Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34

Михаил Кошкин родился в 1898 году и происходит из бедной крестьянской семьи. Десятилетним мальцом он попал в Москву, где одинокий подросток чуть не умер от голода. Но он выжил, и умудрился найти хорошее место при местной кондитерской фабрике, где работал 10 лет. Там же он впервые познакомился с машинами. В Первую Мировую Войну Кошкин был призван в пехоту,…после служил в Красной армии, где также старался держаться поближе к машинам, даже служил на бронепоезде.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Однажды в Архангельске ему так понравился английский танк интервентов «Рикардо» Mark V, что он решил проситься на завод Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Там готовили к выпуску первые советские танки. Но, увы, эта работа была не долгой, и в 1924 году его направили в Вятку, командовать кондитерской фабрикой. Тут Михаил Кошкин женится на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой и у них рождается дочь Лиза.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Английский танк Mark V . Названы «Рикардо» в Красной Армией по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата "Рикардо»


В 1929 году Кошкину было уже больше 30 лет, казалось, его мечта стать военным инженером от него уплыла. Но характер у Михаила Ильича был не такой, чтобы сдаваться. Он написал Сергею Кирову – известному партийному лидеру, с мольбой отправить его учится. Стране нужны были грамотные специалисты, и он был рекомендован в число парттысячи, для учебы в Ленинградском технологическом институте. Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения. Впереди было знаковое направление в Харьков на паровозостроительный завод.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

М.И. Кошкин (второй слева) на ленинградском заводе.


В СССР не было отдельных танковых заводов, зато тракторные, да паровозные заводы выпускали бронемашины в невероятных количествах. Кошкин, уже имевший опыт танкостроения в Ленинграде возглавил заводское КБ по танкам в Харькове. Время было не простое, как раз начались репрессии. Расстреляли предшественника Кошкина – Афанасия Фирсова. Инженер за любой срыв сроков и некачественную работу попадал под следствие. Вот в такой атмосфере Кошкин взялся за модель А-20 – колесно-гусеничный танк с лёгкой броней. Это было продолжение знаменитой серии БТ (быстроходные танки), которую так хотели видеть в наркомате обороны.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

БТ-20 (А-20). Устаревшее шасси (колёсно-гусеничная схема Уолтера Кристи), тонкая броня (до 25 мм) и слабое орудие (45 мм) делали его морально устаревшим в середине 30-ых годов


Однако из Испании, где полыхала война стали приходить фотографии с разбитыми советскими танками – их тонкая 20ти миллиметровая броня уже не отвечала вызовам времени. Так Кошкин пришел к альтернативной идее танка с индексом А-32, защищенного серьезной противоснарядной броней с большой пушкой. Сталину неожиданно понравилась смелость и инициативность инженера. Кошкину позволили развивать свой вариант танка.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

А-32 был принят советским командованием для дальнейших доработок и в итоге стал знаменитым Т-34.


В декабре 1939 года образец опытные образцы А-32, в количестве двух штук получили название Т-34. Однако для полноценных испытаний у танков должен был быть приличный пробег для демонстрации надежности. Тогда в марте 1940 года их Харькова в Москву отправились две тридцатьчетверки. Да рычагами одной из них сидел сам Кошкин. Он надеялся, что с помощью этого пробега он и намотает нужные километры. Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади – машины ему понравились, и они были рекомендованы для немедленной поставки на производство!

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

6 марта 1940 начат 7-дневный пробег Харьков–Москва


Эта история не только про прозорливость и смелость русского гения инженерии, но и про его самопожертвование. Этот пробег из Харькова до Москвы и обратно сильно подорвал здоровье Михаила Ильича, он заболел пневмонией. Кошкин все силы отдавал своему детищу. Ему провели операцию, но не помогло. В сентябре 1940 года весь Харьковский завод провожал в последний путь Михаила Кошкина. Он умер за 9 месяцев до начала Войны, но составил после себя, возможно, самый совершенный танк грядущих сражений. Машину, которая спасла миллионы жизней.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Памятник великому инженеру в Харькове


Спасибо за внимание! Подписывайтесь, если было интересно! До скорых встреч!

Источник: Канал на Яндекс.Дзене

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Тонкая броня и слабое орудие в 45 мм уже в середине 30-х г делали танк морально устаревшим?

ТС, даже в 1941 только у СССР были танки с противоснарядным бронированием, про 30-е вообще молчу.

Насчёт пушки в 45 мм. Даже в 1941 такой пушки было более чем достаточно для пробития брони немецких танков, по этой причине Т-34/57 был выпущен ограниченной серией - слишком мощное орудие. Про 30-е годы вообще молчу

раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Шасси устаревшее.

На момент появления А-20 было уже ясно, что колёсно-гусеничная схема танков Кристи не отвечает требованиям современной и будущей войны.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не шасси, а подвеска свечная. Колесно-гусеничная схема умерла еще на стадии опытных образцов уступив место чисто гусеничной схеме.

Автор поста оценил этот комментарий

Шасси даже в чисто гусеничном варианте было безнадёжно устаревшим, но выпускалось до конца войны. Например, даже на копеечных танках Астрова, которые выпускались заводом ГАЗ из автомобильных деталей, была торсионная подвеска, а на Т-34 пружинная, которая была ненадёжной, занимала много места и к тому же негативно сказывалась на точности стрельбы и скорострельности. По броне лёгкие Т-70 (лоб корпуса 35/61°) немногим уступали средним Т-34 ранних выпусков (45/60°) и превосходили немецкие тройки Ausf.E (30/9°). Фокус Кошкина фактически вытащил довольно несовершенную в отдельных деталях машину на пьедестал славы. Без него скорее всего начали бы модернизацию известного и освоенного в производстве т-28 с приведением его к однобашенной схеме - по сути повторили бы тот же самый процесс, что Т-35->СМК->КВ. Что получилось бы на выхлопе? История не терпит сослагательного наклонения, но уж точно не остались бы без среднего танка с противоснарядным бронированием.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Поэтому на Кристи катали т-34 до самого конца войны.
6
Автор поста оценил этот комментарий

Причём тут пробитие немецких танков? А-20 действительно был морально устаревшим ещё на момент создания

раскрыть ветку (10)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

На момент создания? 1935 год? А какой танк был в 1935 году не устаревшим морально?

ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

Да ну? Чем же устаревшим?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку