Сварка и контроль #6

Сварка и контроль #6 Длиннопост, Сварка, Дефектоскопия, Трещина, Рентген, Ультразвук, Контроль

Сегодня речь пойдет не про стали и их особенности, а про дефекты и методы их устранения.

Многие сталкивались, а может и нет, с трещинами в металле шва или просто мететалле!
Начнем с того, как же определить наличие той самой трещины?
Сегодня существует множество методов контроля, но я считаю самыми распространенными являются ультразвуковой, вихретоковый, рентген ( если трещина внутри металла), капилялрный и магнитопорошок если трещина на поверхности.

Для начала разберемся с методами выявления. Ультразвуковой (УЗК) и вихреток я считаю самыми полезными в данном случае. Они могут определить, трещину снаружи так и внутри металла. Дефектоскопист работающий с этими методами довольно долгое время, при грамотной настройке безотказно определит любой дефект в объекте контроля.
Рентген метод спорный в данном случае, не совсем подходит для плоскостных дефектов. В зависимости от установки экспозиции, дефект может раскрыться на пленке или нет.

Капиллярный метод отлично подходит для дефектов на поверхности металла. Предназначены для обнаружения поверхностных и сквозных дефектов в объектах контроля, определения их расположения, протяженности (для протяженных дефектов типа трещин) и ориентации по поверхности. Он идёт по второму классу чувствительности тоесть находит дефекты от 1мкм.
Магнитопорошковый метод позволяет обнаруживать при соответствующих условиях визуально невидимые и слабо видимые поверхностные дефекты со следующими минимальными размерами: раскрытием 0,001 мм; глубиной 0,01 мм; протяженностью 0,5 мм, а также более крупные. Но металл должен намагничиваться.
Так вот приехали специально обученные ребята. Нашли трещину, а дальше что??? А?
А дальше два варианта развития:
1. Вырезать/выкинуть и все заново
2. Ремонт
Как правило трубопроводы не ремонтируют, мелкие детали тоже проще переделать, а вот резервуары/ёмкости/аппараты химические пожалуйста!
Концы трещин засверливают сверлом на 2-3 мм более глубины трещины. Кто-то спросит а зачем? Есть ведь шлифмашинка?! А ты уверен что трещина дальше не пойдёт?! Так что сверлим. А потом шлифовальной машинкой выбрать трещину до полного удаления. Вот так как на рисунке ниже делаем разделку, углы зависят от глубины трещины

Сварка и контроль #6 Длиннопост, Сварка, Дефектоскопия, Трещина, Рентген, Ультразвук, Контроль

а - выборка по сечению трещины; б - выборка по длине трещины
Трещины глубиной более 0,5 толщины стенки аппарата или сквозные выбираются до получения кромок под сварку. А сваривать обратно рекомендуется ниточными швами не перегревая металл. Конечно, марка присадочного материала и способы сварки определяются индивидуально для каждой стали. И естественно после данного мероприятия проверяем качество ремонта тем же, чем нашли дефект. А желательно ультразвук или вихреток.
Надеюсь материал окажется полезным. Сам не раз встречал людей, которые звонят и просят просветить, а то у них подозрения на сквозную трещину. Не надо тратить лишние деньги, капиллярка и магнитопорошок намного дешевле. Да и УЗК дешевле встанет. А после обнаружения просто берут болгарку и пилят. А потом удивляются... Как так? Почему она дальше пошла???
Читайте нормативку, научные статьи и слушайте специалистов! Всем спасибо!

Сварка и сварщики

724 поста4.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

— Посты только по тематике

— Без рекламы

— Без политики

2
Автор поста оценил этот комментарий
Про исправление дефекта, причем только одного вида, написано больше чем про контроль. Может лучше было раскрыть метод, хотя бы 1? Да ту же капилярку ну или ультразвук. Их и видов много внутри каждого метода и множество особенностей. Так было бы даже людям не связанным с этой областью для расширения кругозора интересно почитать.
а так что ну да, есть рентгенографический, узк, капилярку, различные методы контроля герметичности швов и прочее, но их перечисление, и ваше отношение к ним, не привносит понимания.
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Бальзам на душу...

1
Автор поста оценил этот комментарий

У нас на базе у кранборта надорвало низ главного гидроцилиндра (ребята мусорные контейнеры грузили, дёргали стрелой плюс давление внутри до 300 атмосфер) покупать дорого - отдали мне, трещины сквозные, толщина 150 мм, задача была заварить и в тоже время не прожечь насквозь. Два дня ушло , засверливал по трещине, где болгаркой выбирал, потом двоечкой проваривал, опять зачищал болгаркой до чистого металла и опять наваривал. Так слоями заварил, и всё кранборт опять в строю...

Автор поста оценил этот комментарий

По поводу УЗК - тут всё зависит от дефектоскописта. Например светить нержавейку берутся немногие. Более того, в своей практике я встречал, когда целый завод, просто отрицал возможность контрольно швов нержавейки с помощью ультразвука, т.к. местная лаборатория не имела достаточного опыта.


А так. Хотел бы сказать главное - для каждой работы, есть свой инструмент. Не везде подложишь снимок, или же мел-керосин не прольёшь с обоих сторон.

Автор поста оценил этот комментарий
Вот как раз ща занимаемся такой темой,крану три года а он уже весь в трещинах