Творческий приём без фильтров и Фотошопа
Если не получается справиться с техническим недостатком, можно использовать его, как творческий приём. Сегодня речь пойдёт об электронном затворе, с помощью которого можно делать вот такие фотографии без каких либо фильтров и без дополнительной обработки в графических редакторах:
Сейчас во многие современные фотоаппараты встраивают электронные затворы. Одним из основных преимуществ электронного затвора является возможность снимать на очень коротких выдержках. Но, к сожалению, часто эти выдержки несут только техническую пользу, позволяя сделать снимок в очень ярких условиях освещения.
Многие фотографы расстраиваются, когда узнают, что их камера с электронным затвором не может расширить их творческие возможности. В частности, не получится «замораживать» быстро движущиеся объекты, так как возникают искажения изображения, вызванные его построчным считыванием («роллинг-шаттер»).
Например, если мы попробуем сфотографировать едущий автомобиль на электронный затвор, то получится примерно такая картинка.
Вот ещё один пример — вращающийся вентилятор. Левый кадр сделан на механический затвор, а правый — на электронный.
Мы решили превратить этот недостаток в достоинство и использовать его в творческих целях. Для этого мы включили электронный затвор в нашей камере Fujifilm X-T1 и начали экспериментировать. Самыми интересными для нас оказались эксперименты с резкими изменениями положения камеры во время нажатия на кнопку спуска.
Так, если резко поворачивать камеру по часовой или против часовой стрелки, то могут получаться вот такие искривления горизонта (пример в самом начале поста сделан таким же образом):
Если мы будем наклонять камеру вверх или вниз, то получим сжатие или растягивание пространства. Эффект будет зависеть от того, в каком направлении считывается информация с матрицы (сверху вниз или снизу вверх). Например, для нашей камеры резкий наклон камеры вверх приводил к растягиванию:
А резкий наклон вниз к сжатию:
Вариант такого сжатия пространства с помощью электронного затвора можно применять в качестве увеличения угла обзора вашей фотокамеры. Слева - обычный кадр. Справа - кадр с очень быстрой проводкой по горизонтали:
То есть по сути вы получаете панораму сразу в одном кадре. Да, фотография выглядит сплюснутой, но это можно быстро исправить в графическом редакторе:
Теперь сравним насколько стал больше угол обзора при съёмке с проводкой после растягивания. Слева - обычный кадр. Справа - кадр с проводкой по горизонтали после растягивания:
Как видно, в правый кадр поместилось намного больше пространства. Такой способ может стать очень полезным в тех случаях, когда стандартная склейка панорам из нескольких снимков осложнена. Например, быстро меняющийся морской пейзаж с волнами или пейзаж с низко и быстро летящими облаками.
Если для вас важно качество, то такие эксперименты применимы, пожалуй, только к ярко освещённым сюжетам, потому что выдержку лучше выставлять самую минимальную, иначе изображение будет смазанным из-за быстрого движения камеры.
Обе фотографии сняты на электронный затвор, но на разных выдержках:
Но в целом, если не слишком придираться к качеству, то выдержки 1/2000 секунды уже будет достаточно для большинства задач.
Вот короткое видео о том, как выглядел сам процесс съёмки. Там всё очень наглядно показано и чуть больше примеров. Приятного просмотра и удачных экспериментов:
Вот это я понимаю "удобство" - снимать панорамы таким способом. Интересно, сколько удачных снимков получится в данном случае? Один из сотни? Два?
Если честно - херня всё это!
Вот ещё один пример — вращающийся вентилятор. Левый кадр сделан на механический затвор, а правый — на электронный.
Ну, фокальный шторный затвор весь из себя механический, но эффект будет давать такой же. Тут проблема-то не в том, электронный он или нет. А в том, что экспонирование светочувствительных элементов происходит не одновременно.
Время экспериментов!