Учите родителей не доверять мошенникам
Привет, Пикабу и мои 4 подписчика (никогда не думал, что кто-то подпишется)! У многих из нас есть родители, которым трудно даются новые для них технологии и устройства. Конечно, при желании можно освоить что угодно, но многие (как и мои родители) уже не могут хорошо разбираться в современных сервисах в силу привычки или отсутствия желания. Довольно часто я выступаю в роли сисадмина, который все покажет и настроит.
Недавно мои родные попались на удочку мошенников и потеряли не критическую, но весьма ощутимую сумму денег с карты. Возможно, схема не новая, но я пишу это для того, чтобы вы предупреждали своих близких. Конечно же я рассказывал родителям о подобных ситуациях и о том, чего делать ни в коем случае нельзя, но случилось что случилось.
Сразу оговорюсь, что дело происходило в Украине. Карта Ощадбанка была вставлена в банкомат Приватбанка, который ее "съел". Сразу же карта была заблокирована и выпущена новая. Не знаю связано ли это с дальнейшими событиями, но в совпадения не верю. Это всего лишь предположение, но, возможно, сотрудники банка слили данные карты.
Имея данные банковской карты (скорее всего), мошенники смогли перевыпустить сим-карту, к которой была привязана карта Ощада. Отец позвонил и сказал, что симка перестала работать и телефоны ее не принимают. До этого звонили с киевского номера и просили назвать 4 цифры. Думаю, что это подтверждение на перевыпуск симки. Ранее отцу звонили с банка, поэтому он, похоже не заподозрил чего-то и назвал эти цифры. Звонившие представлялись сотрудниками Vodafone.
Для перевыпуска сим-карты нужно знать сумму и дату последнего пополнения и 10 номеров, которые вам чаще всего звонят. Мошенники пополняют счет и наяривают с 10 разных номеров. Этой информации оказалось достаточно, т.к. в Украине симка не привязывается к паспорту, как в РФ. Пробовал звонить на номер отца и там автоответчик - похоже у них действительно есть . 23 числа были звонки, 28-го сняли деньги, 29-го перестала работать симкарта и тогда же я узнал о ситуации (мы в разных городах).
Пишу все со слов родителей и своей информации, поэтому прошу прощения за сумбурность - возможно упустил какие-то детали. Ситуация неприятная, но главное сделать выводы. Надеюсь, что кому-то информация будет полезной. Мне хотелось бы до конца понять схему, поэтому буду рад уточнениям в комментах.
Не призываю особо к силе Пикабу, но если есть среди вас волшебники, то можно что-то узнать по киевскому номеру, с которого звонили? Гудок на него идет. Вот номер: +380445921243. Если модератор это удалит, то в телеге мой ник такой же. Будьте внимательны и берегите своих близких.
" До этого звонили с киевского номера и просили назвать 4 цифры. Думаю, что это подтверждение на перевыпуск симки."
Не понял что это за цифры, но предполагаю что именно здесь "собака покрылась". Скорее всего это какой-нибудь пароль подтверждения доступа полученный по СМС. И скорее всего там было написано " не сообщайте никому".
А разве на Украине нельзя карту зарегистрировать на паспорт? Мне в голову никогда не приходило привязывать банковскую карточку на безымянную симку (есть и российские).
А еще в рф банки при перевыпуске сим карты либо блокируют смс на день, либо вообще до звонка им. Чтоб так не делали
Мой отец тоже попался на очень похожую схему. И звонили с этого же номера +380445921243.
Выезд в Волноваху 13 декабря.
Снятие с карты ощадбанка в банкомате.
Открытие новой карты в Приват банке (вроде нигде ощадовскую карту там не светили).
Приехали назад в Донецк.
На следующий день (14 декабря) позвонили с номера и +380445921243 и под предлогом улучшения качества связи водафона на "неподконтрольной" территории (вышки и т.п.) просили сообщить номер из СМС. Уговорили отца... Видит уже плохо и не обратил внимание на "не повидомляйте никому"...
Это была СМС о регистрации my vodafon.
Через короткий промежуток времени приходит СМС о том, что был вход в ошадбанк.
Денег там не было. Родители за день до этого сняли.
Родители все заблокировали (кроме телефона).
Симку не увели, потому что контракт.
Сегодня (15 декабря) я поставил my vodafone. Зарегистрировал номер и "завершил сессии на других устройствах".
Но я не понимаю как они это сделали...
Изначально я думал, что они не забрали симку полностью, а получили контроль над СМС через my vodafone. Затем с помощью СМС получили доступ в ощаду.
Но...
В my vodafone я не заметил возможности перехватывать СМС.
В восстановлении доступа к ощаду нужно знать номер карты.
То есть явно не так взломали.
Вопрос. Как они это сделали?
У меня только вариант об утечке внутренней информации пока крутится.
Они знали номер кредитной карты (или даже логин/пароль), а симку хотели отобрать только для того, чтобы жертва не заметила списания.
Неужели это так?