Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34

Михаил Кошкин родился в 1898 году и происходит из бедной крестьянской семьи. Десятилетним мальцом он попал в Москву, где одинокий подросток чуть не умер от голода. Но он выжил, и умудрился найти хорошее место при местной кондитерской фабрике, где работал 10 лет. Там же он впервые познакомился с машинами. В Первую Мировую Войну Кошкин был призван в пехоту,…после служил в Красной армии, где также старался держаться поближе к машинам, даже служил на бронепоезде.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Однажды в Архангельске ему так понравился английский танк интервентов «Рикардо» Mark V, что он решил проситься на завод Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Там готовили к выпуску первые советские танки. Но, увы, эта работа была не долгой, и в 1924 году его направили в Вятку, командовать кондитерской фабрикой. Тут Михаил Кошкин женится на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой и у них рождается дочь Лиза.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Английский танк Mark V . Названы «Рикардо» в Красной Армией по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата "Рикардо»


В 1929 году Кошкину было уже больше 30 лет, казалось, его мечта стать военным инженером от него уплыла. Но характер у Михаила Ильича был не такой, чтобы сдаваться. Он написал Сергею Кирову – известному партийному лидеру, с мольбой отправить его учится. Стране нужны были грамотные специалисты, и он был рекомендован в число парттысячи, для учебы в Ленинградском технологическом институте. Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения. Впереди было знаковое направление в Харьков на паровозостроительный завод.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

М.И. Кошкин (второй слева) на ленинградском заводе.


В СССР не было отдельных танковых заводов, зато тракторные, да паровозные заводы выпускали бронемашины в невероятных количествах. Кошкин, уже имевший опыт танкостроения в Ленинграде возглавил заводское КБ по танкам в Харькове. Время было не простое, как раз начались репрессии. Расстреляли предшественника Кошкина – Афанасия Фирсова. Инженер за любой срыв сроков и некачественную работу попадал под следствие. Вот в такой атмосфере Кошкин взялся за модель А-20 – колесно-гусеничный танк с лёгкой броней. Это было продолжение знаменитой серии БТ (быстроходные танки), которую так хотели видеть в наркомате обороны.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

БТ-20 (А-20). Устаревшее шасси (колёсно-гусеничная схема Уолтера Кристи), тонкая броня (до 25 мм) и слабое орудие (45 мм) делали его морально устаревшим в середине 30-ых годов


Однако из Испании, где полыхала война стали приходить фотографии с разбитыми советскими танками – их тонкая 20ти миллиметровая броня уже не отвечала вызовам времени. Так Кошкин пришел к альтернативной идее танка с индексом А-32, защищенного серьезной противоснарядной броней с большой пушкой. Сталину неожиданно понравилась смелость и инициативность инженера. Кошкину позволили развивать свой вариант танка.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

А-32 был принят советским командованием для дальнейших доработок и в итоге стал знаменитым Т-34.


В декабре 1939 года образец опытные образцы А-32, в количестве двух штук получили название Т-34. Однако для полноценных испытаний у танков должен был быть приличный пробег для демонстрации надежности. Тогда в марте 1940 года их Харькова в Москву отправились две тридцатьчетверки. Да рычагами одной из них сидел сам Кошкин. Он надеялся, что с помощью этого пробега он и намотает нужные километры. Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади – машины ему понравились, и они были рекомендованы для немедленной поставки на производство!

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

6 марта 1940 начат 7-дневный пробег Харьков–Москва


Эта история не только про прозорливость и смелость русского гения инженерии, но и про его самопожертвование. Этот пробег из Харькова до Москвы и обратно сильно подорвал здоровье Михаила Ильича, он заболел пневмонией. Кошкин все силы отдавал своему детищу. Ему провели операцию, но не помогло. В сентябре 1940 года весь Харьковский завод провожал в последний путь Михаила Кошкина. Он умер за 9 месяцев до начала Войны, но составил после себя, возможно, самый совершенный танк грядущих сражений. Машину, которая спасла миллионы жизней.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 Т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Памятник великому инженеру в Харькове


Спасибо за внимание! Подписывайтесь, если было интересно! До скорых встреч!

Источник: Канал на Яндекс.Дзене

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
167
Автор поста оценил этот комментарий

Небольшой экскурс в историю: Не мне конечно прибеднять заслуги Кошкина, но вот только реальным конструктором легендарного танка Т-34 был Адольф Яковлевич Дик, а вот товарищ Кошкин, который без ума пытался стать руководителем завода ХТЗ занимался не совсем хорошими вещами сталкивая лбами конструкторов, при нем на заводе сменилось шесть руководителей их всех арестовали, арестовали по доносам Кошкина, по его же доносу был арестован и Дик, сам он руководителем так и не стал, ему было отказано с формулировкой "За создание склочной атмосферы" Есть фрагмент письма где черным по белому, одним из конструкторов было написано "Начальник КБ отдела 100 т. Кошкин ведет линию на срыв работы, которую проводит т. Дик" В 37 году Дику должны были дать в помощь трех конструкторов, дали только двух и то когда поздно было, которых кстати, пытаясь сорвать сроки Кошкин дизморалил без остановки, тем что у Дика ничего не получится, в итоге у них руки и опустились, сроки сдачи этапа были сорваны на две недели и Дик поехал на 10 лет в лагеря оказавшись в Нижнем Тагиле, а после в Бердске и принял участие в проектирование, причем очень большое участие, легендарного паровоза ИС. Получил больше пятидесяти авторских свидетельств, тридцать из которых за танк Т-34, у Кошкина не было ни одного, в итоге наш товарищ присвоил себе авторство танка, да вот беда только была в том что Дик проектировал танк под пушку 45 мм, но Иосиф Виссарионович приказал установить на танк пушку 76 мм, дорабатывать ничего не стали, правда казенная часть у танка была на метр короче, что в итоге приводило к тому что после пары выстрелов башня, а следом и сам танк заполнялись пороховыми газами и экипаж терял сознание, в в 42 году когда Дика этапировали в Нижний Тагил где он помогал в КБ приводить танк в порядок и установив на "тридцатьчетверку" пушку в 85 мм получился не менее легендарный Т-34-85. В итоге, немца да еще и врага народа сидящего по 58 статье, Дика, попросту вычеркнули из всех мемуаров, ну а лавры понятно кому достались. Забыли Морозова, забыли Цыганова, забыли Сапрыгина, а они сделали не меньше Дика для того чтобы Т-34 стал тем, чем он стал, танком Победы

раскрыть ветку (44)
34
Автор поста оценил этот комментарий

Но вот и спустя многие десятилетия публикуются и заплюсовываются посты именно о Кошкине...О Дике и соратниках знают гораздо меньше. Сработали "склоки" и присвоение авторства.

раскрыть ветку (5)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Так тема не освещается в фильмах или сми , в учебниках нет места...а в советских изданиях однозначно написано -"конструктор Кошкин М.И."

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий
О том и речь. Добился-таки кармадрочер Кошкин плюсиков, хоть и не при жизни, так хотя бы после смерти...
Автор поста оценил этот комментарий

Так да...я и говорю - сработал план...К сожалению

1
Автор поста оценил этот комментарий

Историю пишут победители

раскрыть ветку (1)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Мудаками они от этого быть не перестают

43
Автор поста оценил этот комментарий

С катюшами тоже большое пидорство было, её "конструктор" Костиков (один из подчинённых, не особо видный) тупо на завершающей стадии слил Лангемака и других конструкторов органам, занял место руководителя института и получил кучу государственных премий за её создание. Через несколько лет, не осилив какой-то важный оборонный заказ его таки выпнули из кресла руководителя, но в те времена уже не расстреливали всех подряд, нормально дожил до старости.

раскрыть ветку (4)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Вот так же и с Диком получилось

2
Автор поста оценил этот комментарий
Да и с Калашниковым не всё так однозначно
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Из секты свидетелей Хуго?

ещё комментарий
9
Автор поста оценил этот комментарий

Ого, какие интересные вещи Вы рассказываете. Надо почитать, стало интересно. Порекомендуйте, пожалуйста, литературу на эту тему.

раскрыть ветку (3)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Простите я в институте писал доклад на эту тему, тысячу лет назад )) сейчас даже и не вспомню где искал и что, но поищу

2
Автор поста оценил этот комментарий
Черт, такие вот коменты заставляют порыться в истории. Если все так, как написано в учебниках пыль в глаза
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Что именно пыль в глаза? В каком учебнике истории ВОВ уделено более 3-х страничек?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

В тех учебниках, которые не были сделаны под патронажем ублюдка Сороса и его прихвостней

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Хм, я вот помню учебник от 88 или 89 года, но там тоже ничего нет о конструкторах. О маршалах - есть, о политиках - есть, а вот о конструкторах нету. Пруф?

3
Автор поста оценил этот комментарий

А вот интересно, Кошкин вообще вроде как с кондитерской фабрики на завод пришел, если память не изменяет. В то время он заведомо не мог знать, что танк выйдет отличный, Я вот не совсем понимаю зачем он тогда саботировал все подряд? Только лишь ради того чтоб стать начальником чтоли? И это в такое-то время? Или это зависть к чужим успехам?

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Время как раз удобное, если за каждый донос сажали или увольняли.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Главное, конкурента подставить вовремя и правильно...
Автор поста оценил этот комментарий

Зависть получается

22
Автор поста оценил этот комментарий

Наглядный пример поднятия науки и промышленности в сталинские времена о котором любят кричать сталинисты на каждом углу: талантливые конструкторы в лагере, а начальник отправивший их туда присваивает себе заслуги.  И почему Сталин должен был решать должен идти танк в серию или нет, полуграмотный семинарист наверное очень хорошо разбирался в машиностроении и конструировании военной техники.

ещё комментарии
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

пруфы будут?

Автор поста оценил этот комментарий

А можно пару ссылок на данную инфу? Никогда раньше  подобного текста не видел, хотя вроде не мало читал про советское танкостроение.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Почитайте тут, там есть много интересного

Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, интересно!
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку