сходу. Материал я выучил и тройка меня расстроила. Ведь я остался без стипендии. И тогда я решил, что на тройку я всегда сдам и нечего зубрить теорему Коши – Буняковского. Через шесть месяцев я об этом пожалел. В нашей группе из двадцати пяти человек восемнадцать получили двойки. Моя двойка была за номером семь. Руководство института поняло, что пересдать мы не сможем, и отправило Мики на курсы повышения квалификации. Пересдавали мы другому преподавателю, более толерантному. Тройка была получена, но я снова остался без стипендии.


Второй курс начался с сельхозработ. Ручная уборка лука – занятие утомительное, и мы больше симулировали кипучую деятельность, нежели работали. К нам подошёл мужичок в фуфайке и шляпе и предложил перестать бить баклуши. Я уже знал, что в поле шляпа и галстук – признак начальства, и решил заняться демагогией, чтобы потянуть время и повыпендриваться перед сельским интеллигентом:

- А Вы кто? – спросил я небрежно.

- Человек, а что? – ответил мужик.

- Вот мы тут работаем как можем, а Вы нам мешаете сосредоточиться, - ответил я.

- Дерзкий ответ, - усмехнулся мужик, - а как у Вас с высшей математикой?

- А какая связь между высшей математикой и Вами? – спросил я.

- А я Ваш новый преподаватель, как Ваша фамилия?


Так я познакомился с Палычем, так его звали студенты. Остроумный и немного циничный, реально оценивавший наш интеллектуальный потенциал и мотивацию, Палыч честно начитывал лекционный материал, без коллоквиумов и нулевых пар. Палыч отслужил лейтенантом два года в армии и впитал в себя офицерский шарм, лейтенантский юмор и усталую обречённость человека который понимает, что чудес не бывает.


Меня Палыч выделил как объект для подколов, беззлобных и остроумных. На каждой лекции он отпускал в мой адрес шутку, а я отвечал. Все смеялись не более того. Но однажды я потерял чувство меры и схамил Палычу. И я впервые увидел его жёсткий взгляд. На следующих лекциях Палыч перестал обращать на меня внимание. И вот наступила пора домашних контрольных. Я не смог её решить и обратился к Толичу, выпускнику факультета прикладной математики. Он обожал математику. Однажды я застал его читающим книгу. Он хохотал и приговаривал: «Классно написано!» Я решил, что Толич читает Золотого телёнка и спросил его:

- Дашь почитать?

- Бери, - удивился Толич.

- Спасибо, беру с возвратом!

- А тебя это действительно интересует?

Прочитав название книги я замер: «Гамильтонов подход в теории солитонов». Молча вернув книгу я понял, что Толич гений.


Толич быстро решил мою контрольную, и я первым сдал её Палычу. На следующей лекции Палыч спросил меня с сарказмом:

- Артур, да Вы гений. Сами решали?

- Да, - соврал я.

- Честно?

- Да.

- Вы меня окончательно разочаровали. Контрольная решена правильно, но такими методами, которые в нашем курсе не рассматриваются.

- А я самостоятельно их изучил, - пошёл я в наступление.

- Артур, Вы перешли красную черту и оскорбили лично меня. Контрольная решена правильно и я должен поставить Вам зачёт. А об остальном поговорим на экзамене.


Беседа на экзамене закончилась двойкой. На пересдаче Палыч посмотрел на меня как-то брезгливо и сказал:

- Что с Вами делать?

- Поставить тройку.

- Это слишком просто. Я хочу получить сатисфакцию.

- Поставите двойку?

- Это примитивная месть.

- Тогда что?

- Я даю Вам двадцать минут. Решите задачи сами или кто поможет – мне безразлично. Но если на двадцать первой минуте правильно решённых задач я не увижу – тогда двойка!

Мне повезло и на ИВЦ мне помогли решить задачи. Палыч внимательно посмотрел на протянутый мною листок и спросил:

- Волков решал?

- Да, а как Вы узнали?

- Решал программист, бросается в глаза – с удовлетворением констатировал Палыч, и со скукой посмотрел на меня, - интересный Вы экземпляр, Артур, но если Вы также будете изучать спецпредметы, то останетесь без диплома.


В следующем семестре вышку читал преподаватель, которого прозвали Пеле. Он любил футбол и математику. Увидев в моих руках еженедельник «Футбол – хоккей», он просил его посмотреть и забыл обо всём на свете. Я стал регулярно его покупать перед каждой практикой по вышке и садился перед Пеле. Мы тихо сидели и играли в морской бой, а Пеле шуршал страничками еженедельника.


Экзамен проходил в лайт режиме: «Кто согласен на тройку – давайте зачётки на стол». Я был в первых рядах…


Автор:Буер Артур

87
Автор поста оценил этот комментарий

Препод на экзамене попросил тех, кто хочет тройку, собрать зачётки. Затем он взял эту стопку зачёток и со словами "такие инженеры на нахуй не нужны" выбросил её в окно.

раскрыть ветку
58
Автор поста оценил этот комментарий

Набрав на вступительных экзаменах 15 из 15 возможных баллов, я возомнил себя бессмертным и бесконечно умным. И весь первый семестр подкалывал и троллил своего преподавателя матанализа. На экзамене он развеял моё убеждение. И пошёл я по весне разнашивать сапоги кирзовые. Что удивительно, урок впрок не пошёл. И только к годам 30, набив ещё немало шишек, я пришёл к прописной истине, что на жизнь надо смотреть ширше, к себе быть строже, а с людьми помягше.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вышка и ТОЭ отсекли половину группы идиотов от их становления инженерами-электротехниками в свое время.

раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий

Почему именно преподы по матану столь глухо убитые? Мне повезло больше, наш требовал понимания прикладного смысла всей чепухи, а на доказательства мог покласть если ты ходил к нему и имеешь отметки о сданных работах. При этом он не валил даже тех кто не ходил к нему, смог ответить и решить пример? Держи 4, ответил на допвопрос 5

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Был у нас препод по вышке, Бухман и самарского строяка (есть кто из Самары?)

Интересный человек, сядет на стул, голову закинет и начинает читать лекции, все наизусть знал, ни одной книжки с собой не было) Юмор у него клевый, мог и подколоть, безобидно, конечно) На экзамене выходил покурить, а мы спокойно списывали, ответы то правильные, а на наводящие вопросы ни бее-ни мее)

Пересдавали экзамены мы ему по 8-10 раз.