Тэд Уильямс — между Толкином и Мартином
На мой взгляд, Тэд Уильямс — один из лучших современных авторов фэнтези (да и фантастики, его «Иноземье» великолепно). Его «Орден манускрипта», написанный на рубеже 80-х и 90-х был настоящей жемчужиной жанра тех лет, да и до сих пор его смело можно отнести к числу наиболее ярких эпических циклов. С одной стороны в книгах Уильямса хватало элементов, присущих пост-Толкиновскому фэнтези вроде юного сироты-героя с таинственным происхождением, квестов в поисках магических артефактов или злобного народа, мечтающего уничтожить человечество. Но цикл Уильямса отличался от других представителей жанра редкой глубиной — тут были сложные и неоднозначные персонажи, богатые и продуманные история мира и мифология, множество искусно переплетенных между собой сюжетных линий и хитроумные придворные интриги.
В общем, с одной стороны Уильямс работал в русле пост-Толкиновской традиции, а с другой стороны сформировал новый образ фэнтези с неоднозначными персонажами, глубокой проработкой мира и акцентом на политику — всем тем, что обретет оглушительную популярность чуть позже, благодаря Джорджу Мартину. Отсюда и заголовок статьи.
Теперь Уильямс написал продолжение «Ордена». У него был совершенно завершенный сюжет, так что формально трилогия, начинающаяся с «Короны из ведьминого дерева» — просто новая история, действие которой разворачивается в том же мире спустя примерно тридцать лет, и автор старался сделать ее самодостаточной, чтобы ее можно было читать без знакомства с «Орденом». По факту, не уверен, что «Корону» будет легко читать новичку — здесь появляется много старых героев, а сюжет в значительной степени отталкивается от событий предыдущего цикла. Но вот с позиции человека, который очень любит «Орден» скажу, что Уильямсу удалось то, что редко удается авторам фэнтези (хотя пытаются многие). А именно — после долгого перерыва вернуться в свой самый известный мир, и написать историю, которая не только не уступает оригинальной, но по глубине и многогранности, пожалуй, даже превосходит ее. Если «Орден» был написан очень талантливым и самобытным, но все-таки начинающим автором, то «Корона» вышла из-под пера зрелого мастера — одного из лучших современных авторов эпического фэнтези. Так что, если вы любите жанр, то очень рекомендую весь его сериал о Светлом Арда. Это — одна из жемчужин жанра.
Крайне сильно недооценен.
Ну и собственно да, Мартин и не скрывал что Уильямсом вдохновлялся.
Слишком мало экшена, потому и не так интересен читателю как Мартин или Толкинен. Я бы сравнил это с Гудкайном и Геммелом.
После сатиры Пратчетта очень сложно читать "Эпическое фентези". Пытался перечитать "Правила волшебника" Гудкайнда и не смог, слишком смешно от количества штампов, сразу вспоминаешь как это обыгрывалось у Пратчетта
Оо боже мой, продолжение моей любимой книги всех времен! Потрясающе, спасибо огромное.
Да, Орден Манускрипта в свое время очень понравился. Есть в нём что-то на стыке сказочной наивности и жёсткого реализма. Эту грань очень хорошо нащупал автор.