Необходимо войти или зарегистрироваться

Авторизация

Введите логин, email или номер телефона, начинающийся с символа «+»
Забыли пароль? Регистрация

Новый пароль

Авторизация

Восстановление пароля

Авторизация

Регистрация

Выберите, пожалуйста, ник на пикабу
Номер будет виден только вам.
Отправка смс бесплатна
У меня уже есть аккаунт с ником Отменить привязку?

Регистрация

Номер будет виден только вам.
Отправка смс бесплатна
Создавая аккаунт, я соглашаюсь с правилами Пикабу и даю согласие на обработку персональных данных.
Авторизация

Пост

Пост

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу.

PapaSilver

Археологи находят свидетельства человеческих жертвоприношений во всех уголках земного шара. Но то, что они увидели на севере Перу в окрестностях древней столицы народа чиму Чан-Чана, повергло в шок даже бывалых исследователей: останки 269 детей со следами резаных ран на грудине и ребрах. Кто и зачем совершил это страшное убийство?


Пятница накануне Пасхи в деревушке Уанчакито на северном побережье Перу. 500 лет назад здесь было ритуальное кладбище, уже давно превратившееся в заваленный мусором пустырь.


Распластавшись по обе стороны могилы, два студента-археолога, облаченные в хирургические костюмы и маски, принимаются расчищать ее совочками.


Через некоторое время показывается детский череп, увенчанный копной черных волос. Сменив совки на кисточки, молодые люди осторожно смахивают рыхлый песок с нижней части черепа и плечевых костей, торчащих из-под грубого хлопчатобумажного савана, и их взорам открываются останки крохотной ламы, лежащие вдоль детского скелета.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Палач чиму восседает в ожидании юной жертвы — воображение художника воссоздало сцену массового жертвоприношения в Уанчакито. Археологи не обнаружили никаких свидетельств того, что дети были связаны, но возможно, их напоили чичей — кукурузным пивом, — чтобы они оставались вялыми и податливыми во время жестокого ритуала.

Автор Самсон Гётце, Моника Серрано, NGM Staff&


Габриэль Прието, археолог из Национального университета Трухильо, осматривает могилу и кивает. «Е95», – объявляет он, словно делая ход в бесконечных шахматах. Прието ведет подсчет жертв: эта находка – уже 95-я с 2011 года, когда он начал исследовать массовое захоронение. В общей сложности в двух расположенных по соседству захоронениях будут обнаружены останки 269 детей от 5 до 14 лет и троих взрослых. Все они погибли более 500 лет назад в ходе тщательно продуманных жертвоприношений – возможно, таких ритуалов ни до, ни после не знала мировая история.


Ученые теряются в догадках: что за отчаянные обстоятельства могли сподвигнуть людей на столь чудовищное действо?


Археологи и раньше находили свидетельства человеческих жертвоприношений во всех уголках земного шара. Количество жертв могло исчисляться сотнями – по-видимому, зачастую это были военнопленные, или павшие в ритуальных схватках, или слуги, преданные смерти после гибели вождя либо при возведении храма. До открытия Уанчакито местом самых масштабных детских жертвоприношений в Северной и Южной Америке – а быть может, и на всей планете – был главный храм в столице ацтеков Теночтитлане (современный Мехико), где в XV веке было убито 42 ребенка.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Головной убор из перьев сине-желтого ара украшает череп длинноволосого ребенка, принесенного в жертву. По мнению ученых, головной убор может указывать на знатное происхождение убитого.

Фото: Ребекка Хейл, NGM Staff


Поначалу Прието думал, что это просто забытое кладбище. Но, раскопав останки нескольких детей, завернутых в саваны, и получив их радиоуглеродные датировки – 1400–1450 годы, – археолог понял, что наткнулся на масштабное и страшное захоронение.


Прието заметил, что могилы нехарактерны для культуры чиму: дети были погребены в необычных позах – лежа на спине или скорченными на боку, а не в сидячем положении, как было принято среди чиму. К тому же вместо украшений, керамики и прочего погребального инвентаря.И наконец, было еще одно странное обстоятельство: останки многих детей и лам сохранили явные следы резаных ран на грудине и ребрах.


Чтобы разгадать эти загадки, Прието призвал на помощь Джона Верано, антрополога и судебного эксперта из Университета имени Тулейна в Новом Орлеане.


Осмотрев останки из Уанчакито, Верано подтвердил, что дети и животные были намеренно умерщвлены одним и тем же способом – поперечным рассечением грудины, за которым, вероятно, следовало извлечение сердца. Больше всего его поразило сходство в расположении ран, а также отсутствие на костях следов неуверенных надрезов – своего рода «пробы ножа». «Это ритуальное убийство, и очень продуманное», – вынес он вердикт.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Недалеко от Уайлильяса в северных высокогорьях Перу 14-летняя Данила прижимает к груди детеныша альпаки. Как показало исследование, в жертву богам чиму были принесены дети такого же возраста или помладше родом из разных уголков империи, в том числе из горных районов.

Фото: Роберт Кларк


Но воскресить события в Уанчакито не так-то просто, главным образом потому, что о культуре чиму ученым известно совсем мало. А ведь те могли быть властелинами могучей империи, о которой мало кто слышал. Ее след в истории теряется меж двух цивилизаций, куда лучше сохранившихся в памяти потомков. Первая – культура моче, чьи удивительные настенные росписи запечатлели кровавое жертвоприношение военнопленных.


Вторая – инки, сокрушившие чиму около 1470 года, когда до покорения их собственной империи испанскими завоевателями оставалось немногим более 60 лет.


Чиму не оставили письменных памятников: наши скудные знания о них основываются на археологических находках да на испанских хрониках.


Свет на тайну Уанчикито проливает... затвердевший ил, в котором были захоронены жертвы. Мощные наслоения ила указывают на затяжные проливные дожди. «На засушливое побережье Северного Перу такие ливни обычно приносит только Эль-Ниньо», – объясняет Прието.


Население Чан-Чана кормилось благодаря отлаженным оросительным системам и прибрежному рыболовству, но повышение температуры морской воды и проливные дожди, обусловленные этим климатическим феноменом, могли пошатнуть и политические, и экономические устои империи чиму. Возможно, жрецы и вожди решили совершить массовое жертвоприношение в отчаянной попытке умолить богов остановить потоп и бескормицу.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Джейн Эва Бакстер – антрополог из Университета имени де Поля в Чикаго, исследующая историю детей и детства, поддерживает гипотезу о том, что в глазах чиму дети могли быть одним из самых ценных даров, которые можно было преподнести богам. «Но это значит пожертвовать своим будущим, – размышляет она. – Вся энергия и силы, которые ушли на продолжение рода и сохранение общества, – все это гибнет вместе с ребенком, отданным на заклание».


Возможно, жертвоприношение отражает новую систему представлений доколумбовых народов севера Перу о том, как снискать благосклонность высших сил. Как отмечает Хаген Клаус, антрополог из Университета имени Джорджа Мейсона в Виргинии, детские жертвоприношения стали в регионе обычным делом после падения моче в IX веке. Сами моче принесли в жертву множество военнопленных в своем храме Луны – от сердца империи чиму в Чан-Чане его отделяли всего несколько километров (правда, и несколько веков).


Быть может, умиротворение духов и прекращение дождя и не терпело отлагательств, но тем не менее массовое жертвоприношение было тщательно продумано. Молодые ламы – еще один ценный ресурс, – возможно, были отобраны именно для этого события из государственного стада.

Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу. Перу, Культура чиму, The National Geographic, История, Жертвоприношение, Длиннопост, Текст

Медный нож, найденный в Пампа-ла-Крус, — уникальное изделие: он снабжен трещоткой, издававшей звук, когда лезвие рассекало грудь жертвы.

Фото: Роберт Кларк


Как проходил отбор детей, которых ожидала столь страшная участь, остается загадкой: в Уанчакито были убиты мальчики и девочки, о которых хорошо заботились: останки практически не несут признаков недоедания или болезней. Судя по результатам изотопного анализа зубов, это были уроженцы разных уголков обширной империи чиму. Неестественно удлиненная форма некоторых черепов свидетельствует о намеренных манипуляциях с головами в младенчестве, практиковавшихся лишь в отдаленных горных районах.


Рисунок следов, сохранившихся на затвердевшем иле, свидетельствует о том, что к месту жертвоприношений двигалась торжественная процессия. Отпечатки маленьких босых ступней, а также копыт четвероногих животных, которых тащили против воли, позволили Прието и Верано предположить, что жертв вели к могилам, где и убивали.


Возможно, эта жуткая миссия легла на плечи двух взрослых женщин, которых затем убили ударами по голове и закопали в северной части кладбища. Поблизости были обнаружены и останки взрослого мужчины, лежащего на спине под грудой камней. Его необычайно крепкое телосложение навело археологов на мысль, что это мог быть сам палач.


Помогла ли драгоценная жертва остановить проливные дожди? Бог весть, но это мрачное событие позволяет нам представить последние, отчаянные годы умирающей империи.


Текст: Кристин Роми

Статья опубликована в журнале National Geographic (№187, апрель 2019).

http://www.nat-geo.ru/history/1267420-velikaya-zhertva-stras...

(с.) National Geographic

25 комментариев
Аватар пользователя mslittlefox mslittlefox
+12
Может быть, проливные дожди были не только "спасительной влагой", но и смертью, когда не было возможности что-то вырастить? Поэтому детей не только принесли в жертву, но и, как они могли думать, спасли от голодной смерти. Мол, лучше не страшная смерть, а самопожертвование во имя народа и бога (богов?)
+12
Аватар пользователя kartink0 kartink0
+10
А может они думали что благодаря обряду они оживут когда кончится плохое время. Самые лучшие дети и животные и в помощь им две женщины и мужчина.
+10
GreenKnocker
+25

Только представьте какая вера должна быть, чтобы родители безропотно отдавали своих детей в жертву. Это приготовление заняло точно больше месяца. Пока гонцы доберутся до удаленных уголков, пока решат кто станет жертвой, пока дойдут до места. Страшно представить какая атмосфера тогда царила. Или все было наоборот? Может такая жертва это честь для семьи? Ведь там были и богатые дети. Человеческая история удивительна.

+25
раскрыть ветку 5
Аватар пользователя PapaSilver PapaSilver
+9

я вот то же думал об этом когда читал статью, и мне кажется тут дело не в вере в Бога, Аллаха , а в том, что люди отчаялись до степени (уж простите) полного охуения, и были готовы на все что бы выжить , даже на на такое

+9
раскрыть ветку 1
Аватар пользователя michaeldv michaeldv
+1

Интересно, помогло ли им это выжить...

+1
Аватар пользователя Sjoberg Sjoberg
+6

В Европе, например, даже сто лет назад было совсем другое отношение к детям, их не берегли как сейчас, а несколько столетий назад, в голодны годы, отводили в лес, чтобы не кормить (сказки народов Европы в помощь, даже в нынешнем виде, адаптированные, и  то иной раз  оторопь вызывают). Касательно Руси, считалось чуть ли божьим благословением, если во время крещения поп случайно ронял младенца прорубь.

+6
раскрыть ветку 1
Аватар пользователя OlgaBush OlgaBush
+2

Да, и сами матери иной раз давали младенцам мед и не давали пить, дети умирали от обезвоживания, где-то я читала такое. Да и у классиков нет-нет да и встретишь описание равнодушного отношения к смерти детей.

+2
Аватар пользователя Lucklake Lucklake
0

Даже у нас еще лет 150 назад выживала хорошо если половина детей, а остальные умирали. А уж если учесть, что один ребенок на семью - это веяние последних лет, а раньше 6-7 и более было нормой, то никакой особой атмосферы не было. Ну заберут ребенка, еще пол дюжины останется.

Опять же, они ведь были верующие. Даже сейчас всякие долбоёбы говорят про умерших детей, мол, хорошо, сразу в рай попадет. А эти чиму вряд ли были способны усомниться в существовании загробного мира.

0
Grennhorze
+7

Спасибо, очень интересно. Но и грустно от мысли, что было убито столько детей. Понимаю, что к сегодняшнему дню все равно все б умерли, но все равно печально.

+7
Rad474
+2
Иллюстрация к комментарию
+2
Zelipuka
+4
Правильно испанцы разъебали убогие "культуры" ацтеков и инков,сраные дикари.
+4
раскрыть ветку 13
Аватар пользователя hamstor hamstor
+20

Это действительно так! Не все знают, что Испанцы уничтожали ацтеков по большей части не из-за золота, а потому что даже потомственные инквизиторы прифигели от того, что там творилось. К слову, не все индейцы разделяли кровавые наклонности своих земляком. Поэтому, с удовольствием впрягались в ряды испанцев, чтобы перемочить шизанутых психов.

+20
раскрыть ветку 4
Аватар пользователя michaeldv michaeldv
+10

Вечно это неблагодарное молодое поколение не уважает традиции старших!

+10
Auslander2018
+1
Диего ланда даж могилы этих педиков кациков раскапывал, доставал их книги на еиу тему и печь их
+1
раскрыть ветку 2
Аватар пользователя RecreateCo RecreateCo
+8
Сраные дикари? Это вы об индейских жертвоприношениях или о святой испанской инквизиции?
+8
раскрыть ветку 1
apokrif
+6
Иллюстрация к комментарию
+6
Аватар пользователя HEX228 HEX228
+4

ну так и европейские цивилизации ни разу не эталон гуманности были. чего только стоят крестовые походы, инквизиция, феодальные войны. так что держи минус, грёбанный ацтекофоб

+4
раскрыть ветку 4
HassyNew
+3

Насколько известно даже инквизиторы не убивали детей.

+3
раскрыть ветку 3
Аватар пользователя russky.martos russky.martos
-4

Зашел сюда это написать, спасибо!

-4
Аватар пользователя mpp181 mpp181
+1
После такого Кортес и Писсаро - мессии.
+1
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: