Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34
Михаил Кошкин родился в 1898 году и происходит из бедной крестьянской семьи. Десятилетним мальцом он попал в Москву, где одинокий подросток чуть не умер от голода. Но он выжил, и умудрился найти хорошее место при местной кондитерской фабрике, где работал 10 лет. Там же он впервые познакомился с машинами. В Первую Мировую Войну Кошкин был призван в пехоту,…после служил в Красной армии, где также старался держаться поближе к машинам, даже служил на бронепоезде.
Однажды в Архангельске ему так понравился английский танк интервентов «Рикардо» Mark V, что он решил проситься на завод Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Там готовили к выпуску первые советские танки. Но, увы, эта работа была не долгой, и в 1924 году его направили в Вятку, командовать кондитерской фабрикой. Тут Михаил Кошкин женится на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой и у них рождается дочь Лиза.
Английский танк Mark V . Названы «Рикардо» в Красной Армией по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата "Рикардо»
В 1929 году Кошкину было уже больше 30 лет, казалось, его мечта стать военным инженером от него уплыла. Но характер у Михаила Ильича был не такой, чтобы сдаваться. Он написал Сергею Кирову – известному партийному лидеру, с мольбой отправить его учится. Стране нужны были грамотные специалисты, и он был рекомендован в число парттысячи, для учебы в Ленинградском технологическом институте. Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения. Впереди было знаковое направление в Харьков на паровозостроительный завод.
М.И. Кошкин (второй слева) на ленинградском заводе.
В СССР не было отдельных танковых заводов, зато тракторные, да паровозные заводы выпускали бронемашины в невероятных количествах. Кошкин, уже имевший опыт танкостроения в Ленинграде возглавил заводское КБ по танкам в Харькове. Время было не простое, как раз начались репрессии. Расстреляли предшественника Кошкина – Афанасия Фирсова. Инженер за любой срыв сроков и некачественную работу попадал под следствие. Вот в такой атмосфере Кошкин взялся за модель А-20 – колесно-гусеничный танк с лёгкой броней. Это было продолжение знаменитой серии БТ (быстроходные танки), которую так хотели видеть в наркомате обороны.
БТ-20 (А-20). Устаревшее шасси (колёсно-гусеничная схема Уолтера Кристи), тонкая броня (до 25 мм) и слабое орудие (45 мм) делали его морально устаревшим в середине 30-ых годов
Однако из Испании, где полыхала война стали приходить фотографии с разбитыми советскими танками – их тонкая 20ти миллиметровая броня уже не отвечала вызовам времени. Так Кошкин пришел к альтернативной идее танка с индексом А-32, защищенного серьезной противоснарядной броней с большой пушкой. Сталину неожиданно понравилась смелость и инициативность инженера. Кошкину позволили развивать свой вариант танка.
А-32 был принят советским командованием для дальнейших доработок и в итоге стал знаменитым Т-34.
В декабре 1939 года образец опытные образцы А-32, в количестве двух штук получили название Т-34. Однако для полноценных испытаний у танков должен был быть приличный пробег для демонстрации надежности. Тогда в марте 1940 года их Харькова в Москву отправились две тридцатьчетверки. Да рычагами одной из них сидел сам Кошкин. Он надеялся, что с помощью этого пробега он и намотает нужные километры. Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади – машины ему понравились, и они были рекомендованы для немедленной поставки на производство!
6 марта 1940 начат 7-дневный пробег Харьков–Москва
Эта история не только про прозорливость и смелость русского гения инженерии, но и про его самопожертвование. Этот пробег из Харькова до Москвы и обратно сильно подорвал здоровье Михаила Ильича, он заболел пневмонией. Кошкин все силы отдавал своему детищу. Ему провели операцию, но не помогло. В сентябре 1940 года весь Харьковский завод провожал в последний путь Михаила Кошкина. Он умер за 9 месяцев до начала Войны, но составил после себя, возможно, самый совершенный танк грядущих сражений. Машину, которая спасла миллионы жизней.
Памятник великому инженеру в Харькове
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, если было интересно! До скорых встреч!
Источник: Канал на Яндекс.Дзене
Небольшой экскурс в историю: Не мне конечно прибеднять заслуги Кошкина, но вот только реальным конструктором легендарного танка Т-34 был Адольф Яковлевич Дик, а вот товарищ Кошкин, который без ума пытался стать руководителем завода ХТЗ занимался не совсем хорошими вещами сталкивая лбами конструкторов, при нем на заводе сменилось шесть руководителей их всех арестовали, арестовали по доносам Кошкина, по его же доносу был арестован и Дик, сам он руководителем так и не стал, ему было отказано с формулировкой "За создание склочной атмосферы" Есть фрагмент письма где черным по белому, одним из конструкторов было написано "Начальник КБ отдела 100 т. Кошкин ведет линию на срыв работы, которую проводит т. Дик" В 37 году Дику должны были дать в помощь трех конструкторов, дали только двух и то когда поздно было, которых кстати, пытаясь сорвать сроки Кошкин дизморалил без остановки, тем что у Дика ничего не получится, в итоге у них руки и опустились, сроки сдачи этапа были сорваны на две недели и Дик поехал на 10 лет в лагеря оказавшись в Нижнем Тагиле, а после в Бердске и принял участие в проектирование, причем очень большое участие, легендарного паровоза ИС. Получил больше пятидесяти авторских свидетельств, тридцать из которых за танк Т-34, у Кошкина не было ни одного, в итоге наш товарищ присвоил себе авторство танка, да вот беда только была в том что Дик проектировал танк под пушку 45 мм, но Иосиф Виссарионович приказал установить на танк пушку 76 мм, дорабатывать ничего не стали, правда казенная часть у танка была на метр короче, что в итоге приводило к тому что после пары выстрелов башня, а следом и сам танк заполнялись пороховыми газами и экипаж терял сознание, в в 42 году когда Дика этапировали в Нижний Тагил где он помогал в КБ приводить танк в порядок и установив на "тридцатьчетверку" пушку в 85 мм получился не менее легендарный Т-34-85. В итоге, немца да еще и врага народа сидящего по 58 статье, Дика, попросту вычеркнули из всех мемуаров, ну а лавры понятно кому достались. Забыли Морозова, забыли Цыганова, забыли Сапрыгина, а они сделали не меньше Дика для того чтобы Т-34 стал тем, чем он стал, танком Победы
А20 - морально устаревший к середине 30х? С орудием 45?! Когда весь мир ездил с кулемётами и 37мм?!!! Охуеть бред какой. Опытный новейший танк в единственном экземпляре. В 1935 году.
