Типачеллендж. Как я сходил на тренинг для безработных
Щас будет много текста. Я продолжаю ежедневно выкладывать посты о том, как я ищу работу. Во-первых, это должно меня дисциплинировать. А во-вторых, я проверяю, насколько глубоко можно изучить тему, опубликовав 21 текст за 21 день. Говорят, именно за это время вырабатывается привычка.
В коридоре Центра «Моя работа» ближе к двум часам становится людно. Сюда приходят те, кто решил воспользоваться государственной услугой — посетить тренинг по поиску работы. Я спрашиваю у тётеньки за стойкой, похожей на пост медсестры, надо ли регистрироваться на этот самый тренинг. Тётенька говорит, что ничего не надо, достаточно просто стоять и ждать — всех пригласят и заберут.
Остальные обитатели коридора заполняют какие-то бумаги.
Нас приглашают, забирают и проводят в тренинг-зал номер один. Всего нас тут около двадцати человек — в основном женщины средних лет, парочка студентообразной молодёжи и три мужика по-дальнобойски солидной внешности. Через минуту приходит женщина, которая будет вести занятие на тему «Как продать себя работодателю».
— У кого есть направления? — спрашивает тётенька-тренер. Направления оказываются у всех, кроме меня и девушки, сидящей прямо за мной.
Нам дают заполнить листы заявку на оказание услуги. Услуга официально называется «профориентационное консультирование» или как-то так. Забавно, что тренинг по самопрезентации весьма отдалённо связан с профориентацией, ну да мало ли, как оно так исторически сложилось.
Занятие начинается с того, что всем предлагается обозначить цели своего визита сюда. Ну, то есть сказать, на какие вопросы посетители хотели бы получить ответы, кроме того, что обозначен в теме тренинга. Я молчу, потому что мне скорее интересен процесс, а ответы на интересующие вопросы я вполне способен загуглить. По крайней мере, мне хочется в это верить.
— Как тонко перейти к вопросу о заработной плате?
— Что делать в предпенсионном возрасте?
Очередь доходит до девушки, которая сидит как и я «без талончика».
— Как отвечать на...
— Спасибо, — тётенька-тренер не даёт ей договорить.
— Мне что, и вопрос задать нельзя? — безработная говорит с явным вызовом в голосе.
— Вы, — говорит тренер жёстко, но через улыбку, — вы просто наблюдатель. Вам мы дадим сказать, но в последнюю очередь.
И есть в её голосе какое-то еле уловимое презрение к этой девушке. Как у контролёра — к безбилетнику. Девушка кладёт тетрадку, в которой собиралась вести записи, и телефон в сумку, отодвигает стул и уверенным шагом уходит из кабинета, громко хлопнув стеклянной дверью.
«Хм...» — думаю я, — «похоже, тут бывает напряжённо».
Собственно, интерактивная составляющая занятия на этом заканчивается. А тренер не даёт аудитории никакой обратной связи на этот инцидент. Наверное, для них это норма.
***
Тётенька-тренер начинает лекцию о том, как продать себя работодателю.
— Чтобы подбирать работу, — говорит, — обязательно нужно определиться с вакансией...
Логично. В Москве довольно много того, что Оксфордский словарь называет «MacJob» — низкооплачиваемой работы, не требующей специальных навыков. Если не стараться найти «работу мечты» — рискуешь оказаться как раз на такой.
— Можно, — продолжает тётка, — искать вакансии, не требующие профессиональной подготовки. Но для этого тоже лучше пройти профориентационные тесты. Если у вас, например, тип «работа с людьми», то можно быть администратором или диспетчером...
Кажется, основная задача этой лекции — убедить аудиторию воспользоваться остальными услугами центра занятости.
Кстати, тренинг — это форма занятия. Ещё бывают семинары, лабораторные, мастер-классы, экскурсии и прочее. Общее правило такое — чем активнее аудитория включается в процесс — тем эффективнее откладывается в головах необходимый материал. Так вот это занятие — не тренинг, а лекция: штука трудозатратная для лектора в процессе подготовки, но малоэффективная с точки зрения пользы для участника. Это я вам как педагог говорю.
***
Первый реально полезный совет появляется где-то на сороковой минуте занятия.
— Специалист, который занимается подбором персонала, ничего не понимает, например, в бухгалтерии, — говорит тётенька-тренер, — он просто смотрит, подходит ли кандидат по формальным показателям, указанным начальством.
То есть на первом собеседовании надо вести себя так, чтобы человек, который не понимает в том, чем ты планируешь заниматься, понял, что ты можешь этим заниматься. А уже потом, общаясь с потенциальным твоим руководителем, доказывай ему, что ты не только специалист, но ещё и категорический молодец.
— Очень часто есть разница в том, что требуется руководителю и то, что под этим понимает эйчар, — говорит мужик с седеющими усами, — первое звено — «забор», а если обратиться к руководителю напрямую, оказывается, что ты лучший специалист.
— В данном случае я рекомендую помнить, что вы — соискатель, и принимать правила той игры, которая есть...
Далее мужик начинает подбирать контраргументы, и разносит ими тётеньку-тренера, как Оксимирон Джоннибоя.
— Но мы же просто даём советы, — ретируется карьерный консультант, — и Ваше дело, слушаться их или нет. Я ответила на Ваш вопрос?
Прикол в том, что не ответила. Но мужик тушуется и обещает подойти после тренинга.
Далее речь идёт о деловом имидже и о том, что он должен соответствовать внутреннему состоянию трудоустраивающегося.
Короче, если ты хиппи, работающий в офисе, носи фенечки под рукавом рубашки. А если не хипии — не носи. А если требуется на работе вечно ходить в галстуке, а ты их терпеть не можешь — либо тренируйся ходить в галстуке, либо бросай такую работу нафиг.
Но тётя-тренер говорит это долго и непонятно.
***
К концу лекции аудитория устаёт, чуть-чуть наглеет и начинает поднимать интересующие её, эту аудиторию, вопросы. Мне же начинает казаться, что большинство здесь собравшихся разбираются в трудоустройстве лучше, чем карьерный консультант. По крайней мере у каждого здесь — своя история, которую можно коллективными усилиями анализировать как кейс, выявлять ошибки и давать конкретные советы.
Всё это потенциально познавательное мероприятие длилось полтора часа. И, если честно, мне оно показалось малоинформативным. Львиную долю советов, которые давала тётенька-тренер, можно дать себе самостоятельно, руководствуясь исключительно здравым смыслом. И самое важное: всё это было бы куда полезнее, если б нам хоть брошюрочки какие раздали. Или заставили анализировать конкретные кейсы.
Но в силу рефлексивности я вынес для себя кое-что важное. Пришёл домой, написал и начал рассылать резюме на позицию специалиста по корпоративному обучению.
Твоюж мать как меня бесят все эти мялки с зп. Как же мне тонко перейти к вопросу о зп? Как как каком кверху берешь и спрашиваешь сколько тебе собираются платить. Не нравится ответ уходишь, нравится продолжаешь собеседование. И все увещивания про супер колектив и бесценный опыт а деньги не главное ведут говенвые компании, которые потом и платить не будут. Стесняетесь сросить про зп-работайте за гроши.
++++ нраицца и полезно. пиши!
Встречал упоминание про 30 дней.
И нет, что-то не сработало у меня