Уголок Курского диссидента (К 100-летию К. Д. Воробьева)

16 ноября 2019 года исполняется 100 лет со дня рождения писателя Константина Воробьёва - автора повестей "Убиты под Москвой", "Крик", "Вот пришел великан" и др. К сей знаменательной дате приурочен ряд мероприятий.

30 января в Курском институте развития образования состоялся семинар для учителей литературы и начальных классов, посвященный творчеству писателя. Мне пришлось присутствовать на этом мероприятии и я хотела бы поделиться своими впечатлениями от услышанного.

Я сомневаюсь, что Константин Воробьёв широко известен за пределами Курской области. И на это есть свои причины.

Родился писатель в 1919 г. в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области в бедной многодетной семье. Еще в ранней юности начал пописывать статейки в местную газету "Колхозное знамя". В 1936 г. написал стихотворение "На смерть Куйбышева", за которое был уволен из редакции:


Не вынесло и твое сердце, глядя на бедствия людей.

И ты скатился в бездну мрака в период сталинских страстей.

Социализма не построя, ты в ад душою угодил.

Ты не увидишь больше гноя от ран, ты кои наносил.

Народу бедному судьбою, тебе написан этот рок,

Ты не один, в аду с тобою и Сталин будет в краткий срок.


Современные критики расценивают это стихотворение как первое проявление правдивости Воробьёва. Но в чем же заключается правдивость стихотворения? Может кто-то уже побывал в аду и видел там Сталина? По-моему этот стих - обычный выплеск юношеского максимализма (на момент его написания Воробьёву было 17 лет). И я не могу сказать, что наказание, постигшее Воробьёва чрезмерно. Мне приходилось быть уволенной и по велению левой пятки начальства (может я тоже жертва режима?).

Знакомимся с биографией дальше. Поскитавшись по редакциям и нигде долго не задерживаясь, Константин Воробьёв идет в армию. В 1941 г. под Москвой попадает в плен. Проходит Клинский, Ржевский, Смоленский, Саласпилсский концлагеря, 9 Каунасский форт, Паневежскую и Шяуляйскую тюрьму и лагерь. В 1943 г. ему удается бежать. Побег происходит на территории Литвы. Из бывших военнопленных Воробьёв собирает партизанский отряд.

Цитируя научных сотрудников Литературного музея: "Беглецу из плена было запрещено вернуться на родину. В глазах партийного руководства он считался предателем". Но тем не менее, после освобождения Литвы Константина Воробьёва назначают начальником штаба МПВО города Шауляй. Не странно ли со стороны советского командования доверять такой значимый пост человеку, который считается предателем? Пазл не сходится.

После войны Воробьёв начинает писать. Печатают его плохо. Изрядно достаётся Воробьёву от критиков. Например, Григорий Бровман пишет о военных произведениях Воробьёва: «Что это такое?! Мрачный реестр страданий, ужасов и смертельно изуродованного тела, оторванные руки, искалеченные жизни».

С этим мнением можно соглашаться, можно спорить (Честно признаться, после прочтения повестей Воробьёва я больше согласна с Бровманом, чем с современными почитателями творчества писателя). Но современные литературоведы не просто оспаривают мнение своих предшественников. Они идут дальше. Вот выдержка из доклада Григоржевич В. Г. на семинаре: "Произведения Воробьёва, непосредственно рассказывающие о войне («Крик», «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!») стали едва ли не первыми из всей нашей военной прозы. Их память не ограничивалась только полем брани, а захватывала территорию предвоенных лет, тянула свою нить из самого детства". А вот фраза из видео Игоря Золотусского, также представленного на мероприятии: "Если бы эти произведения были в своё время опубликованы, то это был бы резкий взрыв правды среди апофеозно-победоносного описания войны..." Т. е. по мнению Золотусского все другие произведения о войне лживы. Книги остальных писателей-фронтовиков – апофеозно-победоносны. А если так, то зачем тогда читать Симонова, Полевого, Казакевича, Васильева и других? Ведь брешут же собаки!

Мощный вброс! Но чем дальше, тем лучше. После войны Константин Воробьёв остаётся жить в Литве (которая до 1991 г. входила в состав СССР, о чем современные молодые люди обычно не знают и о чем исследователи тактично умалчивают). Вернуться в родные края ему, якобы, запрещено. Запрещено переехать из Вильнюса в деревню Нижний Реутец Медвенского района. Звучало бы правдоподобно, если бы он из села хотел перебраться в Москву или хотя бы в тот же Вильнюс.

В 1975 г. Константин Воробьёв умирает. Единственной литературной премией, которую он получил, и то посмертно, была премия Солженицына, которого Воробьёв поддерживал при жизни.

Был ли Константин Воробьёв в действительности антисоветчиком - трудно сказать. В своих дневниках он достаточно резко высказывается о партии, НКВД, Сталине. Но с другой стороны он сражался за Советскую власть на войне, перенес фашистские концлагеря. Впрочем, Константин Воробьёв давно умер, с него взятки гладки. А вот как насчет тех, кому выгодно представить его антисоветчиком? Зачем понадобилось подобное искажение истины? Почему, возвеличивая Воробьёва, необходимо попутно обливать нечистотами других советских писателей? Вопросы, ответ на которые лежит на поверхности.

Уголок Курского диссидента (К 100-летию К. Д. Воробьева) Литература, Мнение идеология, Мнение, Длиннопост
Уголок Курского диссидента (К 100-летию К. Д. Воробьева) Литература, Мнение идеология, Мнение, Длиннопост