Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2.

Продолжаем рассказ про форматы отображения для ИнПУ (Интегрированного Пульта Управления - основного компьютера с которым работает космонавт). В предыдущем посту про форматы мы с вами остановились на формате МАНЕВР (2 Ф 15). Следующий по списку в линейке идет формат КОНТР (Контроль), который имеет адрес 2 Ф 16 и используется в основном на этапе спуска.

Итак представляю Вам скриншот формата КОНТР для 200й машины (Союз-ТМА-М)

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

И как он выглядит теперь (Союз-МС).

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

Давайте рассмотрим этот формат подробнее.

Во первых: для чего он нужен и какие функции выполняет?

Формат 2Ф16 «КОНТР» предназначен для контроля параметров и динамических операций на орбитальном участке полёта.

В правой части ЗКИ (зоны формата) расположена таблица данных. В 5 и 6 строках таблицы вы-водится информация аналогичная информации верхних таблиц формата 2Ф17 «МАНЕВР» о котором мы говорили ранее:

ΔVт – величина отрабатываемого тормозного импульса.


При отработке импульса на СКД (Сближающе Корректирующем Двигателе) может соответствовать:

a) содержанию двухразрядного двоичного кода ГК1(Первой Главной Команды), ГК2. Задается по КРЛ (Командной Радио Линии - т.е. управлении кораблем с земли) в БАСП и передается в КС020-М (компьютер отвечающий за спуск и все что происходит после разделения) после формирования готовности его к работе;

b) значению, заданному оператором (космонавтом) с формата 2Ф24 «УСТАВ» в диапазоне 100-200 м/с;


При отработке импульса на ДПО-БТ (Двигатель Причаливания и Ориентации Большой Тяги)  может соответствовать:

- значению, заданному экипажем с формата 2Ф24 «УСТАВ» в диапазоне 100-200 м/с;

При аварии СКД и переходе на ДПО-БТ в этом окне отображается:

- в течение одной минуты после включения ДПО-БТ значение исходного импульса;

- по истечении одной минуты – значение, определяемое суммой набранного импульса на момент аварии СКД и вычисляемой в КС020-М величиной импульса доработки на ДПО-БТ:

Vтек – текущее значение отрабатываемого тормозного импульса. При аварии СКД и переходе на ДПО-БТ информация в окне не обнуляется, а продолжает нарастать по мере работы двигателя;

nx – текущее ускорение КА из ЦВМ101.

Рфо - давление перед форсунками в магистрали окислителя.

Рфг - давление перед форсунками в магистрали горючего.

Ршб-1 - Давление в шар-баллонах секции 1.

Ршб-2 - Давление в шар-баллонах секции 2.

Рок-1 - Давление в баке окислителя 1й секции.

Рок-2 - Давление в баке окислителя 2й секции.

Рг-1 - Давление в баке горючего 1 секции.

Рг-2 - Давление в баке горючего 2 секции.


Так справа от таблицы мы наблюдаем виртуальную кнопку "ТА" (Текущие Аварии) которая нас переадресовывает на под-формат СрочА (Срочных Аварий) формата ПРВИ (Пульт Ручного ввода Информации). На фото ниже представлен этот под-формат

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

Все аварии которые происходят с КДУ (Комбинированной Двигательной Установкой) отображаются тут. Если имеется авария, то кнопка ТА имеет красный фон.


Мы перешли к самому моему любимому формату - «СПУСК».

Формат 2Ф17 «СПУСК» предназначен для контроля спуска в режимах «АУС»(Автоматического Управляемого Спуска), «БС»(Баллистического Спуска) и предоставления информации для управления спуском в режиме ручного управляемого спуска - «РУС».

Ранее (на 200й серии) формата «СПУСК» не было. Точнее он был разбит на да формата: «АУС» и «РУС»

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

Мы разберем с вами как форматы старого образца, так и нового (формат "СПУСК") который не очень и сильно отличился от своего предшественника.


Формат «АУС» используется для контроля спуска в режиме автоматического управляемого спуска. Т.е. это когда компьютер КС-02М сам управляет ходом спуска и космонавту остается только контролировать параметры и держать ручку РУС на готове (о ней попозже).

Взглянем на этот формат:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

В зоне ЗКИ (Зоне Кадровой Информации - той зоне где отображается непосредственно сам формат) мы наблюдаем 4 под-зоны: зону сигнализаторов, зону ВКУ, зону таблиц и окон ввода информации и зону КСП. Давайте рассмотрим все что у нас изображено на этом формате:


В левой части формата отображается кадр «АУС», формируемый КС020-М. На этом кадре изображаются:

1 - программная зависимость (кривая), рассчитываемая по уставкам АУС при условии готовности к работе КС020-М (она близка, но не совпадает с маской РУС). Относительно этой кривой осуществляется управление спуском в режиме АУС.

2 - индекс фактического движения СА в атмосфере (маркер, квадрат... соотношение фактической потерянной скорости и времени);

3 - шкала крена и индекс, положение которого относительно шкалы определяется программным углом крена от КС020-М. Одно деление шкалы соответствует 15º. Среднее деление шкалы соответствует γ = 0º на внеатмосферном участке и γ0 = 60º при движении в атмосфере;

4 - три горизонтальные пунктирные линии, соответствующие рубежам кажу-щейся скорости VS = 1024 м/с, 2662 м/с, 4300 м/с;

5 - точечная линия, соответствующая рубежу переворота СА.

6 - кривая фактического движения индекса.

Сигнализация о состоянии СА и СУС при выполнении спуска выводится на транспаранты, располагающиеся ниже окон ЗПИ.

Справа от кадра АУС расположена таблица, в которой приводятся данные:

nх – значение, соответствующее ускорению в м/с2 на участке работы ДУ и теку-щей перегрузке в единицах g0 на атмосферном участке.

ΔТвн – соответствует:

 прогнозируемому значению внеатмосферного промаха, которое в мигающем режиме высвечивается на одну минуту после разделения;

 внеатмосферному промаху, равному

∆Твн = tсч – tвн, где

tсч = tcч + ∆tcч – время, отсчитываемое счетчиком времени, который запускается в момент физического разделения и останавливается в момент фактического входа в атмосферу (Шкала АУС);

tвн – длительность внеатмосферного участка. Это значение рассчитывается в КС020-М с использованием уставок АУС (см. учебное пособие «Система управления спуском транспортного корабля «СОЮЗ ТМА» часть 1)


-значению прогнозируемого внеатмосферного промаха, которое в мигающем режиме высвечивается на одну минуту после разделения, а затем до входа в атмосферу заполняется звездочками *****.

-внеатмосферному промаху, равному рассогласованию между фактическим вре-менем достижения кажущейся скоростью величины 25.6 м/с и рассчитанной в КС020-М уставкой Тс (если она была введена) или расчетным временем входа в атмосферу (если уставка ТС не была введена).

Hтек, Lтп – информация о текущих расчетных параметрах движения СА высоте и удалении от расчетной точки посадки. Информация начинает выводиться по разделе-нию в процессе расчетов проводимых в режиме «ТП СА», и по достижении высоты H=25 км перестает изменяться. При этом последние значения запоминаются и высвечиваются в мигающем режиме (с частотой 0.5 Гц). В случае срабатывания контроля режима «ТП СА», когда отклонения фактических параметров спуска от расчетных вышли за допуска, (горит сообщение «Нет готовности»), последние значения Hтек, Lтп также запоминаются и высвечиваются в мигающем режиме.

Ниже таблицы на поле ввода-вывода «Тс» и «РУС» выводятся рассчитанные в КС020-М время Тс ТС и уставки РУС (К и N). Вывод информации на формат начинается после завершения расчетов режима «БНПС» (гаснет сообщение «Расчет БНО» на формате «БНО»). Расчетные значения ТсТС, К и N используются в КС020-М для моделирования на атмосферном участке процесса аналогичного КЛ110 и расчета интеграла рассогласования. Экипаж должен проконтролировать ТсТС, К и N, после чего подтвердить их или ввести новые значения.

Наборное поле, с которого осуществляется ввод новых или подтверждение рас-считанных в КС020-М значений ТсТС, К и N, расположено ниже поля ввода-вывода «ТсТС», «РУС». Набор информации выполняется с помощью клавиш 0÷9 после актива-ции соответствующего обозначения («ТсТС» или «РУС»). По завершению набора ин-формации «ТсТС» или «РУС» рядом с каждым из них высвечивается «ввд». Ввод на-бранной информации можно производить клавишей «ИСПВВД» раздельно для каждо-го из обозначений, либо для обоих вместе. Сброс информации «ТсТС» или «РУС» мож-но проводить после активации соответствующего обозначения, используя клавишу «СБР». При необходимости стереть ошибочно набранную цифру, можно использовать клавишу «ГАШЗАБ».

В нижней части формата располагается выбираемая экипажем линейка КСП-л (КСП-п), под которой находится одна из строк формата ИнПУ «Ф1».

На свободном месте ЗКИ могут появляться следующие сообщения:

«Переворот»

Сообщение формируется на атмосферном участке спуска по команде «Перево-рот» в момент смены знака опорного угла крена (Vs = Vsпер).

«Нет готовности»

Сообщение может сформироваться только после разделения отсеков ТК в режи-ме «ТП СА», если нарушена непрерывность процесса расчета прогноза (сработал до-пусковый контроль) или если отклонения фактических параметров спуска от расчетных превысили допуск (сработал динамический контроль).

«Ошибка уставок РУС»

Сообщение может сформироваться при неправильном вводе уставок Тс и РУС с наборного поля формата (например ввод уставки РУС вида 778);

«АУС невозможен»

Сообщение может сформироваться после выключения ДУразделения отсеков ТК, если к этому моменту отсутствуют уставки АУС первой группы.

«Скорректирована шкала АУС»

Сообщение формируется сразу после фактического разделения, если моменты фактического и расчетного разделений не совпали, но при этом выполняется условие

1 сек < |Тразд – Тфразд| < 90 сек

Одновременно на поле формата может выводиться только два сообщения.

Формат «АУС» может быть вызван:

- автоматически по разделению, если до этого не был вызван формат «РУС»;

- экипажем через формат ИнПУ «Ф1».

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

Сигнализация о состоянии СА(Спускаемого Аппарата) и СУС(Системы Управления Спуском) при выполнении спуска выводится на транспаранты, располагающиеся в верхней коне формата.


Справа от кадра АУС расположена таблица, в которой приводятся данные:

– значение, соответствующее ускорению в м/с2 на участке работы ДУ и теку-щей перегрузке в единицах g0 на атмосферном участке.

ΔТвн – соответствует:

- прогнозируемому значению внеатмосферного промаха, которое в мигающем режиме высвечивается на одну минуту после разделения;

- внеатмосферному промаху, равному ∆Твн = tсч – tвн,  где

tсч = tcч + ∆tcч – время, отсчитываемое счетчиком времени, который запускается в момент физического разделения и останавливается в момент фактического входа в атмосферу (Шкала АУС);

tвн – длительность внеатмосферного участка. Это значение рассчитывается в КС020-М с использованием уставок АУС.

- значению прогнозируемого внеатмосферного промаха, которое в мигающем режиме высвечивается на одну минуту после разделения, а затем до входа в атмосферу заполняется звездочками *****.

- внеатмосферному промаху, равному рассогласованию между фактическим временем достижения кажущейся скоростью величины 25.6 м/с и рассчитанной в КС020-М уставкой Тс (если она была введена) или расчетным временем входа в атмосферу (если уставка ТС не была введена).

Hтек, Lтп – информация о текущих расчетных параметрах движения СА высоте(Н) и удалении(L) от расчетной точки посадки. Информация начинает выводиться по разделению в процессе расчетов проводимых в режиме «ТП СА»(Текущее Положение Спускаемого Аппарата), и по достижении высоты H=25 км перестает изменяться. При этом последние значения запоминаются и высвечиваются в мигающем режиме (с частотой 0.5 Гц). В случае срабатывания контроля режима «ТП СА», когда отклонения фактических параметров спуска от расчетных вышли за допуска, (горит сообщение «Нет готовности»), последние значения Hтек, Lтп также запоминаются и высвечиваются в мигающем режиме.

Ниже таблицы на поле ввода-вывода «Тс»(Время Спуска расчетное, по которому начинается движение маркера (квадрата) по горизонтальнойй развертке ВКУ) и «РУС» выводятся рассчитанные в КС020-М время ТС и уставки РУС (К и N).

Наборное поле, с которого осуществляется ввод новых или подтверждение рассчитанных в КС020-М значений Тс, К и N, расположено ниже поля ввода-вывода «ТС», «РУС». Набор информации выполняется с помощью клавиш 0÷9 после актива-ции соответствующего обозначения («ТсТС» или «РУС»). По завершению набора информации «ТС» или «РУС» рядом с каждым из них высвечивается «ВВД». Ввод набранной информации можно производить клавишей «ИСП»(Enter на клавиатуре) раздельно для каждого из обозначений, либо для обоих вместе. Сброс информации «ТС» или «РУС» можно проводить после активации соответствующего обозначения, используя клавишу «СБР». При необходимости стереть ошибочно набранную цифру, можно использовать клавишу «ГАШ».

В нижней части формата располагается выбираемая экипажем линейка КСП-л (КСП-п), под которой находится одна из строк формата ИнПУ «Ф1».


На свободном месте ЗКИ могут появляться следующие сообщения:

«Переворот»

Сообщение формируется на атмосферном участке спуска по команде «Перево-рот» в момент смены знака опорного угла крена (Vs = Vsпер).


«Нет готовности»

Сообщение может сформироваться только после разделения отсеков ТК в режи-ме «ТП СА», если нарушена непрерывность процесса расчета прогноза (сработал до-пусковый контроль) или если отклонения фактических параметров спуска от расчетных превысили допуск (сработал динамический контроль).


«Ошибка уставок РУС»

Сообщение может сформироваться при неправильном вводе уставок Тс и РУС с наборного поля формата (например ввод уставки РУС вида 778);


«АУС невозможен»

Сообщение может сформироваться после выключения ДУ разделения отсеков ТК, если к этому моменту отсутствуют уставки АУС первой группы.


«Скорректирована шкала АУС»

Сообщение формируется сразу после фактического разделения, если моменты фактического и расчетного разделений не совпали, но при этом выполняется условие

1 сек < |Тразд – Тфразд| < 90 сек


Одновременно на поле формата может выводиться только два сообщения.


Для того, что бы вызвать эти сообщения на клавиатуре ПК необходимо нажать F5 или F6 клавиши.

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

Теперь пару слов о формате РУС.

Формат «"РУС"» используется для управления спуском в режиме РУС, а также для контроля спуска в режимах АУС и БС.

В левой части ЗКИ формата отображается телевизионный кадр «"ТВ РУС"», формируемый прибором КЛ-110. На этом кадре отображаются:

- программная кривая (маска), используемая при управлении спуском в режи-ме РУС. Конец кривой совпадает с одним из штрихов расположенных в пра-вом нижнем углу кадра. При этом номер маски соответствует номеру этого штриха. Нумерация штрихов слева направо, однако, штрих с номером «0» находится на четвертом месте от крайнего левого штриха (1,2,3,0,4,5) и отли-чается от остальных своей высотой.

- индекс фактического движения СА в атмосфере. Его движение происходит в координатах Vs и t (с учетом масштаба преобразования текущего времени полета);

- шкала крена и индекс, положение которого относительно шкалы определяет-ся сигналом крена от СГ. Одно деление шкалы соответствует 15º. Среднее деление шкалы соответствует γ = 0º на внеатмосферном участке и γ0 = 60º при движении в атмосфере;

- три горизонтальные сплошные линии, соответствующие рубежам кажущейся скорости VS = 1024 м/с, 2662 м/с, 4300 м/с;

- цифры в правом верхнем углу кадра, указывающие уставки РУС (KРУС – пер-вые два знакоместа и NРУС последнее знакоместо) до входа в атмосферу и ин-теграл рассогласования (два знакоместа) после входа в атмосферу.

В правой верхней части ЗКИ формата располагаются транспаранты, сигнализи-рующие о состоянии СА и СУС при выполнении спуска.

Ниже транспарантов расположена таблица, в которой приводятся данные:

В левой части ЗКИ формата отображается телевизионный кадр «"ТВ РУС"», формируемый прибором КЛ-110. На этом кадре отображаются:

- программная кривая (маска), используемая при управлении спуском в режиме РУС. Конец кривой совпадает с одним из штрихов расположенных в правом нижнем углу кадра. При этом номер маски соответствует номеру этого штриха. Нумерация штрихов слева направо, однако, штрих с номером «0» находится на четвертом месте от крайнего левого штриха (1,2,3,0,4,5) и отличается от остальных своей высотой.

- индекс фактического движения СА в атмосфере. Его движение происходит в координатах Vs и t (с учетом масштаба преобразования текущего времени полета);

- шкала крена и индекс, положение которого относительно шкалы определяется сигналом крена от СГ(Свободного Гироскопа). Одно деление шкалы соответствует 15º(Как и на формате АУС). Среднее деление шкалы соответствует γ = 0º на внеатмосферном участке и γ0 = 60º при движении в атмосфере;

- три горизонтальные сплошные линии, соответствующие рубежам кажущейся скорости VS = 1024 м/с, 2662 м/с, 4300 м/с;

- цифры в правом верхнем углу кадра, указывающие уставки РУС (KРУС – первые два знакоместа и NРУС последнее знакоместо) до входа в атмосферу и интеграл рассогласования (два знакоместа) после входа в атмосферу.

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

В правой верхней части ЗКИ формата располагаются транспаранты, сигнализирующие о состоянии СА и СУС при выполнении спуска.


Ниже транспарантов расположена таблица, в которой приводятся данные:

nx – значение, рассчитываемое в КС020-М и соответствующее ускорению в м/с2 на участке работы ДУ и текущей перегрузке в единицах g0 на атмосферном участ-ке.

nx2 – значение, соответствующее текущей перегрузке в единицах g0, рассчитываемое в компьютере ПК на атмосферном участке при наличии сообщения «Нет обмена с КС020-М».

ΔТвн – внеатмосферный (баллистический) промах, соответствующий:

- прогнозируемому значению внеатмосферного промаха, которое в мигающем режиме высвечивается на одну минуту после разделения;, а затем до входа в атмосферу заполняется звездочками *****.

- внеатмосферному промаху, равному

∆Твн = tсч – tвн, где

tсч = tcч + ∆tcч – время, отсчитываемое счетчиком времени, который запускается в момент физического разделения и останавливается в момент фактического входа в атмосферу (Шкала АУС);

tвн – длительность внеатмосферного участка. Это значение рассчитывается в КС020-М с использованием уставок АУС.

∆Трус – время в «сек» соответствующее:

- в течение первой минуты после разделения – мигающему значению максимального внеатмосферного промаха на перелет , до достижения которого рекомендовано сохранение режима АУС. Это значение зависит от центровки YТ, угла входа Θвх, проведения доработки импульса на ДПО-БТ и рассчитывается в программах БНО. Диапазон возможного изменения составляет +30 ÷ +50 сек. Если значение лежит вне этого диапазона, то для перехода в режим РУС необходимо использовать :

- после входа в атмосферу (было срабатывание транспаранта «Перегрузка» на форматах ИнПУ «АУС», «РУС») – внеатмосферному промаху, определяемому как

, где

где ТС – значение, подтвержденное (или введенное) экипажем до разделения СА и ПАО с формата АУС. Если экипаж не ввел никакого значения ТС, то в поле ∆ТРУС на участке управления траекторией спуска никаких значений высвечено не будет. В этом случае экипаж может самостоятельно рассчитать ∆ТРУС, используя отображаемое в этой же таблице значение Твх.

Твх – фактическое время входа СА в атмосферу. Значение времени «Твх» в формате «ч: м: с», формируется ПО ПК «Нептун-МЭ» и соответствует моменту первого загорания транспаранта «Перегрузка».

инт – рассчитываемый в КС020-М интеграл рассогласования. Этот интеграл имеет тот же смысл и масштаб, что и интеграл рассогласования от КЛ-110, но имеет знак. Интеграл будет рассчитываться на атмосферном участке при условии, что экипаж подтвердил рассчитанные КС020-М или ввел через формат «АУС» новые уставки РУС (ТсТС, К и N), в противном случае вместо значения интеграла в таблице будут высвечиваться звездочки *****. Если экипаж ввел или подтвердил уставки РУС (ТсТС, К и N), отличные от заложенных в КЛ-110, то при движении в атмосфере интегралы на кадре «РУС» и в таблице будут различаться. Следует отметить, что этот интеграл рассчитывается в КС020-М относительно уставки ТсТС, т.е. не учитывает ошибку выдачи команды Тс ТС экипажем. В этом случае даже при совпадении уставок ТсТС, К и N заданных в КЛ 110 и рассчитанных в КС020-М он может немного отличаться от интеграла формируемого в КЛ-110.

Между кадром РУС и транспарантами располагается кнопка «ТВ», по нажатию на которую кадр «РУС» разворачивается во весь экран формата. Для возвращения в исходное состояние достаточно установить курсор в любом месте экрана и выдать команду с «БУМ» или ИнПУ.

В правой части формата под таблицей размещается ПРВИ(Пульт Ручного Ввода Информации), который можно использовать для ввода и контроля уставок..

В нижней части формата располагается выбираемая экипажем линейка КСП-л (КСП-п), под которой находится одна из строк формата ИнПУ «Ф1».


Сообщения на поле ЗКИ формата не выводятся.

Формат «РУС» может быть вызван:

- автоматически по прохождении команды «Разделение», если до этого было два «RESTART-а» KC020-M;

- экипажем через формат ИнПУ «Ф1», либо по нажатию кнопок «РУС» или «БС» на ручке РУС.


Про формат "БИЛУ" я рассказывать не буду, т.к его мы затронем отдельно когда я буду разбирать формат ПРВИ.


Итак это были форматы "АУС" и "РУС" 200й серии. Теперь давайте же взглянем на формат "СПУСК", который соединил в себе эти два формата и появился в 2013-м году.

В верхней части ЗКИ формата располагаются транспаранты, на которые выводится сигнализация о состоянии СА и СУС при выполнении спуска.

В левой части ЗКИ формата отображается кадр управления, формируемый программным обеспечением ПК «Нептун-МЭ». На этом кадре изображаются:

- программная зависимость t(Vs) (программная кривая), рассчитываемая в ЦВМ101 или в КС020-М (по уставкам СУС из БАСП-М). Относительно этой программной кривой осуществляется управление спуском в режимах «АУС» или «РУС»;

 индекс (квадрат) фактического движения СА в атмосфере в координатах t(Vs). Индекс появляется в верхнем левом углу и вертикальная развертка его движения запускается в момент Vs=25,6 м/с, а горизонтальная при выполнении условия Ттек = ТВХ. След от движения индекса отображается линией зеленого цвета.

шкала крена и индекс, положение которого относительно шкалы определяется углом крена от СГ. Одно деление шкалы соответствует 5º. Среднее деление шкалы соответствует γ = 0º на внеатмосферном участке и γО = 60º при движении в атмосфере;

- три горизонтальные пунктирные линии, соответствующие рубежам кажущейся скорости VS = 1000 м/с, 2600 м/с, 4200 м/с;

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

В верхней части ЗКИ формата располагаются транспаранты, на которые выводится сигнализация о состоянии СА и СУС при выполнении спуска так же как и на формате 200й серии.

В левой части ЗКИ формата отображается кадр управления, формируемый программным обеспечением ПК «Нептун-МЭ». На этом кадре изображаются:

- программная зависимость t(Vs) (программная кривая), рассчитываемая в ЦВМ101 или в КС020-М (по уставкам СУС из БАСП-М). Относительно этой программной кривой осуществляется управление спуском в режимах «АУС» или «РУС»;

- индекс (квадрат) фактического движения СА в атмосфере в координатах ( время(потерянная скорость)) t(Vs). Индекс появляется в верхнем левом углу и вертикальная развертка его движения запускается в момент Vs=25,6 м/с (загорание транспаранта "перегрузка"), а горизонтальная при выполнении условия (время текущее = время входа)Ттек = ТВХ. След от движения индекса отображается линией зеленого цвета.

- шкала крена и индекс, положение которого относительно шкалы определяется углом крена от СГ. Одно деление шкалы соответствует 5º. Среднее деление шкалы соответствует γ = 0º на внеатмосферном участке и γО = 60º при движении в атмосфере;

- три горизонтальные пунктирные линии, соответствующие рубежам кажущейся скорости VS = 1000 м/с, 2600 м/с, 4200 м/с;

- точечная линия, окрашенная в красный цвет соответствует рубежу переворота СА;

- рассчитываемый программным обеспечением ПК «Нептун-МЭ» интеграл рассогласования. Интеграл высвечивается в десятичном коде, имеет знак (« - », если интеграл отрицательный и «без знака», если интеграл положительный). Высвечиваемый интеграл ограничен значением 150. При превышении этого значения осуществляется его сброс в ноль.


В случае перехода в режим «БС» кривая программной зависимости t(Vs) не исчезает, при этом след от индекса описывает фактическое движение по баллистической траектории.


В левой нижней части ЗКИ формата под кадром управления размещаются четы-ре горизонтальных шкалы-трубки, отображающие угловую скорость в канале крена измеренную тремя датчиками ТИУС(Трехосный Измеритель Угловых Скоростей) (ωxi, где i=1,2,3) и датчиком БДУС3 (ωx4). Отображение угловой скорости производится после разделения отсеков корабля. Шкалы отображения параметров ωx градуируются от 0 до 25 с шагом в 6,25 °/с. Максимальное значение угловой скорости отображается в виде закрашенной полосы на шкале, а для ТИУС и в цифровом формате в окошках справа от соответствующих шкал. Текущее значение параметра отображается треугольным маркером ниже каждой шкалы, и в цифровом формате в окошках слева от шкал. Сброс максимальных значений можно производить нажатием виртуальной клавиши «СБРОС», расположенной ниже шкал.


Справа от кадра управления в верхней части размещена кнопка – транспарант «СПС/СЗИ», характеризующая источник выводимых на форматы ИнПУ 2Ф17 «СПУСК» и 2Ф18 «К.СУС» сигналов. Надпись «СПС» означает, что сигналы угловых скоростей от ТИУС (ωх1, ωх2, ωх3) и угла крена выводятся на форматы из СПС ПК «Нептун-МЭ». Надпись «СЗИ» означает, что сигналы угловых скоростей от ТИУС (ωх1, ωх2, ωх3) и угла крена выводятся на форматы из СЗИ (через КС020-М). Сигнал угловой скорости ωх4 от БДУС-3 всегда выводится на форматы из СЗИ.


В правой части ЗКИ расположены таблицы, в которых приводятся данные:

nx – значение, рассчитываемое в КС020-М и соответствующее текущей перегрузке.

nx2 – значение высвечивается только при наличии сообщения «Останов КС020-М» (после второго рестарта КС020-М). Высвечиваемое сообщение соответствует текущей перегрузке, рассчитываемой в компьютере ПК на атмосферном участке по количеству миганий сигнализатора перегрузки (по количеству миганий транспаранта «Перегрузка»).

ΔТВН – внеатмосферный (баллистический) промах.

ΔТаус – время, соответствующее значению максимального внеатмосферного

промаха на перелет, до достижения которого рекомендовано сохранение режима

«АУС». Это значение рассчитывается в программах БНО (ЦВМ101), отображается по

разделению и зависит от центровки YТ, угла входа Θвх, проведения доработки импульса

на ДПО-БТ. Диапазон возможного изменения ΔТаус составляет (+30)-(+50) с. Если

значение ΔТаус лежит вне этого диапазона или не рассчитано в программах БНО, то

высвечивается значение ΔТаус = 30 с:

Твхф – фактическое время входа СА в атмосферу. Значение времени «Твх» в

формате «ч: м: с», формируется программным обеспечением ПК «Нептун-МЭ» и соот-

ветствует моменту первого загорания транспаранта «Перегрузка».

HТЕК, LТП – информация о текущих расчетных параметрах движения СА высоте

и удалении от расчетной точки посадки. Информация начинает выводиться после раз-

деления в процессе расчетов проводимых программой КС020-М. По достижению высоты H=35 км информация перестает изменяться, при этом последние значения запоминаются и высвечиваются в мигающем режиме (с частотой 0.5 Гц). В случае срабатывания контроля режима, когда отклонения фактических параметров спуска от расчетных вышли за допуск, последние значения Hтек, Lтп также запоминаются и высвечиваются в мигающем режиме.

В правой нижней части ЗКИ формата под таблицами находятся поля отображения информации об уставках СУС и времени входа в атмосферу ТВХ, а ниже их располагается наборное поле для ввода либо изменения этой информации.


Набор информации выполняется с помощью клавиш 0-9 после активации соответствующего обозначения («ТВХ» или «СУС»). По завершению набора информации

«ТВХ» или «СУС» рядом с каждым из них высвечивается «ввд». Ввод набранной информации можно производить клавишей «ИСП» раздельно для каждого из обозначений, либо для обоих вместе. Сброс информации «ТВХ» или «СУС» можно проводить

после активации соответствующего обозначения, используя клавишу «СБР». При необходимости стереть ошибочно набранную цифру, можно использовать клавишу «ГАШ».

Собственно по формату СПУСК все. В линейке СУДН остался один формат - 2Ф18 «К.СУС». Про него рассказывать нет смысла, так как космонавты им не пользуются никогда. Он технологический и предназначен для контроля работоспособности основного контура СУС. На кораблях 700 серии пока формат используется в телеметрическом режиме для послеполетной обработки информации. Вот как он выглядит:

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

фазовые плоскости, все дела....


Давайте подведем итог по первой группе форматов. У них у всех есть основное отличие, это то что слева в зоне ЗКИ располагается окно ВКУ или кадр формата, в верхней или верхней-правой части отображаются транспаранты-сигнализаторы, в правой части формата отображаются таблицы для вывода параметров (которые мы можем посмотреть на формате "ИП") и наборная клавиатура и в нижней зоне ЗКИ выводится линейка КСП-л (КСП-п). Форматы за время очень сильно поменялись. Изменилась и цветовая схема. Я забыл рассказать про кнопки справа от ВКУ форматов

Управление космическими аппаратами. Теория и практика пилотирования Союз-ТМА. Пост #4. Форматы Отображения. Часть 2. Непту-мэ, Космос, Наука, Союз-тма, Союз мс, Инпу, Длиннопост

Полный ТВ-сигнал в формате PAL отображается либо в окне (половинный режим),

либо на всём экране (полноэкранный режим)

Переключение на полноэкранный режим осуществляется нажатием кнопки ТВ>. При

этом в полноэкранном режиме возможен перебор цвета дисплейной информации по

кнопкам «->» вперед (от 0 до 5) и «<-» назад (от 5 до 0). Возврат к оконному режиму

– нажатием любой кнопки, кроме кнопки ВКЛ и стрелок «->», «<-»

Кнопка (1) служит для циклического перебора 3-х предустановленных сочетаний

яркости/контрастности ТВ-картинки

Кнопка TV++ делает картинку ТВ-сигнала прозрачной, т.е наложение дисплейной

информации и ТВ-картинки (текст поверх ТВ). При нажатии кнопки TV++ надпись

сменится на TV--. Существуют следующие состояния дисплея:

1. TV++ и РЕЖИМ ТВ – ТВ ПОДКЛЮЧЕН

При включенной ТК - картинка с ТВ-камеры. При отключенной ТК - синий экран

2. TV++ и РЕЖИМ ТВ – ТВ ОТКЛЮЧЕН - темный экран

3. TV-- и РЕЖИМ ТВ – ТВ ОТКЛЮЧЕН – на экране только дисплейная информация

4. TV-- и РЕЖИМ ТВ – ТВ ПОДКЛЮЧЕН - режим ДИСПЛЕЙ+ТВ

Прозрачность на всех форматах с ТВ-окном останется до перезапуска ИнПУ или

нажатия. кнопки TV--

Кнопка Color позволяет выбирать цвет текста дисплейной информации из 6-и

предлагаемых вариантов (Color(0)-Color(5)).


В следующем посту мы будем разбирать вторую линейку (группу) форматов - Р.СОИ - Режимы Средства Отображения Информации

Исследователи космоса

16.3K поста46.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

23
Автор поста оценил этот комментарий

Как бы я выглядел на этом корабле

Иллюстрация к комментарию
13
Автор поста оценил этот комментарий

Сохранил. Будет что рассказать на след. свидании.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну зашибись. теперь космонавты будут готовится на пикабу.

6
Автор поста оценил этот комментарий

за деревьями не видно леса - за деталями команд не видно принципов управления

раскрыть ветку
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Люто плюсую!

раскрыть ветку