Вихревое кольцо и выход из него на вертолётё

Вихревое кольцо (тороидальный вихрь) — это движение жидкости или газа в форме "бублика", закручивающегося вокруг самого себя. Такое движение возникает, когда большой и относительно сферический объем вещества с большой скоростью прогоняется некую среду (например, то же самое вещество) — края и внутренняя часть прогоняемого объема подвергаются внешнему воздействию по-разному, и из-за разницы скоростей более "быстрая" внешняя область начинает закручиваться вокруг более медленной внутренней.


В случае вертолёта такое завихрение возникает, когда лопасти несущего винта с большой скоростью прогоняют воздух сквозь плоскость несущего винта. В этом случае воздух не просто гонится вниз относительно плоскости винта, создавая подъемную силу, а закручивается вокруг винта, не создавая такой силы. Что делает вертолет без подъемной силы? Правильно, падает.


Режим вихревого кольца наступает, например, при резком торможении или при быстром вертикальном снижении, когда вертолет садится в собственную струю воздуха. Для выхода из режима необходимо вывести вертолет из вихревой зоны "на чистый воздух".


Вот катастрофа в Геленджике, когда вертолет попал в вихревое кольцо.

(Баянометр говорит о повторении этого ролика, но ссылку на него не даёт)

Авиация и Техника

9.3K поста17.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Очень и очень спорная рекомендация №1 в первом ролике. Опасная! Тем более вторым такое видео...
Взятие шага в случае наступления вихревого кольца имеет смысл только при наличии большого избытка мощности и главное - только в самом начале явления, что и демонстрируют в ролике. А в реальности пилот, в большинстве случаев, не успевает распознать начало и не имеет запаса мощности, поскольку непреднамеренное попадание в вихревое кольцо бывает в основном на режимах, когда шаг уже  близок к максимальному.
При нарастании вертикальной скорости, увеличение шага ведет к её более интенсивному росту и усложняет выход, из-за того что в режим вовлекается еще большая часть площади НВ, что еще больше уменьшает подъемную силу НВ и ухудшает управляемость.
FAA Helicopter Flying Handbook прямо говорит об опасности таких действий, например, если уже привели тут иностранный ролик.
Все классические учебники и пособия рассматривают выход из вихревого кольца, как уменьшение площади занимаемой вихревым кольцом на плоскости НВ. Увеличение мощности наоборот увеличивает и мощность вихря.
Выход их кольца возможен, кстати, и переводом на режим самовращения. При наличии запаса высоты это самый эффективный в теории способ выхода.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Да нечего там уже тушить было и некого...
ещё комментарий