Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34

Михаил Кошкин родился в 1898 году и происходит из бедной крестьянской семьи. Десятилетним мальцом он попал в Москву, где одинокий подросток чуть не умер от голода. Но он выжил, и умудрился найти хорошее место при местной кондитерской фабрике, где работал 10 лет. Там же он впервые познакомился с машинами. В Первую Мировую Войну Кошкин был призван в пехоту,…после служил в Красной армии, где также старался держаться поближе к машинам, даже служил на бронепоезде.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Однажды в Архангельске ему так понравился английский танк интервентов «Рикардо» Mark V, что он решил проситься на завод Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Там готовили к выпуску первые советские танки. Но, увы, эта работа была не долгой, и в 1924 году его направили в Вятку, командовать кондитерской фабрикой. Тут Михаил Кошкин женится на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой и у них рождается дочь Лиза.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Английский танк Mark V . Названы «Рикардо» в Красной Армией по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата "Рикардо»


В 1929 году Кошкину было уже больше 30 лет, казалось, его мечта стать военным инженером от него уплыла. Но характер у Михаила Ильича был не такой, чтобы сдаваться. Он написал Сергею Кирову – известному партийному лидеру, с мольбой отправить его учится. Стране нужны были грамотные специалисты, и он был рекомендован в число парттысячи, для учебы в Ленинградском технологическом институте. Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения. Впереди было знаковое направление в Харьков на паровозостроительный завод.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

М.И. Кошкин (второй слева) на ленинградском заводе.


В СССР не было отдельных танковых заводов, зато тракторные, да паровозные заводы выпускали бронемашины в невероятных количествах. Кошкин, уже имевший опыт танкостроения в Ленинграде возглавил заводское КБ по танкам в Харькове. Время было не простое, как раз начались репрессии. Расстреляли предшественника Кошкина – Афанасия Фирсова. Инженер за любой срыв сроков и некачественную работу попадал под следствие. Вот в такой атмосфере Кошкин взялся за модель А-20 – колесно-гусеничный танк с лёгкой броней. Это было продолжение знаменитой серии БТ (быстроходные танки), которую так хотели видеть в наркомате обороны.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

БТ-20 (А-20). Устаревшее шасси (колёсно-гусеничная схема Уолтера Кристи), тонкая броня (до 25 мм) и слабое орудие (45 мм) делали его морально устаревшим в середине 30-ых годов


Однако из Испании, где полыхала война стали приходить фотографии с разбитыми советскими танками – их тонкая 20ти миллиметровая броня уже не отвечала вызовам времени. Так Кошкин пришел к альтернативной идее танка с индексом А-32, защищенного серьезной противоснарядной броней с большой пушкой. Сталину неожиданно понравилась смелость и инициативность инженера. Кошкину позволили развивать свой вариант танка.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

А-32 был принят советским командованием для дальнейших доработок и в итоге стал знаменитым Т-34.


В декабре 1939 года образец опытные образцы А-32, в количестве двух штук получили название Т-34. Однако для полноценных испытаний у танков должен был быть приличный пробег для демонстрации надежности. Тогда в марте 1940 года их Харькова в Москву отправились две тридцатьчетверки. Да рычагами одной из них сидел сам Кошкин. Он надеялся, что с помощью этого пробега он и намотает нужные километры. Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади – машины ему понравились, и они были рекомендованы для немедленной поставки на производство!

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

6 марта 1940 начат 7-дневный пробег Харьков–Москва


Эта история не только про прозорливость и смелость русского гения инженерии, но и про его самопожертвование. Этот пробег из Харькова до Москвы и обратно сильно подорвал здоровье Михаила Ильича, он заболел пневмонией. Кошкин все силы отдавал своему детищу. Ему провели операцию, но не помогло. В сентябре 1940 года весь Харьковский завод провожал в последний путь Михаила Кошкина. Он умер за 9 месяцев до начала Войны, но составил после себя, возможно, самый совершенный танк грядущих сражений. Машину, которая спасла миллионы жизней.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Памятник великому инженеру в Харькове


Спасибо за внимание! Подписывайтесь, если было интересно! До скорых встреч!

Источник: Канал на Яндекс.Дзене

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

странная хронология в статье.

на самом деле:

АБТУ РККА выдает технические требования на проектирование и изготовление лёгкого колёсно-гусеничного быстроходного танка осенью 1937 года.

– тип танка – колёсно-гусеничный быстроходный лёгкий с тремя парами ведущих колёс и синхронизированным гусеничным и колёсным ходом;
– боевая масса – 13–14 тонн;
– двигатель – дизель БД-2 (впоследствии получивший индекс В-2);
– максимальная скорость движения как на гусеничном, так и на колёсном ходу – 70 км/час;
– основное оружие – 45-мм танковая пушка со стабилизатором либо 76,2-мм танковая пушка;
– толщина лобовой брони корпуса – 25 мм, бортовых листов корпуса не менее 16 мм, крыши и днища – 10 мм, башни – 20 мм, при этом броневые листы должны располагаться под наклоном не менее 18˚;
– экипаж танка из трёх человек: командира, механика-водителя и заряжающего-пулемётчика.

Под эту рыбу на 183-ем заводе собирают КБ-24 которое и возглавил Кошкин который до этого трудился в КБ Ленинградского завода и даже поучаствовал в проекте танка Т-29 (это можно сказать дед Т34)


Весна 1938г. КБ выкатило эскизный проект БТ-20, эскиз был утвержден с рядом замечаний

Через месяц в Москве в Наркомате Обороны состоялось совещание конструкторов и представителей РККА  На этом совещании были детально разработаны новые технические требования к БТ 20.

Новые требования предполагали наращивание бронезащиты, Экипаж танка увеличивался до четырёх человек, боевая масса танка возрастала до 16,5 т . Танк из класса лёгких перешёл в класс средних танков. Изменилась и доктрина его применения.


В Августе 1938г выходит Постановление Комитета обороны 198сс

В целях дальнейшего совершенствования танков создать по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на танковом совещании и утверждённым Народным Комиссаром Обороны, три опытных образца танков – два гусеничных и один – колёсно-гусеничный с 6-ю ведущими колёсами (приложение № 2). Один из гусеничных танков изготовить химическим.
а) Обязать НКОП изготовить и передать НКО на испытания опытные образцы танков к 1 июня 1939 года.
Деревянный макет танка предъявить макетной комиссии к 1 октября 1938 года.
б) Обязать НКО подвергнуть опытные образцы танков всесторонним сравнительным испытаниям и выбрать для представления на вооружение один образец, наиболее полно удовлетворяющий предъявляемым к танку требованиям»

И тут у 183 завода начались проблемы - вместо 1-го БТ-20, от конструкторов требовали 3(!) танка.


В итоге на БТ-20 вообще забили и к октябрю 1938-го выдали проекты 2-х танков колесно гусеничного и гусеничного (А-20 и А20Г).

в Декабре комиссия поизучав проекты выдала ряд замечаний и конструктора снова засели за кульманы выдав к февралю 1939г чертежи и макеты новых танков.

Февраль 1939г комиссия в Кремле изучив проекты выбирает для изготовления в металле А-20, Но Кошкин настаивает на воплощении в металл обоих танков, Виссарионыч приказывает расстрелять выскочку дает добро, Кошкину придумывают должность главного конструктора завода (да, да до этого там такой должности не было), сливают 2 КБ (520 и 24-е) в одно. а начальником нового КБ-520 назначают, внезапно, Морозова.

Уже В мае выкатывают на испытания А-20, а чуть позже - летом и А-20Г который получает индекс А-32.

боевая масса А-32 выросла до 19 тонн, он получил по дополнительному катку на борт и пушку  Л-10

С август 1939г  по результатам испытаний комиссия дает заключение:

«Танки, опытные образцы А-20 и А-32, отвечают т.т.требованиям к ним предъявленным.
Как А-20, так и А-32 пригодны для эксплуатации в условиях РККА.
Танк А-32, как имеющий запас по увеличению веса, целесообразно защитить более мощной бронёй, соответственно повысив прочность отдельных деталей и изменив передаточные отношения. При этом усиленные детали должны быть максимально использованы и на А-20.
Все отмеченные в отчёте недостатки необходимо устранить, для чего срочно представить в АБТУ на утверждение перечень работ с указанием сроков»

В сентябре 1939г оба танка были отправлены на полигон в Кубинку для показа военно-политическому руководству страны.

По результатам дефиле 25 сентября 1939 года в АБТУ РККА был подготовлен проект постановления Комитета обороны «О новых образцах танков и бронеавтомобилей». Согласно которому, АБТУ РККА предложило принять на вооружение бронетанковых войск танк А-20 в первоначальном виде, но с устранением указанных в отчёте по полигонным испытаниям недостатков, и танк А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной броневых листов.

28 сентября 1939 года АБТУ РККА заключило с заводом №183 договор №8/678 на проектирование и изготовление двух танков с усиленной броневой защитой, получивших заводской индекс А-34.

С октября по ноябрь 1939 проводятся испытания второго образца А-32 (с 45мм пушкои как на А20) догруженного до 24 тонн  балластом.

По итогам испытаний догруженной машины комиссия подтверждает целесообразность изготовления двух опытных образцов танка А-34.

Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 от 19 декабря 1939 года А-32 с толщиной брони 45 мм, названный танком Т-34, был принят на вооружение Красной Армии

А что же старина А-20?

После успешных испытаний А-34 от производства А-20 решено было отказаться. Единственный образец танка был передан в музей полигона в Кубинке, в войну его включили в состав танковой роты Семёнова, сформированной из музейных машин полигона, которая 7 октября убыла из Кубинки в распоряжение начальника Можайского укрепрайона. В конце ноября 1941 года танк А-20 из роты Семёнова был передан в 22-ю танковую бригаду, входившую в состав 5-й армии, и участвовал в боях в районе Павловской Слободы.

3 декабря 1941 года танк получил повреждения и был эвакуирован на 25-ю подвижную ремонтную базу, а через день, 5 декабря, отремонтированный А-20 вновь вернулся в строй в распоряжение заместителя командующего 5-й армии по танковым войскам. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
от производства А-20 решено было отказаться

Странно. А почему не вернулись к варианту легкого танка?

Воевали же всякие т-70

раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Военные как всегда готовились к прошлой войне и изначально БТ 20 планировался как танк поддержки пехоты и кавалерии. Он должен был иметь по кругу броню с защитой всего-навсего от 12.7 бронебойных пуль, А-32 же с усиленной противоснарядной броней уже мог действовать как совместно с пехотой так и самостоятельно, само собой такой тип танка как А-20 стало выпускать нецелесообразно, особенно в свете стремительного насыщения армий потенциальных противников противотанковой артиллерией. Более того у А-34 был большой потенциал модернизации, уже в 40-м году был предложен проект танка Т-34Т с торсионной подвеской (предполагалась  возможность увеличить вес машины до 30+ тонн), а в 41-м полностью сформированы ТТ к полной модернизации Т-34, в январе 1941г под эти требования была начата работа над танком  А-43(Т-34М)

Автор поста оценил этот комментарий

Очень дорого, негде было делать (мощностей не хватало), с учетом того, что там почти т-34 (почти средний танк), а дрыгатель - дефицитный и капризный в-2 как у т-34, то преимуществ по выпуску у а-20, как и у т-50, перед т-34 не было.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку