Велопутешествие Мари-Чувашия. Глава 5. Свияжск.
Начало здесь:
https://pikabu.ru/story/veloputeshestvie_marichuvashiya_glav...
Продолжаем с того места, где я переправился через Волгу и сошёл с парома.
По заранее продуманному плану мне сейчас следовало искать место для ночлега, однако я решил, что ещё не поздно, и поехал в Свияжск. Так что сейчас вас ждёт предельно сжатая история Свияжска.
Этот городок-крепость был построен во времена Ивана Грозного на высоком берегу речки Свияги неподалёку от места её впадения в Волгу. Организовали город рекордно быстро (а иначе нельзя, враги ж кругом!): заготовили в Угличе бревенчатые стены, башни, прочие дома, разметили брёвна, разобрали и по Волге сплавили до нужного места, а там быстро-быстро собрали, сразу вместе с солдатами и пушками. Месяца не прошло, и бац — укреплённый город в тылу врага. Тогда в этих местах жили чуваши, а сам город был нужен, чтобы из него воевать с Казанью.
Ещё раз обращаю внимание, что город был построен на берегу реки, а не на острове, то есть таким, каким его изобразил на своей знаменитой картине художник Васильев, Свияжск тогда не был:
С приходом советской власти Свияжск стал одним из центров политических репрессий, монастырь превратили в исправительную колонию, а потом в психбольницу.
Островом Свияжск стал уже во времена Хрущёва, когда построили Куйбышевское водохранилище, и всё вокруг затопило. И вот в это время Васильев уже мог рисовать Свияжск на острове. А в 2008 году остров соединили с берегом дамбой и проложили автомобильную дорогу. И вообще принялись всё там восстанавливать и делать из городка туристическую достопримечательность. Именно в таком виде он сейчас и существует.
Вот, кстати, герб Свияжска: он изображает тот исторический момент, когда город, погрузив на лодки, везут по Волге. А пять окуньков его сопровождают.
А теперь вернёмся в настоящее время. Я сошёл с парома в селе Нижние Вязовые. Некоторое время ехал вдоль железной дороги и мимо всяких гаражей, избушек и огородов. Потом выехал на пустынную дорогу в полях, а потом и на дамбу. Этот участок пути мне, что уж говорить, понравился. Итак, к шести вечера я приехал в Свияжск.
Городок (хотя правильнее это посёлок: население у него всего две с половиной сотни человек, против двух с половиной тысяч в девятнадцатом веке) производит мощное впечатление с самого начала, ещё издалека. Вблизи всё немного портит лестница с рекламными растяжками и кассы с турникетами. Судя по всему, вход туда платный, не знаю. Как только я подошёл к турникетам, один из работников сказал мне, что сейчас он их отключит, и я смогу пройти просто так.
Я поднялся на городской холм и стал гулять по Свияжску. В шесть вечера там закрываются музеи, перестают пускать на территорию монастыря и храмов, но просто так гулять никто не запрещает.
Колено, которое не беспокоило меня, пока я ехал на велосипеде, опять разболелось, так что гулял я не спеша, то и дело присаживаясь на лавочки. Изнутри Свияжск похож на маленький и чрезвычайно благоустроенный посёлок. Сплошь аккуратные домики, подстриженные газоны, брусчатые и бетонные дорожки. Как будто какая-то благополучная Скандинавия по виду.
Кто там живёт? Монахи и сотрудники музеев, наверное. Потому что, как вы видели, храмов там полно. Хотя вроде и школа есть (я посмотрел: 40 учеников, 15 учителей), но никакого местного населения на улицах не видно, только туристы.
Редкий пример разрухи. Так-то почти всё уже приведено в порядок:
Ну и наконец-то просто виды того, что тут вообще есть (храмы и музеи):
С окраин Свияжска открываются потрясные виды: вода и небо, простор вокруг реально ощущается.
Я закончил прогулку и начал спускаться из городка уже на закате. С лестницы как раз было видно, как солнце садится:
Совсем чуть-чуть отъехав по дамбе, я нашёл удобное место для ночёвки на берегу реки.
В этот день я проехал 85 км.
Фотки опять крутые :)
Средства самообороны возили с собой ? Всё-таки ночевать на улице опасно
Виды это очень хорошо, но местный музей зря не посетили. Он того стоит