Трудные дети в детских садах

Обычно тут принято хаять трудных детей, которые портят жизнь всем. Я хаять не буду, расскажу только, как их фотографирую. Дипломированных психологов прошу меня простить заранее. Я не психолог, но есть ощущение, что моя работа с детьми часто сродни терапии, в ходе которой главное общение, а фотографии - только приложение.


В этом году было несколько непростых детей, которых удалось хорошо отснять, подобрав способы взаимодействия. Откровенно агрессивных детей не было (либо они себя не проявили), но коррекционных групп было много, а в них иногда встречаются дети с разными особенностями.


1. Семилетний геймер.

Очень умный для своих лет мальчик, отчего считает себя самым умным не только в группе, а вообще везде. Принципиально не играет в детские игры других детей, на контакт идти не хочет - закатывает глаза, отворачивается, в играх участия не принимает. Все, что ему предлагается со стороны, априори считает глупым и делать отказывается.


Вначале, ещё не поняв его, беру на слабо - путем простых соревновательных игр увлекаю его с парой друзей. Кто первый посчитает 2+5, кто первый подпрыгнет, кто быстрее покажет кулак, обнимется. Такие дети считают себя во всем самыми крутыми, поэтому принимают такие задания как вызов и очень стараются. Входит во вкус, даю задание рассмеяться кто быстрее. В итоге смеётся открыто, искренне, блоки на время исчезают. Уже небольшая победа. Спрашиваю, что он умеет рисовать, во что любит играть. Оказывается, хочет быть военным, а играть любит в войнушку, но в группе любое оружие под строгим запретом. Отвернувшись от воспитательницы, с ним напару втихомолку собираем из конструктора автомат. Обещаю, что не скажу воспитательнице, украдкой его с ним фотографирую. Довольный как слон, ни намека на раздражение, агрессию. Воспитательница замечает, говори, мол, низзя. Делаю виноватый вид, мол не знал, автомат сам разбираю, мальчик помогает. Теперь мы по одну сторону баррикад, первый контакт установлен, но через время, когда я переключаюсь на других детей, мой подопечный обо мне забывает. Повторно установить контакт удается, когда я понимаю, что он обсуждает мобильные стрелялки. Говорю что тоже играю в pubg mobile (чуть пробовал поиграть, да). Оказывается, что я тоже знаю маломадроса (блогер такой, видел разок в рекомендациях на ютубе, запомнил ник). Ну и всё, пообщались на эту тему, и с этого момента контакт уже устойчивый, на съёмке никаких проблем. Парень общительный вполне, охотно помогает, с радостью фотографируется везде. Стены нет, агрессии и раздражения тоже. Его друзья, для которых он авторитет, видят это и тоже охотно фотографируются вместе с ним. Получается отснять всё - портрет, мелкогрупповые, групповые, занятия, настольные игры, творческие игры, физкультуру, прогулку, обед, сон.


2. Ребенок с проблемами самооценки.

Тонкостей не знаю, но история с ним такая: пока занят игрой, лицо расслабленное, живое. Когда видит фотоаппарат или если к нему обращается кто-то из взрослых (в том числе воспитатели), сильно хмурится, замыкается в себе, молчит, на вопросы не отвечает. Вначале каждой съемки я делаю персональные портреты и знакомлюсь индивидуально с каждым ребенком. Именно на этой стадии становятся видны проблемы, если они есть.


Поняв, что ребенок болезненно реагирует на меня, оставляю его в покое и переключаюсь на его друзей. Спрашиваю у них, кто с ним дружит. Оказывается, в группе у него есть один друг - общительный ребенок без комплексов. Отлично, значит всё будет хорошо. С этого момента обращаюсь не к подопечному лично, а к ним как к группе друзей. Замечаю, что при неперсонифицированном обращении ребенок чувствует себя комфортнее. Охотно участвует в общих играх, смеется. Если нужно, чтобы он что-то сделал, предлагаю это сделать его другу, а он охотно повторяет. Ребенок в итоге оказался смышленый, ловкий, получилось очень хорошо его отснять - порядка 50 фото в разных ситуациях. В процессе он привык ко мне и стал относиться проще, поэтому к обеду уже получались и персональные фото. Фотокнига получилась.


3. Девочка с диагнозом, вроде аутизм, но не уверен.

Внешне ничем от других детей не отличается, на отдельные слова реагирует, но не всегда. Разговаривает на своем собственном языке. Мама девочки, приведя ее в группу, сказала, что если не захочет фотографироваться, не заставлять и не уговаривать.


У меня съёмка начинается с индивидуальных портретов, оборудование обычно стоит в спальне. Привожу девочку с парой одногруппников в фотозону, знакомлюсь с каждым из них, друзья дают пять, взвешивают фотоаппарат, потом я сам, поднимая от пола за руки, узнаю их вес в котятах, бегемотах, мотыльках, крокодилах. Краем глаза смотрю за ее реакцией, вижу что улыбается, ей интересно. Тоже прошу дать пять, подставляю руку - копирует поведение соседей, хлопает по ладони. Я падаю, соседи смеются, она вторит им. Взвешиваю, поднимаю от пола - ей тоже нравится. Первый контакт установлен, но случай все равно не самый простой. Начинаю индивидуально фотографировать других детей по очереди, играя с ними в прятки-ладошки, летающие волосы, шучу - ржут. Краем глаза наблюдаю за подопечной. Вижу, что она повторяет действия фотографирующегося ребенка, это мне и нужно! Сажаю ее в фотозону, начинаю общаться в основном невербально (понял уже, что вербально смысла нет). Охотно повторяет всё за мной, живо реагирует, даже позирует.


После портретов фото с друзьями, обнимашки - проблема, ребенок не социализирован, не чувствует себя частью группы, не чувствует себя обязанным фотографироваться. Поэтому есть только 2 способа - "зеркало" и игра. Показываю руками жесты - машу рукой, показываю лайк, приставляю пуку ко лбу козырьком, прыгаю. Всё очень быстро, потолок внимания ребенка - несколько секунд, если это можно назвать вниманием. В процессе смотрю, чтобы другие дети тоже хорошо получались, но с ними проблем нет. Второй способ игра. Выбираю в компанию к девочке пару соседей, спокойных и социализированных - идем строить башню из кубиков. Она принимает участие, ставит пару кубиков вместе с другими. Мне больше и не надо. Переключаемся на чтение книжки. Ну как чтение, группа коррекционная, дети читают плохо или никак. Найдя книжку с картинками, прошу их перелистывать страницы и найти льва. Листают, внимательно смотрят, фотографирую. Девочка тоже смотрит вместе со всеми.

Потом физкультура, я провожу ее сам, в присутствии воспитателя. По очереди прыгаем, ползаем по скамейке, в тоннеле, ну и всякое. Девочка просто бегает по залу, воспитатель за ней просматривает. Остальные сидят в очереди на скамейке и делают упражнения по одному, друг за другом. Подопечной становится интересно, в итоге она делает все(!) упражнения не хуже остальных. Проблема только объяснить, что одного подхода достаточно, но тут помогает воспитатель, аккуратно переключая внимание ребенка на себя и уводя ее в сторону. Спасибо воспитателям, они в этой группе явно не случайно - у них отличные педагогические навыки, они ни разу за все время не раздражались на детей, не таскали за руку, не наказывали.

Дальше всё примерно так же идёт, в итоге у девочки есть портреты, фото с друзьями, прогулка, обед, укладывание спать, физкультура, игры. Полноценная фотокнига, в которой здоровый ребенок с полноценной жизнью в детском саду. Выдыхаю, справился. Разумеется, остальные дети отсняты не хуже, но это уже рабочие моменты, ничего трудного.


4. Ребенок с проблемами внимания.

Очень рассеянный мальчик. Не читает, не считает. Внимания хватает на несколько секунд, потом он отворачивается, задирает ноги, сосет палец.


Поняв эти особенности, стараюсь работать с ним так: подготавливаю фотозону (например, строительство башни из кубиков), привожу его с парой друзей, и быстро-быстро строим башню, не отвлекаясь. Комментирую каждый кубик, спамлю своими комментариями, чтобы ребенок не терял концентрацию ни на секунду. После этого отправляю его заниматься своими делами и работаю с другими группами детей. Затем готовлю следующую зону, быстро-быстро с ним там отрабатываю и отпускаю отдыхать. В итоге ни в одной зоне не держу его дольше 1-2 минут, и получается нормально отснять. Только пару раз за весь день попросил его убрать палец изо рта, и то на общих фото.


5. Слишком общительные дети.

Абсолютно здоровые, умные, прекрасные дети тоже могут стать огромной проблемой для фотографа. Они постоянно крутятся рядом, требуют их сфотографировать там, тут, здесь, а еще с Машей, и с Петей, а потом и с Машей и с Петей, а потом с ними двумя и плюшевым медведем. А отказать им очень трудно. Но тем временем где-то в углу строит машинку из конструктора один Вася, и у него меньше всего фотографий.


Обнаружив таких детей, всегда даю им какие-то задания. Построить крепость из блоков, сходить нарисовать меня, привести вон тех троих скромных мальчиков, помочь мне перенести стойку с зонтом, показать где у них в группе лежат книги, принести мне книги с красивыми картинками, вернуть их на свое место, поставить мне рожки чтобы развеселить тех, кого я фотографирую, и так далее и тому подобное. Постоянно спамлю активных детей заданиями, превращая их из мешальщиков в помощников. Ну и попутно акцентирую свое внимание на скромных и тихих детях, чтобы они были отсняты хорошо.


P.S. Этот аккаунт был и будет анонимным. Примеров фотографий в открытом доступе не будет, настоящие имена детей, адреса и номера садов не указываю. Комментаторы, которые просто ненавидят всех детсадовских фотографов и хотят написать что-нибудь гадкое мне, не видя результатов моей работы и не зная ничего обо мне, будут молча блокироваться. Всем добра)

68
Автор поста оценил этот комментарий

парень, ты гений))

снимаю детей (но не в садах) и знаю, как непросто бывает найти контакт и добиться адекватных картинок

терпения тебе, коллега, и адекватных заказчиков))

раскрыть ветку
106
Автор поста оценил этот комментарий

Браво! Снимаю перед ВАМИ шляпу.

раскрыть ветку
16
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Не думал, что работа фотографа настолько интересна :) очень понравилось, жду ещё :)

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

Какая прелесть! Без сарказма, очень круто, автор, спасибо вам. Побольше бы таких людей...из вас, наверное, будет(или уже есть) очень классный отец:)

24
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитав первое предложение, уже порадовалась. А то за последнюю неделю только и читаю на Пикабу какие дети все ужасные, как воспитателям/учителям тяжело с ними. А вы своей работой многим псевдоучителям можете дать пример как НАДО работать.

раскрыть ветку