Убыточные "электрички", мировой опыт.

Убыточные "электрички", мировой опыт. Железная дорога, Электричка, Длиннопост

Пригородные перевозки в России– одна из самых сложных проблем для железнодорожного транспорта в последние годы.

С точки зрения недовольства железной дорогой со стороны простых граждан она стоит, наверное, на первом месте.

Люди жалуются на духоту в поездах летом и холод зимой. Честные пассажиры сетуют на запредельное количество безбилетников, в чьей массе много «идейных халявщиков», с которыми никто не борется.

Постоянны претензии, связанные с расписанием движения поездов и его исполнением. Рядовые железнодорожники недовольны вандализмом в поездах, эпидемией «зацепинга», с которой никак не получается совладать. Но все это мелочи.

Исторически всеми пригородными поездами в стране занималось Министерство путей сообщения. Это была его социальная «нагрузка» к доходным грузовым перевозкам.

Железные дороги получали прибыль с грузоотправителей, а за счет этого в придачу возили пассажиров, содержали парк электричек, пригородные платформы, кассы, павильоны и т.п. Прямые поступления от продажи билетов компенсировали лишь малую долю расходов на пригородное сообщение.

Все остальное закладывалось в грузовой тариф, чем, разумеется, бизнесмены были очень недовольны.

Потом была задумана структурная реформа железнодорожного транспорта. Решили, что железные дороги – не «собес», и что порочную практику «перекрестного субсидирования» (то есть субсидирования убыточных пассажирских перевозок за счет прибыльных грузовых) надо прекратить.

Идея была в том, что грузовладельцев мы от ненужных им расходов избавим, а социальные расходы возьмет на себя бюджет. И при распределении полномочий между федеральным центром и регионами вопросы «транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении» были переданы на уровень субъектов РФ. Произошло это еще в 2003 году.

В России с 2003 года количество перевезенных пассажиров в пригородном сообщении сократилось на 25%, пассажирооборот – на 36%.

При этом на полигоне Московского транспортного узла (г. Москва и Московская область), на котором осуществляется 65% всех пригородных перевозок, наблюдается увеличение пассажиропотока (с 2005 по 2014 гг. количество отправленных пассажиров увеличилось на 14%).

В целом, во всех государствах перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении признана планово убыточным видом деятельности, требующим финансовой поддержки, так как пассажир, как правило, не способен в полном объеме компенсировать экономически обоснованную стоимость билета.

Такая поддержка может быть оказана либо за счет прибыли, полученной от других видов деятельности (например, от грузовых перевозок), либо посредством предоставления государственных субсидий.

Государственное субсидирование перевозок пассажиров в пригородном сообщении не осуществляется только в Индии и Китае. В этих странах пригородные пассажирские перевозки объединены вместе с другими видами деятельности в рамках единой железнодорожной компании, и осуществляется перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

Во всех государствах, где пригородные железнодорожные пассажирские перевозки ор-ганизационно обособлены и отсутствует перекрестное субсидирование, обязательно осу-ществляется государственная поддержка данного вида деятельности.

Россия – не единственная страна, где реформа железных дорог в свое время поставила под угрозу пригородное сообщение. И, как правило, власти вынуждены были спасать убыточные, но социально важные перевозки

Как показывает мировой опыт, во многих странах пассажирские перевозки в ходе реформ оказывались в зоне риска. Чем все заканчивалось?


Мексика: дорогостоящее возрождение


Хрестоматийной стала ситуация, сложившаяся в 1990-е в Мексике. Государство владело монополией на железные дороги, работавшие неэффективно и отличавшиеся высоким износом мощностей. Прибыльные грузовые перевозки уходили к другим видам транспорта. В 1991 году проблема предельно обострилась, операционный дефицит железнодорожной компании составил $552 млн (37% бюджета).


Тогда власти Мексики решили приватизировать железнодорожную сеть. По результатам аукционов в 1997–1999 годах железные дороги поделили между несколькими частными компаниями, в основном крупными перевозчиками грузов из США. Это поспособствовало росту международной торговли и грузооборота, а США облегчило доступ к сырью из Мексики.


Пассажирские перевозки ввиду убыточности интереса у инвесторов не вызвали и с 1997 года были полностью отменены, за исключением двух маршрутов для туристов. Между тем в 1980-е годы железной дорогой пользовались свыше 60 млн пассажиров в год. Поезда ходили до многих удаленных городов и деревень, жители которых не имели других транспортных возможностей. Наиболее негативно отмена поездов сказалась на агломерации Мехико, где проживают более 20 млн человек.

Власти Мексики достаточно быстро поняли, что железнодорожные перевозки – как минимум в Мехико – надо восстанавливать. Однако на пути встали условия приватизации. Все пути в конце 1990-х были отданы в концессию грузовым компаниям на 50 лет, и пускать на них пассажирские поезда те желанием не горят, так как это ухудшит показатели грузовых перевозок.


В результате пришлось начинать заново. Мексиканский бюджет выделил более $700 млн на строительство новой небольшой ветки из пригорода, которая вмиг стала загруженной.

Аргентина – в ходе реформы железнодорожного транспорта, которая началась в 1988 году, произошло выделение пассажирского комплекса и передача его в управление властям провинций.

Поддержка деятельности комплекса со стороны федеральных властей полностью прекратилась, однако не все провинции были готовы самостоятельно покрывать убытки пассажирских пере-возчиков.

В результате с 1988 по 1994 гг. пассажирооборот снизился почти в 3,5 раза – с 13,5 до 4 млрд пасс-км . В период 1994-1995 гг. осуществление пассажирских перевозок посредством проведения аукционов было передано в управление частным инвесторам на основе заключения концессионных соглашений. При этом государство взяло на себя обязательства по субсидированию перевозки пассажиров.

В результате за 5 лет с 1995 по 2000 гг. произошел обратный рост пассажирооборота в 2,5 раза и его восстановление до уровня 10 млрд пасс-км .

Болгария: реформа по лекалам ЕС


При вступлении в ЕС Болгария обязалась реформировать железнодорожные перевозки, разделив управление перевозками и инфраструктурой между независимыми друг от друга компаниями, обеспечивая доступ к железнодорожной сети для других перевозчиков.

Стоит отметить, правда, что во Франции и Германии национальные железнодорожные холдинги  продолжают умело обороняться от исполнения этой директивы Европарламента.


Всемирный банк выделил в 2011 году под реформу кредиты на €150 млн. Он указывал, что целесообразно развивать грузовые мощности и отменить пассажирские перевозки на менее активных направлениях, которые приносят железнодорожникам убытки.

В январе 2015 года отменили 38 поездов, до конца февраля планировалось отменить еще 90. Но начались протесты населения, было собрано около 7 тыс. подписей под петицией с требованием вернуть поезда. В результате давления власти решили от отмены электричек отказаться и выделили часть бюджета на недостающий объем субсидий.

Роль пассажирского железнодорожного транспорта для России стратегически значима ввиду относительно низкой стоимости перевозок, железные дороги являются единственным доступным способом перемещения по стране для большинства населения.


Единственным государством, сопоставимым по географическим масштабам с Россией, является США. В Соединенных Штатах пассажирский железнодорожный транспорт не имеет столь важного социального значения, поскольку высокий уровень благосостояния населения позволяет пользоваться услугами пассажирской авиации на дальнем плече и личным автотранспортом на небольших расстояниях.


Гораздо более значим железнодорожный транспорт в Европе, но общие условия там совсем иные, чем в России или в США. Пассажирский комплекс дальнего следования в привычном понимании там присутствует только в Восточной Европе, тогда как в Западной ее половине популярностью пользуются среднемагистральные перевозки, а также перевозки на небольшие расстояния, обусловленные, преимущественно, ежедневными трудовыми миграциями.


Что касается прибыльности пассажирских перевозок, то безапелляционное заявление о том, что все перевозки являются однозначно убыточными, не совсем правильно. Есть страны, в которых пассажирский транспорт приносит прибыль — это, например, Швейцария и Япония. В то же время в большинстве остальных стран, включая США, Францию, Германию и многие другие государства, пассажирский комплекс в целом является убыточным.

Источник-https://docplayer.ru/32840828-Mirovoy-opyt-organizacii-i-fin...

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий

В США исторически ЖД просто убили.

Но при всей прибыльности-убыточности текущие цены после реформы ЖД - на автобусе дешевле. Оно не нужно.

раскрыть ветку (54)
9
Автор поста оценил этот комментарий

На автобусе сильно менее удобно.

раскрыть ветку (34)
6
Автор поста оценил этот комментарий
У нас вместо электричек стали ездить пазики. С каким теплом мы вспоминали электрички....
ещё комментарии
4
Автор поста оценил этот комментарий

Соотношение цены-качество. 700₽ на сидячем за 6 часов или 12 часов в плацкарте/купе за 2000+ тысяч. Я уж лучше самолёт выберу, чем ехать купе/плацкарт.

раскрыть ветку (18)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Самолёт это хорошо, но добраться до аэропорта/регистрация/посадка и т.д.


ЖД. Приехал на вокзал за 10 минут и сел спокойно в поезд.

