Три состояния
Мы прошли небольшую часть океана до Фарерских островов, когда капитан пригласил меня к себе и сказал, что я буду стоять вахту рулевым матросом со вторым штурманом. Осознание того, что мы в океане пришло довольно быстро. Откуда-то с юга шли медленные, ленивые, но невероятных размеров волны. Иваныч как-то обыденно, сухо сказал, что это зыбь и вернулся к картам. Меня его ответ не очень устраивал, но беспокоить штурмана во время прокладки маршрута затея была очень так себе. Сколько ни есть, но судно было почти 100 метров в длину. По моим прикидкам, волны были размером со стадион, то есть - раза в 3-4 больше судна. Они не были крутыми и мы медленно, кряхтя и кренясь то на левый, то на правый борт, забирались на волну как на гору и с верхней точки было видно горизонт. Потом мы так же плавно спускались и оказывались где-то между этих водяных исполинов и видно было только воду вокруг.
Ночью уже, я поинтересовался, почему ветра нет, а волны такие огромные. Иваныч так причмокнул, чуть прищурил глаз и сказал, что пару дней назад где-то в районе северной Африки, или Португалии проходил атмосферный фронт и там сильно штормило. В море волны после шторма сталкиваются с берегом и быстро теряют силу. В океане они ещё долго блуждают, ибо есть где разгуляться. Насмотревшись на эти водные холмы днём, ночью я себе их дорисовывал в сознании. Мы неспешной неваляшкой спускались вниз и снова поднимались наверх и так все 4 часа вахты.
Северная Атлантика родина всех циклонов идущих на Европу. И если у нас там на берегу дуло сильно, сложно было представить что же происходило тут. Но нам везло, по словам Штурмана с сорокалетним стажем. "Эта часть океана редко бывает так благосклонна к морякам" - рассказывал Иваныч. При хорошей погоде, идти нам было одиннадцать суток в одну сторону, так что меня ждали незабываемые пейзажи, которых я никогда не видел раньше и наверняка больше никогда не увижу. Я довольно быстро почувствовал силу океана. День наверное на третий, на моей вахте засвистели тросы на баке и на синей поверхности воды появились белёсые барашки. Вскоре горизонт потемнел и стали появляться редкие тучи. Потом чаще, плотнее и в какой-то момент всё небо затянулось серыми покрывалом, кое-где с такими тяжёлыми почти чёрными пятнами. Когда мы ныряли носом в пучину, судно нервно сотрясало оттого что подбрасывало корму и винт вращался вхолостую. Рулить получалось плохо, и мы шли довольно заметными зигзагами. Я заглянул в экран радара и увидел что фронт достаточно короткий, а значит болтанка ненадолго. В городе у нас нет возможностей всмотреться в тучи из-за лесов, зданий и других построек. Тут же всё было как на ладони. Как же красиво они скручивались и буквально катились по небу. Недовольно шумели когда сталкивались, кое-где поблёскивали но не сильно. Мне запомнилась одна туча. Она шла очень низко и напоминала быстро катящийся рулон. Цвет был такой кофе с молоком и она вращалась так же как если размешать кофе ложкой в кружке. Зрелище, конечно, фантастическое. Но уже через час тучи начали светлеть и довольно быстро превратились в перьевые облака. Они растянулись такими былыми небрежными мазками по небу и сквозь них как через призму солнце то становилось ярче, то тускнее, то преломляясь оставляло на воде почти белые пятна из направленного луча. Вода так же быстро и внезапно успокоилась и поверхность океана снова стала гладкой, небрежно играясь с нами как с коробком спичек в ванной.
Рейсовое задание было у нас "Западная часть Гренландии" и я ждал встречи с ещё одной ипостасью воды - с айсбергами. Если с водой в привычном её состоянии и в парообразном, в виде облаков и туч мне видеться раньше доводилось, то вот со льдом не приходилось. День наверное на девятый, кое-где стали появляться льдинки и к концу вахты мы уже шли по ледяному полю. Лёд похрустывал сталкиваясь с нашим бортом и судно напоминало нож, медленно разрезающий белоснежный бисквит.
Там оказалось, что мы немного не туда зарулили и никаких полей по идее быть не должно было, но на мой взгляд ошиблись мы очень удачно. Мы ушли чуть южнее, а там уже стали появляться довольно внушительных размеров айсберги. По мере приближения к острову они становились всё больше и больше и я отказывался верить своим глазам. Это были целые плавающие острова со своими белыми острыми хребтами и горными системами. Они выглядели неподвижными из-за своих умопомрачительных размеров, но все они, пусть и медленно, но двигались по течению. Это была прям картина из фантастического фильма. Поскольку было совершенно безветренно, вода была зеркальной и в отражении увеличивала и без того внушительных монстров. Их постоянно было 5-6 вокруг и мне нужно было меж них маневрировать, стараясь проходить от них как можно дальше. Я со школы ещё помнил, что под водой ещё как минимум 7 раз по столько же и где его реальные границы было неизвестно. И самое последнее чего сейчас хотелось - это узнать где эти границы. Никак не портя картины, кое-где из воды выныривали киты, или касатки и они скорее даже дополняли эту сюрреалистическую идиллию своими мало-правдоподобными размерами.
Если избежать столкновения с айсбергами помогал руль и средний ход, то в момент когда они переворачиваются на 180 градусов не поможет уже ничего. Вышвырнет из воды как щепку. Мне довелось видеть это зрелище дважды. Один раз на пути туда и однажды, когда уже шли обратно. Ощущение было такое, что ты перестаёшь дышать, настолько это завораживает. Именно в момент кувырка, ты осознаёшь насколько эта глыба на самом деле огромна. Скрежет стоит такой как будто прессом сжимают груду металла. Огромные куски льда с грохотом падают с вершин и это на самом деле волшебное превращение. Если обычно надводная часть белая до рези в глазах, то когда из глубин с сумасшедшим грохотом поднимается подводная часть, ты просто застываешь от изумления. Айсберг становится прозрачно голубым, а внутри, отражаясь в бесконечных гранях, солнечные лучи сплетаются в живую паутину, которая как в калейдоскопе постоянно меняет конфигурацию рисунка.
Понятно, что если судно будет проходить в этот момент в опасной близости, то катастрофы не избежать, но каким бы опасным не было это зрелище, трепет, восторг, учащённое биение сердца, вспотевшие ладони - того стоят. Никакой телевизор, или компьютер никогда не передаст этих ощущений.
А на уроке химии это все лишь Н2О. В океане ты понимаешь какой немыслимой силой обладает эта, на первый взгляд, простенькая химическая формула.
На одном дыхании прочитал и представил! Фантастика:)
Зацепило! Красочно. Обалденный слог, как в диалоге общаешься, может от того такой эффект погружения. Огромное спасибо. А еще будет?
Очень красиво и поэтично! Вы прям мой день сделали, аж дышится по-новому, как будто сама там побывала. Спасибо.
У меня было ощущение, что я читаю Солярис Лема ) Все описания очень живые и передают атмосферу тишины и величия