Восхождение на Казбек

Предупреждение: никогда не совершайте восхождение в одиночку! Это очень опасно и, скорее всего, ваше тело найдут лет через 50 или никогда.

Всем привет.

Прочитал пост "Активный отдых не всегда идёт на пользу" и решил рассказать историю о своём восхождении на Казбек и то как подготовка к восхождению влияет на успех самого восхождения.

Началось всё с неожиданного предложения моего отца присоединиться к путешествию его и его коллег с работы.

Коллектив собирался следующий:

* Инициатор приключения. Парень 32 лет, ведёт активный образ жизни. За спиной восхождение на Эльбрус и основательно готовился к этому.

* Мой отец. 43 года, человек далёкий от активного отдыха. Немного готовился к восхождению.

* Двое коллег в возрасте 40+ лет. Как я понял, они не готовились вообще.

* Я. 23 года. К самому восхождению не готовился. Пол жизни связано со спортом, но последние полтора года перед восхождением никакой физической активности не было.

Для восхождения отец сказал мне обзавестись следующим инвентарём (Надеюсь перечисление названий не будет считаться рекламой):

1. Термобельё. Выбор пал на Glissade, и по итогу оно себя показало в целом неплохо.

2. Треккинговые ботинки. Очень много времени занял поиск подходящей обуви, в конечном итоге взял QUECHUA MH500 Mid. В процессе множество раз убедился, что выбор был правильным. Обувь хорошо поддерживала ногу в голеностопе и пару раз не дала подвернуть ногу. Ещё хорошо себя показала в амортизации, водостойкости. Единственное, что во время дороги пару раз снимал их, во избежание появления мозолей.

3. Солнцезащитные очки. Тоже бренда Quechua MH590. Тут не знаю что сказать, очки как очки.

4. Флисовая кофта. Бренд MERRELL, толком проверить не удалось, ну разве что тёплая.

5. Водонепроницаемая ветровка. Снова Quechua MH500 (так уж получилось, что многие вещи я покупал в одном магазине после длительных поисков в интернете). Хороша ветровка тем, что у неё водостойкое покрытие и молнии в подмышках на случай если станет жарко.

6. Брюки. Не могу вспомнить какие (возможно wed'ze 900), так как после похода отдал их отцу.

7. Куртка. Отец настаивал на куртке с наполнителем primaloft и после долгих поисков решил рискнуть и взять куртку Сплав. Куртка огонь. В эту московскую зиму хожу в ней, до зимних курток даже не притрагивался.

8. 2 пары перчаток: тонкие флисовые и водонепроницаемые.

9. 2 пары носок. Выбрал специальные для походов (ну или как они там называются), которые специального плетения с укреплением в подверженных мозолям местам.

10. Горнолыжный воротник. Тут в принципе без разницы что брать, главное чтобы можно было шею от ветра закрыть (или пол лица в случае чего).

Закончим с приготовлениями, перейду к самому путешествию.

Приключение началось из аэропорта Тбилиси. После того, как вся команда собралась, мы отправились на машине до посёлка Степанцминда. Это небольшой посёлок на высоте 1740 метров, расположенный в 165 километров от Тбилиси. Находится у подножия горы и является своего рода курортным.

В Степанцминде есть много жилья где можно остановиться, при этом с довольно разбросанным ценовым диапазоном (начиная от 10 лари за сутки с человека и 100+ в элитном гестхаусе).

Прибыв в посёлок, мы встретились с местным гидом для обсуждения наших планов и аренды части экипировки. К всему приобретённому инвентарю в аренду было взято:

1. Альпинистские ботинки;

2. Ледоруб;

3. Кошки;

4. Походный рюкзак;

5. Каска + на лобный фонарь;

6. Треккинговые палки. С острыми наконечниками и резиновыми заглушками (для бесснежной части маршрута);

7. Спальный мешок;

8. Обвязка и карабины;

После сборки всей экипировки мой рюкзак выглядел вот так:

Восхождение на Казбек Альпинизм, Казбек, Восхождение, Длиннопост

Немного о нашем гиде: грузин 28 лет, своё первое восхождение совершил в 18 лет. Довольно опытный парень. Понравилось его отношение к восхождению. Подходит с серьёзным отношением, всю дорогу наблюдал за нашим физическим состоянием и на основе своих наблюдений решал кому стоит идти дальше, а кому не стоит идти на вершину (об этом дальше расскажу).

Вид на вечерний Казбек. По центру кадра находится Троицкая церковь с которой начинается пешая тропа. Первый день путешествия подошёл к концу.

Следующий день начался с подъёма в 9 утра и плотного завтрака от хозяев гестхауса. Не помню во сколько он обошёлся, но было сытно. Вскоре приехала машина, которая нас отвезла к церкви. Сама церковь находится на высоте 2170 метров. Обычно сюда добираются на машине, но есть и такие, кто добирается пешком от Степанцминды. На машине мы добрались где-то за час, таким образом в 11 часов мы были готовы к началу первого этапа путешествия до базового лагеря.

При желании можно нанять парня на лошади, который довезёт рюкзаки со снаряжением до ледника, который в ~6 часах пути от церкви и ~1-2 часах до базового лагеря. Именно так мы и поступили, чтобы поберечь силы. Сами же мы пошли с лёгкими рюкзаками, в которых была вода и немного еды. Из экипировки в дорогу взяли только палки, на себе уже были треккинговые ботинки, очки и головные уборы.

Восхождение на Казбек Альпинизм, Казбек, Восхождение, Длиннопост

Дорога до базового лагеря занимает где-то 8 часов. Первые 6 часов идти по тропам и зелёным холмам. По дороге мы сделали несколько привалов.

Периодически встречаются подобные палаточные стоянки для желающих растянуть путешествие на большее количество дней. На самом деле многие туристы не видят целью само восхождение, а доходят до какой-то из стоянок и затем, переночевав, возвращаются в посёлок.

На самих стоянках есть какой-нибудь источник с водой, чаще всего это довольно старая труба из которой течёт вода хрен знает откуда.

Восхождение на Казбек Альпинизм, Казбек, Восхождение, Длиннопост

Где-то на 4-5 часу нашего пути один из коллег отца начал сдавать. Лицо покраснело и появилась постоянная одышка. Устроив привал, гид оценил его состояние и сказал, что он не дойдёт до базового лагеря такими темпами и поэтому лучшим вариантом будет сейчас ему развернуться и не спеша дойти до церкви, а оттуда в посёлок. Пройденный путь был полностью безопасен, поэтому гид отпускал его одного. К тому же, была только середина дня и он гарантировано будет у церкви до заката.

Мы же продолжили путь дальше. Приблизительно через 2 часа мы добрались до ледника, где нас уже ждала лошадь с нашими рюкзаками. Мы выгрузили провиант из рюкзака покинувшего нас товарища, раскидали его по нашим, а его рюкзак отправили обратно на лошади.

Возле ледника было попрохладней, чем в начале пути, поэтому я надел ветровку. Также гид нам сказал снять заглушки с концов палок, чтобы было удобнее идти по льду. К счастью лёд был сухим и грязным, поэтому мы могли пойти по нему не цепляя к обуви кошки.

Восхождение на Казбек Альпинизм, Казбек, Восхождение, Длиннопост

Путь по леднику пролегал по кривой и передвигались мы по нему зигзагообразно, следуя друг за другом. Уже на леднике стало тяжело идти ещё одному коллеге. Появилась одышка, лёгкая тошнота. Из-за этого мы делали привалы чаще, чем во время пути по земле. К 7 часам вечера мы добрались до базового лагеря.

Базовый лагерь Казбека расположен на месте старой метеостанции, на высоте 3675 метров. Табличка на самом здании гласит, что эта постройка -- вершина Грузии.

Возле метеостанции площадки для палаток, а также есть большая палатка польской спасательной службы. Можно жить как в палатке, либо внутри самой метеостанции на нарах. Мы остановились на последнем варианте.

Гид порекомендовал нам отдохнуть час, выпить чаю и только через час поесть и, при желании, ложиться спать. Во время ужина гид сказал папиному коллеге, что он крайне не рекомендует ему идти на вершину, так как он точно до неё не дойдёт. И если это случится, то вернуться придётся нам всем, так как в одиночку возвращаться до базового лагеря небезопасно и вообще безрассудно. Понятное дело, что человек расстроился, но он осознавал свои возможности и поэтому согласился с гидом. После мы разложили спальники и легли спать. Закончился второй день путешествия.

По своим ощущениям скажу, что не испытывал кислородного голодания, одышки или каких-то иных симптомов разряженного воздуха. Вполне возможно, что мне хватало и того что было на этой высоте.

Восхождение на Казбек Альпинизм, Казбек, Восхождение, Длиннопост

Утро следующего дня началось с завтрака и, затем, акклиматизационного подъёма до часовни, расположенной на высоте 3900 метров. Подъём до этой часовни занял около 1-2 часов. Там мы провели час, попивая горячий чай и стараясь удержаться на скале во время резких порывов ветра. К слову, в эти дни было очень ветрено и гид высказывал опасения насчёт подъёма на вершину.

Отдохнув возле часовни мы спустились к базовому лагерю. Гид попросил нас надеть всю экипировку и на небольшом куске ледника возле лагеря провёл инструктаж по использованию кошек, ледоруба, правильному хождению в связке. Много раз просил падать и отрабатывать приём по остановке скатывания, пока не убедился в правильном усвоении.

Собственно, сам кусок ледника с белыми следами от наших покатушек.

Восхождение на Казбек Альпинизм, Казбек, Восхождение, Длиннопост

К окончанию инструктажа время уже было около 5 часов дня, по рекомендации гида мы поели и легли спать. Подъём на вершину был запланирован на 2 часа ночи. Нормально выспаться получилось только у меня. Отец и инициатор путешествия долго ворочались и спали поверхностным сном (по их словам).

Пробуждение было в час ночи. Кружка горячего чая, немного шоколада и сбор рюкзаков. На троих мы собрали 2 лёгких спортивных рюкзака. В них закинули термосы, воду, батончики и кошки, прицепили к ним ледорубы. На себе же к старту подъёма было: термобельё, флисовая кофта, ветровка, брюки, альпинистские ботинки, обвязка, воротник и каска с на лобным фонарём, ну и палки. В 2 часа мы вышли в путь: трое нас и гид.

Довольно интересные ощущения, когда вокруг кромешная тьма и только фонарь освещает небольшой участок перед тобой. Особо головой не покрутишь, приходится смотреть на каждый свой шаг и следовать строго по шагам гида. Путь шёл по чередующимся леднику и скалам, местами были ручейки, снег и небольшие расщелины. Во время нашего пути был сильный ветер, а также было слышно как с Казбека сыпятся камни.

Где-то через 2 часа пути мы пересекли довольно широкую и глубокую расщелину. Гид собрался вязать верёвки для связки, но мой отец сказал, что дальше он уже не сможет пойти. От ветра у него слезились глаза и забивался нос, от чего он не мог нормально дышать. Гид обдумывал как поступить. К счастью, за нами шла на вершину большая группа из Казахстана. Минут через 10 они нас нагнали и гид договорился, чтобы они взяли с собой самого подготовленного члена нашей компании. Я же не стал проситься к ним тоже, так как не был уверен что дойду. Казахские альпинисты пошли дальше, а мы пошли обратно в лагерь. По словам гида, мы дошли до высоты где-то в 4200.

Когда до лагеря оставалось приблизительно час-полчаса пути, я увидел (или даже сначала почувствовал), что на моём правом ботинке на половину отклеилась подошва. Не представляю как бы сложился мой путь, если бы я пошёл дальше к вершине.

В лагере мы были около 6 часов утра. Выпили чаю и завалились спать. Около 11 часов проснулись, гид поделился информацией, что из-за сильного ветра несколько групп, вышедших до нас, вернулись не дойдя до вершины. Группа из Казахстана ещё не вернулась, а значит они решили дойти до цели. По плану около 12 часов они должны достичь вершины и часов в 4-5 быть в лагере.

Наша аренда спальных мест в метеостанции была только на одну ночь и мы видели два варианта действий:

1. Наш товарищ возвращается с вершины без сил и мы остаёмся ещё на одну ночь;

2. Наш товарищ возвращается с вершины с небольшим остатком сил и мы спускаемся к посёлку сразу по его возвращению;

За час до предполагаемого времени возвращения казахских альпинистов, нам позвонил единственный покоритель вершины из нашей компании и сказал, что они на подходе, а также, что у него есть силы для спуска к посёлку. За час мы собрали вещи, дождались его и отправились вниз.

Путь до церкви занял значительно меньше времени и мы были возле неё где-то через 5 часов. Так завершилось наше восхождение.

Из 5 человек в результате до вершины добрался только 1. По итогу я сделал для себя такие выводы:

1. Такую экипировку как ботинки, рюкзак и т.д. лучше приобретать свои, особенно если планируешь и дальше покорять вершины (а мне как-то не нравится чувство незавершённости по отношению к этой вершине);

2. К восхождению стоит готовиться и по большей части кардионагрузками для тренировки дыхалки;

3. Не стал бы рекомендовать идти на вершины людям с жалобами на боли в коленях. На ноги приходится довольно серьёзная нагрузка, часто нужно прыгать с уступов выше пары ступенек лестницы, да и в целом очень много ходить;

4. Брать солнцезащитный крем;

После похода отец пару дней жаловался на ноющие колени, а у меня болели сгоревшие в первый день шея, икры и нос :/

Лига путешественников

21.8K поста51.3K подписчиков

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.

А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы

Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.

Ох...господа, почитайте лучше риск.ру..

Ну, чё я могу сказать. Без акклиматизации да ещё первый раз в горах - это нужно быть очень выносливым и упёртым, чтобы в принципе дойти, так что в принципе всё абсолютно нормально. А гид скорее всего - либо дурак, либо мудак.

3 года назад ездили на тот же Казбек, 11 человек (4 мужика, 7 девчонок) все поднялись, даже те, кто первый раз на такой высоте (хотя кое-кто едва шёл).

Но! перед этим было 10 дней акклиматизации на Чаухи (шароёбились вверх-вниз примерно на 2500-3800) + сам подъём на Казбек был с ещё одной промежуточной ночёвкой (на плато несколько выше, чем вы дошли, откуда до вершины где-то 3 часа).

раскрыть ветку

Хорошо, что вы написали о таком опыте. Обычно люди пишут только о том, что они дошли до вершины :)

Ну и да, вовремя понять, что идти вверх ни смысла - отдельная мудрость, если можно так сказать

DELETED
Вы бы ещё на Эверест поползли без акклиматизации.... Неделя в базовом лагере с тренировочными подъёмами каждый день сделали бы ваш подъем на Казбек проще в разы

Интересно, только я пошел гуглить про куртку Сплав?