Блять, это не статья, а кромешный пиздец.
Танк нельзя создать, это же конструктор. Подвеску, пушку, компоновку узлов, трансмиссию, броню, формфактор, это все делают разные люди и потом собирают все вместе для тестов.
странная хронология в статье.
на самом деле:
АБТУ РККА выдает технические требования на проектирование и изготовление лёгкого колёсно-гусеничного быстроходного танка осенью 1937 года.
Под эту рыбу на 183-ем заводе собирают КБ-24 которое и возглавил Кошкин который до этого трудился в КБ Ленинградского завода и даже поучаствовал в проекте танка Т-29 (это можно сказать дед Т34)
Весна 1938г. КБ выкатило эскизный проект БТ-20, эскиз был утвержден с рядом замечаний
Через месяц в Москве в Наркомате Обороны состоялось совещание конструкторов и представителей РККА На этом совещании были детально разработаны новые технические требования к БТ 20.
Новые требования предполагали наращивание бронезащиты, Экипаж танка увеличивался до четырёх человек, боевая масса танка возрастала до 16,5 т . Танк из класса лёгких перешёл в класс средних танков. Изменилась и доктрина его применения.
В Августе 1938г выходит Постановление Комитета обороны 198сс
И тут у 183 завода начались проблемы - вместо 1-го БТ-20, от конструкторов требовали 3(!) танка.
В итоге на БТ-20 вообще забили и к октябрю 1938-го выдали проекты 2-х танков колесно гусеничного и гусеничного (А-20 и А20Г).
в Декабре комиссия поизучав проекты выдала ряд замечаний и конструктора снова засели за кульманы выдав к февралю 1939г чертежи и макеты новых танков.
Февраль 1939г комиссия в Кремле изучив проекты выбирает для изготовления в металле А-20, Но Кошкин настаивает на воплощении в металл обоих танков, Виссарионыч
приказывает расстрелять выскочкудает добро, Кошкину придумывают должность главного конструктора завода (да, да до этого там такой должности не было), сливают 2 КБ (520 и 24-е) в одно. а начальником нового КБ-520 назначают, внезапно, Морозова.Уже В мае выкатывают на испытания А-20, а чуть позже - летом и А-20Г который получает индекс А-32.
боевая масса А-32 выросла до 19 тонн, он получил по дополнительному катку на борт и пушку Л-10
С август 1939г по результатам испытаний комиссия дает заключение:
В сентябре 1939г оба танка были отправлены на полигон в Кубинку для показа военно-политическому руководству страны.
По результатам дефиле 25 сентября 1939 года в АБТУ РККА был подготовлен проект постановления Комитета обороны «О новых образцах танков и бронеавтомобилей». Согласно которому, АБТУ РККА предложило принять на вооружение бронетанковых войск танк А-20 в первоначальном виде, но с устранением указанных в отчёте по полигонным испытаниям недостатков, и танк А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной броневых листов.
28 сентября 1939 года АБТУ РККА заключило с заводом №183 договор №8/678 на проектирование и изготовление двух танков с усиленной броневой защитой, получивших заводской индекс А-34.
С октября по ноябрь 1939 проводятся испытания второго образца А-32 (с 45мм пушкои как на А20) догруженного до 24 тонн балластом.
По итогам испытаний догруженной машины комиссия подтверждает целесообразность изготовления двух опытных образцов танка А-34.
А что же старина А-20?
После успешных испытаний А-34 от производства А-20 решено было отказаться. Единственный образец танка был передан в музей полигона в Кубинке, в войну его включили в состав танковой роты Семёнова, сформированной из музейных машин полигона, которая 7 октября убыла из Кубинки в распоряжение начальника Можайского укрепрайона. В конце ноября 1941 года танк А-20 из роты Семёнова был передан в 22-ю танковую бригаду, входившую в состав 5-й армии, и участвовал в боях в районе Павловской Слободы.
3 декабря 1941 года танк получил повреждения и был эвакуирован на 25-ю подвижную ремонтную базу, а через день, 5 декабря, отремонтированный А-20 вновь вернулся в строй в распоряжение заместителя командующего 5-й армии по танковым войскам. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.
В СССР еще фильм сняли про Кошкина - называется "Главный конструктор" =)