Автовокзал лучше бы пораньше приехать если тебе надо багаж положить, т.к. взависимости от того куда ехать туда и кладут багаж, т.е. если тебе ехать до самого конца, то ты первый кладёшь багаж, а если через 100км, то следует багаж положить последним, чтобы потом забрать его сразу, а не искать через десятки сумок других пассажиров.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

У каждого свои проблемы, регистрации на рейс в России нет(ее можно пройти и онлайн),  добраться в провинции проблема, в Москве без проблем. Ну а посадка не сильно отличается от посадки на поезд. И в Жд вокзал 10 минут только досмотр займёт, а потом ещё очередь в вагон и надо его ещё найти. В Италии да, ты просто пролетаешь вокзал(тут вся тонкость в организации вокзала, в Риме он простой как 2 пальца справа от входа сразу пути, а в Неаполе это лабиринт). Без досмотра, без проводников. Да, самолёт съест время(ну часа 2-3 и час полёта против 10 часов поезда), но... я не люблю сидеть в камере, я с детства только на машинах и ... не знаю как это описать, но я ненавижу купе и плацкарты. Для меня косяк в том, что в России в аэропортах нельзя курить. Но тут хотя бы быстро летишь, можно и потерпеть, а в поезде от безделья хочется курить, надо с проводником договариваться(в питер это в 200₽ обошлось).

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

А в аэропорту досмотр отменили? Регистрация на рейс имеется (у победы, например, заканчивается за 40 минут до вылета, опаздываешь - пролетаешь, вместо того, чтобы полететь, поезд за 40 минут до отправления могут ещё под посадку не подать). На вокзал можно приехать за 10-15 минут до отправления и спокойно сесть в поезд. На самолёт - дудки, лучше часа за полтора-два приезжать. Плюс самолёта - это скорость самого перемещения (плюс лично мне летать интересно)), но опять же, даже если летишь лоукостером дешевле поезда, то до аэропорта ещё добраться надо. И хорошо, если есть друзья с машиной, которые отвезут и встретят. Если нет - либо автотранспорт с большим вопросом по времени подъезда в связи с пробками (Москва), либо Аэроэкспресс с негуманными ценами. Простая электричка ходит в один серьезный аэропорт из трёх Московских, остальные - Аэро. С Быково не знаю, я там просто не был.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

В любой московский аэропорт ходит городской автобус

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это, конечно, круто, только последний раз когда я ехал в Домодедово на автобусе, провел час только в пробках, благо лететь мне никуда не надо было. Электричка несколько предсказуемее.

Автор поста оценил этот комментарий

Досмотр в аэропорту не отличается от ЖД. Если только за рубеж летишь, тогда 2 досмотра. А ввиду моей личной неприязни к нашей политике досмотров, то я со смирением отношусь только к досмотру в аэропорту. Так что единственная проблема это транспорт. Да аэроэкспресс, есть еще и метро(немного муторно, потом пересадка на автобус, но все же). А у нас в городе ходит 1 автобус. И то редко. Так что я даже не представляю как добраться до и из аэропорта в нашем городе.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Да что вы говорите. Что-то не припомню, чтобы меня на вокзалах и поездах досматривали. Просили руки поднять, ремень снять, туфли и "вот так вот" пройти

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А ещё все выложить из карманов и поставить сумку.

1
Автор поста оценил этот комментарий

А я нет. Я в Питер с женой за 14к съезжу и потрачу 3 дня отпуска против 28к за пару часов лету

раскрыть ветку (5)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

это откуда?

1
Автор поста оценил этот комментарий

Эх, тяжело у нас живётся в стране необъятной. Мне в 2500 встал билет до Москвы. А уж если учесть мою нелюбовь к поезда, это был отличный выбор(правда мне нужно было пересесть потом на другой рейс, но даже с учётом аэроэкспресс предпочту самолёт). Но стараюсь на сидячем за 700₽.

Но и мне и ехать то 600км.

раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

от москвы до питера 1 к рупий на автобусе.

Автор поста оценил этот комментарий

Без книжки и бичика под чу-чух чу-чух недуховно, это всем известно

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Какой бичик? Курица, яйца, водка. Вам еще сутки мотылятся по стране.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Опасно халатность и неадекватная совиная экономия везде же.

Летел ракетсамолёт , упал в болото...

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

И ещё можно добавить безнаказанность. У нас просто безнаказанность больше, вот и кажется, что в Европе лучше.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, но это по мелочам и из того что бесит совсем, но некритично. Когда катастрофа становится стечением большого количества халатности и халтурят вообще все - максимум 1 крайнего берут, это и там так же.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот именно, что надо то за ту мелочь по ушам настучать, то за эту мелочь. А у нас все спустили, а потом бах и внезапно трагедия то в Вишне, то вот самолеты падают, то дом взрывается.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку