ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ

ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ…


Большинство владельцев компаний малого и среднего бизнеса рано или поздно сталкиваются с проблемами, связанными с так называемым «кризисом роста». Чаще всего такой кризис приходится на шестой-восьмой годы существования бизнеса. К этому времени жизненный цикл компании обычно подходит к стадии зрелости, и для придания нового импульса требуются нестандартные решения и немалые денежные средства. Кроме того, у самого владельца зачастую возникает синдром усталости от данного вида деятельности, взгляд «замыливается», пропадает былой запал.


Как справедливо полагают американские специалисты, небольшие и средние частные компании со временем перенимают черты своего хозяина, становятся похожими на него. И если вовремя принять мер по преодолению кризисных явлений, бизнес какое-то время может существовать скорее вопреки, чем благодаря действиям или бездействию первого лица. По моему опыту, стагнация таких компаний может продолжаться до двух лет, после чего начинаются необратимые изменения, ведущие к банкротству.


К сожалению, в нашей стране институт наёмных управляющих для небольших компаний не существует как класс. Главная причина заключается в том, что у владельца просто нет таких денег, чтобы удовлетворить материальные запросы квалифицированного антикризисного управленца, а за небольшие деньги согласится работать либо дилетант, либо «гребущий по себя» (а скорее, и тот, и другой в одном лице).

Если вы чувствуете, что через год-другой ваш бизнес исчерпает резервы роста и может стать обузой, самое время подумать о его продаже стратегическому инвестору. То, что успешная компания, ещё не достигшая пика развития, может быть продана по максимально возможной цене – доказанный на практике факт. Вовремя принятое решение, тщательная предпродажная подготовка и профессиональный подход к поиску покупателя гарантируют сохранение жизнеспособности бизнеса и получение справедливой премии за отданные родному делу силы и годы жизни.


В нашей стране основная масса предпринимателей довольно консервативна и готова «держаться» за свой бизнес, пока он приносит хоть какие-нибудь деньги. А вот славящиеся своим консерватизмом англичане в своё время поразили меня удивительной гибкостью подхода. Известное интернет-кафе «ТаймОнлайн», находящееся в ТРЦ «Охотный ряд», с момента открытия в 2000 году и до весны 2003 года принадлежало британским предпринимателям, вложившим в его развитие немалые средства. Когда оказалось, что преодоление вечно возникающих исконно российских проблем им не по плечу, кафе было продано за сумму, в три раза меньшую вложенных затрат. Мотивация продавца (в вольном перевод с английского): «Родную лошадь легче пристрелить, чем смотреть, как она мучается». Как оказалось, риск неудачи проекта с интернет-кафе изначально был осознанным, так как компенсировался высокими доходами от других направлений бизнеса, в частности, в той же российской нефтянке…


Не имеющий возможности диверсифицировать вложения российский предприниматель подвержен двойному риску. Не приняв вовремя решения о продаже компании, он через некоторое время может оказаться и без бизнеса, и без денег. Для объяснения таких ситуаций даже придуман термин «синдром раскаяния продавца». Справедливо предполагается, что при принятии решения о продаже компании её владелец испытывает противоречивые чувства, сходные с теми, которые испытывают родители взрослых детей. С одной стороны, пора бы детям поскорее начать самостоятельную жизнь, с другой стороны – до слёз жаль расставаться, хочется, чтобы они поселились в соседнем доме и почаще приходили в гости.


К счастью, есть примеры успешного преодоления этого синдрома. Во-первых, среди заинтересовавшихся вашим бизнесом потенциальных покупателей обязательно найдётся тот, в котором вы разглядите именно преемника, которому можно доверить судьбу своего детища, предложить помощь в переходный период и даже посопровождать ведение дел какое-то время после совершения сделки. Если вы являетесь носителем сокровенного знания, которое невозможно передать, но в которое можно посвятить, ничто не мешает остаться на должности советника генерального директора с приличным окладом на продолжительное время. Один из моих клиентов даже готов отдать такому «посвящению» до четырёх лет.

ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ Бизнес, Покупка бизнеса, Оценка бизнеса, Длиннопост

Бизнес

2.4K постов32.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

не знаю... Через 6-8 лет я вышел не на кризис, а как раз на пик продаж. И, как мне кажется, все кризисы, выпадавшие на долю моего предприятия, связаны не столько с личностью владельца, сколько с общей конъюнктурой рынка. Если доллар подлетел почти в два раза, а покупательская способность населения все ниже, причем же тут моя скромная персона?

раскрыть ветку (6)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Просто ты работал, а не читал умных книг Ицхака Кальдерона Адизеса
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почитайте внимательно. Я пишу как раз о выходе компании на пик доходности, Дословно: "К этому времени жизненный цикл компании обычно подходит к стадии зрелости". Имеется в виду явление, называемом "кризисом роста" Когда для дальнейшего роста нужны не только деньги, но и новые люди, новые идеи, новое качество управления и много ещё чего. Как известно, пропасть невозможно перепрыгнуть в два шага,поэтому на этом этапе нужен стратегический или финансовый инвестор.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

опять поспорю, можно? На пике продаж у компании как раз появляются собственные свободные средства, то есть, она и может выступить в качестве инвестора сама для себя. Затыка, если и происходит, в другом. Местный рынок конечен. Поэтому (не важно, чем вы занимаетесь - торговлей, производством, услугами), наполнив его, вы встаете перед выбором - или оставить все как есть (а после стагнации неизбежно пойдет рецессия), или искать новые рынки (открывать филиалы - ооочень рискованная штука, вы не один ж такой умный), или открывать параллельный бизнес.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен. Но вы учтите, что этот материал - из моей колонки для газеты "Ведомости" аж 2007 года. И тогда целевая аудитория была - предприниматели, начинавшие бизнес в лихие 90-е. Т. н "вынужденные предприниматели",о чём я писал в прошлом посте https://pikabu.ru/story/ya_pomnyu_kak_vsyo_nachinalos_665706... Многим тогда было (в начале 90-х) 40+ лет, и уже к 2007 году подошёл тот возраст, когда не хватает физических сил рулить предприятием по-полной, бороться с конкурентами и повышать управляемость компании. Вот тут и приходит спрос на "Эффективных менеджеров".

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ну если так))))))))))... времена, конечно, очень сильно поменялись

Автор поста оценил этот комментарий

Почему   семь лет?  Психологи считают, что это так называемый "порог усталости" владельца, недаром в браке это считается критическим сроком. В бизнесе же этот порог может наступить значительно позже,и через 15-20 лет. Я, к примеру, владел бизнесом в 90-е годы почти восемь лет, пока понял - что оптовая торговля - это не моё, а компания с оставшимися партёрами долго на протянет. Так и получилось

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку