Тайная бортопись

Иногда спрашивают, что означает та, или иная маркировка на борту судна.

Не просто на борту, а на корпусе.

Чтобы не отвечать и пояснять в отдельности, решил запилить пост, где сразу всё и растолкую.

Всю эту тайную бортопись, и, что из неё можно узнать.

Какой смысл несут в себе все эти слова, буковки и цифирки.

Для чего нужна вся эта информация на борту, и кому она пригодится.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

И начнём с кормы.

(Умирает старый, заслуженный капитан.

Вся карьера без единой аварии. Швартовки - шик-блеск, как посадки у лётчиков, почерк. Но перед каждой швартовкой он доставал из кармана сложенную бумажку, разворачивал, и внимательно читал, что там написано, шевеля губами.

И вот, когда он умер, первым делом бросились искать эту бумажку - что? Что там написано такого магического?

Нашли. Развернули. Читают.

"Перед, это нос. Зад, это корма")

И снова напоминаю - речь идёт о торговом флоте. Хотя маркировки у рыбаков, специальных судов практически идентичны.


Корма у современных судов чаще всего транцевая.

То есть плоская обрезанная.

Крейсерские кормы, с плавными обводами, закруглённые, остались в прошлом.

Хорошо это, или плохо, не об этом речь. Просто знайте, что плоская корма, это корма транцевого типа.


Что на ней пишут-рисуют?



Название судна.

Порт приписки.

Номер IMO.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Имя судна пишут обычно латиницей. Но никто вам не запрещает писать это имя и на национальном языке.

Хотите написать на русском? Пожалуйста, пишите.Только необходимо помнить, что не все знают русский язык. И вот для этого - просьба, только просьба - по возможности, продублируйте имя и латиницей.

(Есть такое правило в смешанных экипажах. Если вы разговариваете с коллегой, оба русскоязычные, на русском языке, и к вам подошёл ещё один человек из вашего экипажа, но не русскоязычный, пусть будет грек, то надо перейти на язык, который будет понятен всем. В нынешней ситуации, рабочий язык на флоте - английский. Плохо ли, хорошо ли вы говорите на английском, это уже не важно. Это просто вежливость, и хороший тон. Соблюдается не всегда, конечно же.)

Вот пример хорошего тона.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Греки, кстати, такой фишкой особо не заморачиваются. Пишут по своему, по гречески. И не часто дублируют на корме.Но дублировка латиницей присутствует всё равно.Обычно дублировка пишется на именной доске, которая расположена на мостике.

Вон она, на леерах навигационного мостика.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Вот грек. Фотографировал в Бейре, Мозамбик.

Ну, и как название да приписку расшифровать?

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Но и тут есть исключение. Не обязательна и эта доска, если судно работает только в каботаже, исключительно в своих территориальных водах. Япония вам в пример. Всё на иероглифах.


И ещё. Иногда случаются курьёзы, из разряда - горе от ума.

Как написать название судна "Залив Америка" латиницей?

Написали - "Zaliv Amerika".

Тут же прискакали знатоки, и указали, что Америка пишется так - America.

Ну, да, так и есть. Но только, если указывать континент в качестве названия.

А если писать сложившееся географическое название - Залив Америка - то так и будет - Amerika.

И на всех картах, даже американских, Залив Америка (Gulf of Amerika) так и пишется - Amerika.

Поэтому, если вы вдруг заметили какое-то несоответствие в названии, не стремитесь тут же восстанавливать справедливость. А осторожно расповедайте, а мож... так и надо?


Танкер-афрамакс "Zaliv Amerika"  в порту Анакортес, США.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

А это судно часто меняло владельцев и имя. Но номер IMO остался прежний.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Порт приписки.

Или домашний порт.

Это названия порта регистрации судна.

До повсеместного применения "удобных" флагов, а следовательно и портов регистрации судна, можно было с большой точностью назвать национальность судна.

("Удобный" флаг, или флаг открытой регистрации.

Не хочется платить налоги? Не хочется платить всякие взносы за работников? Не хочется ...... (нужное подставить). Велкам под "удобный" флаг. Эти государства не заморачиваются вашими взаимоотношениями с экипажами и прочей законностью. Платите немного денег, и всё.

Можно плевать на национальное законодательство, можно плевать на... Всё это было. Сейчас с этим намного строже. В нескольких строках не уместишь, это отдельная большая тема.)

Так, вот - порт приписки ничего не значит, вернее, не узнаешь национальность судна. Здесь только знание геральдики современных компаний, только по марке на фальштрубе можно определить истинную национальность и хозяина судна. И, то, как говорится...

На фото видим танкер "NIKA I". Приписка - Лимассол, Кипр. Что на трубе? Чёрная. "Дацин", Сингапур.

А истинный хозяин - Роснефть. Был. Уже в прошлом.

Пароходы научились прятать так, что откопать настоящую принадлежность только под силу гениям сыска.

И помнить, что есть судовладелец, что есть оператор, что есть техменеджмент.

Специально поясняю для некоторых "знатоков" - Ни название судна (даже на русском языке), ни постройка под наблюдением национального классификационного общества ( в данном случае - Регистр РФ), ни нахождение на борту русского экипажа, даже приписка судна - это не повод назвать судно "национальным" достоянием. Копать надо глубже, и немного не в том направлении.


Номер IMO.

Номер это уникален. Он присваивается судну однажды, и на всю его жизнь.

Судно может поменять много имён, много портов приписки, но номер IMO не меняется.

Поэтому, когда рассказывают, что де в Сингопе (Сингапур по нашему), например, легко можно поменять регистрацию, этот рассказ ничего, кроме лёгкой улыбки не вызывает. Типа, пригнал любой пароход, да и поменял.

Ну, да... можно. Наверное. Желающие посидеть в сингапурской тюрьме могут начинать. Там клёво. Сингапур же, мля. Бананово-лимонный.

И дополню.

Номер IMO не только на корме. Он также нарисован в машинном отделении. Иногда на лобовине надстройки.

Под надписью No Smoking номер IMO.

Это номер танкера-афрмакса "Zaliv Vostok".

Найти судно в инете можно вбив в поиск номер IMO.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Немного аналогий. Номер IMO, это как VIN автомобиля. С одной разницей. VIN перебить можно. IMO - нет. Судно можно захватить, переписать имя, но использовать его можно только в своём районе. Первый же загранрейс будет и последним.

Поехали вдоль борта дальше.

Марка заглубления.

А это вот цифирки такие. Бывают арабские, бывают римские.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Они есть на корме, на миделе( серединной части корпуса) и на носу судна.

Отсчёт идёт в метрической и/или имперской системе. Или, что понятнее, в сантиметрах или дюймах.

Показывают максимальное значения заглубления судна, при котором оно ещё может как-то ходить.

Но на самом деле, до максимальных значений грузить пароход никто( в здравом уме) не будет.

Если пароход нагрузить больше на левый или правый борт, оно перекосится. Это называется - крен.

А вот если пароход нагрузить больше на корму или на нос, и соответственно, выше будет корма или нос, это называется дифферент. Обычно дифферент положительный, это когда корма сидит в воде больше, чем нос. Это объясняется тем, что в корме больше тяжёлых элементов. Но бывает и так, что есть и отрицательный дифферент, нагрузили, к примеру, танкер на нос больше, чем требуется. Но там совсем минимальные значения. Ибо если нагрузить совсем больше, тем хуже вашему пароходу. У вас обнажается винто-рулевая группа, судно начинает рыскать, управляемость резко снижается, да и вообще, есть риск перелома корпуса. Но если судно всё таки имеет небольшой перегруз в нос, это называется - судно идёт "свиньёй".

Заглубление на нос также сказывается и на мореходности судна. Иногда это заглубление получается просто в режиме нормальной эксплуатации.

Для примера. Вам надо перевезти 150 000 тонн нефти из Находки в Лонг-Бич(США). При загрузке, всё нормально, ровный киль. Но каждый день ваш танкер расходует 100 тонн топлива, а бункерные танки все в корме. И через две недели корма становится легче на 1400 тонн, следовательно, нос погружается в вод больше.И вот здесь и спасают танки водного балласта. Вы просто принимаете в эти танки, в кормовые секции те самые 1400 тонн воды, и снова даёте судну ровный киль.

Всё это упрощённые примеры, не надо воспринимать это как настоящее руководство.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Для чего ещё нужна марка заглубления?

Для упрощённых расчётов, сколько груза принято на борт.

Совсем уж грубо - на сколько сантиметров судно погрузится в воду при принятии определённого количества груза. Танкер типа "Самотлор" уходил в воду на один сантиметр пр принятии на борт 30 тонн бензина. Дальше можете посчитать сами, какова будет осадка судна, если знаете, что на Магадан возили по 14 000 тонн бензина.


Тевтонские кресты.

Это не кресты)

Это символы, означающие, что на судне есть подруливающие устройства.

Есть на корме. Есть на носу. И не по одной штуке.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Азиподы.

Дело новое, и появилась необходимость в маркировке.

Маркировка азиподов выглядит так.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Но пока ещё полностью не определились, как будет выглядеть маркировка выдвижных азиподов.


Дальше едем вдоль борта.

Мидель.

То, есть, самая серёдка парохода.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Грузовая марка.

Диск Плимсоля.

Гребёнка с латинскими буквами, это и есть грузовая марка.

Горизонтальные полоски - это максимальная осадка судна в полном грузу на разной воде.

F, это значит пресная, TF - пресная тропики. S - sea - море, и так далее. Вода имеет разную плотность.

Эта грузовая марка танкера. Есть ещё отдельные марки по типам судов, например, для лесовозов.


Диск Плимсоля.

Это то, что спасло жизни тысяч моряков.

Это то, благодаря чему работа на море перешла из разряда экстрима в нормальную работу.

Я просто оставлю ссылку, ибо материал об этой марке потрясающе большой - https://www.shipmodeling.ru/content/structure/detail.php?ID=...

Могу добавить только то, что на могиле Плимсоля, на его памятнике, нанесена точно такая же марка, как и на бортах всех судов в мире.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Сэмюль Плимсоль. Друг моряка.

Хотя слово friend можно перевести, как "друг", но значение совсем не "друг". А больше.

Красно-белая вертикальная полоска.

А это стилизация лоцманского флага.

Это место приёма-сдачи лоцмана. И лоцманские катера подходят именно под эту маркировку.

Там тоже есть свои требования, по высоте, по освещённости, но...зачем вам это? Просто знайте, тут принимают-сдают лоцмана. Ну, и других членов экипажа, если вдруг потребовалось/

Вот под парадным трапом эта маркировка.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

В районе грузовых манифолдов на танкерах (манифолды, это хвостовики грузовых магистралей), на борту может быть нанесена схема этих самых магистралей, с расшифровкой.


VR или VL, это vapour line. Приём/отдача газа из груза, который нельзя выпускать в атомсферу. Также для работы СИГа (Систем Инертного Газа. Инетрным газом заполняют грузовые танки танкеров для понижения значений кислорода в атосфере грузовых танков. Противопожарная система.)

HFO (Heave Fuel Oil) - хвостовик для приёма тяжёлого топлива, мазута.Топлива для самого судна.

DO (Diesel Oil) - дизтопливо для судна. Обычно для дизель-генераторов и СИГа.

CL (Сargo Line) - собственно грузовые магистрали. От 1-2-3 на танкерах класса VLCC (ооочень больших) до 30-40 на танкерах химовозах ( там иногда очень маленький объём перевозимого груза, но смешивать нельзя ни с чем вообще. Поэтому грузовой танк имеет свою собственную магистраль).


Маркировка танкера VLCC.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Нос судна.

Всё то же.

Название.

Марки углубления.

И такая вот маркировка бульба.

Иногда пишут длину бульбы в метрах, чтобы особо ретивые буксиры под нос не влазили.

Снова тевтонские кресты. Про них вы уже знаете.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Также на борту могут быть нанесены зоны аварийного выреза.

Это значит, что здесь можно спокойно работать газорезкой, ничего опасного по ту сторону нет.

В основном эти зоны расположены в районе машинного отделения.


Иногда есть разметка корпуса вообще.

От форпика, до ахтерпика.

Размечены границы грузовых и балластных танков.

Размечены границы коффердамов ( это узкий отсек для разделения помещений на судне, в основном для предотвращения смешивания и просачивания газов из смежных цистерн) ), помпового и машинного отделения.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Фото было сделано в Дурбане, ЮАР, во время дождя.

Обычно коффердам обозначается буквами CF, но здесь VS, что значит Void Spaces , почему то на этом танкере (хотя, скорее всего в компании-владельце танкера) решили обозначить коффердамы именно так.

STR, значит Store Room, подшкиперская обычно на баке, боцманские дела и вещи хранятся.

А вот, кстати, танкер-химовоз. Расположение и указания хвостовиков не указано, но можно увидеть - СКОЛЬКО их там.

И нанесённая на борта маркировка - границы грузовых танков, они обозначены как CT - Cargo Tank. И маркировка танков водяного балласта - WB - Water Ballast tank.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

А ближе к корме уже показано разграничение между машинным отделением, грузовыми помещениями, ахтерпиком и помещением рулевой машины.

Сокращения могут быть не стандартными, но смысл будет понятен в любом случае.

ER , это Engine Room, то есть машинное отделение.

FW, это танк запаса пресной воды - Fresh Water.

Все сокращения я приводить не буду, незачем голову забивать)

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Ну, а надпись TUG , это те места куда можно тыкаться носом буксиру. Здесь усиленные шпангоуты.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер
Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Иногда в районе кормы, на леерных ограждениях вывешивают плакат - Берегись винта и Не стой на линии натяжения буксирного конца.

Тайная бортопись Длиннопост, Пароход, Танкер

Хммм... на картинку попал "Федя". У нас так звали чучело-манекен, имитирующее вахтенного наблюдателя. Почему-то спецы по безопасности (security), решили, что это может отпугнуть злоумышленников. И у нас на пароходе был свой "Федя". Мы как раз работали в районе Африканского рога и Сомали.

Правда "Федя " у нас был раздолбайский, не такой, как на картинке.

Впрочем, какой экипаж, такой и "Федя".


Вот как-то так.

Спасибо за внимание.

Сообщество моряков

1.5K постов5.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила пикабу.

19
Автор поста оценил этот комментарий

Дебет слева, кредит справа (из анекдота про умершего супербухгалтера)

раскрыть ветку
15
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

ну что, интересно! спасибо автору. про то, что плавает ничего не знал вообще

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Лев Скрягин "Тайны морских катастроф". сразу вспомнил когда прочитал про диск Пимсоля. Книжка хорошая, советую почитать, да и вообще Скрягина можно прочитать, у него книжки познавательные.

2
Автор поста оценил этот комментарий
На грузовой марке, насколько я помню, S - это Summer (летняя осадка). Чуть ниже на фото в посте можно увидеть W - Winter (осадка зимой). Также обычно ещё присутствует WNA - Winter North Atlantic. У лесовозов же вроде грузовая марка по оформлению отличается буквой L перед всеми этими марками (LT, LF и тд.).
раскрыть ветку