Третий день на войне.

Грозный. Январь 95-го.


"Забились в угол, как крысы" - на пороге появился какой-то очередной воин. Фраза врезалась в память на всю жизнь. Уже много позже я понял, что многие события на войне разные очевидцы описывают по-разному. По-разному настолько, что описание колеблется от крайности до крайности. Можно было бы попытаться что-то ему объяснить, как то поправить ситуацию, но... Зачем? Будет похоже, что мы оправдываемся, а нам себя вроде и упрекнуть не в чем. Главное что о нас думают наши, знакомые ребята из Отряда. А этот для нас никто, да и звать его никак.


Закончив набивать патронами опустевшие магазины выходим на улицу. Втроем. Я и и два моих бойца. Мда-а, а час назад нас было человек шестнадцать, или около того. Восемь в моем БТР-80 и столько-же или больше на точке которую мы приехали менять.

На улице практически ничего не поменялось. Все те же деревянные и кирпичные дома частного сектора и две нависающие над нами девятиэтажки. Причем с двух сторон. И каждое окно этих бетонных муравейников может послать в нас пулю. И где-то притаился корректировщик. Ему весь район как на ладони. Хреновое место. Выглядываем из двора наружу. Группа каких-то воинов, аки термиты, шарит по проулку. Прижавшись кормой к забору мурлычет БТР. Это машина тех, кого мы приехали менять. Бронетранспортер еще жив. Еще готов прикрывать нас своей тушей от смертоносного металла. Готов поливать округу из спаренной установки. Готов хранить в своем железном чреве патроны и продукты, чтоб нам не таскать все запасы на себе, но дни его уже сочтены. Передний нижний наклонный лист разворочен, рулевые тяги разбиты. Приборный щиток лежит на груди убитого водителя-срочника.


"Здесь живой!" - звучит из БТР. Как так? Водила жив? Неужели то чувство, которое я ощутил, когда увидел его первый раз меня обмануло? Нет. В десанте, на полу у другого борта, за высокой спинкой сиденья лежит еще один боец. Осколок проделал внутри БТР путь от носа до десанта и пришелся ему в голову. Прямо под "Сферу". А вот это уже косяк. Мой косяк. А может и не мой? Я что один тут за всех? Но блин... Как же это получилось, что я его не заметил? Смятение чувств, а тем временем "термиты" забирают 202 и 301, излишки оружия и уезжают, а я пытаюсь восстановить события того дня. Что сделано не так?...


Утро 2-го января нас застало на консервном заводе. Ночь была тревожной, с пострелушками. Хотя кто и кого полировал разобрать сложно. Ночью стреляют во все, что движется и ползает.Даже если это свои, к сожалению. Все бы ничего, но на крыше трансформаторной будки ВоВаны поставили ЗУ-23-2 и не стесняясь лупили куда-то вдаль. Видать им так надо. У них своя связь и свои наводчики. Периодически мимо проносят короба со снарядами и бойцы веревками поднимают их на крышу... Дракон просыпается, в секунду изрыгает вдаль огненную струю и пустой короб спускается вниз. И так до бесконечности. Можно ли при этом уснуть? Можно. Когда я сменился с поста и залез в БТР то заснул мгновенно. Сказывается напряжение предыдущих дней.


Старший у нас капитан ВВ.  Это его БТР и два срочника - водитель и наводчик пулемета. Я старший над приданным ему десантом. Нас пять человек. Все ребята проверенные и возрастные. Капитан это понимает и в нашу "кухню" не лезет. Я так понимаю, что до поры до времени. а может присматривается - что ждать от москвичей в форме спецназа.

Да и я к нему не лезу. Опыта у него в такой войне явно побогаче, а мы больше по квартирно-дачным милицейским делам. Наркохаты, проверка транспорта, заложники. Нет, конечно в армии служили все. По крайней мере в моем экипаже.


Капитан уже сходил в штаб и, вернувшись, зовет меня с собой. Мы идем через консервный завод. По его словам тут рядом есть его дружбан и у него есть карта Грозного. Надо глянуть, но проходим мы не далеко. У штаба стоит Урал и с него идет раздача боеприпасов. Какой-то майор, словно коробейник стоит в кузове и вопрошает о пожеланиях. "Шмели есть?" - "Нет, есть мухи" - "Давай!" Из недр Урала боец тащит ящик, толпа снизу принимает. Начинается дележ. Все спокойно, без суеты, по-братски. Кто-то из СОБРовцев расписывается за всех в накладной и ставит номер "ксивы". Отовариваемся и мы и с добычей возвращаемся. Капитан ворчит - "Противотанкового у нас маловато...". Я догадываюсь, что у "оппонентов" есть бронетехника, но капитану известно больше, чем мне, да и всем офицерам моего Отряда вместе взятым. Запихиваем в БТР боеприпасы и снова в путь - на карту все-таки надо глянуть. Пока идем капитан рассказывает боевую задачу. "Выезжаем из ворот. Прямо, затем второй поворот налево и четвертый перекресток наш. Надо сменить бойцов на правой стороне перекрестка, ибо они там со вчерашнего дня". Где-то я уже такое слышал...

"Кабы схемку аль чертеж - Мы б затеяли вертеж",(с)


Дружбана находим на другом конце консервного. Тот устроился красиво и по местным меркам комфортно. Есть где посидеть на сухом и чистом и есть где разложить карту. Впервые смотрю на город сверху. Выстрел. Совсем рядом. где-то метрах в десяти стоит снайпер, облокотившись о столб, и пялится из СВД куда-то вдаль. "Попал"- говорит он, продолжая глядеть в ПСО.. "Да стреляет по нам оттуда кто-то. Задрал уже." - поясняет Дружбан снова склоняется над картой. Мы тоже. Пытаюсь "всосать карту в память". Мелкие проулки на карте нанесены без названий, но наш объект - ул.Лермонтова. Идем с капитаном обратно, тем более, что колонна уже начала выстраиваться.

Задумка командования такова. Весь город нашпигован враждебными группами. И ул.Лермонтова призвана быть "дорогой жизни", по которой можно было бы гонять колонны к центру города и обратно. А наша задача, эту дорогу охранять. Ну да, 1-го по Комсомолькой нам прокатиться не удалось. Будем осваивать Лермонтова, главное - найти тот четвертый перекресток.


Ворота открыты и колонна тронулась. Поворот налево, катим дальше. Справа растет девятиэтажка, проезжаем ее и чуть дальше поворачиваем направо. Вот и наши "смежники". Колонна идет дальше, а мы с капитаном спешиваемся и идем к ожидающему нас отряду "Т" . Девятиэтажка пялится на нас окнами с торца здания. Другая развернулась к нам фасадом, словно бортом пиратского галиона с открытыми пушечными портами-окнами. "Т"ешники встречают фразой "Хрена се вы так открыто ходите".

Да нет мы не слабоумные и отважные, мы пока не знаем, где тут у вас простреливаемые зоны вот и прем во весь рост. Заходим во двор, начинаем обмениваться обстановкой. Оказывается у них тут веселье и движуха и место им тоже не нравится. Пытались прочесать один из "галеонов", но начался минометный обстрел прямо по "кораблю" и они поспешно включили тапки. Показывают задержанного парня в гражданке и трофеи - нож с алюминиевым полумесяцем и звездами на ножнах, гранату Ф1 без запала и электродетонатор. Ага, для самообороны. Особенно граната с электродетонатором... "Т"шники начинают собираться. Мы с капитаном выходим в проулок и стоим возле чужого БТР. Один боец выходит вместе с задержанным и становится около забора. Народ начинает выносить хабар к бронетранспортеру. И тут... Этот звук... Звук мины приближающейся к земле...


С этого момента я слышал его почти каждый день и помногу раз. Падать в укрытие было доведено до уровня инстинкта. Но тот первый раз...Тот первый раз я не упал и, возможно это спасло мне жизнь. Мина упала прямо перед БТР, проломила нижний наклонный лист и осыпала веером осколков округу. Это у нее конструкция такая - наибольший массив осколков пускать вдоль поверхности земли... "Т"шники бросились во двор. Задержанный и конвоир остались лежать у забора. Капитан осел на грунт - "В ногу". В ботинке у него образовалась дыра. Внутри меня, как будто повернули выключатель. Понеслась! Сажусь рядом и достаю жгут. Бояться некогда - надо работать. Затягиваю жгут под коленом, посильнее. "Не правильно" - говорит капитан. Да ладно уж, не учи. Может добавить валик под колено и было бы правильнее, но времени нет - откидывается боковой люк-аппарель у БТРа и из него шустрым зайцем вываливается ВоВан-наводчик - "Прямо в башню попали!". Рука пробита вместе с часами. Ошибаешься, не в башню... Проводить экскурсию времени нет - за наводчиком кувырком вываливается лейтеха. Левой ноги нет почти по-колено. Вернее она есть, но держится только за счет штанины. Лейтеха достает полиэтиленовый пакет, где у него лежат шприцы с промедолом. Эвона как. А я их видел только на картинке в оранжевой аптечке. Нет, таблеток всяческих в ней полно, а вот шприцев в ней нет. Только для боевых действий... Лейтеха пытается открыть пакет, но просыпает шприцы на землю...


Пошла вторая мина... Куда-то во двор. "А у меня руки нет" - слышу сзади. Оборачиваюсь. "Конвоир" сидит у забора и держится за окровавленное плечо. Перевожу взгляд внутрь двора и встречаюсь с кем-то глазами - " Заберите своего!" и показываю рукой на раненого. Мгновенно с земли взметнулись несколько бойцов и на улицу. Насколько можно в этой обстановке аккуратно бойцы заносят раненого во двор. Кто-то прикрывает, держа автомат на изготовку. Задержанный лежит на спине и шарит рукой по асфальту. Рядом лежит автомат конвоира. А это уже опасно. Раздаются две двойки. В голову и в область сердца. Боевик замирает.

Гляжу в другую сторону и вижу высунувшегося из люка водилу моего БТРа. "Не стой на месте! Прокатись по проулку и развернись!" Так. Пора заняться лейтехой. Беру шприц, накалываю тюбик с жидкостью и снимаю колпачок. Сам удивляюсь - откуда я это умею? Я ж никогда не держал шприц в руках. Мозг подсовывает картинки-комиксы с учебных занятий по мед подготовке еще в военном училище. Видать учили как надо...


Пошла третья мина... Теперь пригибаюсь к земле. Лопнула где-то в огороде. Концентрируюсь на лейтехе и колю в бедро, прямо сквозь одежду. Мышцы как камень и игла гнется. Нет хер ты угадала, я настойчивый. Зубами выравниваю иглу. Теперь ровно и с упором. Есть! Вошла! Теперь выдавить жидкость и повторить со вторым шприцем - может часть промедола выйдет вместе с кровью, надо усилить "эйфорию". Хотя странно.Кровь идет не сильно... Так, теперь жгут и осмотреться. Заглядываю внутрь БТР. На месте водилы сидит солдатик. Почему-то понимаю, что все. Ему не помочь... Тело бесформенное, одежда в лохмотья, приборная доска лежит на груди. От броника почему-то идет дым. Выныриваю наружу и тут возле меня появляются двое. Эти уже мои...

"Прикрой по девятиэтажке!" В глазах отклика нет. Ага, надо личным примером. Начинаю садить короткими по торцу здания - если там есть стрелок, то прицеливаться ему по нам будет стремно. Ко мне присоединяется мой боец, затем еще один. Почему-то запомнился АКС-74у. У моих таких нет. Когда у меня пошли трассера, спрятанные на дне магазина оборачиваюсь лицом вглубь двора - " Тяжелых грузить!". Наш БТР уже развернулся и готов крутить колеса на базу. Забираем безруких-безногих и своего капитана. Оставляю своих двоих с "Т"шниками, что еще пригодны для к боя, а сам в люк командира - теперь это мое место. "Водила. на базу!". И БТР с воем стартует в обратный путь...


На Лермонтова, напротив девятиэтажки стоит БТР и группа вооруженных лиц. Все направили автоматы-пулеметы на бетонный "галион" и шарят по нему стволами. Пролетаем мимо. Хорошо никому не пришло в голову в этот момент, когда мы находились у них в секторе стрельбы "прогреть дуло". Отдельное спасибо наводчику пулемета, ибо "получить" из КПВТ в наши планы не входило. Полет продолжается. Вот и консервный завод...

Ныряем в ворота и сразу налево - к штабу. Где санчасть? Да редис ее знает! "Раненых до...!" (много в общем). Ага с санчастью угадал, она при штабе в административном корпусе - появились носилки, помощники и группа в параллельных брюках. Видать начальство. Начинают таскать, но мне надо назад. Там мои бойцы и легкораненые. "Дайте БТР, раненых до...!" ,в общем повторяюсь...


Тут же появляется еще один БТР. Ого! Вот это оперативность! Московские бомбилы отдыхают... Кто-то из толпы - "Садись!". Спасибо добрый человек, меня упрашивать не надо. Бегом в люк командира, глубокий вдох-выдох. Перекрестился: "Водила, жми!" Едем. Я показываю дорогу. Не ну а чо, я уже почти местный, пару переулков знаю...


Сейчас по прошествии лет иногда думаю, а зачем я оставил двух своих бойцов на базе? Причем один из них мой зам.ком.взвода. Почему не вернулся на своем БТР? Наверное цейтнот. На счету была каждая минута и надо было действовать. Да и оставалась надежда, что мои бойцы уложив раненых в санчасть двинутся обратно. И транспорт я им для этого оставил, но... Но вмешались обстоятельства. Так обычно бывает на войне, и я об этом теперь точно знаю. Замкомвзводу дали другую команду. Все-таки близость к штабу вносит свои коррективы. Да и, как оказалось, первая мина не обошла "вниманием" и его. Он внимательно наблюдал за мной и капитаном через открытую бойницу. Ожог роговицы глаза, осколок в лице. И в таком состоянии он эвакуировал раненых с консервного до Толстой-Юрта. Гвозди бы делать из этих людей! Но вернемся на улЛермонтова...


Подъезжаем, тормозим. Я спрыгиваю с брони и во двор. Обилие белых бинтов. "Что стоим? Кого ждем? Транспорт подан!". "Т" шники грузятся, быстро, но без суеты. Их миссия закончена. Теперь это наш пост. И мы уже по-хозяйски прикрываем по "девятиэтажке", до трассеров. БТР отчаливает и мы остаемся втроем. "Командир, тут такое дело..." Боец показывает на свою СВД...

Понятно. У нас в Отряде по штату приходилось четыре снайпера. Но найти хорошего снайпера - проблема. Хорошего стрелка можно, а снайпера тяжело. Можно,конечно и вырастить, но для этого опять же нужно время. Так или иначе на одной ставке снайпера у меня был боец-штурмовик. Активный. думающий рукопашник. За плечами школа ВДВ. Осматриваем ларек - оружия на точке выбор хороший. Хочешь АКМС, хочешь АК-74. Останавливаем выбор на АКС-74. Новоиспеченный автоматчик начинает осваивать обнову. Он теперь чуть ли не самый вооруженный из нас. Кроме "весла" и автомата - ПМ и Кедр. Зашли в дом, чтоб не светить на улице, добиваем магазины. посматриваем в окна и в огород. Подъехал еще один БТР. Кто-то шарится по проулку. Наши, федералы. И тут с порога: "Забились в угол, как крысы"...

И это день еще только начался.

Ветеранам локальных войн

345 постов3.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Соблюдаем все правила Пикабу.

2. В комментариях приветствуются ссылки на сторонние сайты данной тематики.

3. ЛЮБАЯ попытка идентификации участника данной группы без его личного согласия - БАН.

4. Оскорбления пользователя... Не приветствуются, но оставлены на усмотрение модераторов. Без обид. Как говорил мой старшина:

- Можно словами обидеть человека, а можно дурака ими же на путь истинный наставить.

5. Изначально премодерации постов нет, сообщество основано на дружеской поддержке и взаимном доверии.

6. При использовании информации с другого ресурса укажите ссылку на оригинал (желательно).

31
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Чот вычурно как-то... Помню грязь по колено, дизели шумят и с дровами проблемы и вода - гавно... Встречал Новый 95й перед кинотеатром Россия..
раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий
Наверно, уже рекомендована была книга, и не раз. Но тем не менее. Живо, местами с юмором, интересно - "Город" Загорцев. И жесть - "Я был на этой войне" Миронов
раскрыть ветку
16
Автор поста оценил этот комментарий
Читаешь и кулаки сжимаются, от никчемности штабов, продажности Кремлевских гнид того времени, и простых пацанов, гибнущих на непонятной войне
раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Это реальная история?
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
А где первые два дня? Подписался, на всякий. Годно пишешь.
раскрыть ветку