ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ
ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ…
Большинство владельцев компаний малого и среднего бизнеса рано или поздно сталкиваются с проблемами, связанными с так называемым «кризисом роста». Чаще всего такой кризис приходится на шестой-восьмой годы существования бизнеса. К этому времени жизненный цикл компании обычно подходит к стадии зрелости, и для придания нового импульса требуются нестандартные решения и немалые денежные средства. Кроме того, у самого владельца зачастую возникает синдром усталости от данного вида деятельности, взгляд «замыливается», пропадает былой запал.
Как справедливо полагают американские специалисты, небольшие и средние частные компании со временем перенимают черты своего хозяина, становятся похожими на него. И если вовремя принять мер по преодолению кризисных явлений, бизнес какое-то время может существовать скорее вопреки, чем благодаря действиям или бездействию первого лица. По моему опыту, стагнация таких компаний может продолжаться до двух лет, после чего начинаются необратимые изменения, ведущие к банкротству.
К сожалению, в нашей стране институт наёмных управляющих для небольших компаний не существует как класс. Главная причина заключается в том, что у владельца просто нет таких денег, чтобы удовлетворить материальные запросы квалифицированного антикризисного управленца, а за небольшие деньги согласится работать либо дилетант, либо «гребущий по себя» (а скорее, и тот, и другой в одном лице).
Если вы чувствуете, что через год-другой ваш бизнес исчерпает резервы роста и может стать обузой, самое время подумать о его продаже стратегическому инвестору. То, что успешная компания, ещё не достигшая пика развития, может быть продана по максимально возможной цене – доказанный на практике факт. Вовремя принятое решение, тщательная предпродажная подготовка и профессиональный подход к поиску покупателя гарантируют сохранение жизнеспособности бизнеса и получение справедливой премии за отданные родному делу силы и годы жизни.
В нашей стране основная масса предпринимателей довольно консервативна и готова «держаться» за свой бизнес, пока он приносит хоть какие-нибудь деньги. А вот славящиеся своим консерватизмом англичане в своё время поразили меня удивительной гибкостью подхода. Известное интернет-кафе «ТаймОнлайн», находящееся в ТРЦ «Охотный ряд», с момента открытия в 2000 году и до весны 2003 года принадлежало британским предпринимателям, вложившим в его развитие немалые средства. Когда оказалось, что преодоление вечно возникающих исконно российских проблем им не по плечу, кафе было продано за сумму, в три раза меньшую вложенных затрат. Мотивация продавца (в вольном перевод с английского): «Родную лошадь легче пристрелить, чем смотреть, как она мучается». Как оказалось, риск неудачи проекта с интернет-кафе изначально был осознанным, так как компенсировался высокими доходами от других направлений бизнеса, в частности, в той же российской нефтянке…
Не имеющий возможности диверсифицировать вложения российский предприниматель подвержен двойному риску. Не приняв вовремя решения о продаже компании, он через некоторое время может оказаться и без бизнеса, и без денег. Для объяснения таких ситуаций даже придуман термин «синдром раскаяния продавца». Справедливо предполагается, что при принятии решения о продаже компании её владелец испытывает противоречивые чувства, сходные с теми, которые испытывают родители взрослых детей. С одной стороны, пора бы детям поскорее начать самостоятельную жизнь, с другой стороны – до слёз жаль расставаться, хочется, чтобы они поселились в соседнем доме и почаще приходили в гости.
К счастью, есть примеры успешного преодоления этого синдрома. Во-первых, среди заинтересовавшихся вашим бизнесом потенциальных покупателей обязательно найдётся тот, в котором вы разглядите именно преемника, которому можно доверить судьбу своего детища, предложить помощь в переходный период и даже посопровождать ведение дел какое-то время после совершения сделки. Если вы являетесь носителем сокровенного знания, которое невозможно передать, но в которое можно посвятить, ничто не мешает остаться на должности советника генерального директора с приличным окладом на продолжительное время. Один из моих клиентов даже готов отдать такому «посвящению» до четырёх лет.
Бизнес
2.4K постов32.7K подписчиков
Правила сообщества
Разрешены только посты с тегом "моё".
Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.
Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.
Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".
Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.